Аналитический годовой отчет педагога-психолога

Документ является образцом годового аналитического отчета педагога-психолога школа. В отчете представлена аналитическая информация по основным направлениям работы психолога: диагностика, коррекция, просветительская деятельность, методическая работа. Указаны использованные методические и диагностические материалы со ссылками на источники, количественные показатели деятельности, проанализированы достигнутые результаты в соответствии с поставленными задачами. Также указаны проблемы, пути их решения...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитический отчет

педагога-психолога Ивановой Е. М.

МБОУ СОШ № 2 сельского поселения «Село Хурба»

за 2013-2014 учебный год

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога.

Целью моей работы за период с ноября 2013 по июнь 2014 года являлось содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса.

В 2013-2014 учебном году педагогом-психологом решались следующие задачи:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС в начальной школе и среднем звене (5-6 классы).

  2. Профориентация учащихся (9, 10, 11 классы).

  3. Сопровождение предпрофильного и профильного обучения учащихся 8-11-ых классов.

  4. Психологическое сопровождение детей «группы риска», детей с ОВЗ.

  5. Совершенствование психологической культуры участников образовательного процесса как условие для полноценного личностного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений.


Решение данных задач проходило по следующим направлениям:

  1. Диагностика особенностей психического, интеллектуального и социального развития обучающихся с целью предупреждения личностных проблем и выбора оптимальных путей в развитии.

  2. Помощь участникам образовательного процесса в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания, профессионального самоопределения и социализации. Коррекция личностной сферы, познавательных процессов.

  3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально - психологического климата в школе.

  4. Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса.

Также на протяжении всего учебного года проводилась психолого-педагогическая экспертиза профессиональной деятельности аттестующихся педагогов, организационно-методическая работа и деятельность по запросу администрации ОУ.

Методическое обеспечение процесса диагностики

Для исследования уровня интеллектуального развития, сформированности познавательных процессов, личностных качеств обучающихся, мотивации к обучению, оценки уровня тревожности, характера межличностных отношений и сплоченности коллектива, а также отношения к школе, процессу обучения, педагогом используется:

  • Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий.

  • Mетодика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ.

  • Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе (3-6 классы).

  • Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников

  • Факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый)

  • Факторный личностный опросник Кеттелла (детский)

  • Модифицированный вариант анкеты Н.Г. Лускановой

  • Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

  • Методика изучения мотивации обучения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калинина (для учащихся 6-7, 8-9 и 10-11 классов)

  • Методика субъективных оценок психологического климата и групповой сплоченности коллектива (по Симору)

  • Методика «Шкала тревожности» (по Кондашу)

  • Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено.


Для исследования профессиональных склонностей и интересов обучающихся используются следующие методики:

  • Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).

  • Опросник «Карта интересов» (модификация О. Г. Филимоновой)

  • Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кандабаровой.

  • Тест Дж.Голланда на определение профессионального типа личности

  • Анкета «Моя будущая профессия»

  • Анкета «Мотивация профессионального выбора»

  • Тест на определение склонности к основным видам деятельности.


Для работы с обучающимися «группы риска» используется автоматизированная система психологических тестов версии ОР.10, включающая следующие методики:

  • Тест Люшера

  • САН

  • Опросник Айзенка (темперамент)

  • Опросник Спилберга

  • Большой и малый ММРI

  • Уровень субъективного контроля

  • Опросник Личко (определение акцентуаций характера подростков)

  • Мотивация потребления алкоголя

  • Склонность к девиантному поведению.

Данная программа позволяет сохранять результаты обследования, что дает возможность оперативно отслеживать динамику состояния и развития обучающегося и вносить необходимые изменения в коррекционную работу.

I. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Содержание

Формы и методы работы

Сроки

Результат

1.1

Психолого-педагогическая диагностика

интеллектуального развития и уровня сформированности познавательных процессов

(групповая, индивидуальная)

1. Мониторинг интеллектуального развития первоклассников по ФГОС

Декабрь.

