Конспект психопрофилактического занятия с детьми Учимся понимать себя. Мои эмоции

ПЛАН-КОНCПЕКТ ЗАНЯТИЯ Раздел «Учимся понимать себя», тема «Мои эмоции», 2 класс Светлана Колчанова, педагог-психолог МАОУ гимназии №1 г. Тюмени Цели, задачи: актуализировать знанияучащихся об эмоциональной сфере через визуализацию информации, способствовать пониманиюзависимости самочувствия от эмоциональных состояний (рефлексия) и осознаниюнеобходимости заботиться о своем здоровье через организацию группового взаимодействия, информирования;обучить приемам изменения эмоционального состояни...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНCПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Учимся понимать себя. Мои эмоции», 2 класс


Цели, задачи:

  • актуализировать знания учащихся об эмоциональной сфере через визуализацию информации,

  • способствовать исследованию индивидуальных особенностей проявления эмоциональных состояний (рефлексия) и осознанию относительности оценки чувств через организацию диалога, игровых ситуаций;

  • обучить распознаванию и описанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, понимания чувства другого человека (эмпатия) через освоение способов и приемов эффективного общения,

  • расширить пассивный и активный словарь.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска, компьютер, колонки, магнитная доска, магниты, карточки с названиями эмоций, картинки с эмоциями, маркеры, индивидуальные бланки, карточки самоподдержки; стулья, парты по числу участников.

Организационный момент

слайд 1

Психолог. Добрый день, ребята. Рада видеть вас, надеюсь, наша встреча будет интересной и полезной для вас. Желаю вам приятных впечатлений, новых открытий.

Введение

Психолог. Сегодняшний наш разговор будет посвящен теме, которая может показаться с одной стороны простой, с другой- очень сложной, но в то же время очень интересной. Я надеюсь, что вы сможете сформулировать ее название.

Слайд-шоу -Эмоции.

Это есть у людей и животных.

Это проявляется в разном возрасте.

У людей разных национальностей, религий, континентов.

Этому подвержены люди разных профессий.

Так или иначе- это проявляется у всех, но по- разному.

Кто- то учится управлять этим всю жизнь, кому-то это дается легче.

Без этого не обходится ни один день в жизни каждого человека,

без этого жизнь была бы скучной и однообразной

Именно это делает общение интересным, насыщенным.

О чем будет наш сегодняшний разговор?

Ответ: об эмоциях.

Слайд. Совершенно верно. Тема нашего занятия «Мои эмоции».

Психолог. Давайте попробуем сформулировать, что такое ЭМОЦИИ?

Ответы.

Психолог. Эмоции- это проявление наших чувств, другими словами проявление нашего настроения в данный момент времени. Эмоции могут проявляться по-разному.

Психолог. А какие эмоции вы узнали? Какие эмоции вы еще знаете?

Ответы участников. Радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, спокойствие, гнев.

На экране появляются названия эмоций.

Психолог. Вы совершенно правильно отметили различные оттенки эмоциональных состояний, их достаточно много. Сегодня мы с вами будем использовать наиболее распространенные из них. Может быть вам известна наука, которая изучает эмоции человека?

Ответы. Психология.

Психолог. конечно, именно психология изучает эмоции, поведение человека, его внутренний мир, способности. Как вы считаете, сегодня на занятии чем мы будем заниматься?

Ответы. Изображать и распознавать разные эмоции, изучать себя.

Психолог. Как вы думаете для чего это нужно?

Ответы. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение.

Психолог. Как вы отнесетесь к тому, чтобы нашу работу провести в исследовательской мини-лаборатории и побывать в роли Психологов?

Ученые, как известно, что делают? Наблюдают, проводят исследования, объясняют их с точки зрения науки. Свои наблюдения они фиксируют в специальных бланках. Для каждого из вас приготовлены индивидуальные листы, на которых вы будете сегодня работать.

Итак, начинаем работу.

Давайте еще раз прочитаем названия эмоций.

Исследование 1. Выберите и обведите зеленым цветом те названия эмоций, которые вам приятно испытывать, а красным карандашом подчеркните неприятные для вас эмоции.

Работают на листах + музыка 30 сек.

Итак, поделитесь, пожалуйста, какие эмоции вы подчеркнули? Какие обвели?

Мой вариант.

Первые из участников на доске располагают названия эмоций в два столбика.

Психолог. У нас получились две группы эмоций.

Мы можем названия эмоций в группах объединить и дать им название? Приятные / неприятные, положительные / отрицательные.

Скажите, что происходит с вашим самочувствием, если вы злитесь? Если грустите?

