Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение к любым предложенным объектам и получить информацию об эмоцио­нальном самочувствии каждого ученика и класса в целом. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Процедура проведения занимает не более 30 минут. На первом этапе психолог знакомит детей с условными обозначе­ниями эмоционального отношения.   Инструкция: «Ребята, давайте научимся с помощ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Спецификой работы практического психолога образования яв­ляется широкое поле деятельности, включающее, с одной сторо­ны, сложный и многоаспектный функционал (диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая, просветительская, консультативная работа), с другой - большое количество субъектов профессионального взаимодействия (ученики, учителя, родители). Многие психологи тратят чрезмерные усилия на диагностическую ра­боту в ущерб другим видам работ. Отчасти это связано с характери­стиками диагностических методик, предназначенных для индивиду­ального обследования и выявления отдельных частных психологиче­ских показателей. Поэтому очень важно для практического психоло­га иметь в своем арсенале диагностический инструментарий, отвечаю­щий следующим принципам:

  1. экономичность (минимальные временные затраты на проведе­ние тестирования и обработку результатов);

  2. информативность (возможность с помощью одной методики получить многообразную психологическую информацию);

  3. экологичность (обследование наиболее естественным обра­зом встраивается в привычные условия жизнедеятельности респон­дентов);

  4. прогностичность (возможность не только получения информации о наличном состоянии исследуемых психологических характеристик, но и прогнозирования дальнейшего их развития, что дает ориентиры для осуществления профилактической работы).

Одной из задач педагога-психолога является отслеживание про­цесса адаптации первоклассников к школе. Именно в этой сфере особенно важно соблюдение всех перечисленных выше принципов диагностики. Психологу необходимо иметь представление об общей картине адаптационных процессов всего контингента первоклассни­ков и одновременно удерживать в поле зрения каждого ученика. Сама процедура отслеживания этого процесса не должна отвлекать детей от учебной деятельности и не быть для детей чрезмерно нагрузочной. Важнейшим интегральным показателем адаптации первоклассника к школе является его эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. Поэтому для диагностики эмоциональной состав­ляющей школьной адаптации мы предлагаем методику экспресс-диаг­ностики «Лица».

Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение к любым предложенным объектам и получить информацию об эмоцио­нальном самочувствии каждого ученика и класса в целом. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Процедура проведения занимает не более 30 минут.

На первом этапе психолог знакомит детей с условными обозначе­ниями эмоционального отношения.

Инструкция: «Ребята, давайте научимся с помощью изображений показывать свое отношение к разным вещам и событиям. Для этого мы будем рисовать веселые, грустные или спокойные лица. Если вам что-то нравится, вы рисуете вот такое веселое лицо:

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школеЕсли вам что-то очень-очень нравится, вы рисуете два таких весе­лых лица:

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе




Если вам что-то не нравится, вы рисуете вот такое грустное лицо

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

Если вам что-то очень-очень не нравится, вы рисуете два таких грустных лица:

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

Если вы равнодушны (вам все равно), нарисуйте вот такое спо­койное лицо:

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

На втором этапе на специально заготовленном бланке ученики оценивают вышеописанным способом свое эмоциональное отноше­ние к следующим объектам:

  1. Детский сад.

  2. Школа.

  3. Учитель.

  4. Класс (ученики).

  5. Учебные предметы (перечисляются все учебные предметы, ко­торые дети изучают).

При обработке первичных данных рисунки детей переводятся в цифровые значения следующим образом:

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе+ 2 балла

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе- 1 балл

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе- 2 балла

Составляется сводная таблица данных по классу:

№/п

Ф.И. ученика

Детский сад

Школа

Учитель

Класс

Учебные предметы

Средний балл оценки эмоционального отношения к школьной жизни ученика







Среднее значение оценок эмоционального отношения по классу


Подсчитывается среднее значение по каждому объекту оценки и среднее значение по каждому ученику.

Анализ и интерпретация результатов

Данные сводной таблицы представляют богатую информацию для психолого-педагогического анализа. Информацию можно анализиро­вать по трем направлениям:

1. Анализ индивидуальных оценок каждого ученика по всем объектам.
Особое внимание обращается на низкие значения оценок (ниже еди­
ницы). Значения оценок ниже единицы свидетельствуют об индивиду­
альных зонах дискомфорта в школьной жизни учеников.

Анализируется также соотношение оценок детского сада и школы. Если оценка школы ниже, чем детского сада, то это может быть сигна­лом эмоционального неблагополучия ребенка в школе, что позволяет предполагать недостаточную сформированность внутренней позиции школьника.

  1. Подсчитывающем и анализируются средние значения оценок каж­дого ученика. Для анализа складываются все оценки в одной строке таблицы (кроме оценок детского сада) и полученная сумма делится на количество показателей. Полученный усредненный показатель дает информацию об эмоциональном состоянии ученика в школе в целом. Особое внимание обращается на учеников, среднее значение оценок которых ниже единицы. Данные ученики могут нуждаться в психоло­го-педагогической помощи.

  2. Подсчитываются и анализируются средние значения каждого из оцениваемых объектов (школа, учитель, класс, учебные предметы) по классу в целом. Для этого складываются все оценки в соответствую­щем объекту столбце и полученная сумма делится на количество уче­ников.

Полученные усредненные показатели дают информацию об эмо­циональном отношении к школе учеников данного класса в целом. На основании их психолог может предоставить учителям информацию о привлекательности для первоклассников разных учебных предметов. У каждого учителя есть сильные и слабые стороны в педагогической деятельности, и оценки детей являются индикатором, позволяющим обратить внимание учителей на технологию преподавания отдельных учебных предметов. Очень информативной (для учителей и психоло­га) является оценка учениками объекта «класс», т.к. учителя склонны идеализировать.

Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школеДиагностика эмоционального отношения первоклассников к школе

© 2010-2022