Апрель

1. Аналитические справки по итогам диагностики первых классов - 4.

2. Индивидуальные заключения - 30.

3. Психологические паспорта 1 А и 1 Б классов.

1. Мониторинг интеллектуального развития второклассников по ФГОС

Апрель

1. Заключение по итогам диагностики вторых классов - 2.

2. Индивидуальные заключения - 35.

2.Мониторинг интеллектуального развития пятиклассников по ФГОС

Декабрь.

1. Заключение по итогам диагностики пятых классов - 2.

2. Индивидуальные заключения - 44.

3. Психологические паспорта 5 А и 5 Б классов.

3.Исследование познавательных способностей учащихся для дифференциации обучения: 6Б, 7 Б, 8 Б классы

Декабрь

1. Заключение по итогам диагностики классов - 3.

2. Индивидуальные заключения - 63.

4.Исследование познавательных способностей учащихся для выбора профиля обучения: 7 А, 9 Б, 10 классы

Февраль, март

1. Заключение по итогам диагностики классов - 6.

2. Индивидуальные заключения - 30.

5.Исследование уровня развития познавательных процессов: 3а, 3 б, 4 а, 4 б.

Апрель-май

1. Заключение по итогам диагностики классов - 8.

2. Индивидуальные заключения (4 кл) - 34.

6. Исследование уровня школьной готовности к обучению детей дошкольного возраста, поступающих в 1-ый класс

Май, июнь

Индивидуальные заключения, рекомендации - 30.

7. Индивидуальная диагностика (по запросу классных руководителей, родителей)

В течение года

Индивидуальные заключения, рекомендации - 38 обучающихся.

1.2

Психолого-педагогическая диагностика

межличностных отношений, тревожности, мотивации к учению (групповая, комплексно)


1. Мониторинг процесса адаптации первоклассников по ФГОС

Декабрь, май

1. Аналитические справки по итогам мониторинга первых классов, рекомендации - 4.

2. Мониторинг процесса адаптации пятиклассников по ФГОС

Декабрь, апрель

2. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 4.

3. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности по ФГОС - 6 А, 6 Б классы.

Декабрь, март

3. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 4.

4. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности - 3 А, 3 Б классы.

Январь

4. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 2.

5. Мониторинг межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности - 7 А, 7 Б, 10 классы.

Ноябрь, декабрь,

5. Аналитические справки по итогам мониторинга классов, рекомендации - 6.

6. Исследование межличностных взаимоотношений, мотивации, уровня тревожности - 8 Б, 9 Б, 11 классы.

Февраль, март.

6. Аналитические справки по итогам диагностики классов, рекомендации - 6.

7. Исследование взаимоотношений в классе, оценка отношения личности к коллективу, уровень тревожности: 4а, 4б классы.

Май

7. Заключение по итогам диагностики 4-х классов - 2.



1.3

Психолого-педагогическая диагностика

личностных особенностей обучающихся (групповая, комплексно)

Исследование личностных особенностей обучающихся 6 А, 6 Б, 7 А, 7 Б, 8 Б, 9 Б, 10 классы.

Февраль, март.

Заключение по итогам диагностики - 7.

1.4

Психолого-педагогическая диагностика

профессиональных склонностей и интересов (групповая, комплексно)

Исследование профессиональных склонностей и интересов обучающихся 8 А, 8 Б, 9 А, 9 Б, 10 классы.

Март

1. Заключение по итогам диагностики - 5.

2. Индивидуальные заключения, рекомендации:

8 А - 9, 8 Б - 15,

9 А - 8, 9 Б - 12,

10 - 15.

Количественные результаты психолого-педагогической диагностики:

Аналитические справки по итогам мониторингов классов - 38.

Экспертное заключение по итогам групповой диагностики - 27.

Индивидуальные заключения и рекомендации по итогам диагностики обучающихся - 325.

