Тренинг. Психологическая подготовка к ЕГЭ (11 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Тренинг.

Психологическая подготовка к ЕГЭ







Разработал:

Столповских А.Н.,

педагог-психолог

МКОУ «СОШ №4» г. Аши










Аша, 2016

Цель тренинга: профилактика экзаменационного стресса.

Задачи тренинга:

- знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;

- обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.

Формы работы: групповая дискуссия, мини-лекции, тренинговые упражнения, информирование.

Категория: ученики 11-х классов (группа от 10-12 человек).

Ожидаемые результаты:

  • усвоение психологических основ сдачи экзамена;

  • формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;

  • повышение сопротивляемости стрессу;

  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.




Ход занятия

Организационный момент:

Педагог - психолог. Здравствуйте ребята. Меня зовут Столповских Александр Николаевич, я педагог - психолог. Скоро вам сдавать экзамены, это нужный и ответственный шаг в вашей жизни. Испытываете ли вы волнение и страх перед сдачей ЕГЭ?

Чтобы этого не было, вы должны научиться приемам мобилизации и концентрации. Поэтому сегодня мы проведем Тренинг. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашей беседе, я предлагаю вам немного поиграть.

Разминка:

  1. Упражнение «Созидающая визуализация».

Цель:

Инструкция: постарайтесь представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена. Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями. Представь, что из груды экзаменационных кимов, тебе достается самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все вопросы. Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены

твоим ответом. Представь себе, что в конце ты получаешь высокий балл за экзамен. На душе у тебя легко и радостно. Какие чувства вы испытывали при выполнении этого упражнения?

«Отрепетировав» эти действия, участники настроят себя на успех.

Основная часть:

  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Педагог - психолог. Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое - то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, с чем у

каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»? Как отметили многие из вас, экзамены - это стресс. Как же научиться самообладанию в трудных жизненных ситуациях? Для этого я вам расскажу, какие существуют способы снятия нервно - психического напряжения


  1. Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

  • Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

  • Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце - это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.


  • Производи любые спонтанные звуки - напряжение может быть «заперто» в горле.

  • Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).

  • Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.

  • Погулять в тихом месте на природе.

Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться?

4. Релаксация

Цель:

  • познакомить с понятием релаксация;

  • научить справляться с тревогой, используя дыхание;

  • научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации.

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или ре­лаксацию с помощью дыхания.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Инструкция: «Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положе­ние, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На

четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-

выдохов».

Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?

Упражнение «Лимон»


Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

5. Рефлексия

Цель: получение обратной связи о прошедшем занятии.

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»

Заключение:

Педагог - психолог. Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!

Педагог - психолог раздает выпускникам памятки.





Список литературы


  1. Гусарова Т.С., Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ". [Электронный ресурс] / Т.С. Гусарова //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/570242/. - (Дата обращения: 04.02.2016).

  2. Жидкова В.К., Мини-тренинг на снятие напряжения и беспокойство у учащихся перед экзаменами. [Электронный ресурс] / В.К. Жидкова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». - Режим доступа: nsportal.ru/zhidkova-valeriya-konstantinovna. - (Дата обращения: 08.02.2016).

  3. Чернышова Ю. Как подготовиться к экзамену и сохранить здоровье [Текст] // Школьный психолог.- 2002. - №19. - С. 60 - 65.

  4. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) [Текст].- М.: Генезис, 2004. - 127 с.

  5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст].- М.: Генезис, 2004. - 184 с.

  6. Шевцов С.А. Горе от ума [Текст] // Школьный психолог.-2006.- № 8 - С. 32-35.


© 2010-2022