Оскорбления, унижение детьми и подростками своих сверстников и не только: причины и последствия, ответственность (из опыта работы)

К сожалению, конфликтные ситуации среди детей младшего школьного возраста и подростков – не редкость. Не редкость оскорбительные выражения и действия, обидные слова, намеренно или случайно, высказанные в адрес собеседника - обидчика, написанные на школьных стенах, подъездах домов, в лифтах, иногда на спине одноклассника и.т.д. Многие говорят, что современная молодежь очень жестока. Так ли это? И можно ли компенсировать обиду и наказать оскорбителя? Сегодня уже никого не надо убеждать в том, чт...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оскорбления, унижение детьми и подростками своих сверстников и не только :причины и последствия, ответственность (из опыта работы).

К сожалению, конфликтные ситуации среди детей младшего школьного возраста и подростков - не редкость. Не редкость оскорбительные выражения и действия, обидные слова, намеренно или случайно, высказанные в адрес собеседника - обидчика, написанные на школьных стенах, подъездах домов, в лифтах, иногда на спине одноклассника и.т.д. Многие говорят, что современная молодежь очень жестока. Так ли это? И можно ли компенсировать обиду и наказать оскорбителя?

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети всего мира нуждаются в специальной правовой защите. Но иногда бывает нужна защита от самих детей.

Случай из опыта работы: однажды на профилактическую беседу пришел младший школьник, во время разговора, он неожиданно сказал:

-Хочу записаться в какой-нибудь кружок. Предложенные мной направления его совсем не интересовали, как вдруг он решил сам, сказав: -Хочу пойти на борьбу, чтобы всех бить. Я поинтересовалась, а бить то зачем? - ведь в единоборствах не принято использовать силу и различные приемы просто так. И тогда мальчик проговорился, что его периодически обижает подросток, который старше на один класс, оскорбляет, может подкараулить у дома и накинуться. Было очевидно, что ребенок переживает по этому поводу, испытывает повышенную тревожность и страх перед тем, что будет по дороге домой, будут его поджидать или нет. Но из-за страха, что станет еще хуже, чем уже есть младший школьник не захотел указать на обидчика и даже не навал его имени.

Мальчик находиться в психотравмирующей ситуации, в постоянном состоянии стресса, когда он говорит о данной проблемной ситуации и невозможности ее решить самостоятельно, он сильно волнуется, и у него проявляются мимические тики и невротические симптомы.

Как помочь такому ребенку? Как оградить его от обидчика?

Еще один случай из опыта работы: однажды мы получили видео съемку одного доброжелателя, в которой четко было видно небольшую группу обучающихся пятых классов, которые явно издевались и оскорбляли дворника (используя не цензурную брань), закидывали его снежками, громко смеялись, и было видно, что все эти действия доставляют им небывалое удовольствие. Какие чувства испытал, этот униженный подростками человек, не сложно догадаться. Попробуем себя поставить на место пострадавшего, наверняка никто не захочет оказаться на его месте, не каждый сможет себя защитить. Почему такое поведение у детей? Неужели их этому учат дома, в школе? Задав вопрос этим детям: - Знаете ли Вы, что такое толерантность? Услышала, четкий ответ современной молодежи. - Нет!

Нет??? - школа только и говорит об этом, проводит профилактические мероприятия и флеш-мобы в поддержку то одних, то других, социальные педагоги показывают различные видеоролики детям, но видимо этого недостаточно. Семье, родным и близким ребенка, нужно также уделять огромное внимание этой проблеме. Если, мы не учим детей терпимости к другим людям, не развиваем их духовно и нравственно, не говорим о правовой культуре и ответственности, о толерантности, о сострадании в конце концов, как ребенок должен вырасти достойным человек, соблюдающим все правила и нормы поведения в обществе.

В последнее время все чаще в сети интернет, в СМИ говорят о том, что участились случаи нарушения несовершеннолетними общественного порядка, совершения правонарушений, среди учащихся образовательных учреждений увеличилось количество подростков, нарушающих устав школы, регламентирующий основные правила поведения в учреждении, оскорбления и унижение детьми учителей. Нередки случаи употребления в речи нецензурной брани в общественных местах. Также вызывают опасения участившиеся противоправные деяния, связанные с причинением вреда здоровью, например, нанесение побоев либо использование средств гражданской обороны (газовых баллончиков). Данное поведение нередко является результатом ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию своих детей. Скажу лишь одно, пусть фраза избитая, но точно в яблочко: -Помните наши дети - это зеркальное наше отражение!

Немного теории…

Что такое оскорбление личности?

Оскорблением личности считается умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено не только устно или письменно, но и выражено действием, например, пощечиной, плевком, неприличным жестом.

При этом совершенно не имеет значения, соответствуют ли оскорбительные слова действительности. Оскорбление в отличие от клеветы не связано с изложением недостоверных фактов или измышлений. Это негативная оценка человека, его действий, поступков и воззрений, выраженная в неприемлемой нормами поведения форме.

Какая ответственность предусмотрена законом за оскорбление личности?

Какого-то отдельного закона об оскорблении личности в российском законодательстве нет. Более того, в 2011 году из Уголовного кодекса удалена статья 130, предусматривавшая ответственность за оскорбление, и теперь оно не относится к уголовным преступлениям. Однако это не означает, что подобные действия остаются безнаказанными.

