Буклет Этическая защита при реагировании в конфликтной ситуации ученик-взрослый

Миниатюрный буклет "Этическая защита" поможет обучающимся разрешать межличностные конфликты со взрослыми, сохраняя при этом чувство собственного достоинства в момент грубости, направленной в их адрес. Школа - социальный институт, в котором мы усваиваем нормы отношений между людьми взрослыми и не очень. И часто мы не стесняемся использовать даже оскорбления. Информация буклета о том, как ученику показать недопустимость подобного обращения и выстроить заслон оскорблению. Буклет имеет небольшие раз...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буклет Этическая защита при реагировании в конфликтной ситуации ученик-взрослый


г.Нижнеудинск

2014г.



Этическая защита,

как вариант разрешения конфликта.




МКУ СОШ № 2

Из серии «Сам себе психолог»



Буклет Этическая защита при реагировании в конфликтной ситуации ученик-взрослый

Буклет Этическая защита при реагировании в конфликтной ситуации ученик-взрослый


г.Нижнеудинск

2014г.








Этическая защита,

как вариант разрешения конфликта.






МКУ СОШ № 2

Из серии «Сам себе психолог»


Школа - социальный институт, в котором ты усваиваешь нормы отношений между людьми. К сожалению, развитие подрастающего человека невозможно без противоречий. Твое общение с педагогами и другими взрослыми часто построено на принципах подчинения, которое уместно только в начальной школе. Ведь ученики старших классов испытывают потребность общения на равных, педагоги же, по-прежнему, стараются держать планку лидерства, поэтому педагогические конфликты неизбежны. Конечно, инициатором изменений в отношениях должен стать взрослый. Однако не всегда это происходит, и ты мучительно ищешь приемлемые выходы из конфликтных ситуаций, в которые попадаешь. Вариант разрешения конфликта со взрослым - этическая защита или система действий учащегося, направленных на защиту своего достоинства от посягательств со стороны другого лица. Практические (действенные) и правовые (юридические) способы защиты встречаются достаточно редко. Действительно, трудно представить себе ученика «дающего сдачу» учителю или обратившегося в суд на педагога.

В зависимости от целей этической защиты разберем методы реагирования в конфликтной ситуации ребенок - взрослый.

Цель: Сохранение чувства собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес.

Ваши действия: Показать недопустимость подобного обращения и выстроить заслон оскорблению.

Возможные приемы:

- «Вопрос на воспроизведение». Ученик ссылается на то, что он недослышал или не понял и просит повторить фразу еще раз: «Простите, я не понял! или Извините, я не расслышал, не могли бы вы повторить, то, что сказали?»

- «Вопрос об адресате». Обращение к обидчику уточнить, не ошибся ли он в обращении: «Это Вы мне?»

- «Наивное удивление» Обращение к обидчику с вопросом, а не позволил ли он себе что-то лишнее: «Разве так можно?»

Цель: Сохранение корректной формы поведения

Ваши действия: Показать более корректные формы поведения, чем обидчик

Возможные приемы:

- «Окультуренное воспроизведение». Произнесение фразы обидчика, которая повторяет суть обращения, но в более корректной форме: Учитель: «Ты ничего не соображаешь!» Вы: «Вы считаете меня необучаемым? или Вы сомневаетесь в моих интеллектуальных возможностях?»

Цель: Сохранение возможности реабилитировать себя

Ваши действия: Проявите себя с лучшей стороны, будьте «выше» и снисходительнее к обидчику. Попытайтесь его понять, возможно, его агрессия - акт бессилия уставшего человека.

Возможные приемы:

- «Проявление доброжелательности». Своеобразное игнорирование сути оскорбительного действия, акцентирование внимание на положительном моменте, в том числе, содержащимся в высказывании.

Учитель: «Сегодня ты, как идиот сидишь?»

«Зато, я хорошо поработал на алгебре…..!»

«Я Вас понимаю, с нами очень трудно!» или «Вы всегда были так сдержаны, наверно что-то случилось?!»

Последнее. Разрешая конфликтные ситуации помните, что самое важное, суметь сохранить привычное представление человека (обидчика) о себе, чувство собственного достоинства.

Школа - социальный институт, в котором ты усваиваешь нормы отношений между людьми. К сожалению, развитие подрастающего человека невозможно без противоречий. Твое общение с педагогами и другими взрослыми часто построено на принципах подчинения, которое уместно только в начальной школе. Ведь ученики старших классов испытывают потребность общения на равных, педагоги же, по-прежнему, стараются держать планку лидерства, поэтому педагогические конфликты неизбежны. Конечно, инициатором изменений в отношениях должен стать взрослый. Однако не всегда это происходит, и ты мучительно ищешь приемлемые выходы из конфликтных ситуаций, в которые попадаешь. Вариант разрешения конфликта со взрослым - этическая защита или система действий учащегося, направленных на защиту своего достоинства от посягательств со стороны другого лица. Практические (действенные) и правовые (юридические) способы защиты встречаются достаточно редко. Действительно, трудно представить себе ученика «дающего сдачу» учителю или обратившегося в суд на педагога.

В зависимости от целей этической защиты разберем методы реагирования в конфликтной ситуации ребенок - взрослый.

Цель: Сохранение чувства собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес.

Ваши действия: Показать недопустимость подобного обращения и выстроить заслон оскорблению.

Возможные приемы:

- «Вопрос на воспроизведение». Ученик ссылается на то, что он недослышал или не понял и просит повторить фразу еще раз: «Простите, я не понял! или Извините, я не расслышал, не могли бы вы повторить, то, что сказали?»

- «Вопрос об адресате». Обращение к обидчику уточнить, не ошибся ли он в обращении: «Это Вы мне?»

- «Наивное удивление» Обращение к обидчику с вопросом, а не позволил ли он себе что-то лишнее: «Разве так можно?»

Цель: Сохранение корректной формы поведения

Ваши действия: Показать более корректные формы поведения, чем обидчик

Возможные приемы:

- «Окультуренное воспроизведение». Произнесение фразы обидчика, которая повторяет суть обращения, но в более корректной форме: Учитель: «Ты ничего не соображаешь!» Вы: «Вы считаете меня необучаемым? или Вы сомневаетесь в моих интеллектуальных возможностях?»

Цель: Сохранение возможности реабилитировать себя

Ваши действия: Проявите себя с лучшей стороны, будьте «выше» и снисходительнее к обидчику. Попытайтесь его понять, возможно, его агрессия - акт бессилия уставшего человека.

Возможные приемы:

- «Проявление доброжелательности». Своеобразное игнорирование сути оскорбительного действия, акцентирование внимание на положительном моменте, в том числе, содержащимся в высказывании.

Учитель: «Сегодня ты, как идиот сидишь?»

«Зато, я хорошо поработал на алгебре…..!»

«Я Вас понимаю, с нами очень трудно!» или «Вы всегда были так сдержаны, наверно что-то случилось?!»

Последнее. Разрешая конфликтные ситуации помните, что самое важное, суметь сохранить привычное представление человека (обидчика) о себе, чувство собственного достоинства.

Буклет Этическая защита при реагировании в конфликтной ситуации ученик-взрослый


© 2010-2022