Анализ работы психолога в рамках эксперимента формирования культуры семейных отношений у старшеклассников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет

по результатам работы психолога в рамках эксперимента

«Организационно-содержательные условия формирования культуры семейных отношений у старшеклассников в условиях интеграции общего и дополнительного образования».

Формирование культуры семейных отношений невозможно без глубокого изучения семьи, выявления особенностей ситуации семейного воспитания, ее нравственного микроклимата, положения детей и родителей в системе внутрисемейных отношений. Результаты диагностических исследований проведенных на первом этапе эксперимента позволили выявить характер взаимоотношений родителей и ребенка, проблемы, с которыми сталкиваются родители, особенности поощрения и наказания в семье; какие качества хотели воспитать родители у своего ребенка; отношение учащихся к семье и сформировавшийся тип взаимоотношений в их семьях.

На данном этапе работы, нами были проанализированы проблемы семьи, что позволило определить следующие задачи:

  1. Проведение дополнительного изучения семьи.

  2. Формирование позитивного образа семьи и семейных отношений.

  3. Повышение ценности семьи.

  4. Формирование потребности совместного досуга семьи.

  5. Коррекция личностных и возрастных проблем учащихся, усугубляющих эмоциональный контакт в семье.

  6. Изменение неадекватности родительских позиций.

  7. Гармонизация стиля воспитания.

  8. Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Для решения вышеперечисленных задач, мы использовали следующие формы работы:

классные часы, тренинги, родительские собрания, работу клубов «ПодРосток», «СемьЯ», конкурсы, проекты «Моя семья» и конкурсы.

Решение указанных задач было осуществлено путем реализации мероприятий:

  1. Проведение дополнительного изучения семейных отношений (участвовали родители и дети):

  • воспитательных возможностей родителей (тест «Искусство воспитания»)

  • изучение бытового взаимодействия (тест «Домашние обязанности»)

  • финансовые отношения (тест «Бюджет семьи»)

  1. Классный час - диспут «Понимают ли меня в семье?»


  1. Цикл встреч с родителями «На пути к взаимопониманию»:

- «Искусство воспитания»

- «Внимание к нашим детям»

- «Поговорим о дисциплине»

- «И ещё о детском непослушании»


  1. Классный час - диспут «Взаимоотношения в семье»


  1. Тренинг для родителей «Родительская любовь»


  1. Две встречи с родителями «Дети и развод в семье»


  1. Детско - родительское собрание «О чем расскажет семейный альбом»


  1. Классный час - диспут «Досуг семьи и влияние совместных увлечений и интересов на микроклимат в семье»


  1. Детско - родительское собрание «Проект семьи XX века»


  1. Тренинг для родителей «Слушать ребенка. Как?»


  1. Занятие с учащимися «Семья как школа любви»


  1. Тренинг для родителей «Тренинг детско - родительских отношений»


  1. Занятие с учащимися и родителями «Семейная гостиная»


  1. Тренинг с учащимися «Игровой тренинг по межличностному общению»


  1. Конкурс «Письмо маме» (папе, родителям)


  1. Родительское собрание «Особенности и проблемы подросткового возраста»


  1. Родительское собрание «Я - в школе, Я - в семье»


  1. Проект «Я и моя семья»


  1. Цикл занятий «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»


  1. Индивидуальное консультирование по проблемам семьи и взаимоотношений


  1. Оформление папки «Психологические рекомендации родителям»

Практически все мероприятия прошли удачно, нам удалось добиться желаемого результата, но особенно эффективным и запоминающимся оказался конкурс семейных рассказов «Письмо маме», где учащиеся выражали огромную признательность и любовь родителям. Эта творческая деятельность позволила учащимся (некоторым впервые) оценить заботу и внимание родителей, почти каждое письмо пронизано любовью, желанием стать гордостью родителей, дети просят прощения за некоторые свои поступки и поведение.

Проект «Я и моя семья» потребовал от участников творческого подхода и кропотливого труда, сбора информации. Каждому из учащихся хотелось продемонстрировать все ценное, что есть в их семье. Ребят наполняла гордость за свою семью, они стремились ничего не упустить, все отметить. Учащимися были выбраны различные формы: фильмы, фотопрезентации, рассказы о своих родственниках и семейных традициях, об истории семьи и о семейных реликвиях, рисунки, стихи, фотолетописи, составление родословных и рисование генеалогического древа, дети делились случаями из жизни их семей, вспоминали тех, кого уже нет. И все это бесценный вклад в повышение ценности и значимости семьи.

На встречу «Дети и развод в семье» пришли родители, которых волнует эта тема, она болезненна для всех, но больше всех страдают дети. Только здесь многие поняли, что полученные знания пришли к ним не своевременно, и они уже успели наделать ошибок.

Потребовались дополнительные индивидуальные консультации и появилась надежда, что удастся кое-что исправить.

Вывод:

Все мероприятия потребовали серьезной подготовки и организации, но как показала практика, их эффективность порой больше определялась активностью участников, их позитивным настроем и желанием разрешить свои проблемы и разобраться в ситуации.

Практика показала, что более оживленно и с интересом посещают учащиеся и их родители мероприятия в рамках клубов «ПодРосток» и «СемьЯ».

Было запланировано и проведено достаточно много работы с родителями. Иногда казалось, что необходимо больше уделить внимания работе с учащимися, т.к. мы именно у них формируем культуру семейных отношений, но, учитывая тот факт, что дети с рождения впитывают тип семейных взаимоотношений и в дальнейшем будут проецировать на собственную семью, мы решили, что на третьем этапе эксперимента мы продолжим активную работу с родителями.

Планируем разработать и провести цикл занятий с родителями «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений», состоящего из 10-12 занятий. В ходе исследований и общения с родителями и детьми, были выявлены проблемы: несогласованность действий родителей, недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности, неумение, а иной раз и нежелание уделять больше внимания детям, вовремя корректировать проблемы, ошибки воспитания и погрешности взаимодействия в семье. Продолжим просвещение родителей, постараемся активнее задействовать отцов. Учащимся необходимо больше знаний и практических навыков позитивного общения, уверенности, формирования мотивации достижений и волевой саморегуляции. Планируем проведение самых эффективных мероприятий, апробация которых прошла на втором этапе эксперимента.

Руководитель СПС: Яковенко С.В.



© 2010-2022