Психологическая характеристика учащегося с умственной отсталостью

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Психологическая характеристика

****** ***** **********,

**.**.**** года рождения, ученика 1 класса «*»

**** «********* ***** № *»,

проживающего по адресу: г. **********, ул. *********, **

Учащийся обучается в **** «********* ***** №*» в 1 классе «*Г» с сентября 2014-2015 учебного года.

Психологическая диагностика проводилась в октябре 2015 года с целью обследования актуального развития познавательных процессов учащегося. Однако удалось осуществить лишь малую часть диагностического исследования. Причиной этого послужил отказ учащегося от выполнения задания, неправильное понимание инструкции (например, задание звучит - кто из животных живет в теплых краях? - медведь, олень, волк, верблюд, пингвин. На что учащийся отвечал, что не знает героев какой сказки ему называют. Дальнейшее объяснение не привело ни к каким результатам) не заинтересованность, высокий уровень отвлекаемости на другие предметы, находившиеся в кабинете. Речь учащегося развита плохо. Многие слова он не выговаривает, поэтому произносит так, как может. Часто говорит невнятно. Методику «Угадай-ка» из комплекса ПДК удалось провести, т.к. учащийся воспринял ее как игру. Во время обследования ***** подпрыгивал, радостно хлопал в ладоши, громко вскликивал и смеялся, топал ногами, если удавалось назвать правильную букву. Согласно данной методике был выявлен уровень IIIа, что говорит о недостаточности таких интеллектуальных функций как память и мышление. Однако невозможно судить об уровне интеллектуального развития учащегося по результатам одной диагностической методик. Дальнейшая диагностика оказалась невозможной, как и последующие попытки.

Мальчик характеризуется как активный, подвижный, несдержанный, как в поведении, так и эмоционально. Не сформированы элементарные социальные навыки - навык общения со сверстниками, взрослыми, отмечается яркое смещение ролевой позиции. Придя в школу, учащийся не видел различий между учениками и учителем, обращался к взрослым на «ты», ходил во время урока по классу, кричал, пытался начать игру с другими учениками, рисовал на доске. Часто отмечаются неадекватные эмоциональные реакции на некоторые события. В случае просьбы учителя вернуться на свое место или прекратить рисование, громко кричал, отказывался выполнять просьбы. ***** часто проявляет дурашливость, капризничает. Отсутствует самокритика. Практически единственной темой рисования учащегося является «экскаватор» - несмотря на тему урока или рисунка, мальчик всегда рисует только это, а так же пририсовывает детали данного транспорта как к живым, так и неживым предметам (например, дом-экскаватор, человек и экскаватор, вместо хвоста у слона - ковш экскаватора).

Со сверстниками пытается поддерживать контакт, однако это ему не удается. Не сформированы социальные навыки, что не позволяет выстраивать адекватные отношения. В игре часто импульсивен, может толкнуть, ударить, прыгнуть сверху на ребенка, крикнуть прямо в лицо. Резкие движения могут сменяться медленными и плавными. Несмотря на все эти проявления, сознательно ***** не проявляет агрессии. При наблюдении за мальчиком видно, что иным образом он не умеет проявлять чувств, не знает других форм взаимодействия с детьми, поэтому и не воспринимает свое поведение как неправильное. Попытки объяснить ему неправильность его поведения остаются тщетными.

За 4 месяца обучения в школе у ****** появились лишь небольшие сдвиги в развитии. Учителей он стал называть по имени и отчеству, вместо «учительница» или «тетенька», однако и это проявляется не всегда, часто он исправляет свое обращение после небольшого замечания. Во время урока по-прежнему может ходить по классу, рисовать на доске, хотя учителю иногда удается найти с ним компромисс. При выполнении заданий, требующих раскрашивания картинки, использует один цвет карандаша и раскрашивает весь рисунок, не отмечая отдельные детали на изображении.

Позиция родителей не ясна. Они проявляют интерес к обучению ******, интересуются, есть ли успехи, однако те проявления в поведении, которые заметны всем окружающим, их не удивляют. Состояние их сына ими воспринимается как норма. За консультациями к школьному педагогу-психологу не обращаются. Однако уже с первого месяца обучения они сообщили классному руководителю, что будут против специального (коррекционного) класса.

В целом можно говорить о неустойчивом инфантилизме учащегося - психомоторная расторможенность, импульсивность, неспособность к саморегуляции деятельности и поведения. Нарушение речи также может приводить к психическому инфантилизму.

Работа с учащимся стоится по направлению выстраивания доверительных отношений. Предлагаются задания для работы, которые смогут его увлечь, с целью наблюдения за ******* в момент его работы над заданием. Дополнительной сферой работы является формирование адекватных форм поведения, развитие и понимание социальных норм учащимся.

Одной из главных задач является направление ****** на городскую ПМПК, т.к. незнание диагноза и осложнений в личности учащегося приводит к серьезным трудностям в работе с ним, вследствие чего не представляется возможным выстроить продуктивный индивидуальный маршрут коррекционно-развивающих занятий для учащегося.

Директор ***** «********* ***** №*»

Классный руководитель

Педагог-психолог Мяликова Д.Н.

© 2010-2022