Индивидуальные заключения и рекомендации по итогам диагностики обучающихся (по запросу) - 38.

II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание

Формы работы

Сроки

Результат деятельности

2.

Коррекционно-развивающая работа.


1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска» (индивидуальные)

В течение года

Формирование психологического статуса школьника, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сферы - 50 занятий.

2.Психологические классные часы (групповые):

  1. Цикл занятий в рамках адаптации пятиклассников «Что значит быть пятиклассником?»

  2. Цикл занятий на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).

  3. Занятия на формирование бесконфликтного общения.

В течение года

1. В 5-ых классах проведено 5 занятий.




2. В 6-ых классах проведено 8 занятий. В 7-ых классах проведено 6 занятий.

3. В 7-ых классах - 3 занятия.

В 8- ых классах - 3 занятия.

3. Развивающие занятия в «Школе будущего первоклассника»

Февраль -май

Проведено 10 занятий.

Коррекционно - развивающая работа, проводившаяся в этом учебном году, была ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, развитие познавательных процессов младших школьников, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников: начало обучения, переход в среднюю школу, в профильные классы.

Школьников, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, я выделяла на основании наблюдений педагогов, а также по результатам диагностических мероприятий. Коррекционно - развивающая работа проводилась в виде групповых и индивидуальных психологических занятий, проходивших в рамках классных часов.

Для коррекционной работы использовались следующие программы:

  • Компилятивная программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся средней школы (5-7 классы), составленная на основе курса Селевко Г. В. «Самосовершенствование личности» (М.: Народное образование, 2009).

  • Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся начальной школы «Я- школьник» («Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников» Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е. М. - Волгоград, 2009).

  • Программа групповых занятий по адаптационной программе Е.Г. Коблика «Первый раз в пятый класс!»

  • Программа групповых занятий по сказкотерапии для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

  • Компилятивная программа для работы с обучающимися «группы риска», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Фарватер» (под ред Е. В. Емельяновой, СПб, 2010).

  • Компилятивная коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Буратино в Школе Радости».

III. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Содержание

Формы работы

Сроки

Результат деятельности

3.1

Психологическое просвещение родителей (законных представителей)

1. Родительское собрание «Итоги адаптации пятиклассников. Единые требования в семье и школе к учащимся»

Ноябрь

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 5 А, 5 Б классов.

Памятки -рекомендации - 44.

2. Родительское собрание «Психофизиологические особенности младших подростков»

Декабрь

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 6 А, 6 Б классов.

Памятки -рекомендации - 33.

3. Родительское собрание «Психофизиологические особенности дошкольников»

Февраль

Повышение психологической компетентности родителей будущих первоклассников.

Памятки -рекомендации - 14.

4. Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития старших подростков»

Февраль

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 8 Б класса.

Памятки- рекомендации - 15.

5. Родительское собрание «Трудный возраст: способы эффективного общения с подростком»

Март

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 7 А класса.

Памятки -рекомендации - 14.

6. Родительское собрание «Трудный возраст: способы эффективного общения с подростком»

Апрель

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 7 Б класса.

Памятки -рекомендации - 18.

7. Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития младших подростков»

Май

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 6 Б класса.

Индивидуальные рекомендации - 23.

8. Родительское собрание «Психологическая и физиологическая готовность дошкольников к школьному обучению»

Май

Повышение психологической компетентности родителей будущих первоклассников.

Памятки -рекомендации - 38.

9. Родительское собрание «На пороге пятого класса»

Май

Повышение психологической компетентности родителей учащихся 4 Б класса.

3.2

Психологическое просвещение педагогов

1. Доклад на педсовете «Итоги адаптации 5-ых классов»

05. 12. 14

Аналитический отчет по итогам адаптации 5-ых классов.

2. Доклад на педконсилиуме «Итоги адаптации 1-ых классов»

06.12.14

Аналитический отчет по итогам адаптации 1-ых классов

3. Выступление на педсовете «Психологическое здоровье учителя. Пути профилактики профессионального выгорания»

14. 01. 14

Памятки- рекомендации - 40.

