Конспект мастер - класса на тему Профилактика профессионального выгорания педагогов в образовательной среде

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс: Профилактика профессионального выгорания педагогов в образовательной среде

Автор: Миншакирова А.Ф.

Должность: педагог - психолог

Образовательная организация: МБОУ «СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Набережные Челны

Цель мастер - класса: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде

Задачи:

  1. Расширить знания педагогов о стрессе и профессиональном выгорании;

  2. Развивать умения и навыки саморегуляции своего эмоционального фона, поведения, мышления;

  3. Развивать умение самостоятельно анализировать и работать со стрессовыми ситуациями, используя упражнения для дыхания и снятия мышечного напряжения

Ход работы

Введение

Специальности психолога и учителя отличаются от представителей ряда других профессий, длительностью эмоциональных перегрузок. Ежедневно мы общаемся с учащимися, консультируем родителей, совместно с администрацией школы решаем учебные и воспитательные вопросы.

Профессиональный стресс будет закономерностью, влияющий на виды деятельности, эффективность работы, процесс становления личности и развития мастерства. Что же делать, чтобы профессиональный стресс не перешел в феномен профессионального выгорания? Рассмотрим данное явление более подробно.

Под «профессиональным выгоранием» или же синдромом «эмоционального выгорания» понимают состояние физического, умственного, эмоционального истощения. Данный феномен состоит из 3-х составляющих:

  1. Эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих с связи со своей работой;

  2. Деперсонализация - циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к учащимся, родителям, коллегам);

  3. Редукция профессиональных достижений - формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.

Определение стресса ввел Г. Селье в 1936 году для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры.

Показано, что степень интенсивности профессионального выгорания зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Низкие показатели выгорания наблюдались у лиц, занимающих активную жизненную позицию по отношению стресс - факторов, высокий уровень - при наличии у людей пассивных тактик.

С помощью методов и техник саморегуляции можно моделировать свое поведение, мышление, в том числе и эмоциональный фон. Когда психологи говорят об «обучении релаксации», они имеют в виду регулярную практику одного или нескольких комплексов особых упражнений на расслабление. Чаще всего эти упражнения сочетают в себе глубокое дыхание, мышечную релаксацию и технику визуализации, призванные снять с вас стрессовое напряжение. Во время практики вы заметите, что поток стремительных мыслей начинает замедляться, а ощущение страха и тревожности снижается.

Основная часть

Разминка.

  1. Встаньте те, кто работает социальным педагогом?

  2. Встаньте те, кто работает психологом?

  3. Встаньте те, кто молодой специалист?

  4. Встаньте те, кто работает в школе больше 5 лет?

  5. Встаньте те, кто работает в школе более 15 лет?

  6. Встаньте те, у кого хорошее настроение?

Упражнение № 1. Установление психологического контакта.

Разбейтесь по парам. Попросите человека (если вы выполняете это упражнение самостоятельно) стать лицом к вам. Предложите ему повторять все ваши движения таким образом, будто он смотрит в зеркало и видит себя в нем. Через некоторое время поменяйтесь ролями.

Но в начале упражнения не делайте сложные движения, не производите несколько движений одновременно, не используйте мимику, соблюдайте медленный темп. Потом, когда вы освоитесь в этом упражнении, можете делать все то, что вначале упражнения было запрещено.

Упражнение № 2. Устойчивое положение. Самодиагностика

Встаньте свободно. Пятки ног сведите вместе, носки поставьте на ширину стопы. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях. Постарайтесь почувствовать в теле свою внутреннюю опору через центр тяжести, находящийся на уровне вашего пупка. Затем поднимите согнутую в колене правую ногу так, чтобы бедро было параллельно полу. Закройте глаза и почувствуйте, как стопа вашей поднятой ноги опирается на землю. Делайте так до тех пор, пока не придет полной ощущение опоры стопы поднятой ноги на пол. Повторите то же самое упражнение с открытыми глазами, а затем весь комплекс проведите и левой ногой.

Интерпретация:

● по тому, как человек может удержать равновесие тела при малой площади опоры, стоит судить о том, насколько он внутренне уравновешен, уверен в себе и самостоятелен в ситуациях, когда не на что (или не на кого) опереться;

● в зависимости от того, на какой ноге человеку легче стоять, можно понять, есть ли проблемы в отношениях с окружающими. Если на левой ноге, то проблемы в личных отношениях с близкими людьми, если же на правой, то имеются проблемы в отношениях с социумом.

Упражнение № 3. "Хочу - не хочу, но делаю... "

Цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  1. Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.

2) Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.

3) Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

"Если есть желание, есть тысяча возможностей! Если нет желания, есть тысяча причин!"

Упражнение № 4. Учимся анализировать проблемы.

