Психологические секреты правильного выбора профессии

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Дергачевского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»

Рассмотрено на педсовете

Протокол №___ от _________ 20__ г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР Т.М. Шабаева

Утверждаю

Директор школы Н.И. Маляр

Приказ №____

от ______________ 20__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Психологические секреты правильного выбора профессии »

Направление: профориентация

9 класс











Автор:

Педагог-психолог: Липатова Ирина Владимировна




















р.п. Дергачи


2015 год

Пояснительная записка


В связи с обновлением общества возникает потребность в профессионалах высокой квалификации, способных трудиться в новых экономических условиях. Большой потенциал страны составляет молодежь, которой все сложнее ориентироваться в изменяющейся структуре хозяйства. Все большее место в обществе занимает сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Элективный курс «Психологические секреты правильного выбора профессии» рассчитан на учащихся 9-х классов. Для них, наряду со стремлением быть в стае «как все», характерно и подростковое одиночество, дающее повод для самопознания. Я - такой, как все, но я другой!

Через групповое взаимодействие (Я - такой как все) вывести на индивидуальные особенности личности (но - другой). « Чем я отличаюсь от других, и как это отличие поможет мне в выборе профессии?». Актуализировать профессиональное самоопределение, за счет специальной организации деятельности, включающей получение знаний о себе, о своих индивидуальных особенностях с целью соотнесения профессиональных проб; развития способностей профессиональной адаптации в современных социально - экономических условиях.

Целью предлагаемого курса является развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Мы выделяем следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору.

1. Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.

2. Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.

3. Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Задачи курса:

  • Повысить уровень психологической компитентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия; пробуждение потребности в совершенствовании.

  • Сформировать положительное отношение к самому себе, чувство своей изначальной ценности, как индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

  • Обеспечить возможность соотнести исвои склонности с потребностями профессиональной деятельности.

Основная форма проведения занятий - урок. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у учащихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения.

У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий. На занятиях применяются активные групповые методы работы - тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, психотехнические приемы. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому начало курса направлено на формирование мотивации и создание необходимой психологической атмосферы в группе.

При первоначальном периоде работы с классом следует делать особый упор на развитие у школьников навыков взаимодействия, готовности к коллективным формам работы, договориться с учащимися о правилах групповой работы и научить соблюдать эти правила. Каждый раздел курса предваряется короткой притчей, интерпретация которой учащимися позволяет ведущему сделать вывод об уровне понимания затронутой проблемы учащимися. Курс предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно. Большинство описанных в программе упражнений - известные психологические техники, иногда модифицированные автором для решения поставленных задач.

Элективный курс рассчитан на 8 занятий.



























Учебно - тематичекий план:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1

Знакомство с миром профессий

1

0,5

0,5

2

Представление о себе, методика «Кто я?»

1

0,5

0,5

3

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

1

0,5

0,5

4

Секреты выбора профессии «хочу - могу - надо».

1

0,5

0,5

5

Темперамент в становлении личности; поведение человека в конфликтной ситуации (тест Томаса).

1

0,5

0,5

6

Определение коммуникативных, организаторских способностей и эмпатийных тенденций.

1

0,5

0,5

7

Постановка правильной цели - залог успеха в профессиональной деятельности

1

0,5

0,5

8

Подведение итогов. Определение профессионального ориентира

1

0,5

0,5

















Тематическое планирование

Тема занятия

Форма

проведения

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1

Знакомство с миром профессий. Диагностика профессиональных склонностей.

Тестирование; защита мини-проекта; дискуссия.

1



2

Представление о себе, методика «Кто я?»

Тестирование; дискуссия.

1



3

Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней

Тестирование; упражнение; дискуссия.

1



4

Секреты выбора профессии «хочу - могу - надо».

Беседа,

упраднения.

1



5

Темперамент в становлении личности; поведение человека в конфликтной ситуации (тест Томаса).

Тестирование; дискуссия.

