Тренинг для педагогов Секреты эффективной педагогики

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для педагогов

"Секреты эффективной педагогики"

Цель тренинга: помочь участникам тренинга понять некоторые свои психологические установки и их связь со своими профессиональными проблемами.

Задачи:

  • освоение навыка поддержки;

  • развитие навыков общения;

  • изменение отношения к детским проблемам;

  • повышение уровня рефлексии.

1. Упражнение "Имена".

Участники называют свое имя и прилагательное - качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя - кроткая, красивая, креативная).

2. Упражнение "Я дарю тебе подарок".

Инструкция: "Каждый из нас будет дарить воображаемый подарок одному из участников тренинга и говорить « Я дарю тебе подарок, что ты сделаешь с ним?» Участник, которому «подарили» должен придумать, что же он с подарком сделает. Затем вытаскивает из конверта листочек с написанным подарком ".

3. Упражнение "Праздник поддержки".

"Поддержка - что это такое?"

1. Упражнение "Как научиться оказывать и принимать знаки внимания".

Инструкция: участники образуют два круга (внешний и внутренний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару, первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру говорит по кругу: "Что мне в тебе нравится, так это …", второй отвечает: "Да, конечно, но, кроме того я еще и …" И так по хлопку проходят весь круг участников. Далее партнеры меняются ролями, после чего образуют новые пары, делая шаг влево\вправо.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства Вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?

- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам?

- Легко ли Вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? Почему?

4. Дискуссия на тему занятия "Что такое поддержка?"

Ведущий вводит понятия: знак внимания, похвала, поддержка, комплимент.

Далее идет обсуждение вопросов:

- Как Вы поняли различие между поддержкой и похвалой?

- Почему иногда похвала может обескуражить, привести в уныние?

- Как Вы понимаете выражение: "Оценка человека и оценка его действий не одно и то же".

5. Упражнение "Осуждение".

Инструкция: группа разбивается на пары, один из участников рассказывает партнеру о своей проблеме или затруднении, партнер должен отреагировать с позиции "красного карандаша".

6. Упражнение "Поддержка".

Инструкция: группа разбивается на пары, один из участников рассказывает партнеру о своей проблеме или затруднении, партнер оказывает поддержку партнеру.

Вопросы для обсуждения:

- Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

- Что чувствовал тот, к кому обращена поддержка?

- Что чувствовал слушающий?

Поддержка: нужна ли она детям?

7. Упражнение "Бабочки".

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: "Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал".

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: "Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!".

Вопросы:

- Какие чувства испытывали "дети" в первом случае?

- Какие чувства испытывали "взрослые" в первом случае?

- Какие чувства испытывали "дети" во втором случае?

- Какие чувства испытывали "взрослые" во втором случае?

8. Демонстрация пирамиды человеческих потребностей А.Маслоу и комментарии к ней, учитывая тему занятия. Проводится обсуждение предыдущего упражнения с учетом полученных знаний: какая потребность у ребенка не была удовлетворена в первом случае?.

9. Ведущий рассказывает о детях, которых мало поддерживают. Такой ребенок легко сдается, часто использует выражения "я не могу", "я не знаю", "мне безразлично", защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, чрезмерно извиняется, старается избегать социального общения, жалуется на отсутствие друзей или на одиночество, выглядит печальным, бесцельным.

Таким образом, ребенок пытается нам сказать, что он нуждается в любви и поддержке.

Как мы подавляем наших детей:

а) Заставляем детей плохо относиться к самим себе (вина, наказание, стыд, прозвища).

б) Делаем слишком много для наших детей или решаем их проблемы за них (слишком балуем, делаем за них то, что они могут сделать сами, принимаем решения за них).

в) Требуем слишком много от них (останавливаем внимание на негативном, ожидаем великих достижений хотим, чтобы они были лучшими накладываем на них слишком большую ответственность и не позволяем быть просто детьми)

г) Не ценим их (не находим времени для них, считаем другие дела более важными, не спрашиваем их мнения, не ценим их вклад в семейные дела, отрицаем или преуменьшаем их чувства или желания)

д) Не устанавливаем или не соблюдаем определенных границ (позволяем смотреть телевизор слишком долго, уступаем их требованиям, позволяем им относиться к нам самим или к дому неуважительно).

Пути повышения самоуважения у ребенка:

1) Общайтесь с ребенком неформально.

2) Поддерживайте детей. Подумайте "Поддержка/похвала - в чем разница?"

3) Научите детей исправлять ошибки.

4) Расскажите о своих ошибках.

5) Признавайте даже мизерный успех.

6) Все, что мы чрезмерно оберегаем, мы ослабляем.

7) Не прибегайте к помощи соревнований.

8) Пусть дети чувствуют, что их ценят по достоинству: советуйтесь с ними, пусть они научат вас чему-нибудь.

9) Поддержите их ведущую роль в каком-нибудь деле или игре.

10) Относитесь к ним уважительно.

11) Уделяйте им время не только тогда, когда они начинают себя плохо вести.

12) Научите, что от них самих зависит, с каким настроением они относятся к тому или иному делу.

13) Воспитывайте ребенка, помня о том, каким бы вы хотели видеть его в будущем.

14) Важнее всего … отдать детям свою безусловную любовь.

15) Отделяйте поступок от того, кто его совершает.

16) Отмечайте то, что они делают хорошо.

. Наши установки - наше поведение.

10. Упражнение " Старуха-девушка".(Рисунок-паттерн Э. Боринга "Леди и старуха")

Одной половине участников показывается рисунок "Леди", другой - "Старуха", а потом всем показывают истинный рисунок Боринга и спрашивают, что нарисовано. Как правило, участники видят то, что им показывали с первый раз. Это упражнение - яркая демонстрация того, как обстоятельства влияют на наше восприятие. Мы видим мир таким, какие мы сами и каким мы хотим его видеть, а не таким, какой он есть. Изменяя наши представления и убеждения, мы переходим от одного способа видения мира к другому.

11. Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!

ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ - ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!

ИЛИ

ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.

ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка - это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

12. Чтение рассказа Драгунского "…БЫ".

ЛУЧШЕЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОИСХОДИТ НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ.

13. Упражнение "Золотые правила".

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 10 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)

14. Рефлексия. Участникам задаются вопросы: что в тренинге оказалось полезным? Что было лишним? Чего не хватило и что можно было добавить?

По окончании тренинга участникам раздаются Афирмации с позитивными, положительными высказываниями. Для положительного фона и настроя.


© 2010-2022