- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тестовый материал по выявлению Суицидального поведения подростков
Тестовый материал по выявлению Суицидального поведения подростков
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Михайлова М.Е. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Диагностика суицидального поведения подростков.
Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.
Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.
А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.
Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.
Наличие неблагоприятного социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:
-
Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;
-
Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;
-
Взаимоотношения со сверстниками - общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).
Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.
Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.
Методики рассчитаны на возраст 16 - 17 лет.
При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.
Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».
Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.
Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.
Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.
Опросник Г.Айзенка.
«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит - цифру 1, если не подходит - 0».
Вопросы анкеты
Подходит
Не совсем
Не подходит
1. Часто я не уверен в своих силах
2
1
0
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход
2
1
0
3. Я часто оставляю за собой последнее слово
2
1
0
4. Мне трудно менять свои привычки
2
1
0
5. Я часто из-за пустяков краснею
2
1
0
6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом
2
1
0
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
2
1
0
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое
2
1
0
9. Я часто просыпаюсь ночью
2
1
0
10. При крупных неприятностях я виню только себя.
2
1
0
11. Меня легко рассердить
2
1
0
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни
2
1
0
13. Я легко впадаю в уныние
2
1
0
14. несчастия и неудачи меня ничему не учат
2
1
0
15. Мне приходится часто делать замечания другим
2
1
0
16. В споре меня трудно переубедить
2
1
0
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности
2
1
0
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной
2
1
0
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих
2
1
0
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться
2
1
0
21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни
2
1
0
22. Нередко я чувствую себя беззащитным
2
1
0
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха
2
1
0
24. Я легко сближаюсь с людьми
2
1
0
25. Я часто копаюсь в своих недостатках
2
1
0
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния
2
1
0
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь
2
1
0
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется
2
1
0
29. меня легко убедить
2
1
0
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности
2
1
0
31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться
2
1
0
32. Нередко я проявляю упрямство
2
1
0
33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски
2
1
0
34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
2
1
0
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция
2
1
0
36. Я неохотно иду на риск
2
1
0
37. Я с трудом переношу время ожидания
2
1
0
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки
2
1
0
39. Я мстителен
2
1
0
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
2
1
0
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Ключ:
-
Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
-
Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
-
Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
-
Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - «8 - 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
-
личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;
-
фрустрация - психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
-
агрессия - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
-
ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.
«Незаконченные предложения».
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
-
Думаю, что мой отец редко ____________________________
-
Если все против меня, то ______________________________
-
Будущее кажется мне _________________________________
-
Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________
-
Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________
-
По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________
-
Моя мать и я _________________________________________
-
Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________
-
Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________
-
В школе мои учителя _________________________________
-
Не люблю людей, которые ____________________________
-
Моя семья обращается со мной как с ____________________
-
Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________
-
Моя наибольшая слабость заключается в том _____________
-
Моим скрытным желанием в жизни _____________________
-
Наступит тот день, когда ______________________________
-
Хотелось бы мне перестать бояться _____________________
-
Считаю, что большинство матерей _____________________
-
Я часто чувствую себя виноватым, если _________________
-
Больше всего я хотел бы в жизни _______________________
-
Когда буду старым ___________________________________
-
Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________
-
Когда я был ребенком, моя семья _______________________
-
Я люблю свою мать, но _______________________________
-
Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________
26. Завтра я ____________________________________________
27. Когда я закончу школу ________________________________
28. Наступит день, когда _________________________________
29. Если бы я был учителем ______________________________
30. Я хочу жить, потому что ______________________________
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,
«Большинство известных мне семей …
-
Несчастливы, недружные, распались - 2б.
-
Нервные, не очень дружные - 1б.
-
Все одинаковы - 0б.
КЛЮЧ
№
Группы предложений
№№ заданий
1.
Отношение к отцу
1, 13
2.
Отношение к матери
7, 18, 25
3.
Отношение к себе
2,14, 26
4.
Нереализованные возможности
9, 15, 20
5.
Отношение к будущему
3, 16, 21
6.
Отношение к школе, к учителям
10, 29
7.
Страхи и опасения
4, 17
8.
Отношение к своему прошлому
22
9.
Отношение к семье
6, 12, 23
10
Чувство вины
8, 19, 25
11
Планы, идеалы
5, 27, 28, 30
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.
Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.
Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.
Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.
Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.