Отчет о работе педагога-психолога

Отчет о работе педагога-психолога за I полугодие 2014-2015 учебного года. В своем отчете попыталась четко и развернуто описать свою работу педагогом-психологом в школе-интернате. Привела данные диагностики и наблюдений. очень надеюсь что мой отчет поможет кому-то написать свой отчет о работе. Отчет построен по разделам и предварительные итоги подводятся по основным направлениям. ( Психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагнос...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет о работе педагога-психолога

за I полугодие

2014-2015 учебного года

Цели работы психологической службы на 2014-2015 учебный год:

  • организовать психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья для успешного развития и воспитания;

  • соблюдать коррекционно-развивающую направленность в деятельности с учащимися, педагогами, родителями;

  • создавать условия эмоционального комфорта для самовыражения, самопознания и развития самоконтроля у учащихся с эмоционально-волевыми поведенческими нарушениями;

  • формировать и развивать у учащихся положительные личностные качества, навыки общения и соблюдения норм поведения для успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Основные задачи:

  1. Диагностировать и проводить коррекцию межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.

  2. Проанализировать источники и причины социальной дезадаптации воспитанников. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку дезадаптированных детей и подростков.

  3. Поддерживать связь с родителями учащихся, организовать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.

  4. Продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 1; 5; 9 классов, профессиональной ориентации выпускников.

  5. Организовать индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учащимися, педагогами и родителями учащихся школы.

  6. Выявлять обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечивать психологическую безопасность ребенка, снятие стрессового состояния.

  7. Формировать негативное отношение обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам; предупреждать случаи вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье; ориентировать обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.

Основные виды деятельности психологической службы:

  1. Психологическое просвещение - приобщение взрослых (педагогов, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

  2. Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.

  3. Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое, семейное)

  4. Психологическая диагностика: выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований; соответствие уровня знаний, умений и навыков, личностных, межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

  5. Психологическая коррекция, разработка рекомендаций, программы коррекционной и развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы и контроль над ее выполнением.

Диагностическая деятельность в моей работе представлена как отдельный вид работы:

  • с целью анализа развития межличностных отношений;

  • анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности.

Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.

В течение первого полугодия проведена диагностика:

  • готовности к школьному обучению 1 класса;

  • адаптации к условиям в школе 1,5 классов для уточнения результатов трудных учащихся и учащихся групп риска:

  • учеников с повышенной тревожностью,

  • учеников с проблемами в обучении,

  • учеников с поведенческими проблемами,

По запросам педагогов школы проводилось анкетирование для выявления ценностных ориентаций, социальных установок, личностных черт.

В сентябре 2014 года была проведена диагностика готовности к обучению в школе детей, поступающих в 1 класс. К сожалению, есть учащиеся, а это 6 человек у которых уровень готовности на низком уровне, и 2 человека с низким уровнем мотивации. Эти учащиеся определены в группы коррекционно-развивающего развития и с ними проводится индивидуальная и групповая работа.

Диагностика проводилась по методике Керна-Йирасика и других авторов. В течение I четверти с целью выявления уровня адаптации первого класса проведена диагностика по методикам: «Домики», по опроснику Ковалевой Н.И. (определение уровня дезадаптации первоклассников), «Кинетический рисунок семьи» и проведено наблюдение по методике «Беседа о школе»(Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина) По методике Ковалевой Н.И. показывает, практически у всех первоклассников низкий уровень адаптации.

По результатам «Кинетический рисунок семьи» выявлены ученики, которые имеют трудности в школьной адаптации в связи с неблагополучной семейной атмосферой, многие семьи педагогически не компетентны.

Уделила внимание изучению удовлетворенности воспитанников жизнью в школе. В ходе исследования были выявлены следующие результаты:

Класс

Высокий

Средний

Низкий


I

полуг.


II

полуг.


I

полуг.


II

полуг.


I

полуг.


II

полуг.


2 «А»

+






2 «Б»



+




3 «А»

+






3 «Б»

+






4 «А»

+






4 «Б»

+






5



+




6



+




7 «А»



+




7 «Б»



+




8



+




9



+




Планирую в конце года посмотреть динамику.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено велась по следующим формам и методам:

- диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
Проведена диагностика по методикам: «Беседа о школе», «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации». Среди детей проведено анкетирование.

Анализ анкетирования показывает, что период адаптации в 5 классе прошел менее успешно.


Показатели уровня адаптации пятиклассников.

Класс

Кол-во

уч-ся

Высокий

Средний

Низкий

Мотивации

5

12

I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.


II

четв.


I

четв.

II

четв.

