Диагностика и развитие восприятия

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развиваем восприятие.

Восприятие дано человеку для познания окружа­ющего мира. Главный анализатор окружающего мира - глаза, с помощью которых человек видит. Язык помогает нам ощутить вкус. Чувство слуха про­является благодаря органам слуха - ушам. Пальца­ми рук, прикосновением кожи человек ощущает пред­меты - это осязание.

Большую часть информации дети дошкольного воз­раста воспринимают с помощью зрения и слуха, по­этому очень важно при подготовке к школе обратить особое внимание на развитие зрительного и слухово­го воображения.

Зрительное восприятие определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение чего-либо из книги, с доски или из других по­собий.

■ Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребенка рассказать, как он понял прочитанный текст, или составить рассказ по кар­тинке.

У детей 6-7-летнего возраста на достаточно высо­ком уровне развития должно находиться зрительно-пространственное восприятие.

Они должны уметь:

  • Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира;

  • Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.);

  • Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости;

  • Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету;

  • Различать и выделять буквы и цифры, написан­ные разным шрифтом;

  • Мысленно находить часть целого;

  • Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.



Тесты на выявление уровня развития восприятия у детей

Тест на исследование зрительного восприятия


Тест определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.

Ребенку показываются таблички с изображением предметов.

Задание ребенку:

- Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?


Диагностика и развитие восприятияДиагностика и развитие восприятияДиагностика и развитие восприятия

Фигуры представлены по степени сложности.

Результат

Высокий уровень - ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник) или до­пустил 1-2 ошибки.

Средний уровень - ребенок допустил 3-4 ошибки.

Низкий уровень - 5 ошибок и более.

Рекомендуем

Для выявления уровня избирательности внима­ния ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.


Диагностика и развитие восприятия




Диагностика и развитие восприятия




Диагностика и развитие восприятия



Тест на исследование слухового восприятия


Ребенку диктуется предложение «Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».

Задание ребенку:

- Перескажи порядок действий Саши.

Результат

Высокий уровень: безошибочный ответ.

Средний уровень: 1-3 ошибки.

Низкий уровень: более трех ошибок.

Тест «Графический диктант»


Для выполнения данного задания приготовьте:

  • цветные карандаши: красного, синего, зеленого, желтого цветов;

  • лист из тетради в клеточку, отметив на нем точку черного цвета - начало выполнения работы.

Задание ребенку:

  • Возьми красный карандаш. Отсчитай от черной точки вправо 2 клеточки. Раскрась третью клеточку красным цветом.

  • Возьми синий карандаш. Отсчитай от красной клетки вверх 4 клеточки. Раскрась синим цветом пятую клеточку.

  • Возьми зеленый карандаш. Раскрась зеленым цветом клеточку, расположенную слева от синей клетки.

  • Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вниз 6 клеточек. Раскрась желтым цветом седьмую клетку.

Результат

■ Если задание выполнено правильно и ровно рас­крашено - отличный результат;

■ Если допущены ошибки - тренируйтесь!

■ К ошибкам относятся: неверный шаг в направ­лении, счете, начале отсчета.


Упражнения на развитие восприятия


1. Упражнения на развитие умения различать и выделять предметы, а также буквы и цифры, написанные разным шрифтом

Упражнение 1.

Рассмотрите с ребенком рисунок (см. илл. № 1).

Задание ребенку:

- Сосчитай, сколько на рисунке спряталось птиц.

Упражнение 2.

  1. Рассмотрите с ребенком рисунок (см. илл. № 2).

Задание ребенку:

- Что изображено на рисунке? Раскрась каранда­шами разного цвета.

2. Рассмотрите с ребенком рисунки (см. илл. № 3).

Задание ребенку:

- Кто изображен на рисунке?

Упражнение 3. «Чуткий слух»

Для выполнения задания нужна небольшая непрозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку.

Задание ребенку:

- Определи на слух количество предметов в коробке.

Ребенок прежде, чем назвать число, может подержать коробку в руках и потрясти ее над ухом.

Рекомендуем

Использовать самые разные предметы: пуговицы, игрушки, шарики, конфеты, кнопки, гайки. Проследите, чтобы крышка коробки не открывалась самопроизвольно.

Упражнение 4. «Точный глаз»

Для выполнения задания нужен прозрачный стакан, а также штук 10-15 небольших предметов, свободно помещающихся в этот стакан.

Задание ребенку:

- Определи на взгляд количество предметов в стакане.

После этого стакан с предметами демонстрируется ребенку в течении 10-15 секунд. Стакан убирается, и ребенок называет, сколько, по его мнению, в стакане находится предметов.

Рекомендуем

Использовать разные предметы: пуговицы, спички, шарики, конфеты. Конфеты после выпол­нения задания можно отдать ребенку и просто съесть.

Упражнение 5. «Нежные пальцы»

Для выполнения задания нужен непрозрачный ме­шочек или пакет и штук 8-10 различных отрезков веревочек, шнурков или проволоки длиной 10-15 см.

Задание ребенку:

- Определи на ощупь количество отрезков в ме­шочке.

Ребенок, пошарив рукой в мешочке, называет, сколь­ко, по его мнению, в мешочке находится различных отрезков.