Ответы. Пропадает аппетит, начинает болеть голова, живот- самочувствие ухудшается, вы можете заболеть.

Психолог. Что происходит с вашим самочувствием, когда вы радуетесь? Удивляетесь? Спокойны?

Ответ: самочувствие улучшается, бодрость, хочется что-то делать.

Психолог. Постарайтесь обобщить ваши наблюдения. Возможно, наше самочувствие зависит от нашего настроения, тех эмоций, которые мы испытываем. Или настроение зависит от самочувствия? Взаимосвязаны. А человек может на это повлиять?

Ответы.

Психолог. Почему это важно?

Ответы.

Психолог. Сохранять здоровье важно - это залог благополучия, при котором человек может добиться своих целей в жизни, реализовать свои мечты. У вас будет возможность при выполнении домашнего задания поделиться своими наблюдениями и опытом по этому вопросу.

Основная часть.

Психолог.

Исследование 2. В парах. Договоритесь, кто партнер А, кто партнер Б. Поделитесь своими самонаблюдениями с партнером по парте. Расскажите ему, в каких ситуациях вам бывает грустно, весело, страшно, стыдно ...

А- 30 сек., Б- 30 сек. + тихая музыка.

Психолог. Поделитесь, что у вас получилось. Партнер А расскажи, о чем тебе рассказал партнер Б.

Ответы.

Психолог. Какой вывод мы можем сделать?

Ответы. Разные люди в разных ситуациях могут испытывать разные эмоции, в силу своей индивидуальности.

Спасибо.

Психолог. Когда вы смотрели фотографии, что вам помогло определить состояние людей?

Ответ: лица.

Психолог. Точнее- выражение лица, в психологии это называется МИМИКА. В выражении лица, какие его части помогают нам распознать, что в данный момент испытывает человек?

Ответ: брови, губы, глаза.

Психолог.

Исследование 3. Сейчас каждый из вас сможет проверить свои способности определять эмоцию по картинке. Рассмотрите пиктограммы с разными выражениями лиц. Постарайтесь соотнести название эмоции с ее графическим изображением на инд.листе. (дублирование на слайде).

Каждый выбирает 1 эмоцию - соотносит с изображением на доске.

Психолог. Давайте обсудим, что у нас получилось.

Что вам помогло определить эмоции?

Ответ: выражение лица.

Ваш опыт общения вам помог определить название эмоции.

Вывод. Необходимо привлекать свой опыт общения с разными людьми. Достаточно ли для общения умения только по картинкам определять состояние собеседника?

Нет.

Мы с вами, как люди науки должны в этом убедиться экспериментальным путем.

Упражнение «Зеркало»

Психолог. Мы сейчас проведем следующий эксперимент. Встаньте друг перед другом.

Один из вас - зеркало, другой - человек перед зеркалом. Договоритесь, кто из вас будет выполнять какую роль.

"Человек" изображает эмоцию, "зеркало" должно угадать ее, а затем постараться изобразить. Вы представляете 3 разные эмоции. Постарайтесь изобразить разные эмоции. Можете использовать пиктограммы.

1 минута. Теперь поменяйтесь ролями.

Обсуждение

- Что у вас получилось?

- Какие трудности возникли?

- Удалось ли передать собеседнику ту эмоцию,которую вы задумали?

- Когда вы изображали разные эмоции, что еще,кроме мимики, участвовало в этом?

(Ответы детей.)

Психолог. Не всегда удается точно изобразить эмоцию, чтобы было понятно собеседнику. У каждого свои особенности лица, подвижность его частей, от этого зависит, насколько точно на лице отражается эмоциональное состояние.

Дети. Движения рук, головы, тела.

Психолог. Совершенно верно. Движения тела, рук, ног в психологии называется ЖЕСТАМИ. Для чего вы это делали?

Ответ. Чтобы точнее передать эмоцию.

Психолог. Скажите, пожалуйста, какие эмоции легче было определять? Очевидно, те, которые чаще испытываете или видите в жизни, а те, которые испытываете редко, сложнее. Так? И что из этого следует?

Ответы. Нужно этому учиться.

Психолог. Каким образом?

Ответы. Общаться, читать книги, смотреть фильмы, анализировать- стараться понять переживания героев, учиться им сопереживать.

Психолог. Как вы считаете, почему литература, книги имеют большое значение в жизни человека?

Ответы. Опыт поколений, историй, уровень образования и т.д.

Психолог. Именно в связи с этим, 2015 год в России объявлен годом литературы.

Психолог. Как вы считаете, в жизни могут пригодиться умения распознавать состояние человека по его мимике и жестам? Для чего это важно?

