- Преподавателю
- Школьному психологу
- Работа с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания Гореть Или Жить
Работа с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания Гореть Или Жить
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулагина Е.М. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Работа с педагогическим коллективом, направленная на профилактику эмоционального выгорания «Гореть или ЖИТЬ». (Середа Е.М., МОБУ СОШ № 25)
Работа с педагогами является очень важным направлением психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам необходима психологическая поддержка, так как введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам зачастую бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, а особенно тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Появление новых требований к ведению документации, появление в базовых классах детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в различных конкурсах и другие сопровождающие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые обостряют и без того их интенсивную деятельность.
Появление новых стрессогенных факторов требует особого внимания к сохранению психического здоровья педагогов. Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со всеми трудностями, которые возникают перед ним в педагогической деятельности более адекватно и верно воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог в силах давать не только знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально - личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональные трудности работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся не возможно без работы педагога-психолога с педагогами в этом направлении.
Коллеги, вы наверняка и без меня знаете, что существует очень много способов, методов и техник, которые направлены на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Однако, хотелось бы вам рассказать о тех методах и приемах, которые я чаще всего использую в работе с педагогами своей школы.
Упражнение "Баланс реальный и желательный"
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге - их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Это упражнение проводится для того, чтобы педагог мог увидеть разницу между желаемым и действительным, нашел способы и ресурсы для идеального соотношения всех граней своей жизни.
Упражнение "Чувство"
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
-
Воспринимали ли вас адекватно?
-
Почему возникали затруднения в определении чувства?
-
Расскажите о своих впечатлениях.
Данное упражнение помогает педагогам снять эмоциональное напряжение, учит распознавать эмоции других людей.
Упражнение "Самомассаж"
Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько одной рукой;
· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
Данное упражнение снимает физическое напряжение, усталость, головную боль.
Упражнение "Отвлечение внимания"
В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены 4 возможности:
· Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые доставляют Вам удовольствие, например, домашний праздник.
· Медленно сосчитайте предметы эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т.д.
· Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.
· В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.
Ключ к использованию этого способа состоит в умении сконцентрировать внимание на нейтральных или позитивных чертах.
Данное упражнение используется для позитивного отвлечения внимания. Это поможет заблокировать стрессовые мысли и чувства, переживания.
Для снятия негативного отношения к себе в профессии я использую аутотренинговое упражнение «Я»: Педагог описывает действие, поведение, отношение, которое желательно. При этом следует избегать слов и выражений "не буду", "никогда", "перестану", "никаких".
Например, вместо "Я перестану ругать себя" - "Я буду себя прощать и одобрять".
И последнее упражнение, которое мне очень нравится в использовании, я хотела бы предложить сделать здесь и сейчас всем вместе. Упражнение называется «Автопортрет»
Я предлагаю Вам нарисовать автопортрет. Желательно, чтобы рисунок имел следующие составляющие: лицо или тело человека с руками и ногами. Просьба, чтобы другие участники не видели рисунков друг друга.
По завершении рисования на уровне глаз педагог-психолог просит написать справа то, на что приятно смотреть, а слева то, на что смотреть неприятно. На уровне ушей справа написать, какие звуки приятно слышать, а слева звуки, которые слышать неприятно или они раздражают. На уровне носа слева описать приятные запахи, справа - неприятные, раздражающие запахи. На уровне рта справа написать приятные вкусы или любимые блюда, слева - неприятные по вкусу блюда.
На уровне рук справа ведущий просит участников написать то, к чему нравится прикасаться (нравится обнимать, ощущать на ощупь, держать в руках и т.д.), а слева то, от чего возникают неприятные ощущения на ощупь. На уровне ног справа написать то, по чему или по какой поверхности нравится ходить, а слева то, что раздражает или по чему ходить ногами неприятно. На уровне мозга справа психолог просит зафиксировать приятные мысли или мечты, а слева неприятные мысли.
Теперь посмотрите на свои автопортреты, посмотрите на то, что вы написали слева - это то что вас раздражает и тревожит, то, чего по возможности нужно избегать. Теперь посмотрите на записи справа: это то, что может помочь вам в открытии новых источников развития, то, что поможет вам найти ресурс в Самих себе.
Закончить свое выступление мне бы хотелось притчей:
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?» «50 грамм!»+ «100 грамм!»+ «125 грамм!»+- предполагали студенты. - Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? - Ничего, - ответили студенты. - Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор. - У вас заболит рука, - ответил один из студентов. - Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? - Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже вам может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории. - Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени? - Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. - Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - спросил профессор. - Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории. - Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.
Уважаемые коллеги, не забывайте «Опустить стакан» в конце дня.