Анализ проблемы _________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Ситуация (коротко сформулированная своими словами) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто еще в нее вовлечен? ___________________________________________________

__________________________________________________________________________Где это происходит? _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда происходит? (В какое время дня? Как часто? Как долго это длится?) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как происходит? (По каким вероятным правилам? Какое при этом настроение?)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему происходит? (Какими причинами вы и окружающие объясняете на этот момент существование проблемы?) _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вы делаете? (Как вы конкретно реагируете на проблемную ситуацию?)_____

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы себя чувствуете? (Рассерженным? Подавленным? Смущенным?) _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чего бы вы хотели (Что именно вы желаете изменить?) _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 4. Метод Седона.

Шаг 1. Сосредоточьтесь на вопросе, отношение к которому хотели бы изменить в лучшую сторону, затем позвольте себя почувствовать все, что чувствуете в этот момент. Чувство не обязательно должно быть всепоглощающим. Примите любое возникшее чувство, позвольте ему проявится максимально полно.

Не нужно ждать усиления чувства, чтобы его отпустить. Если вы ощущаете внутри пустоту, подавленность вялость, безжизненность и одиночество, эти чувства можно отпустить так же легко, как и более ярко выраженные. Лишь приложите максимум усилий. Чем больше вы будете работать с этим методом, тем проще будет определить, что вы чувствуете.

Шаг 2. Спросите себя:

● Могу я отпустить это чувство?

● Могу я позволить этому чувству остаться?

● Могу я принять это чувство?

Цель вопросов - выяснить, готовы ли вы совершить необходимые действия. Приемлемы и «да», и «нет». Постарайтесь ответить на вопрос первое, что придет в голову, без долгих размышлений, не вступая во внутренний диалог о преимуществах того или иного шага.

Шаг 3. С какого бы вопроса вы ни начали, задайте себе простой вопрос: «Смогу ли я?» другими словами - «Готов ли я освободиться?»

Постарайтесь освободиться от внутренних дискуссий. Не забывайте вы работаете ради себя - ради обретения свободы и ясности.

Если вы даете отрицательный ответ или не уверены в нем, то решите: «Я предпочитаю оставить это чувство или же быть свободным от него?» Даже если ответ снова отрицательный, переходите к четвертому шагу.

Шаг 4. Задайте себе простой вопрос «Когда?».

Освобождение следует начинать СЕЙЧАС. Возможно, оно дастся вам без труда. Помните, что освобождение - то решение, которое вы можете принять в любое время.

Шаг 5. Повторяйте эти четыре шага столько раз, столько вам потребуется для освобождения конкретного чувства.

Возможно, вы заметите, что отпускаете чуть больше чувства на каждом этапе процесса. Первоначальные результаты могут оказаться не столь очевидными. Но если вы проявите усидчивость, они станут более заметны. Иногда бывает, что по одному вопросу вы испытываете множество чувств. Однако все, что вы опускаете, уходит безвозвратно.

*В завершении занятия можно провести релаксацию с использованием дыхательных упражнений и снятия мышечного напряжения. Здесь приведены несколько примеров.

Упражнение № 5. Сигнальная релаксация.

Примите удобное положение, упражнение можно делать сидя и лежа. Сконцентрируйтесь на том, как поднимается и опускается ваш живот при каждом вдохе и выдохе. Дышите медленно и ритмично. С каждым дыхательным циклом расслабляйтесь все больше и больше. При каждом вдохе начните говорить про себя «вдох», а при выдохе - «расслабление». Просто повторяйте: «Вдох…. расслабление, вдох…. расслабление», - отпуская напряжение во всем теле. После того как потренируетесь, ассоциативная связь закрепится, вы можете расслаблять мышцы, просто мысленно повторяя: «Вдох…. расслабление». Сигнальная релаксация порой помогает снять стресс менее чем за минуту и является важной частью программы управления тревогой и гневом.

Упражнение № 6. Быстрая мышечная релаксация - одновременное сокращение мышц.

Вы должны напрячь все группы мышц и удерживать напряжение 7 секунд, после чего дать мышцам расслабиться на двадцать секунд. Когда вы приобретете определенный опыт, вам потребуется меньше времени на напряжение и расслабление мышц.

  1. Крепко сожмите кулаки, одновременно напрягая бицепсы и трицепсы, как «мистер Вселенная». Если вы не хотите, чтобы со стороны было заметно ваше напряжение, просто напрягите мышцы опущенных рук. Удерживайте напряжение, затем расслабьтесь.

  2. Наклоните голову. Проведите ее по кругу: по часовой стрелке и против. При этом напрягите лицо так, как будто каждой его частью хотите дотянуться до кончика носа. Расслабьтесь. Теперь напрягите челюсть и горловые мышцы и отведите плечи назад. Сохраняйте такое положение, затем расслабьтесь.

