- Преподавателю
- Школьному психологу
- Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе
Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Щербакова Р.Р. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Спецификой работы практического психолога образования является широкое поле деятельности, включающее, с одной стороны, сложный и многоаспектный функционал (диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая, просветительская, консультативная работа), с другой - большое количество субъектов профессионального взаимодействия (ученики, учителя, родители). Многие психологи тратят чрезмерные усилия на диагностическую работу в ущерб другим видам работ. Отчасти это связано с характеристиками диагностических методик, предназначенных для индивидуального обследования и выявления отдельных частных психологических показателей. Поэтому очень важно для практического психолога иметь в своем арсенале диагностический инструментарий, отвечающий следующим принципам:
-
экономичность (минимальные временные затраты на проведение тестирования и обработку результатов);
-
информативность (возможность с помощью одной методики получить многообразную психологическую информацию);
-
экологичность (обследование наиболее естественным образом встраивается в привычные условия жизнедеятельности респондентов);
-
прогностичность (возможность не только получения информации о наличном состоянии исследуемых психологических характеристик, но и прогнозирования дальнейшего их развития, что дает ориентиры для осуществления профилактической работы).
Одной из задач педагога-психолога является отслеживание процесса адаптации первоклассников к школе. Именно в этой сфере особенно важно соблюдение всех перечисленных выше принципов диагностики. Психологу необходимо иметь представление об общей картине адаптационных процессов всего контингента первоклассников и одновременно удерживать в поле зрения каждого ученика. Сама процедура отслеживания этого процесса не должна отвлекать детей от учебной деятельности и не быть для детей чрезмерно нагрузочной. Важнейшим интегральным показателем адаптации первоклассника к школе является его эмоциональное отношение к различным аспектам школьной жизни. Поэтому для диагностики эмоциональной составляющей школьной адаптации мы предлагаем методику экспресс-диагностики «Лица».
Данная методика позволяет выявить эмоциональное отношение к любым предложенным объектам и получить информацию об эмоциональном самочувствии каждого ученика и класса в целом. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Процедура проведения занимает не более 30 минут.
На первом этапе психолог знакомит детей с условными обозначениями эмоционального отношения.
Инструкция: «Ребята, давайте научимся с помощью изображений показывать свое отношение к разным вещам и событиям. Для этого мы будем рисовать веселые, грустные или спокойные лица. Если вам что-то нравится, вы рисуете вот такое веселое лицо:
Если вам что-то очень-очень нравится, вы рисуете два таких веселых лица:
Если вам что-то не нравится, вы рисуете вот такое грустное лицо
Если вам что-то очень-очень не нравится, вы рисуете два таких грустных лица:
Если вы равнодушны (вам все равно), нарисуйте вот такое спокойное лицо:
На втором этапе на специально заготовленном бланке ученики оценивают вышеописанным способом свое эмоциональное отношение к следующим объектам:
-
Детский сад.
-
Школа.
-
Учитель.
-
Класс (ученики).
-
Учебные предметы (перечисляются все учебные предметы, которые дети изучают).
При обработке первичных данных рисунки детей переводятся в цифровые значения следующим образом:
+ 2 балла
- 1 балл
- 2 балла
Составляется сводная таблица данных по классу:
№/п
Ф.И. ученика
Детский сад
Школа
Учитель
Класс
Учебные предметы
Средний балл оценки эмоционального отношения к школьной жизни ученика
Среднее значение оценок эмоционального отношения по классу
Подсчитывается среднее значение по каждому объекту оценки и среднее значение по каждому ученику.
Анализ и интерпретация результатов
Данные сводной таблицы представляют богатую информацию для психолого-педагогического анализа. Информацию можно анализировать по трем направлениям:
1. Анализ индивидуальных оценок каждого ученика по всем объектам.
Особое внимание обращается на низкие значения оценок (ниже еди
ницы). Значения оценок ниже единицы свидетельствуют об индивиду
альных зонах дискомфорта в школьной жизни учеников.
Анализируется также соотношение оценок детского сада и школы. Если оценка школы ниже, чем детского сада, то это может быть сигналом эмоционального неблагополучия ребенка в школе, что позволяет предполагать недостаточную сформированность внутренней позиции школьника.
-
Подсчитывающем и анализируются средние значения оценок каждого ученика. Для анализа складываются все оценки в одной строке таблицы (кроме оценок детского сада) и полученная сумма делится на количество показателей. Полученный усредненный показатель дает информацию об эмоциональном состоянии ученика в школе в целом. Особое внимание обращается на учеников, среднее значение оценок которых ниже единицы. Данные ученики могут нуждаться в психолого-педагогической помощи.
-
Подсчитываются и анализируются средние значения каждого из оцениваемых объектов (школа, учитель, класс, учебные предметы) по классу в целом. Для этого складываются все оценки в соответствующем объекту столбце и полученная сумма делится на количество учеников.
Полученные усредненные показатели дают информацию об эмоциональном отношении к школе учеников данного класса в целом. На основании их психолог может предоставить учителям информацию о привлекательности для первоклассников разных учебных предметов. У каждого учителя есть сильные и слабые стороны в педагогической деятельности, и оценки детей являются индикатором, позволяющим обратить внимание учителей на технологию преподавания отдельных учебных предметов. Очень информативной (для учителей и психолога) является оценка учениками объекта «класс», т.к. учителя склонны идеализировать.