- Преподавателю
- Школьному психологу
- Отчет о работе педагога-психолога
Отчет о работе педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайцева Е.В. |
Дата | 12.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отчет о работе педагога-психолога
за I полугодие
2014-2015 учебного года
Цели работы психологической службы на 2014-2015 учебный год:
-
организовать психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе учащихся с ограниченными возможностями здоровья для успешного развития и воспитания;
-
соблюдать коррекционно-развивающую направленность в деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
-
создавать условия эмоционального комфорта для самовыражения, самопознания и развития самоконтроля у учащихся с эмоционально-волевыми поведенческими нарушениями;
-
формировать и развивать у учащихся положительные личностные качества, навыки общения и соблюдения норм поведения для успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
Основные задачи:
-
Диагностировать и проводить коррекцию межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.
-
Проанализировать источники и причины социальной дезадаптации воспитанников. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку дезадаптированных детей и подростков.
-
Поддерживать связь с родителями учащихся, организовать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
-
Продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 1; 5; 9 классов, профессиональной ориентации выпускников.
-
Организовать индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учащимися, педагогами и родителями учащихся школы.
-
Выявлять обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечивать психологическую безопасность ребенка, снятие стрессового состояния.
-
Формировать негативное отношение обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам; предупреждать случаи вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье; ориентировать обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни.
Основные виды деятельности психологической службы:
-
Психологическое просвещение - приобщение взрослых (педагогов, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
-
Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
-
Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое, семейное)
-
Психологическая диагностика: выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований; соответствие уровня знаний, умений и навыков, личностных, межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
-
Психологическая коррекция, разработка рекомендаций, программы коррекционной и развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы и контроль над ее выполнением.
Диагностическая деятельность в моей работе представлена как отдельный вид работы:
-
с целью анализа развития межличностных отношений;
-
анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности.
Диагностическая работа проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.
В течение первого полугодия проведена диагностика:
-
готовности к школьному обучению 1 класса;
-
адаптации к условиям в школе 1,5 классов для уточнения результатов трудных учащихся и учащихся групп риска:
-
учеников с повышенной тревожностью,
-
учеников с проблемами в обучении,
-
учеников с поведенческими проблемами,
По запросам педагогов школы проводилось анкетирование для выявления ценностных ориентаций, социальных установок, личностных черт.
В сентябре 2014 года была проведена диагностика готовности к обучению в школе детей, поступающих в 1 класс. К сожалению, есть учащиеся, а это 6 человек у которых уровень готовности на низком уровне, и 2 человека с низким уровнем мотивации. Эти учащиеся определены в группы коррекционно-развивающего развития и с ними проводится индивидуальная и групповая работа.
Диагностика проводилась по методике Керна-Йирасика и других авторов. В течение I четверти с целью выявления уровня адаптации первого класса проведена диагностика по методикам: «Домики», по опроснику Ковалевой Н.И. (определение уровня дезадаптации первоклассников), «Кинетический рисунок семьи» и проведено наблюдение по методике «Беседа о школе»(Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина) По методике Ковалевой Н.И. показывает, практически у всех первоклассников низкий уровень адаптации.
По результатам «Кинетический рисунок семьи» выявлены ученики, которые имеют трудности в школьной адаптации в связи с неблагополучной семейной атмосферой, многие семьи педагогически не компетентны.
Уделила внимание изучению удовлетворенности воспитанников жизнью в школе. В ходе исследования были выявлены следующие результаты:
-
Класс
Высокий
Средний
Низкий
I
полуг.
II
полуг.
I
полуг.
II
полуг.
I
полуг.
II
полуг.
2 «А»
+
2 «Б»
+
3 «А»
+
3 «Б»
+
4 «А»
+
4 «Б»
+
5
+
6
+
7 «А»
+
7 «Б»
+
8
+
9
+
Планирую в конце года посмотреть динамику.
Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено велась по следующим формам и методам:
- диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;
- проведение коррекционно-развивающих занятий;
Проведена диагностика по методикам: «Беседа о школе», «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации». Среди детей проведено анкетирование.
Анализ анкетирования показывает, что период адаптации в 5 классе прошел менее успешно.
Показатели уровня адаптации пятиклассников.
Класс
Кол-во
уч-ся
Высокий
Средний
Низкий
Мотивации
5
12
I
четв.
II
четв.
I
четв.
II
четв.
I
четв.
II
четв.
I
четв.
II
четв.
н/с
ср.
н/с
ср.
