Разработка родительского собрания на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Петрова Т. Е. - педагог-психолог

МБОУ Саранпаульской СОШ

Здравствуйте, уважаемые родители!

В современном мире все острее стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости по отношению к детям, о потере семейных ценностей, о толерантности в семье, о влиянии средств массовой информации, мультпродукции на формирование ребенка.

Мы собрались сегодня обсудить с вами некоторые из этих проблем, познакомить с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.

В последние годы в нашей стране детям стало уделяться большое внимание. Не секрет, что длительный период дети были защищены законодательством лишь на бумаге. Это привело к невероятным масштабам детского суицида, неврозам, травмам, наркомании, пьянству. Наша страна лидирует по многим из этих позиций.

Давайте вспомним, какие же существуют наказания для детей.

Во-первых, это физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя. Правда, часто при этом делают оговорку, но если только шлепнуть по мягкому месту или отвесить подзатыльник «любя», а изредка или по необходимости и ремень использовать.

Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение.

Следующее - это словесная агрессия (ругань, оскорбления, подобно физическому наказанию малоэффективно.

Есть наказание которое называют лишение ребенка части родительской любви (его игнорируют, не общаются). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботится о своем ребенке лишают его тепла и внимания.

Самым распространённым явлением - является наказание состоящее в лишении за проступок каких-то приятных моментов (похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями).

Предлагаем Вашему вниманию презентацию на тему Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Слайд Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

Слайд При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Слайд Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Слайд Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Слайд

  • Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Слайд

  • Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Слайд

  • Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Слайд К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Слайд

  • Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Слайд К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

  • Слайд наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

  • безработица, постоянные финансовые трудности;

  • постоянные супружеские конфликты;

  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;

  • низкий уровень культуры, образования;

  • негативные семейные традиции;

  • нежелательный ребенок;

  • умственные или физические недостатки ребенка;

  • «трудный» ребенок.

Слайд Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Слайд Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Слайд Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.

Слайд Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Слайд Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

  • Слайд низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

  • Слайд задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Слайд В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

Слайд Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)
Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966гВсемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.)

К чему приводит агрессивное поведение?
Слайд Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.»

Эрих Фромм

В последние годы учащиеся школы младших и средних классов проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. И первой причиной этого служит нестабильная ситуация в семье, где сами родители применяют агрессию к своему ребенку и друг другу. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка. Кроме того непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными.

Слайд Агрессия - слово латинского происхождения ("aggredi") и означает - "нападение, нападать". Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

Слайд Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию.

Слайд Различают ряд мотивов агрессивного поведения.

  • Мотивы патологические - это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.

  • Мотивы враждебные - эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.

  • Мотивы гедонистические - здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.

Слайд

  • Мотивы авторитарные (жажда власти) - человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.

  • Мотивы отрицания - агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.

  • Мотивы психической саморегуляции - с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.

Слайд Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки:

  • врожденные побуждения или задатки;

  • потребности, активизируемые внешними стимулами;

  • познавательные и эмоциональные процессы;

  • актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Слайд Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются:

  • семья,

  • сверстники,

  • средства массовой информации и пр.

Слайд Формы агрессивного поведения

  • Вербальная форма - унижение и оскорбление человека при помощи слов. Этот вид агрессии бывает прямой и косвенной.

  • Физическая агрессия может быть также прямой (физическое унижение), косвенной (нанесения материального ущерба) и символической (угрозы и запугивания). Есть еще реальная форма агрессии, которая проявляется в нанесении физических травм.

Слайд Основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом.

Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится (часто приводит к суициду).

Слайд Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии .

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения.

Для них характерен постоянный внутри личностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения (может привести к депрессии, психическим расстройствам)

Слайд Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний (очень часто приводит к суициду).

Слайд Дети, склонные к проявлению негативизма.

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста.

Критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление, не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение (может привести к суициду).

Слайд Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто

  1. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).

  2. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.

  3. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

Слайд Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;

  • объяснено ребенку;

  • оно суровое, но не жесткое;

  • оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Слайд Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил.

Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других.

При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей.

Профилактика агрессии - это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.

Слайд Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки - силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать - доверие.

Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам:

1.Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме.

2. Научить владеть собой в любой ситуации.

3. Отработать приемы и навыки общения в конфликте.

4. Помочь формированию эмпатии.

Слайд Здоровья и удачи Вам и вашим детям!



© 2010-2022