4. Доклад на малом педсовете «Проблемы преемственности и адаптации 5-ых классов»

06. 03. 14

Аналитический отчет по итогам адаптации 5-ых классов.

Таким образом, в рамках психологического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся подготовлено 239 памяток -рекомендаций, посвященных вопросам психофизиологических возрастных особенностей детей, проблемам адаптации, обучения и воспитания.

Психологическое просвещение участников образовательного процесса происходит также посредством размещения информационных материалов различной психологической тематики на сайте школы в разделе СПС («Социально-психологическая служба») по адресу hurba2.schoole.ru/socpsix.

IV. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание

Формы работы

Сроки

Результат деятельности

4.1

Консультативная работа с педагогами


Консультирование по актуальным запросам, касающимся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом, результатам диагностики

В течение года

1. Повышение психологической компетентности педагогов.

2. Помощь в решении психолого-педагогических проблем с учащимися.

3. Заключения по итогам диагностики, рекомендации.

4. Помощь в решении личностных и профессиональных проблем.

Всего 84 консультации.

4.2

Индивидуальная консультативная работа с родителями (законными представителями)

Индивидуальная консультативная работа

В течение года

1. Повышение психологической компетентности родителей.

2. Помощь в разрешении психологических проблем.

3. Помощь в налаживании межличностных отношений с детьми, внутрисемейных отношений.

4. Помощь в решении проблем, связанных с обучением и поведением.

Всего 75 консультаций.

4.3

Консультативная работа с учащимися


Консультирование по актуальным запросам, касающимся проблем обучения, межличностных отношений, личностного развития, результатам диагностики.

В течение года

1. Повышение психологической компетентности учащихся.

2. Знакомство с результатами диагностики, рекомендации.

3. Помощь в решении личностных проблем.

Всего 44 консультации.

Психологическое консультирование в конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач и преследовало следующие основные цели:

- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения и педагогической деятельности, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с различными обстоятельствами школьной жизни и социума;

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;

- развивать навыки эффективной самореализации и повышения потенциала личности.

Обобщив практику консультирования можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются следующие запросы:

1. Для педагогов:

1) психофизиологические особенности школьников разных возрастных периодов;

2) разрешение психологических трудностей, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;

3) личностные проблемы.

2. Для родителей (законных представителей):

1) поведенческие и учебные проблемы детей;

2) межличностные отношения и взаимоотношения в семье;

3) возрастные особенности детей;

4) профессиональные склонности и профессиональное самоопределение.

3. Для обучающихся:

1) помощь в разрешении конфликтов, коррекция межличностных отношений;

2) личностные проблемы (неадекватная самооценка, тревожность, взаимоотношения с педагогами, уровень притязаний, самопринятие, целеполагание);

3) учебные проблемы, связанные с недостаточностью развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;

2) неопределённость в выборе профиля обучения и профессии.

Так же, как психолог школы, принимала участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса, в межличностных отношениях учащихся, выполняя медиаторную (посредническую) функцию. Результатом этой деятельности явилось урегулирование конфликтных ситуаций.

Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 55-65% от всего их количества.

V. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


  1. Пополнение папки «Диагностика обучающихся» диагностическими методиками, тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, профессионального самоопределения.

  2. Пополнение папки «Школа для родителей» мини-лекциями для просвещения родителей на темы:

  1. Стили родительского воспитания.

  2. Особенности воспитания гиперактивных детей.

  3. Эффективное общение с ребенком подросткового возраста.

  4. Воспитание: наказать, но не унизить.

  5. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  6. Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста.

  7. Психофизиологические особенности детей старшего подросткового возраста.

  8. Трудности адаптации при переходе в среднее звено: проблемы и пути их преодоления.

  9. Предупреждение дезадаптации первоклассников.

