Основные вопросы связанные с особеностями работы с первоклассниками в период адаптации

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая поддержка личности первоклассника в период адаптации к школьному обучению как способ становления и профилактики деформации личности в организациях среднего общего образования

Балашова Наталья Викторовна

МБОУ СОШ № 4 г. Шатура

В образовании нам данный момент складывается ситуация, которая характеризуется приоритетом ценностей становления и развития личности, сохранения и поддержания психологического здоровья субъектов образования, развитию адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В связи с этим исключительное значение приобретает задача успешной адаптации первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст - сензитивный период формирования субъектной позиции в учебной деятельности, и очень чувствителен ко всем проявления со стороны участников образовательного процесса, как к негативным так и позитивным, именно на этом уровне закладываются индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок - образование», индивидуальная траектория развития личности в образовании. Сегодня школа в соответствии с ФГОС и введением ФГТ в дошкольном образовании, предъявляет особые требования к развитию адаптивных способностей развивающейся личности, умению использовать собственные ресурсы и возможности взаимодействия с другими для достижения успеха и конкурентоспособности в будущей жизнедеятельности.

Вместе с тем анализ показывает, что акцент на необходимости психологической поддержки носит во многом декларативный характер, явно недостаточно проработаны на теоретическом и эмпирическом уровне основания и механизмы психологической поддержки, достаточно дискуссионным является вопрос ее содержания и направленности, нуждаются в конкретизации выделяемые формы и способы ее реализации.

Проблема психологической поддержки развития и становления личности, а также профилактика ее деформации на этапе адаптации к школьному обучению исследована фрагментарно и уровень ее изучения не соответствует объему запроса на действенную психологическую помощь современному первокласснику в период адаптации. Значимость и актуальность психологической поддержки и развития сегодня возрастает еще и потому, что современная ситуация развития младшего школьника изобилует факторами дезадаптирующего характера: недостаточный уровень готовности к школьному обучению (имеются ввиду такие аспекты готовности к школе, как психологическая и физическая готовность), низкий уровень развития познавательных процессов. Это только некоторые из выявленных нами моментов при поступлении детей в школу, которые имеют наиболее весомое значение при обучении ребенка в школе.

Как следствие всего выше перечисленного на наш взгляд необходима разработка концепции психологической поддержки развития и становления личности в образовании, структурирование ее содержательных и инструментальных аспектов, адекватных требованиям современной ситуации. Важным является повышение психологической компетентности субъектов образования в вопросах осуществления психологической поддержки.

В современных школах основными помощниками в адаптации первоклассников выступают педагоги-психологи.

Педагог-психолог владеет именно психологическими средствами формирования и развития определенных психических процессов и навыков в ходе специально организованной деятельности.

Цель развивающей деятельности в общем виде: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Достижение этой цели возможно, с нашей точки зрения, в процессе реализации следующих задач:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для
успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков
входит в понятие психологической готовности к школе.

2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих
ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-

концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации

развивающей деятельности.

С целью оказания помощи в наиболее успешной адаптации учащихся первых классов нами была выбрана программа, разработанная и представленная

Занятие по адаптации первоклассников

О.В. Хухлаевой в книге «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе». Эта программа была приведена в соответствие с современными требованиями с учетом временных и пространственных характеристик, а также материально - технической базы.

Цели данной программы:

  • содействовать осознанию позиции школьника;

  • развитие познавательных процессов;

  • способствовать формированию дружеских отношений в классе;

  • развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Основная задача работы - это помочь детям адаптироваться в новом для них пространстве и социальном статусе, повысить уровень школьной мотивации в условиях благоприятных для становления личности учащегося.

Проведенная работа по вышеуказанной программе показала хорошие результаты. Учителя каждого класса присутствовали на занятиях, после которых мы проводили совместные обсуждения работы детей, их поведения, анализировались детские рисунки.

Занятие с учениками 2 класса

В целом работа по данной программе и ее результаты порадовали не только педагогов, родителей, но и самих детей. Учителя неоднократно отмечали, что ребята с удовольствием ждут следующих наших встреч. В конце года было проведено родительское собрание, на котором были озвучены отзывы и пожелания родителей.

Анализ всей проведенной работы, позволил сделать заключение о том, что поставленные нами в самом начале цели были достигнуты, адаптация детей проходила успешно. В связи с этим было принято решение продолжить работать по данной программе уже в следующих классах (2,3,4).

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. «Организация психологической работы в школе» М, 1997 г.

  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. «Работа психолога в начальной школе» М, 1998 г.

  3. Газета «Школьный психолог» № 48, 2002 г.

  4. Овчарова. Р.В. «Справочная книга социального педагога», М, Сфера 2001 г.

  5. Фопель К.В. «Чтобы дети были счастливы», М., 2005 г.

  6. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я», М: Генезис, 2009 г.

© 2010-2022