  3. Медленно прогните спину вперед, одновременно делая глубокий вдох. Удерживайте такое положение, затем расслабьтесь. Сделайте еще один такой глубокий вдох, выпятив при этом живот. Затем расслабьтесь.

  4. Направьте носочки ступней вверх, одновременно напрягая мышцы икр и голеней. Сохраняйте такое положение, затем расслабьтесь. Теперь сожмите пальцы ног, одновременно напрягая мышцы икр, бедер и ягодиц. Удерживайте напряжение, затем расслабьтесь.


Завершение

Рефлексия занятия

Завершите начатые предложения:

  1. Мне сегодня понравилось……

  2. Я сегодня узнала…..

  3. Сегодня для себя открыл(а)……

  4. В процессе занятия я подумал(а) о том, что…….

  5. В дальнейшем могу использовать в своей работе ……(перечисляют упражнения)

  6. Могу предложить своим коллегам упражнение……

  7. Хотел(а) бы отметить……

Самоанализ занятия

Сегодня я вам рассказала про стресс и профессиональное выгорание. Показала, на что необходимо обратить внимание в первую очередь, как можно помочь своим коллегам в профилактике эмоционального выгорания.

В современном мире стресс становится распространенным явлением и полностью ограничить себя от стрессоров, факторов вызывающих стресс невозможно. Если это нельзя предотвратить, это еще не означает что с эти не стоит бороться. Осознанный подход управления своими психологическими состояниями позволяет успешно справиться со стрессовой ситуацией и ее последствиями. Если вы испытываете перенапряжение, то можете воспользоваться рекомендациями в раздаточном материале, что делать при остром стрессе. Также можно использовать упражнения для анализа проблемы и отпускания, чтобы не фиксировать свое внимание и не застревать на отрицательных переживаниях.

Данные элементы мастер - класса можете использовать при проведении мини - тренингов для учителей, выступить на педагогических совещаниях, использовать в процессе индивидуальной консультации с детьми и родителями.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

1) Как победить стресс и депрессию. Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П. - Спб.: Питер, 2011. - 288 с.

2) Метод Седоны. Как избавиться от эмоциональных проблем. Двоскин Г; пер. с англ. Е.А. Бакушева. - Минск: Попурри, 2012. - 416 с.

3) Психология стресса и методы коррекции. Щербатых Ю.В. 2 - е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.: ил.

4) Словарь психолога - практика. Головин С.Ю. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2007. - 976 с. - (Библиотека практической психологии).

5) Страсть излечима! Стресс - менеджмент по - русски. Шапарь В.Б. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 300, [1] с. - (Психологический практикум).







Раздаточный материал.

Что делать при остром стрессе?

В случае критической ситуации существует риск возникновения стресса. Первое, что нужно сделать, - собрать волю в кулак и скомандовать себе: «СТОП!», чтобы затормозить развитие острого стресса. Далее можно использовать противострессовые заготовки, усвоенные заранее:

Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике выдоха на мгновение задержите дыхание, затем как можно медленнее сделайте выдох. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким выдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.

Инвентаризация. Оглянитесь вокруг и внимательно рассмотрите все, что вас окружает. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы хорошо их знаете. Медленно, не торопясь, проведите «инвентаризацию» - мысленно переберите все предмете один за другим, проговаривая про себя: «Черный письменный стол, белые жалюзи, перекидной календарь на стене» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Смена обстановки. Если позволяют обстоятельства, покиньте место, где у вас возник острый стресс. Перейдите в другое помещение, выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями, или наоборот, зайдете в дом. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) как в способе «инвентаризация».

Руки - плети. Встаньте прямо, гони на ширине плеч, теперь наклоните вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешивают вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1 - 2 минуты. Сосредоточьте свое внимание на руках, которые свободно болтаются. В конце очень медленно поднимайте голову ( чтобы она не закружилась).

Смена деятельности. Займитесь какой - нибудь иной деятельностью - начните гладить белье, мыть посуду и т.д. Наведите порядок на рабочем столе, займитесь какими-то привычными делами. Следите, чтобы он не превратился в деятельность ради деятельности, а преследовал определенную цель.

Музыка. Если вас хорошо успокаивает музыка, включите что - нибудь медленное. Вслушайтесь, прочувствуйте ее. Не отвлекайтесь, не давайте себе думать о проблеме. Концентрация на чем - то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

Беседа на отвлеченные темы. Беседа(по телефону или через интернет), требующая внимания «здесь и сейчас», вытеснит из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

Дыхательные упражнения. Проделайте дыхательные упражнения. Главное, чтобы дыхание было ритмичным, размеренным, медленным.

© 2010-2022