- Преподавателю
- Школьному психологу
- Аналитический годовой отчет педагога-психолога
Аналитический годовой отчет педагога-психолога
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Е.М. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аналитический отчет
педагога-психолога Ивановой Е. М.
МБОУ СОШ № 2 сельского поселения «Село Хурба»
за 2013-2014 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога.
Целью моей работы за период с ноября 2013 по июнь 2014 года являлось содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.
В 2013-2014 учебном году педагогом-психологом решались следующие задачи:
-
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС в начальной школе и среднем звене (5-6 классы).
-
Профориентация учащихся (9, 10, 11 классы).
-
Сопровождение предпрофильного и профильного обучения учащихся 8-11-ых классов.
-
Психологическое сопровождение детей «группы риска», детей с ОВЗ.
-
Совершенствование психологической культуры участников образовательного процесса как условие для полноценного личностного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений.
Решение данных задач проходило по следующим направлениям:
-
Диагностика особенностей психического, интеллектуального и социального развития обучающихся с целью предупреждения личностных проблем и выбора оптимальных путей в развитии.
-
Помощь участникам образовательного процесса в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания, профессионального самоопределения и социализации. Коррекция личностной сферы, познавательных процессов.
-
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально - психологического климата в школе.
-
Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса.
Также на протяжении всего учебного года проводилась психолого-педагогическая экспертиза профессиональной деятельности аттестующихся педагогов, организационно-методическая работа и деятельность по запросу администрации ОУ.
Методическое обеспечение процесса диагностики
Для исследования уровня интеллектуального развития, сформированности познавательных процессов, личностных качеств обучающихся, мотивации к обучению, оценки уровня тревожности, характера межличностных отношений и сплоченности коллектива, а также отношения к школе, процессу обучения, педагогом используется:
-
Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий.
-
Mетодика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ.
-
Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы).
-
Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников
-
Факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый)
-
Факторный личностный опросник Кеттелла (детский)
-
Модифицированный вариант анкеты Н.Г. Лускановой
-
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»
-
Методика изучения мотивации обучения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калинина (для учащихся 6-7, 8-9 и 10-11 классов)
-
Методика субъективных оценок психологического климата и групповой сплоченности коллектива (по Симору)
-
Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу)
-
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено.
Для исследования профессиональных склонностей и интересов обучающихся используются следующие методики:
-
Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).
-
Опросник «Карта интересов» (модификация О. Г. Филимоновой)
-
Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кандабаровой.
-
Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности
-
Анкета «Моя будущая профессия»
-
Анкета «Мотивация профессионального выбора»
-
Тест на определение склонности к основным видам деятельности.
Для работы с обучающимися «группы риска» используется автоматизированная система психологических тестов версии ОР.10, включающая следующие методики:
-
Тест Люшера
-
САН
-
Опросник Айзенка (темперамент)
-
Опросник Спилберга
-
Большой и малый ММРI
-
Уровень субъективного контроля
-
Опросник Личко (определение акцентуаций характера подростков)
-
Мотивация потребления алкоголя
-
Склонность к девиантному поведению.
Данная программа позволяет сохранять результаты обследования, что дает возможность оперативно отслеживать динамику состояния и развития обучающегося и вносить необходимые изменения в коррекционную работу.
I. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
№
Содержание
Формы и методы работы
Сроки
Результат
1.1
Психолого-педагогическая диагностика
интеллектуального развития и уровня сформированности познавательных процессов
(групповая, индивидуальная)
1. Мониторинг интеллектуального развития первоклассников по ФГОС
Декабрь.
Апрель
1. Аналитические справки по итогам диагностики первых классов - 4.
2. Индивидуальные заключения - 30.
3. Психологические паспорта 1 А и 1 Б классов.
1. Мониторинг интеллектуального развития второклассников по ФГОС
Апрель
1. Заключение по итогам диагностики вторых классов - 2.
2. Индивидуальные заключения - 35.
2.Мониторинг интеллектуального развития пятиклассников по ФГОС
Декабрь.
1. Заключение по итогам диагностики пятых классов - 2.
2. Индивидуальные заключения - 44.
3. Психологические паспорта 5 А и 5 Б классов.
3.Исследование познавательных способностей учащихся для дифференциации обучения: 6Б, 7 Б, 8 Б классы
Декабрь
1. Заключение по итогам диагностики классов - 3.
2. Индивидуальные заключения - 63.
4.Исследование познавательных способностей учащихся для выбора профиля обучения: 7 А, 9 Б, 10 классы
Февраль, март
1. Заключение по итогам диагностики классов - 6.
