- Преподавателю
- Школьному психологу
- «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях реализации ФГОС»
«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях реализации ФГОС»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Абакарова Б.К. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе
в условиях реализации ФГОС».
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.
Задачи:
-
обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
-
дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
Участники: родители (законные представители) будущих первоклассников, зам. директора по УВР, педагог-психолог, учителя начальных классов.
Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС.
«Быть готовым к школе - не значит уметь писать, считать и читать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Леонид Абрамович.
Ход встречи:
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно, что вы нашли возможность прийти на нашу встречу, которая посвящена обсуждению проблемы психологической готовности детей к школе.
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, а так же приносит много тревог и волнений родителям.
Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:
-
физиологическая готовность,
-
интеллектуальная подготовка,
-
эмоционально-волевая зрелость,
-
социально-личностная готовность.
Об этих составляющих мы сейчас и поговорим.
Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.
Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без внимания результаты медицинского обследования, прислушайтесь к рекомендациям специалистов.
Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба - это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:
-
Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).
-
Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
-
Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
-
Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
-
Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.
Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.
ВНИМАНИЕ. К семи годам ребёнок должен:
-
Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
-
Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут.
-
Уметь находить одинаковые предметы.
-
Находить 10 отличий между предметами.
-
Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.
Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.
ПАМЯТЬ. К семи годам ребёнок должен:
-
Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
-
Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
-
Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
-
Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
-
Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.
-
Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.
ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребёнок должен:
-
Различать форму предмета, его цвет и оттенки.
-
По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
-
Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).
-
Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.
МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребёнок должен:
-
Объединять предметы в группы по определённым признакам.
-
Находить закономерность в построении ряда предметов.
-
Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
-
Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
-
Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.
-
Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение - в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
РЕЧЬ. К семи годам ребенок должен:
-
Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.
-
Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.
-
Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.
-
Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
-
Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.
-
Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.
. Вопросы для поступающих детей в школу:
-
свой домашний адрес;
-
название страны;
-
имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;
-
времена года, их последовательность и основные признаки;
-
названия месяцев, дни недели, части суток;
-
основные виды деревьев и цветов;
-
уметь различать диких и домашних животных.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоционально-волевую зрелость, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
Эмоционально-волевая готовность к школе
-
Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.
-
Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».
-
Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.
-
Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.
Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.
Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.
Социально-личностная готовность
-
Умение общаться со взрослыми и сверстниками (вступать в контакт, слушать собеседника, не перебивая его)
-
Умение работать в группе, чувствовать себя членом группы (класса). Важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему.
-
Умение подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, школе. Быть дисциплинированным.
-
Умение конструктивно решать конфликтные ситуации (говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов).
-
Уверенность в себе и своих силах, самостоятельность, инициативность.
-
Умение правильно оценивать себя и свое поведение (иметь адекватную самооценку) - чтобы потом не оказалось, что «школа плохая», «уроки неинтересные», а «учитель злой» и т.д.
-
Умение быть самостоятельным, активным и инициативным.
Очень важно на пороге школы формировать у ребенка становление внутренней позиции школьника:
Внутренняя позиция
-
Радостное ожидание и устойчивое желание учиться в школе.
-
Наличие познавательной мотивации («Хочу все знать!»), любознательности. Важно, чтобы школа привлекала ребенка не внешней стороной (портфель, тетради, красивая одежда, перемены, звонки), а возможностью получить новые знания.
-
Способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
-
Стремление стать более взрослым, школьником, получать за свою «работу» отметки или одобрение от окружающих.
-
Правильное представление о школьной жизни.
-
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека.
-
Помните, что представления о школьной жизни у ребят складываются из наших с вами высказываний, бесед о школе. Поэтому оставьте все критические замечания в адрес школы, учителей, программ при себе.
-
Ребенку следует давать ребенку только положительную информацию о школе (беседы, чтение стихов и рассказов, рассматривание иллюстраций, экскурсия в школу). Постарайтесь рассказать ребенку как можно больше ярких моментов из своей школьной жизни, о своих учителях, о своих первых трудностях и о том, как вы с ними справились, а так же о том, как вам пригодились в жизни школьные знания.
-
Не запугивайте детей школой и в то же время не обещайте лёгких побед. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Также хочу вам напомнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален.
-
Паспортный возраст (число лет и месяцев со дня рождения).
-
Биологический возраст (степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту).
К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».
Первого сентября наши дети сядут за школьные парты. Это будет уже первая ступенька ваших ребят в большую, взрослую жизнь! Первый день в школе - это цветы, улыбки, поздравления и радостные волнения «Мы уже школьники!». Но это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового.
Но, это ещё в будущем, а сейчас я хочу вам сказать спасибо, за то, что пришли к нам на встречу, за то, что беспокоитесь о том, какой будет школьная жизнь ваших дошколят.
Надеюсь, на дальнейшее сотрудничество и уверена, что вместе с вами мы постараемся сделать всё, чтобы в течение всей школьной жизни наши дети чувствовали себя уверенно и комфортно. Ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.
Желаю успехов и удачи!
Абакарова Б.К.
педагог-психолог МБОУ СОШ №4
Памятка для родителей
«Как преодолеть страх перед школой»
Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.
-
Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.
-
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
-
Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
-
Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
-
Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
-
Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
-
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
-
Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
-
Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
-
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней - абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.
-
Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.