ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «Экстремизм – угроза обществу»

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения: «Экстремизм - угроза обществу»

Час общения, посвящен теме экстремизма, терроризма. Об актуальности,

которых говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной

почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически

всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

По признанию руководителей МВД, экстремизм, угрожает национальной

безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и

антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными. В

ходе общения учащиеся получают информацию по данной теме, учатся

критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

Цели: Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

формировать негативную оценку таких явлений, как экстремизм, терроризм;

воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям

других национальностей; побуждать к самопознанию, саморазвитию,

самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

Задачи:

Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и

терроризма и кто за этим стоит.

Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления,

подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы;

учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и

аргументировано доказать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к

насилию, терроризму и экстремизму.

Подготовительная работа:

- распределить участников в 2 группы;

- предложить участникам мероприятия подготовить компьютерную

презентацию об экстремизме, терроризме.

- провести анкетирование среди учащихся старших классов по теме

«Толерантность».

Оборудование: компьютер (для демонстрации презентаций, видео).

Оформление: на доске написать тему мероприятия «Все в наших руках».

План мероприятия

I. Вступительная беседа с просмотром видео.

II. Работа в группах с понятиями «экстремизм», «терроризм».

III. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

IV. Тренинг - игра «Все мы чем-то похожи...».

V. Просмотр видео

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Россия - Родина моя»)

Под музыку клипа учитель читает стихи:

Милая Россия!

Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой,

Что ты пережила?

Ты всё перетерпела,

Познала всё сполна,

Поднять такую тяжесть

Могла лишь ты одна!

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Мы живём в России, в Российской Федерации. Россия - великая страна. Эта

страна победившая фашизм. 70 лет назад отгремели бои Великой

Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и

свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит

удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но

всеобщий мир так и не наступил. За последние пять тысяч лет зафиксировано

около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько

миллиардов человек.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с

религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу,

казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается в наш лексикон

плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».

Так что же скрывается за «экстремизмом» и каковы причины его

возникновения.

Выступление 1 группы. Экстремизм - это сложная и неоднородная форма

выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

· политический

· национальный

· религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего

народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в

ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же

территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние

годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм - это движения или течения против

существующего конституционного строя.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что

общество перестает функционировать как целостный организм,

объединенный общими целями, идеями, ценностями.

-это нарастание социальной напряженности.

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе,

что привело к утрате нравственных ценностей.

-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и

перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и

ответственности за судьбу родины.)

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие

адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная

критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой

информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее

подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских

групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не

формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об

идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология,

внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя

членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно

творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает

молодежь.)

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во

многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать

надежный заслон распространению экстремизма.

Учитель: На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой

национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается

увеличение неформальных молодежных движений экстремистской

направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

организаций (группировок) экстремистско-националистиче ской

направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко -

несовершеннолетние лица 14 - 18 лет.

Одним из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое

сознание - «Терроризм». Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное

использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией

на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой - то группы,

стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо

недостижимых легитимным способом. Попробуем разобраться, что же такое

терроризм и определить кто же за этим стоит!

Выступление 2 группы. Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) -

насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей

власти, осложнения международных отношений, политических и

экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм - это

крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

угрожающее жизни и здоровью граждан.

Идеологический терроризм. Наличие двух лагерей (власть и недовольные

ей революционеры - террористы). Например: русские народники,

французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты,

теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная

Армия в ФРГ и т.д.

Этниче ский терроризм. Этнические меньшинства рассматривают

терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях,

когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным

способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые

яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские

армяне и чеченцы.

Религиозный терроризм. Выступают религиозные меньшинства или

активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа

принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние

формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические

образцы такого терроризма - сионистский терроризм в Палестине и

современный исламский терроризм.

Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается

требованием полуполитического характера. Например: предоставление

средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону,

освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и

анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская,

сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

Индивидуальный террор. Это не одиночка - революционер, не одиночка -

националист, не одиночка - религиозный фанатик, не одиночка - преступник,

а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред

обществу.

Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам,

непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем.

Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики

самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм - это мощные

разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в

мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России

обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное

влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей

предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами

правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан

противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

IV. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

Классный руководитель. 80% российских экстремистов - старшеклассники,

учащиеся ПТУ и безработные. Как вы думаете, что же их привело к этому?

Примерные ответы:

- Желание быть крутым, погоня за модой.

- Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.

- Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.

- Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство

одиночества.

- Засилье инородцев в России.

- Демонстративное унижение коренных жителей инородцами.

- Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки,

секции, стадионы, спортплощадки и т. п.).

Учитель: Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные

причины популярности экстремизма среди молодежи - экономический кризис

и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является

основной движущей силой? Вот мнение одного исследователя:

В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне

небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне

остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства

населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения

личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до

конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той

ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь,

перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем

этой ненависти...

Согласны ли вы с такой точкой зрения и какие методы борьбы с

экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

(учащиеся работают в группах и отвечают) (Примерные ответы: нужно повышать

уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования,

наладить воспитательную работу и т. п.)

Классный руководитель. Известная американская исследовательница

высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий

путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

(Высказывания учащихся)

Классный руководитель. Желание блага России - вот что движет

патриотами. Но благо это можно понимать по-разному, они друзья или враги

России? Озвучьте свою точку зрения.

(Высказывания учащихся)

Тренинг-игра «Все мы чем-то похожи...»

- Далее предлагаю игру, в ходе игры очень красиво проявляется как

своеобразие каждого человека, так и общие черты, объединяющие с другими

членами группы. Пусть каждая группа составит список того, что объединяет

всех членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас

есть бабушка или …», «Любимое блюдо каждого из нас», «У каждого из нас

есть …», «Мы все очень любим подвижные игры или футбол», «В каникулы

любим отдыхать ….» и так далее. У вас есть 7-8 минут. Победит та группа,

которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:

- Узнали ли Вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников

занятия?

- Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех Вас в группе?

- Есть ли что-нибудь такое, что отличает Вас от всех в группе?

- Как Вы работали в своей команде?

- Нравится ли Вам быть похожими на других или Вы предпочитаете от всех

отличаться?

- Какими должны быть Ваши друзья - похожими на Вас или совсем

другими?

V. Просмотр видеоролика «Жертвы Беслана!».

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его

можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать

стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице

человека. Полны экстремизма события в Беслане в 2004году. Ненависть,

злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это

все те слова, которые характеризуют эти события. Посмотрите и попробуйте

проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

(просмотр видео)

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие

эмоции она у вас вызвала?

Я предлагаю вам закончить следующий тезис: "Трагедия Беслана - это…"

Если у кого-то есть вопросы - спрашивайте. Если хотите что-то сказать -

говорите.

Этот видеофильм не может оставить нас равнодушными. Но может пора

остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках

молодого поколения!

Рефлексия.

Группам учащихся выдаются карточки.

"Закончи предложения, текст" Например:

Карточка №1 "При террористических актах может…"

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 "Если ты оказался в заложниках…"

Помни:……………..

Карточка №3 "Если вам поступили угрозы по телефону"

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 "Вы обнаружили подозрительный предмет"

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 "Если вы услышали выстрелы, находясь дома"

Вам необходимо:

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? Как вы

относитесь к терроризму и экстремизму?

(Ответы учащихся)

-Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

VI. Заключение.

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм, терроризм - это действительно

жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,

подчиненной слепой вере.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя

сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для

каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Все вытерпи потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо не ползти!

Когда вдруг слёзы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают:

Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь, тогда ты сможешь победить!

- Я желаю вам добра и мира. Спасибо за работу!

Источники.

1. Материалы сайтов:

stihidl.ru/poem/1077/

vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki

tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html

2. Видео с You Tube:

1. youtube.com/watch?v=TFKOFhzM27Q

2. youtube.com/watch?v=a0skw2nf7b8

3. Нормативные документы

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской

деятельности"__

© 2010-2022