2. Индивидуальные заключения - 30.
5.Исследование уровня развития познавательных процессов: 3а, 3 б, 4 а, 4 б.
Апрель-май
1. Заключение по итогам диагностики классов - 8.
2. Индивидуальные заключения (4 кл) - 34.
6. Исследование уровня школьной готовности к обучению детей дошкольного возраста, поступающих в 1-ый класс
Май, июнь
Индивидуальные заключения, рекомендации - 30.
7. Индивидуальная диагностика (по запросу классных руководителей, родителей)
В течение года
Индивидуальные заключения, рекомендации - 38 обучающихся.
1.2
Психолого-педагогическая диагностика
межличностных отношений, тревожности, мотивации к учению (групповая, комплексно)
1. Мониторинг процесса адаптации первоклассников по ФГОС
Декабрь, май
1. Аналитические справки по итогам мониторинга первых классов, рекомендации - 4.
2. Мониторинг процесса адаптации пятиклассников по ФГОС
Декабрь, апрель
2. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 4.
3. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности по ФГОС - 6 А, 6 Б классы.
Декабрь, март
3. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 4.
4. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности - 3 А, 3 Б классы.
Январь
4. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 2.
5. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности - 7 А, 7 Б, 10 классы.
Ноябрь, декабрь,
5. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 6.
6. Исследование межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности - 8 Б, 9 Б, 11 классы.
Февраль, март.
6. Аналитические справки по итогам диагностики классов, рекомендации - 6.
7. Исследование взаимоотношений в классе, оценка отношения личности к коллективу, уровень тревожности: 4а, 4б классы.
Май
7. Заключение по итогам диагностики 4-х классов - 2.
1.3
Психолого-педагогическая диагностика
личностных особенностей обучающихся (групповая, комплексно)
Исследование личностных особенностей обучающихся 6 А, 6 Б, 7 А, 7 Б, 8 Б, 9 Б, 10 классы.
Февраль, март.
Заключение по итогам диагностики - 7.
1.4
Психолого-педагогическая диагностика
профессиональных склонностей и интересов (групповая, комплексно)
Исследование профессиональных склонностей и интересов обучающихся 8 А, 8 Б, 9 А, 9 Б, 10 классы.
Март
1. Заключение по итогам диагностики - 5.
2. Индивидуальные заключения, рекомендации:
8 А - 9, 8 Б - 15,
9 А - 8, 9 Б - 12,
10 - 15.
Количественные результаты психолого-педагогической диагностики:
Аналитические справки по итогам мониторингов классов - 38.
Экспертное заключение по итогам групповой диагностики - 27.
Индивидуальные заключения и рекомендации по итогам диагностики обучающихся - 325.
Индивидуальные заключения и рекомендации по итогам диагностики обучающихся (по запросу) - 38.
II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№
Содержание
Формы работы
Сроки
Результат деятельности
2.
Коррекционно-развивающая работа.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска» (индивидуальные)
В течение года
Формирование психологического статуса школьника, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы - 50 занятий.
2.Психологические классные часы (групповые):
-
Цикл занятий в рамках адаптации пятиклассников «Что значит быть пятиклассником?»
-
Цикл занятий на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).
-
Занятия на формирование бесконфликтного общения.
В течение года
1. В 5-ых классах проведено 5 занятий.
2. В 6-ых классах проведено 8 занятий. В 7-ых классах проведено 6 занятий.
3. В 7-ых классах - 3 занятия.
В 8- ых классах - 3 занятия.
3. Развивающие занятия в «Школе будущего первоклассника»
Февраль -май
Проведено 10 занятий.
Коррекционно - развивающая работа, проводившаяся в этом учебном году, была ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, развитие познавательных процессов младших школьников, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников: начало обучения, переход в среднюю школу, в профильные классы.
Школьников, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, я выделяла на основании наблюдений педагогов, а также по результатам диагностических мероприятий. Коррекционно - развивающая работа проводилась в виде групповых и индивидуальных психологических занятий, проходивших в рамках классных часов.
Для коррекционной работы использовались следующие программы:
-
Компилятивная программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся средней школы (5-7 классы), составленная на основе курса Селевко Г. В. «Самосовершенствование личности» (М.: Народное образование, 2009).
-
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся начальной школы «Я- школьник» («Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников» Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е. М. - Волгоград, 2009).
-
Программа групповых занятий по адаптационной программе Е.Г. Коблика «Первый раз в пятый класс!»