  10. Экзамен без страха и стресса.

3. Раздаточный материал для родителей (памятки, рекомендации) - 239.

4. Создание и наполнение папки для проведения психологической экспертизы педагогической деятельности.

5. Пополнение папки для педагогов просветительскими мини-лекциями на темы:

  1. Биологические особенности развития младших и старших подростков.

  2. Развитие когнитивной сферы у ребенка.

  3. Особенности аффективной сферы.

  4. Особенности мотивационной сферы.

  5. Стадии развития личности подростка.

  6. Формирование «я-концепции» подростка.

  7. Дисгармоничность характера.

  8. Подросток и школа.

  9. Подростковая агрессия.

  10. Девиантное поведение.

6. Разработаны следующие компилятивные программы коррекционно - развивающих занятий:

  1. Компилятивная программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся средней школы (5-7 классы), составленная на основе курса Селевко Г. В. «Самосовершенствование личности» (М.: Народное образование, 2009).

  2. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся начальной школы «Я - школьник» («Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников» Гайтукаева И. Ю., Елизарова Е. М. - Волгоград, 2009).

  3. Программа групповых занятий по сказкотерапии для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

  4. Компилятивная программа для работы с обучающимися «группы риска», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Фарватер» (под ред Е. В. Емельяновой, СПб, 2010).

  5. Компилятивная коррекционно-развивающая программа для дошкольников «Буратино в Школе Радости».

7. Прошла курсы повышения квалификации, получила сертификаты по темам «Основы психологического консультирования» (теория, 70 часов) и «Практика психологического консультирования» (70 часов).

8. Конкурс научно-исследовательских работ учащихся (школьный уровень): представлена работа «Влияние компьютерных игр на некоторые особенности внимания младших подростков». Участник - Иванова П., 6 Б класс; результат - Диплом 2 степени ШНПКУ, 2014 год.

.

VI. ЭКСПРЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


В течение учебного года экспертная деятельность велась по трем основным направлениям:

1. Экспертная деятельность по оценке интеллектуального и психического развития учащихся для определения оптимальной образовательной программы.

В рамках этого направления проводилась комплексная индивидуальная диагностика обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы, а также стойкие нарушения поведенческой и эмоционально-волевой сферы. По итогам работы подготовлено 12 психологических заключений для осмотра детей на ПМПК.

2. Экспертная оценка профессиональной деятельности аттестующихся педагогов и/или педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах:

1. Кулык О. А. - аттестация на высшую категорию.

2. Помазов Л. А. - аттестация на высшую категорию.

3. Байбак Т. Н. - аттестация на высшую категорию, ПНПО.

4. Агафонова С. А. - подготовка к аттестации на высшую категорию.

5. Гуменюк В. К. - подготовка к аттестации на высшую категорию.

6. Сердюкова Е. А.

Также была проведена групповая диагностика профессиональной направленности стиля педагогической деятельности (17 педагогов), уровня эмпатийности и стиля поведения в конфликтной ситуации (20 педагогов). По итогам исследования каждый педагог получил индивидуальные рекомендации и был ознакомлен со своими результатами.

3.Экспертная деятельность по оценке уровня интеллектуальной и психологической готовности дошкольников к школьному обучению - обследовано 28 детей дошкольного возраста, поступающих в 1-ый класс.

VII. РАБОТА ПО ЗАПРОСУ АДМИНИСТРАЦИИ


  1. Разработана анкета «Классный час глазами учащихся» - зам по ВР Константинова Э. Н., декабрь, 2013.

  2. Проверена внеурочная занятость обучающихся 5-6-ых классов - аналитическая справка, январь 2014.

  3. Проверены дневники обучающихся 6 А, 6 Б классов - аналитическая справка, февраль 2014.

  4. Анкетирование обучающихся и родителей (законных представителей) по теме «Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом школы, организацией школьного быта» - обработаны статистические данные, представлены статотчеты в администрацию школы и районный отдел образования, апрель 2014.