-
-
30%
70%
60%
40%
Результаты диагностики мотивации учения показывают, что пятиклассники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.
В течение первого полугодия (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, в ходе которого было замечено, что школьники с затруднением вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.
Наблюдение проводилось в течение дня:
-
Начало учебного дня.
-
Свободное поведение детей на перемене.
-
Дети в столовой.
-
Поведение детей в раздевалке.
-
Дети во время прогулки.
-
Во время коррекционных занятий.
Анализ полученных данных дает возможность сделать следующие выводы: общий фон тревожности у детей повышен, часто наблюдаются межличностные конфликты.
Показатели общей тревожности завышены у 5-х из 12 учащихся. С данными учениками 5 класса запланирована комплексная работа по профилактике нарушения поведения, конфликтных ситуаций и т.д.
У многих учащихся слабо сформированы такие умения и навыки, как:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение принимать и соблюдать правила жизни школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками.
Поэтому с целью профилактики проводятся индивидуальные занятия, привлекаются пятиклассники во время перемен для снятия эмоционального напряжения.(Лиманский Д., Ситников А., Николаев С.)
С детьми «группы риска» проводятся занятия, направленные на коррекцию агрессивности, межличностных отношений «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК», «УЧЕНИК---УЧЕНИК», на профилактику правонарушений.
В сентябре проведена диагностика по методике «Цветопись», которая выявила наиболее эмоционально-напряженные дни недели 1-2 классов: понедельник и пятница.
Анализируя наблюдение за темпом деятельности, можно выделить следующие его параметры:
* резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);
* неравномерность или колебания темпа деятельности;
* ситуативное снижение темпа деятельности.
На конец II четверти есть незначительные положительные результаты. На занятиях дети лучше стали работать, меньше уставать и т.д.
Согласно полученным данным в начале учебного года большинство учащихся первого класса характеризуются низким уровнем развития. Учащиеся не могут точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства; не владеют представлениями об отношениях между предметами по величине; практически никто не определяет время суток, последовательность событий и т.д.
После проведенных коррекционных занятий есть незначительная положительная динамика.
Начала профориентационную работу с учащимися 8-9 классов по программе «Я выбираю профессию». На диагностическом этапе получила следующие результаты:
Класс
Готов к выбору профессии
Недостаточно знаний. Не готов.
8
0
6
9
3
6
Поэтому следующим этапом работы было проведение занятия и опросника «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) с целью диагностики индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, и оказания помощи подросткам в выборе профессии.
Результаты опросника «Профессиональные склонности» в 9 классе.
Склонность к работе с людьми
Склонность к исследовательской
работе
Склонность к практической деятельности
Склонность к эстетическим видам деятельности
Склонность к экстремальным видам деятельности.
3 уч.
0
4 уч.
0
1 уч.
По результатам видно, что большинство подростков адекватны в своих склонностях, но им все же необходима практическая помощь в дальнейшем самоопределении. Поэтому планирую тренинг «Правило хорошего выбора профессии «Хочу-могу-надо».
Осуществляю просвещение педагогического коллектива по воспитанию детей в рамках работы спецсеминара по психологии. Проводила семинар-практикум по психологии на тему: «Понятие умственная отсталость. Причины и степени умственной отсталости». Выпустила памятки для педагогов, учащихся и родителей («Как делать замечания, чтобы на них реагировали дети?», «Жизнь без жестокости» и др.)
Начала работу над проблемной темой: «Агрессивное поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья. Причины и пути коррекции»
Психофизиологическое здоровье обучающихся, снижение перегрузок, постоянная забота о проблемных учениках, детях с ограниченными возможностями здоровья - одно из основных направлений моей работы. Поэтому стараюсь своевременно оказывать всему ученическому коллективу необходимую психологическую помощь. Оказываю коррекционную помощь и психологическую поддержку обучающимся школы, родителям и педагогам; помогаю им в различных трудных ситуациях.
Консультационная работа велась по запросам педагогов, учеников, родителей.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:
-
поведенческие;
-
эмоциональные;
-
проблемы воспитания;
-
проблемы отношений педагогами;
-
проблемы обучения;
-
проблемы самоопределения;
-
проблемы в построении отношений со сверстниками.
Планы на будущее:
-
Дифференцированный подход и индивидуальная работа на занятиях по развитию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
-
Создавать условия для гармоничного развития личности учащихся.
-
Оказывать помощь в проведении диагностик.
-
Изучать новые подходы коррекционно-развивающей работы.
-
Повышать эффективность использования ИКТ технологии .
-
Продолжить формирование психолого-педагогической копилки .