-
Программа групповых занятий по сказкотерапии для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
-
Компилятивная программа для работы с обучающимися «группы риска», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Фарватер» (под ред Е. В. Емельяновой, СПб, 2010).
-
Компилятивная коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Буратино в Школе Радости».
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
№
Содержание
Формы работы
Сроки
Результат деятельности
3.1
Психологическое просвещение родителей (законных представителей)
1. Родительское собрание «Итоги адаптации пятиклассников. Единые требования в семье и школе к учащимся»
Ноябрь
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 5 А, 5 Б классов.
Памятки -рекомендации - 44.
2. Родительское собрание «Психофизиологические особенности младших подростков»
Декабрь
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 6 А, 6 Б классов.
Памятки -рекомендации - 33.
3. Родительское собрание «Психофизиологические особенности дошкольников»
Февраль
Повышение психологической компетентности родителей будущих первоклассников.
Памятки -рекомендации - 14.
4. Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития старших подростков»
Февраль
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 8 Б класса.
Памятки- рекомендации - 15.
5. Родительское собрание «Трудный возраст: способы эффективного общения с подростком»
Март
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 7 А класса.
Памятки -рекомендации - 14.
6. Родительское собрание «Трудный возраст: способы эффективного общения с подростком»
Апрель
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 7 Б класса.
Памятки -рекомендации - 18.
7. Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития младших подростков»
Май
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 6 Б класса.
Индивидуальные рекомендации - 23.
8. Родительское собрание «Психологическая и физиологическая готовность дошкольников к школьному обучению»
Май
Повышение психологической компетентности родителей будущих первоклассников.
Памятки -рекомендации - 38.
9. Родительское собрание «На пороге пятого класса»
Май
Повышение психологической компетентности родителей учащихся 4 Б класса.
3.2
Психологическое просвещение педагогов
1. Доклад на педсовете «Итоги адаптации 5-ых классов»
05. 12. 14
Аналитический отчет по итогам адаптации 5-ых классов.
2. Доклад на педконсилиуме «Итоги адаптации 1-ых классов»
06.12.14
Аналитический отчет по итогам адаптации 1-ых классов
3. Выступление на педсовете «Психологическое здоровье учителя. Пути профилактики профессионального выгорания»
14. 01. 14
Памятки- рекомендации - 40.
4. Доклад на малом педсовете «Проблемы преемственности и адаптации 5-ых классов»
06. 03. 14
Аналитический отчет по итогам адаптации 5-ых классов.
Таким образом, в рамках психологического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся подготовлено 239 памяток -рекомендаций, посвященных вопросам психофизиологических возрастных особенностей детей, проблемам адаптации, обучения и воспитания.
Психологическое просвещение участников образовательного процесса происходит также посредством размещения информационных материалов различной психологической тематики на сайте школы в разделе СПС («Социально-психологическая служба») по адресу hurba2.schoole.ru/socpsix.
IV. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№
Содержание
Формы работы
Сроки
Результат деятельности
4.1
Консультативная работа с педагогами
Консультирование по актуальным запросам, касающимся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом, результатам диагностики
В течение года
1. Повышение психологической компетентности педагогов.
2. Помощь в решении психолого-педагогических проблем с учащимися.
3. Заключения по итогам диагностики, рекомендации.
4. Помощь в решении личностных и профессиональных проблем.
Всего 84 консультации.
4.2
Индивидуальная консультативная работа с родителями (законными представителями)
Индивидуальная консультативная работа
В течение года
1. Повышение психологической компетентности родителей.
2. Помощь в разрешении психологических проблем.
3. Помощь в налаживании межличностных отношений с детьми, внутрисемейных отношений.
4. Помощь в решении проблем, связанных с обучением и поведением.
Всего 75 консультаций.
4.3
Консультативная работа с учащимися
Консультирование по актуальным запросам, касающимся проблем обучения, межличностных отношений, личностного развития, результатам диагностики.
В течение года
1. Повышение психологической компетентности учащихся.
2. Знакомство с результатами диагностики, рекомендации.
3. Помощь в решении личностных проблем.
Всего 44 консультации.
Психологическое консультирование в конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.
Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач и преследовало следующие основные цели:
- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения и педагогической деятельности, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с различными обстоятельствами школьной жизни и социума;
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
- развивать навыки эффективной самореализации и повышения потенциала личности.
