Повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклонений в поведении детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии МАОУ ООШ№ 27 г. Томск

Повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклонений в поведении детей

Работая с семьей, педагогу приходится сталкиваться с различными категориями семей, где уровень педагогического потенциала родителей различен. Не всегда семья может справиться со своей основной функцией - воспитание ребенка. Это происходит по различным причинам: выбор неправильного стиля воспитания в семье, либо низкий уровень материально-бытовых условий, неполноценное воспитание в силу неравномерного распределения воспитательных обязанностей между родителями, отсутствие семейных традиций, напряженная психологическая атмосфера, а наиболее значимым является низкий уровень педагогической грамотности родителей, их нежелание взаимодействовать с образовательным учреждением по вопросам воспитания ребенка. Именно это и приводит к отклонениям различного вида в поведении детей, что и является семейным фактором.

Отсюда проблема исследования была определена следующим образом: является ли деятельность педагога по повышению воспитательного потенциала семьи средством предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Объект: педагогический потенциал семьи.
Цель: обосновать целесообразность форм социально-педагогического взаимодействия с семьей, направленных на повышение ее воспитательной роли.
Задачи:
1) дать теоретическое обоснование понятию «педагогический потенциал семьи» и его компонентам;
2) раскрыть особенности организации социально-педагогической деятельности с семьей;
3) выделить основные критерии для изучения уровня педагогических возможностей семьи;
4) подобрать диагностический материал на выявление отклонений в поведении детей;
5) составить систему работы по повышению воспитательной роли семьи и апробировать ее отдельные формы.
Отклоняющееся поведение может быть охарактеризована, как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Детей и подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное отклонение в поведении человека, противопоставляющее принятым в обществе правовым и нравственным нормам ( Мардахаева).
Типичными проявлениями девиантного проявления являются: ситуационно - обусловленные, детские и подростковые поведенческие реакции такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности, уходы из дома, вредные привычки, антиобщественные действия.
Отсюда видно, что воспитание и тип взаимоотношения в семье играют неотъемлемую роль в формировании личности ребенка, дает ему знания о нормах и правилах поведения в обществе.
Воспитательные возможности семьи можно измерить по следующим критериям:
- особенности семьи - ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат.
Выделяются факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам:
- социально-культурный;
- эмоционально-благоприятные отношения в семье - стимулируют у ее членов поведение, действия направленные друг на друга;
- культура семьи - качество семейного воспитания будет обусловлено семейными ценностями;
- внутрисемейные отношения - осуществляются в процессе непосредственного общения всех членов
семьи.
С целью выявления наиболее эффективных форм работы с семьей по повышению ее педагогического
потенциала была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МОУ Лесноуколовсой СОШ. Для проведения опытно-экспериментальной работы была подобрана группа детей в возрасте от 9-11 лет.
Целью констатирующего эксперимента является выявление детей с отклонениями в поведении а так же уровня педагогического потенциала родителей. Для проведения работы учащиеся 4-го класса были разделены на две подгруппы (контрольную и экспериментальную). Для реализации цели была подобрана серия диагностических методик на выявление отклонений в поведении детей и уровня педагогических возможностей родителей. Обработка данных диагностик на выявления отклонений в поведении детей показала, что в обеих группах большое количество детей с экстравертическим типом личности. Эмоциональная устойчивость преобладает в контрольной группе. Об этом свидетельствует обработка теста Айзенка.
При обработке теста Люшера выяснилось, что преобладает потребность в покое детей, укрытие от внешних воздействий (экспериментальная группа). Это свидетельствует о высокой напряженности, желании уединиться от внешней среды. В контрольной группе преобладает спонтанная активность, что свидетельствует об изменении поведения детей в зависимости от конкретных ситуаций. Из проведенных диагностик выяснилось что у 30% детей наблюдаются склонность к отклонениям в поведении.
Также диагностическая работа проводилась с родителями учащихся. На каждую семью была заполнена карта. 1,3,6 пункты - информация бралась из бесед с классным руководителем, изучение школьной документации. По 4 и 6 пунктам проводились анкеты для родителей, откуда выяснилось, как распределены обязанности, как проходит семейный досуг. На изучение нравственно-психологической атмосферы семьи проводились тесты «Я родитель, я - приятель», «Какой вы родитель»". Далее по 4 пункту проводилась диагностика воспитательного потенциала семьи, где родители по 7 критериям оценивали свои педагогические возможности. По результатам обработки выяснилось, что в экспериментальной группе, как и в контрольной, оценила свой воспитательный потенциал как высокий - одна семья, низкий воспитательный потенциал оценила также одна семья в экспериментальной группе и 4 в контрольной. По результатам диагностик на констатирующем эксперименте выяснилось, что у 30% детей наблюдаются отклонения в поведении, но лишь в двух случаях причиной являются низкий воспитательный потенциал.
Исходя из полученных результатов была выдвинута цель формирующего эксперимента: способствовать повышению воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклонений в поведении детей. Проводились следующие формы работы со всеми родителями: консультация «Наши трудные дети», родительский ринг «Семейные проблемы, как их решать», беседа «Закон и ответственность», тренинг «Разрешим семейные проблемы». Все эти формы работы способствовали разрешению возникших у родителей вопросов. Они получили представления о теоретических и практических основ воспитания своих детей.
Для выявления эффективности проделанной работы проводился контрольный эксперимент, его цель: выявить эффективность проведенных мероприятий. Следовательно, были проведены отдельные диагностические методики: тест «Какой вы родитель», тест «Я родитель, Я - приятель», диагностика воспитательного потенциала семьи и другие. Результаты обработки показали, что уровень педагогических возможностей родителей контрольной и экспериментальной групп несколько возрос за счет повышения показателей.
Говорить о большой результативности проведенной работы нельзя, но она будет видна при систематической работе, спроектированной нами на один год. Все предложенные нами формы работы помогут педагогу своевременно выявить и предотвратить отклонения в поведении детей, повысить воспитательные возможности родителей.
В качестве рекомендаций можно предложить тематику бесед и консультаций с родителями: «Типичные недостатки семейного воспитания», «Методы педагогического воздействия на ребенка в семье», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка», «Влияние на здоровье ребенка негативной теле и видео информации»,
«Роль семейного общения в профилактике негативных привычек детей», «Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка», «Влияние родителей на успеваемость обучение ребенка в школе».
Источник: Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 195 с.



© 2010-2022