В действующем законодательстве оскорбление личности рассматривается как административное нарушение, наказание за которое предусмотрено статьей 5.61 Кодекса об административных правонарушениях.

Как гласит указанная статья, «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» влечет наложение административного штрафа. На граждан - от 1 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц - от 10 до 30 тысяч, на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей. Штрафы за оскорбление личности в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или СМИ более суровы.

Ответственность в форме штрафа предусмотрена и за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления в средствах массовой информации или в публично демонстрируемых произведениях.

Как защитить себя от оскорбления личности и наказать обидчика?

В соответствие со статьей 150 Гражданского кодекса РФ достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни относится к нематериальным благам, принадлежащим гражданам по рождению. Это дает основания для обращения в суд с целью защиты прав, наказания оскорбителя и возмещения морального вреда. Обращаясь в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства, следует опираться на положения статей 12, 150-152, 1099-1101 Гражданского кодекса.

Требования по оформлению любого иска, подаваемого в суд, изложены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса. Среди прочих формальных правил, кодекс требует изложения в исковом заявлении обстоятельств, на основании которых истец считает, что ему нанесен вред, и доказательств обстоятельств.

Доказательствами оскорбления личности могут быть свидетельские показания, записи телефонных разговоров и камер видеонаблюдения, распечатки смс-сообщений и интернет-страниц и т.п.

В современном обществе распространенный способ нанесения оскорблений - публикация их в сети Интернет. Чтобы аргументировано доказать наличие таких публикаций, целесообразно обратиться к нотариусу для совместного осмотра сайта, содержащего оскорбительный контент. Составленный по результатам осмотра протокол можно приложить к заявлению.

Как правило, поиск и представление доказательств по искам о защите личного достоинства для обычных граждан представляет определенную проблему. Лучше всего привлечь для этих целей профессиональных юристов, что значительно повысит шансы успешного рассмотрения иска.

Привлечь к административной ответственности за оскорбление личности можно, обратившись в прокуратуру с заявлением по факту оскорбления, по которому будет проведена соответствующая проверка.

Следует учесть, что если даже обидчик привлечен к ответственности и наказан штрафом за оскорбление личности, это не может служить причиной отказа от подачи в суд иска с требованием возмещения морального вреда, нанесенного оскорблением.

Причины и последствия…

Причинами такого поведения несовершеннолетнего, может стать как неблагополучие в семье у ребенка, так и детско-родительские конфликты, любые виды насилия над ребенком (психические, физические), жесткая диктатура, вседозволенность, попустительский стиль воспитания родителями, т.е. уклонение и пассивность в воспитании своего школьника, нарушение отношений с одноклассниками, не умение общаться, устанавливать контакты как со взрослыми, так и детьми, не умение находить компромиссы, сотрудничать, уступать, частая смена эмоций подростка, эмоциональная возбудимость, озлобленность, агрессивность и многое другое. Ребенок с таким проявлениями склонен к девиантному поведению.

Последствия могут быть самые разные, но чаще всего ни к чему хорошему оскорбления, унижения подростком в чей либо адрес не приводят. Задержка несовершеннолетнего-мера исключительная, часто ответственность за детей несут законные представители, т.е. родители. Часто противоречивые поступки подростков не выходят за рамки образовательных учреждений, в таком случае по проблеме активно работают специалисты: социальные педагоги, психологи, администрация, учителя и они ставятся в известность о произошедшем родителей. Все это делается для того, чтобы малолетний нарушитель не чувствовал себя безнаказанно, и попытался понять и осознать неправильность своих действий. Важно родителям понять, что их обязанность не только содержать несовершеннолетних: кормить, одевать, лечить и т.п., но и воспитывать, и развивать, и показывать на своем положительном примере как нужно правильно поступить в том или ином случае, объяснить на доступном языке для ребенка, что такое хорошо и что такое плохо, как можно решить конфликтную ситуацию без драки, оскорбления или вовсе избежать конфликта, научить ребенка контролировать свои эмоции, способам работы с гневом (как можно спустить пар, не обижая при этом невиновных), а также способам саморегуляции, рефлексии и толерантности.

Важно не только для родителей, но и для педагогов:

Настоятельно рекомендуем Вам в системе:

  • проводить беседы с несовершеннолетними детьми о соблюдении правил и норм поведения в общественных местах;

  • проводить сознательно-профилактическую и последовательно-воспитательную политику в школе и дома:

  • о недопущении совершения противоправных деяний, в том числе связанных с причинением вреда здоровью себе и другим гражданам;

  • оскорблении и унижении человеческого достоинства, издевательств над слабыми, малоимущими, лицами иных национальностей;

  • дать практические рекомендации, советы направленные на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения; научить детей, как вести себя в конфликте, разобрать способы разрешения конфликтов, давать вовремя полезные советы и рекомендации

  • знакомить с законами, статьями, правами и обязанностями несовершеннолетних, говорить на классных часах и не только об ответственности за противоправные действия, в том числе оскорбления, унижение, насилие, воровство и прочее.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение ими основного общего образования, и вырастить достойных и уравновешенных людей.



Подготовила педагог-психолог: Котоманова Леся Дмитриевна

© 2010-2022