Обобщив практику консультирования можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются следующие запросы:
1. Для педагогов:
1) психофизиологические особенности школьников разных возрастных периодов;
2) разрешение психологических трудностей, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
3) личностные проблемы.
2. Для родителей (законных представителей):
1) поведенческие и учебные проблемы детей;
2) межличностные отношения и взаимоотношения в семье;
3) возрастные особенности детей;
4) профессиональные склонности и профессиональное самоопределение.
3. Для обучающихся:
1) помощь в разрешении конфликтов, коррекция межличностных отношений;
2) личностные проблемы (неадекватная самооценка, тревожность, взаимоотношения с педагогами, уровень притязаний, самопринятие, целеполагание);
3) учебные проблемы, связанные с недостаточностью развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
2) неопределённость в выборе профиля обучения и профессии.
Так же, как психолог школы, принимала участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса, в межличностных отношениях учащихся, выполняя медиаторную (посредническую) функцию. Результатом этой деятельности явилось урегулирование конфликтных ситуаций.
Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 55-65% от всего их количества.
V. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
-
Пополнение папки «Диагностика обучающихся» диагностическими методиками, тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, профессионального самоопределения.
-
Пополнение папки «Школа для родителей» мини-лекциями для просвещения родителей на темы:
-
Стили родительского воспитания.
-
Особенности воспитания гиперактивных детей.
-
Эффективное общение с ребенком подросткового возраста.
-
Воспитание: наказать, но не унизить.
-
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста.
-
Психофизиологические особенности детей старшего подросткового возраста.
-
Трудности адаптации при переходе в среднее звено: проблемы и пути их преодоления.
-
Предупреждение дезадаптации первоклассников.
-
Экзамен без страха и стресса.
3. Раздаточный материал для родителей (памятки, рекомендации) - 239.
4. Создание и наполнение папки для проведения психологической экспертизы педагогической деятельности.
5. Пополнение папки для педагогов просветительскими мини-лекциями на темы:
-
Биологические особенности развития младших и старших подростков.
-
Развитие когнитивной сферы у ребенка.
-
Особенности аффективной сферы.
-
Особенности мотивационной сферы.
-
Стадии развития личности подростка.
-
Формирование «я-концепции» подростка.
-
Дисгармоничность характера.
-
Подросток и школа.
-
Подростковая агрессия.
-
Девиантное поведение.
6. Разработаны следующие компилятивные программы коррекционно - развивающих занятий:
-
Компилятивная программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся средней школы (5-7 классы), составленная на основе курса Селевко Г. В. «Самосовершенствование личности» (М.: Народное образование, 2009).
-
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся начальной школы «Я - школьник» («Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников» Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е. М. - Волгоград, 2009).
-
Программа групповых занятий по сказкотерапии для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
-
Компилятивная программа для работы с обучающимися «группы риска», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Фарватер» (под ред Е. В. Емельяновой, СПб, 2010).
-
Компилятивная коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Буратино в Школе Радости».
7. Прошла курсы повышения квалификации, получила сертификаты по темам «Основы психологического консультирования» (теория, 70 часов) и «Практика психологического консультирования» (70 часов).
8. Конкурс научно-исследовательских работ учащихся (школьный уровень): представлена работа «Влияние компьютерных игр на некоторые особенности внимания младших подростков». Участник - Иванова П., 6 Б класс; результат - Диплом 2 степени ШНПКУ, 2014 год.
.
VI. ЭКСПРЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В течение учебного года экспертная деятельность велась по трем основным направлениям:
1. Экспертная деятельность по оценке интеллектуального и психического развития учащихся для определения оптимальной образовательной программы.
В рамках этого направления проводилась комплексная индивидуальная диагностика обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы, а также стойкие нарушения поведенческой и эмоционально-волевой сферы. По итогам работы подготовлено 12 психологических заключений для осмотра детей на ПМПК.
2. Экспертная оценка профессиональной деятельности аттестующихся педагогов и/или педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах:
1. Кулык О. А. - аттестация на высшую категорию.
2. Помазов Л. А. - аттестация на высшую категорию.
3. Байбак Т. Н. - аттестация на высшую категорию, ПНПО.
4. Агафонова С. А. - подготовка к аттестации на высшую категорию.
5. Гуменюк В. К. - подготовка к аттестации на высшую категорию.
6. Сердюкова Е. А.
Также была проведена групповая диагностика профессиональной направленности стиля педагогической деятельности (17 педагогов), уровня эмпатийности и стиля поведения в конфликтной ситуации (20 педагогов). По итогам исследования каждый педагог получил индивидуальные рекомендации и был ознакомлен со своими результатами.
