Текст выступления на семинаре по профилактике эмоционального выгорания Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конфликты и способы поведения в конфликтах ситуациях

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Английский словарь синонимов дает такие сходные понятия для термина «конфликт»: борьба, столкновение, несогласие, враждебность, оппозиция и др.

Конфликт в психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Признаки конфликта: а) наличие противоположных позиций; б) инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую.

Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами возникновения конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий.дискомфорт.

Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Важно владеть навыками конструктивного решения возникающих проблем. Прежде всего разговор о конфликтах должен содержать информация о его функциях - как негативных, так и позитивных.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», противоречие, помогает прояснить отношения и т. д.

Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

  1. Возникновение конфликта (появление противоречия);

  2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

  3. Конфликтное поведение;

  4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Прежде чем говорить о конфликте, желательно очертить семантическое поле конфликта, поскольку разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других - «косой взгляд» партнера, а для третьего - драка и т. д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.



Внимание к своим интересам

-

Конкуренция (соревнование)

Сотрудничество





Компромисс!

Избегание

Приспособление

Внимание к интересам партнера

В соответствии с этой моделью К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Сотрудничество является стратегий, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Д. Скотт утверждает, что успех будет зависеть и от того, сумеете ли вы взять под контроль собственные эмоции и дать выход эмоциям партнера по общению: «Не принимайте на свой личный счет оскорбления, не попадите под влияние трудного человека».

Способы разрешения педагогических конфликтов

Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов:

определения проблемы заявлением общего характера;

обозначение главных участников конфликта;
выяснения опасений и потребностей каждого из них.

Этот прием позволяет ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы; представляется возможность высказаться; становится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые варианты решения проблемы.

Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане.

• Выработка альтернатив конфликтному поведению включает: их
обсуждение, выбор, анализ и претворение в жизнь.

При выборе обычно пользуются критериями осуществимости, достаточности и справедливости. Для претворения альтернатив нужно определить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения. Обычно разрабатывая альтернативы, проблему разбивают на части.

Переговоры. В конфликте всегда есть возможность договориться. Переговоры включают несколько этапов:

• Подготовка (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонентов, постановка целей урегулирования конфликта).

Процесс переговоров и их завершения. В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мнению другой стороны; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; снижать свои притязания, если они не реальны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты.





Посредничество - это способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны - объективной и не вовлеченной в конфликт. Правила посредничества предполагают три основные функции:

приведение сторон к согласию (решение проблем без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики);

  • выслушивание участников (рассказ каждого, повторение каждым того, что уже было сказано, выражение каждым оппонентом своего отношения к конфликту);

  • разрешение конфликта (объяснение каждой стороной условий для достижения согласия).

Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремятся.

Метод интроспекции заключается в том, что один участник конфликта ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой участник испытывает в данной ситуации. После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком. Действенность этого метода высока, но не безгранична. Возникает опасность принять собственные мысли и чувства за чувства и мысли другого. Применяя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями другого человека и менять их в случае несоответствия.

Метод эмпатии основан на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог доверяет своей интуиции, и вовремя останавливать возникновения интеллектуальных интерпретаций.

Метод логического анализа подходит для тех, у кого преобладает элемент рационализации психической жизни. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации.

Метод творчества позволяет превратить проблемы конфликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее максимальную выгоду. Он состоит в превращении проблемы в задачи. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо научиться в любой ситуации, использовании позитивных утверждений. Метод позитивного самоутверждения основан на стратегии выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки требований, а путем «Я - высказываний», отражающих суть события, потребности, чувства, взгляды человека на ситуацию.

Метод совместной власти основан на партнерских отношениях: «власть с...», а не «власть над...». Позволяет добиться наиболее желательных для личности результатов, одновременно создавая ценности для другого человека.

Метод управления, эмоциями основан на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, умении их передать другому. Это становится возможным при выработки умений самоконцентрации, безопасной разрядки эмоций и выработки стремления к улучшению отношений.

Метод анализа конфликтных ситуаций с помощью стратегии выиграть, позволяющий рефлексивным способом находить разнообразные варианты решения проблемы с выгодной для обеих сторон.

Метод социально-психологического тренинга, позволяющий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.

Метод интуиции основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.

Метод воображения, помогающий развивать социальную рефлексию, прогнозирующий варианты поведения партнера по общению и свои собственные реакции.



© 2010-2022