VIII. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проблемы

  1. Отсутствие отдельного кабинета психолога или кабинета, для проведения индивидуальных диагностических мероприятий, коррекционно-развивающих занятий и консультаций.

  2. Слабая материально-техническая база: один ноутбук, который использует и психолог, и социальный педагог. Старая изношенная мебель (рабочие столы психолога и социального педагога).

  3. Отсутствие какого-либо программного обеспечения, необходимого для оптимизации диагностической работы психолога, более эффективного и рационального использования рабочего времени в связи с большими объемами диагностик, которые обрабатываются вручную.

  4. Недостаточный уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе.

  5. Регулярность посещения занятий учащимися и слабый контроль со стороны отдельных педагогов посещаемости занятий у психолога.

Пути решения проблем:

  1. Администрации ОУ изыскать материально-технические и программные средства для оснащения кабинета в соответствии с современными требованиями к кабинету психолога.

  2. Для повышения квалификации, самообразования, выполнения методической работы предоставить в следующем учебном году методический день согласно Инструктивному письму Мин. образования России от 24.12.2001 № 29/1886 - 6 «Об использовании рабочего времени педагога психолога образовательного учреждения».

  3. Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей в плане воспитания, обучения и отношения к школе через:

  • родительские собрания по запросу классного руководителя и администрации;

  • индивидуальные консультации;

  • организацию психологического клуба для родителей;

  • активную пропаганду психологических знаний посредством размещения материалов на сайте школы в разделе «СПС».

  1. Ввести психологические занятия в штатное расписание. Это, во-первых, создаст более ответственное отношение к занятиям, во-вторых - даст возможность детям учиться конструктивному и позитивному общению и с взрослыми, и со своими сверстниками.

  2. Повысить ответственность классных руководителей за посещаемость учащимися занятий психолога:

  • обязать классных руководителей присутствовать на занятиях с психологом, так как эти занятия проводятся во время классных часов.

  • повышать интерес учащихся к психологическим занятиям.

Резюме.

Таким образом, считаю, что всё, запланированное на 2013-2014 учебный год, было выполнено. Об эффективности работы психолога свидетельствует тот факт, что по результатам независимой экспертизы, проведенной районным отделом образования (анкетирование обучающихся по теме «Удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом школы», апрель 2014) из 136 учащихся 5-11 классов удовлетворены психологическим климатом в классе 67%. Однако для более оперативного и эффективного решения проблем и запросов необходимо тесное взаимодействие и педагогов, и родителей и психолога. В связи с этим хотелось бы рекомендовать учителям-предметникам и классным руководителям следующее:

1. Классным руководителям - увеличить количество классных мероприятий, направленных на формирование дружного коллектива учащихся, сплочение, бесконфликтное общение. Для этого необходимо использовать активные, тренинговые формы работы, а также привлекать родителей обучающихся к совместной работе с детьми.

2. Учителям-предметникам, работающим в 5-9-х классах, согласовывать свою работу с классными руководителями и родителями обучающихся.

3. Учителям-предметникам при организации учебного процесса учитывать особенности интеллектуального развития и уровень развития специальных способностей обучающихся, выявленных при исследовании.

4. Классным руководителям при организации воспитательного процесса учитывать как личностные особенности обучающихся, так и актуальные проблемы развития классного коллектива, и, исходя из этого, планировать тематику и формы воспитательных мероприятий.

5. Классным руководителям активнее рекомендовать родителям обращаться за консультацией к психологу при наличии проблем как в воспитании, обучении, так и межличностных, внутрисемейных отношениях.

6. В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков необходимо шире использовать возможности детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению ребят в социально значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции.

«_____»_______________2014



Педагог-психолог МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»_______________Иванова Е. М.

Директор МБОУ СОШ №2 с.п. «Село Хурба»_______________Никитина В. С.


11


© 2010-2022