3.Экспертная деятельность по оценке уровня интеллектуальной и психологической готовности дошкольников к школьному обучению - обследовано 28 детей дошкольного возраста, поступающих в 1-ый класс.
VII. РАБОТА ПО ЗАПРОСУ АДМИНИСТРАЦИИ
-
Разработана анкета «Классный час глазами учащихся» - зам по ВР Константинова Э. Н., декабрь, 2013.
-
Проверена внеурочная занятость обучающихся 5-6-ых классов - аналитическая справка, январь 2014.
-
Проверены дневники обучающихся 6 А, 6 Б классов - аналитическая справка, февраль 2014.
-
Анкетирование обучающихся и родителей (законных представителей) по теме «Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом школы, организацией школьного быта» - обработаны статистические данные, представлены статотчеты в администрацию школы и районный отдел образования, апрель 2014.
VIII. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблемы
-
Отсутствие отдельного кабинета психолога или кабинета, для проведения индивидуальных диагностических мероприятий, коррекционно-развивающих занятий и консультаций.
-
Слабая материально-техническая база: один ноутбук, который использует и психолог, и социальный педагог. Старая изношенная мебель (рабочие столы психолога и социального педагога).
-
Отсутствие какого-либо программного обеспечения, необходимого для оптимизации диагностической работы психолога, более эффективного и рационального использования рабочего времени в связи с большими объемами диагностик, которые обрабатываются вручную.
-
Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе.
-
Регулярность посещения занятий учащимися и слабый контроль со стороны отдельных педагогов посещаемости занятий у психолога.
Пути решения проблем:
-
Администрации ОУ изыскать материально-технические и программные средства для оснащения кабинета в соответствии с современными требованиями к кабинету психолога.
-
Для повышения квалификации, самообразования, выполнения методической работы предоставить в следующем учебном году методический день согласно Инструктивному письму Мин. образования России от 24.12.2001 № 29/1886 - 6 «Об использовании рабочего времени педагога психолога образовательного учреждения».
-
Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе через:
-
родительские собрания по запросу классного руководителя и администрации;
-
индивидуальные консультации;
-
организацию психологического клуба для родителей;
-
активную пропаганду психологических знаний посредством размещения материалов на сайте школы в разделе «СПС».
-
Ввести психологические занятия в штатное расписание. Это, во-первых, создаст более ответственное отношение к занятиям, во-вторых - даст возможность детям учиться конструктивному и позитивному общению и с взрослыми, и со своими сверстниками.
-
Повысить ответственность классных руководителей за посещаемость учащимися занятий психолога:
-
обязать классных руководителей присутствовать на занятиях с психологом, так как эти занятия проводятся во время классных часов.
-
повышать интерес учащихся к психологическим занятиям.
Резюме.
Таким образом, считаю, что всё, запланированное на 2013-2014 учебный год, было выполнено. Об эффективности работы психолога свидетельствует тот факт, что по результатам независимой экспертизы, проведенной районным отделом образования (анкетирование обучающихся по теме «Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом школы», апрель 2014) из 136 учащихся 5-11 классов удовлетворены психологическим климатом в классе 67%. Однако для более оперативного и эффективного решения проблем и запросов необходимо тесное взаимодействие и педагогов, и родителей и психолога. В связи с этим хотелось бы рекомендовать учителям-предметникам и классным руководителям следующее:
1. Классным руководителям - увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сплочение, бесконфликтное общение. Для этого необходимо использовать активные, тренинговые формы работы, а также привлекать родителей обучающихся к совместной работе с детьми.
2. Учителям-предметникам, работающим в 5-9-х классах, согласовывать свою работу с классными руководителями и родителями обучающихся.
3. Учителям-предметникам при организации учебного процесса учитывать особенности интеллектуального развития и уровень развития специальных способностей обучающихся, выявленных при исследовании.
4. Классным руководителям при организации воспитательного процесса учитывать как личностные особенности обучающихся, так и актуальные проблемы развития классного коллектива, и, исходя из этого, планировать тематику и формы воспитательных мероприятий.
5. Классным руководителям активнее рекомендовать родителям обращаться за консультацией к психологу при наличии проблем как в воспитании, обучении, так и межличностных, внутрисемейных отношениях.
6. В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков необходимо шире использовать возможности детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению ребят в социально значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции.
«_____»_______________2014
Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»_______________Иванова Е. М.
Директор МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»_______________Никитина В. С.
11