1



6

Определение коммуникативных, организаторских способностей и эмпатийных тенденций.

Тестирование; дискуссия.

1



7

Постановка правильной цели - залог успеха в профессиональной деятельности

Беседа,

Игра.

1



8

Подведение итогов. Определение профессионального ориентира.

Беседа, подведение итогов работы.

1



















Содержание программы:

1. Знакомство с миром профессий. Диагностика профессиональных склонностей.

Цель: создать представление у учащихся о разнообразии мира профессий, определиться с актуальными профессиональными склонностями учащихся.

В начале урока дети проходят тестирование по профессиональному определению с использованием методики : «ПРО-ТЕСТ, профориентация»; Тест Е.А. Климова «ДДО» самостоятельно подсчитывают результаты.

Делятся на группы по направлению и создают мини-проект по защите своего профиля.

2. Представление о себе, методика «Кто я?».\

Цель: осознать уникальность человеческой личности.

Методика «Кто я?»- в течении 15 минут учащиеся должны ответить на вопрос «кто я?», используя для этой цели слова и предложения, характеризующие их. Оставшееся время учащиеся совместно с педагогом интерпретируют и обсуждают результаты (рефлексия). Делают выводы.

3. Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.

Это занятие строиться на основе работы с тестом: «Как у тебя с самооценкой».

Цель: важно донести до учащихся, что работать над самооценкой очень важно. Адекватная самооценка позволяет сделать правильные выбор и шаги к своему профессиональному будущему.

Упражнение: «Декларация моей самоценности».

4. Секреты выбора профессии «хочу - могу - надо».

Цель данного занятия - познакомить учащихся с требованиями профессии, предъявляемыми к качествам личности, а также возможностями, предоставляемыми обществом в трудоустройстве.

Обсуждение трех основных догм : «хочу-могу-надо»

Упражнение: «хочу-могу-надо».

Упражнение: «учет требования профессий».

5. Темперамент в становлении личности; поведение человека в конфликтной ситуации (тест Томаса).

Цель: дать понятие о типах темперамента. Определить тип темперамента. Выяснить какую роль играет темперамент в становлении личности. Ввести понятие экстраверсии и интроверсии.

При помощи теста Айзенка сопределить тип темперамента.

Беседа: экстроверсия, интроверсия, рациональность, иррациональность.

Определить профессиональную направленность для каждого учащегося в соответствии с результатами занятия, подведение итогов.

6. Определение коммуникативных, организаторских способностей и эмпатийных тенденций.

Цель занятии: помочь определить учащимся на сколько они гототы связать свою жизнь с работой с людьми, а также обнаружить в себе такие способности.

Закнятие строится на работе с методикой КОС (определение коммуникативных и организатоских склонностей) и методикой «Оценка склонности к эмпатии». Свместно с педагогом учащиеся подсчитывают результаты. Рефлексия.

7. Постановка правильной цели - залог успеха в профессиональной деятельности

Цель: рассмотреть этапы волевого саморегулирования, установить взаимосвязь между понятиями «воля» и «цель». При помощи тренинга «10 шагов к успеху» и «Советы к достижению цели» выработать уверенность в достижении поставленной цели, умения достигать задуманного.

8 . Подведение итогов. Определение профессионального ориентира.

Рефлексия курса, создание таблицы с результатами каждого занятия, определение профессионального ориентира.






Литература.

1. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками».

2. Государев Н.А. Треугольный человек. М.: Молодая гвардия, 1991.

3. Данилова В. Как стать собой. Харьков, ИМП «Рубикон», РИП «Оригинал», 1994.

4. Дендеберя Ч.В. Как поднять самооценку. Р-н-Д.: Феникс,2003.

5. «Выиграть может каждый». М.: Стрингер, 1992.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. / Под редакцией А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком,1992.

8. Овчаров Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1994.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос,1995.

10. Сталин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

11. Юсупова И.М. Психология взаимоотношения. Казань, 1991.

8


© 2010-2022