- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка родительского собрания на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения
Разработка родительского собрания на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Т.Е. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Петрова Т. Е. - педагог-психолог
МБОУ Саранпаульской СОШ
Здравствуйте, уважаемые родители!
В современном мире все острее стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости по отношению к детям, о потере семейных ценностей, о толерантности в семье, о влиянии средств массовой информации, мультпродукции на формирование ребенка.
Мы собрались сегодня обсудить с вами некоторые из этих проблем, познакомить с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.
В последние годы в нашей стране детям стало уделяться большое внимание. Не секрет, что длительный период дети были защищены законодательством лишь на бумаге. Это привело к невероятным масштабам детского суицида, неврозам, травмам, наркомании, пьянству. Наша страна лидирует по многим из этих позиций.
Давайте вспомним, какие же существуют наказания для детей.
Во-первых, это физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя. Правда, часто при этом делают оговорку, но если только шлепнуть по мягкому месту или отвесить подзатыльник «любя», а изредка или по необходимости и ремень использовать.
Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение.
Следующее - это словесная агрессия (ругань, оскорбления, подобно физическому наказанию малоэффективно.
Есть наказание которое называют лишение ребенка части родительской любви (его игнорируют, не общаются). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботится о своем ребенке лишают его тепла и внимания.
Самым распространённым явлением - является наказание состоящее в лишении за проступок каких-то приятных моментов (похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями).
Предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Слайд Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
Слайд При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Слайд Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Слайд Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Слайд
-
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Слайд
-
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Слайд
-
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Слайд К психической форме насилия относятся:
-
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
-
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
-
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
-
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
-
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
-
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Слайд
-
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Слайд К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
-
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
-
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
-
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
-
Слайд наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
-
безработица, постоянные финансовые трудности;
-
постоянные супружеские конфликты;
-
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
-
низкий уровень культуры, образования;
-
негативные семейные традиции;
-
нежелательный ребенок;
-
умственные или физические недостатки ребенка;
-
«трудный» ребенок.
Слайд Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Слайд Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Слайд Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.
Слайд Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Слайд Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
-
состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
-
особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
-
Слайд низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
-
отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
-
Слайд задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
-
заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Слайд В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:
Слайд Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)
Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966гВсемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.)
К чему приводит агрессивное поведение?
Слайд Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.»
Эрих Фромм
В последние годы учащиеся школы младших и средних классов проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. И первой причиной этого служит нестабильная ситуация в семье, где сами родители применяют агрессию к своему ребенку и друг другу. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка. Кроме того непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными.
Слайд Агрессия - слово латинского происхождения ("aggredi") и означает - "нападение, нападать". Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.
Слайд Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию.
Слайд Различают ряд мотивов агрессивного поведения.
-
Мотивы патологические - это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
-
Мотивы враждебные - эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
-
Мотивы гедонистические - здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
Слайд
-
Мотивы авторитарные (жажда власти) - человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
-
Мотивы отрицания - агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
-
Мотивы психической саморегуляции - с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.
Слайд Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки:
-
врожденные побуждения или задатки;
-
потребности, активизируемые внешними стимулами;
-
познавательные и эмоциональные процессы;
-
актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Слайд Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются:
-
семья,
-
сверстники,
-
средства массовой информации и пр.
Слайд Формы агрессивного поведения
-
Вербальная форма - унижение и оскорбление человека при помощи слов. Этот вид агрессии бывает прямой и косвенной.
-
Физическая агрессия может быть также прямой (физическое унижение), косвенной (нанесения материального ущерба) и символической (угрозы и запугивания). Есть еще реальная форма агрессии, которая проявляется в нанесении физических травм.
Слайд Основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.
Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом.
Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится (часто приводит к суициду).
Слайд Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии .
Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения.
Для них характерен постоянный внутри личностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения (может привести к депрессии, психическим расстройствам)
Слайд Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний (очень часто приводит к суициду).
Слайд Дети, склонные к проявлению негативизма.
Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.
Критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление, не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение (может привести к суициду).
Слайд Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто
-
"Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).
-
Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.
-
Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.
Слайд Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
-
оно следует немедленно за проступком;
-
объяснено ребенку;
-
оно суровое, но не жесткое;
-
оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Слайд Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил.
Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других.
При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей.
Профилактика агрессии - это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.
Слайд Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки - силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать - доверие.
Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам:
1.Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме.
2. Научить владеть собой в любой ситуации.
3. Отработать приемы и навыки общения в конфликте.
4. Помочь формированию эмпатии.
Слайд Здоровья и удачи Вам и вашим детям!