н/с

ср.


н/с

ср.

-


-

30%


70%


60%

40%




Результаты диагностики мотивации учения показывают, что пятиклассники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.

В течение первого полугодия (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, в ходе которого было замечено, что школьники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.

Наблюдение проводилось в течение дня:

  1. Начало учебного дня.

  2. Свободное поведение детей на перемене.

  3. Дети в столовой.

  4. Поведение детей в раздевалке.

  5. Дети во время прогулки.

  6. Во время коррекционных занятий.

Анализ полученных данных дает возможность сделать следующие выводы: общий фон тревожности у детей повышен, часто наблюдаются межличностные конфликты.

Показатели общей тревожности завышены у 5-х из 12 учащихся. С данными учениками 5 класса запланирована комплексная работа по профилактике нарушения поведения, конфликтных ситуаций и т.д.

У многих учащихся слабо сформированы такие умения и навыки, как:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение принимать и соблюдать правила жизни школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.

Поэтому с целью профилактики проводятся индивидуальные занятия, привлекаются пятиклассники во время перемен для снятия эмоционального напряжения.(Лиманский Д., Ситников А., Николаев С.)

С детьми «группы риска» проводятся занятия, направленные на коррекцию агрессивности, межличностных отношений «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК», «УЧЕНИК---УЧЕНИК», на профилактику правонарушений.

В сентябре проведена диагностика по методике «Цветопись», которая выявила наиболее эмоционально-напряженные дни недели 1-2 классов: понедельник и пятница.

Анализируя наблюдение за темпом деятельности, можно выделить следующие его параметры:

* резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);

* неравномерность или колебания темпа деятельности;

* ситуативное снижение темпа деятельности.

На конец II четверти есть незначительные положительные результаты. На занятиях дети лучше стали работать, меньше уставать и т.д.
Согласно полученным данным в начале учебного года большинство учащихся первого класса характеризуются низким уровнем развития. Учащиеся не могут точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства; не владеют представлениями об отношениях между предметами по величине; практически никто не определяет время суток, последовательность событий и т.д.

После проведенных коррекционных занятий есть незначительная положительная динамика.

Начала профориентационную работу с учащимися 8-9 классов по программе «Я выбираю профессию». На диагностическом этапе получила следующие результаты:

Класс

Готов к выбору профессии

Недостаточно знаний. Не готов.

8

0

6

9

3

6

Поэтому следующим этапом работы было проведение занятия и опросника «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) с целью диагностики индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, и оказания помощи подросткам в выборе профессии.

Результаты опросника «Профессиональные склонности» в 9 классе.

Склонность к работе с людьми

Склонность к исследовательской

работе

Склонность к практической деятельности

Склонность к эстетическим видам деятельности

Склонность к экстремальным видам деятельности.

3 уч.

0

4 уч.

0

1 уч.

По результатам видно, что большинство подростков адекватны в своих склонностях, но им все же необходима практическая помощь в дальнейшем самоопределении. Поэтому планирую тренинг «Правило хорошего выбора профессии «Хочу-могу-надо».

Осуществляю просвещение педагогического коллектива по воспитанию детей в рамках работы спецсеминара по психологии. Проводила семинар-практикум по психологии на тему: «Понятие умственная отсталость. Причины и степени умственной отсталости». Выпустила памятки для педагогов, учащихся и родителей («Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?», «Жизнь без жестокости» и др.)

Начала работу над проблемной темой: «Агрессивное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья. Причины и пути коррекции»

Психофизиологическое здоровье обучающихся, снижение перегрузок, постоянная забота о проблемных учениках, детях с ограниченными возможностями здоровья - одно из основных направлений моей работы. Поэтому стараюсь своевременно оказывать всему ученическому коллективу необходимую психологическую помощь. Оказываю коррекционную помощь и психологическую поддержку обучающимся школы, родителям и педагогам; помогаю им в различных трудных ситуациях.

Консультационная работа велась по запросам педагогов, учеников, родителей.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:

  • поведенческие;

  • эмоциональные;

  • проблемы воспитания;

  • проблемы отношений педагогами;

  • проблемы обучения;

  • проблемы самоопределения;

  • проблемы в построении отношений со сверстниками.

Планы на будущее:

  1. Дифференцированный подход и индивидуальная работа на занятиях по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

  2. Создавать условия для гармоничного развития личности учащихся.

  3. Оказывать помощь в проведении диагностик.

  4. Изучать новые подходы коррекционно-развивающей работы.

  5. Повышать эффективность использования ИКТ технологии .

  6. Продолжить формирование психолого-педагогической копилки .



© 2010-2022