Ответы.

Психолог. Конечно, в общении с окружающими людьми очень важно уметь распознавать эмоции по мимике, жестам человека, чтобы точнее понимать его состояние, чтобы общение приносило удовлетворение, чтобы радовало, чтобы оказать поддержку, если это необходимо. В психологии это умение называется ЭМПАТИЯ.

Мы с вами экспериментальным путем выяснили, что, к сожалению, бывает так, что окружающие нас люди не всегда точно могут определить наше настроение и поэтому не могут оказать нам поддержку и внимание, в котором мы нуждаемся. Как сообщить о своем эмоциональном состоянии?

Ответы. Сказать.

Психолог. Как?

Уверена, вам знакомы эти фразы. Привлеките свой опыт. Есть слова, которые помогут вам лучше описать свое состояние и окружающие смогут оказать вам поддержку.

Примеры Я-сообщений.

Кто-нибудь догадался почему они так называются?

Ответы: Я, МНЕ; сообщают о самочувствии человека.

Психолог. Действительно, они сообщают о самочувствии того, кто говорит. Выберите одну фразу, которую бы вы хотели закончить.

Исследование 4.

В парах. Договоритесь, кто партнер А, кто партнер Б. Сообщите своему напарнику о своем настроении сейчас, используя мимику, жесты, Я-сообщения.

Сравните этот опыт с опытом в эксперименте "Зеркало", в каком случае информация о настроении более точная?

Ответы. Во втором.

Психолог. Почему?

Ответы. Используем все возможности сообщить о своем настроении, чтобы получить поддержку, сделать общение интересным, содержательным.

Психолог. Бывает так в жизни, что рядом нет близкого человека и поддержать некому. Как быть в этом случае?

Упр. «Саподдержка».

Напишите на инд.бланке слова или фразу, которая помогает вам, когда трудно или грустно, как вы себя поддерживаете.

Обсуждение.

Психолог. Я хотела бы вам подарить в вашу копилку еще несколько волшебных фраз, которые могут помочь вам в трудную минуту.

Слайд

+ Карточки «Самоподдержка» возьмите для себя ту, которая вам сейчас ближе по смыслу всего.

Психолог. Возможно эти шпаргалки/ напоминалки- вам пригодятся, чтобы поддержать себя в трудную минуту и улучшить свое настроение. Мы с вами обсуждали почему это важно - это забота о своем здоровье.

Итак. Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

Мы с вами сегодня проводили исследования в области ? Эмоций.

Какие открытия вы сегодня сделали, какие знания уточнили?

Ответы.

Психолог. Скажите, каким образом, мы можем определить какие эмоции в данный момент испытывает человек? мимика, жесты, голос, слова.

В чем нам могут помочь эти знания? Улучшить взаимопонимание, общение, получить поддержку.

Домашнее задание

Психолог. Для тех, кто хотел бы продолжить изучать тему, предлагаю дома выполнить следующую работу: продолжить работу в роли психолога и провести эксперимент - понаблюдать за своим настроением в разных ситуациях и проверить, действительно ли настроение влияет на самочувствие, или наоборот. Можете ли вы влиять на свое настроение или самочувствие. Вы можете разработать советы по улучшению настроения исходя из своего жизненного опыта.

Для работы вам выдаются листы наблюдений.

(Приложение 3.)

Обратная связь

Психолог. Я благодарю вас за работу на занятии, мне было приятно с вами работать. Меня порадовали ваша активность, открытость, заинтересованность. Надеюсь, знания, полученные сегодня, будут для вас полезны.

На своем листе приклейте смайлик, который символизирует ваше настроение после выполненной работы, здесь и сейчас.

Спасибо. До свидания.

2 часть

А, если случится так, что вашему другу, близкому человеку будет грустно, или он будет злиться, что с ним никто не дружит, как вы можете поступить?

Поговорить с ним, предложить свою помощь.

«Мешочек добрых слов», слайд

Представьте, что из мешочка добрых слов выпали таблички. Какие из них вы можете использовать, чтобы поддержать своего товарища или близкого человека?

Ответы.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание 5.

Слова другу (на бланке свой вариант)

Слайд

Задание 6

Работа в группах.

По иллюстрациям определить, какие эмоции возникают в той или иной ситуации, возможные варианты поведения. Поделиться своим опытом: какие эмоции возникают у участников в подобных ситуациях.

Вариант 1. Нарисовать свою ситуацию.

Вариант 2. В группе выбрать ситуацию и инсценировать ее, продемонстрировав возможный вариант поведения героев.

Обсуждение.


© 2010-2022