2. Упражнения на развитие умений характеризовать пространственные

взаимоотношения предметов

(справа - слева, над - под,

на - за, сверху - снизу и др.)

Задачи данных упражнений:

■ научить различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и других людей;

■ научить правильно называть предметы, располо­женные спереди и сзади, слева и справа, сверху и снизу от самого себя и другого человека.

■ научить различать у себя левую и правую руку.

Как познакомить ребенка с понятиями

«вперед - назад», «право - лево», «верх - низ»

Начинать изучать направление «вперед» и «назад» ребенок может на примере своего тела. Впереди расположены глаза (попросите ребенка дотронуться до них), нос, рот и т. д. Сзади человека расположена спина.

После этого ребенок может показать знакомые ему части человеческого лица и тела на кукле или рисунке. Для закрепления понятий «вперед - назад» по­просите ребенка по команде сделать шаг вперед, два шага назад.

С понятиями «право - лево» ребенок знакомится на примере правой и левой половины своего тела: правая и левая рука, ухо, глаз, правая и левая части тела. Для правильного узнавания поначалу можно использовать разноцветные ленточки, которые повязываются ребенку на руки (например, красную - на правую, белую или синюю - на левую).

С понятиями «верх - низ» ребенок также знако­мится на примере своего тела. Голова расположена выше туловища, ноги - ниже и т. п.

Рекомендуем

Для закрепления данных понятий выполнять различные виды физминуток.

Упражнение 1.

Расскажите, как расположены элементы узора на карточке (в центре, в левом нижнем углу и т. д.).

Диагностика и развитие восприятия









Диагностика и развитие восприятия


Упражнение 2.

Рассмотрите с ребенком рисунки (см. илл. № 4).

Задание ребенку:

- Где находится обезьянка по отношению к пальме? При ответе ребенок должен использовать слова: сле­ва, справа, на, за, перед.

Полезный совет

Поиграйте с ребенком в игру-объяснение, на­правленную на развитие пространственного мыш­ления.

Правила игры.

Играют два человека. Водящий дает команду:

- Положи книгу на ... (стол, стул, диван и т. д.). Другой игрок должен показать, куда положить книгу.

Рекомендуем

использовать другие предлоги: в, около, над, у, под, за, перед и др.

Упражнение 3.

Рассмотрите картинку (см. илл. № 5). Помогите ребенку составить рассказ о том, что он видит, используя слова: над, под, на, слева, справа, сверху.

Полезный совет

Вместе с ребенком поиграйте с игрушками вашего малыша. Попросите его посадить, например, куклу посередине стола, медвежонка - справа от куклы, а собачку - слева.

Упражнение-тест 4.

Если вы хотите проверить, как ваш ребенок усвоил понятия «право - лево» и «верх - низ», выполните с ним следующее задание.

Дайте ребенку чистый лист бумаги. Попросите его поставить в центре листа красным карандашом точку. Пусть он нарисует в верхнем левом углу солнышко, в нижнем правом углу - грибок, в верхнем правом углу - тучку, а в нижнем левом углу - цветочек.

Ребенок может рисовать предметы по вашему выбору (машину, куклу, яблоко, геометрические фигуры и т.д.).

Упражнение 5.

Данное задание направлено на развитие понятий «вне» и «внутри».

Задание ребенку:

Отметь синим карандашом точку, которая распо­ложена вне круга, но внутри треугольника.

Отметь красным карандашом точку, которая рас­положена вне круга и вне треугольника.

Отметь зеленым карандашом точку, которая рас­положена внутри круга, но вне треугольника.

Отметь жёлтым карандашом точку, которая рас­положена и внутри круга, и внутри треугольника.

Диагностика и развитие восприятия









Диагностика и развитие восприятия






Упражнение 6. Графический диктант Эльконина

Графический диктант - рисование узоров на тет­радном листке под диктовку педагога.

Данное упражнение развивает способность ребен­ка ориентироваться в пространстве листа, позволяет повысить его уровень внимательности, умение выпол­нять словесные инструкции. Кроме того, развивает умение работать по указаниям учителя в заданном ритме.

Полезный совет

■ Сначала необходимо проверить знание ребенка левой и правой стороны, его умение слушать и выполнять указания взрослого.

■ Потренировать в рисовании узора «в воздухе»: подняли руку с ручкой вверх, теперь направо, налево, вниз…

■ Все узоры следует диктовать медленно и четко.

■ Предупредить, чтобы ребенок слушал внимательно, т.к. повторять команды нельзя.

■ Если ребенок допускает ошибку, рисуя тренировочный узор, вы можете его поправить, помогая ему точно выполнить инструкцию.

■ Когда ребенок перейдет к рисованию последу­ющих узоров, вы должны следить только за тем, чтобы каждый новый узор начинался от нужной точки.

■ Точки для начала рисования на листе проставляются заранее.

Задание ребенку

- Сейчас мы будем рисовать узоры. Постарайся, чтобы они получились красивые и ровные. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону надо провести линию. Не отрывай карандаш от бумаги, старайся, чтобы линия была непрерывной. Поставь карандаш на первую точку. Это будет начало нашего узора.

Узор 1 (не оценивается)

Для тренировки дать простой узор: одна клеточка вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна клеточка вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо и т. д. Дальше ребенок рисует сам до конца строчки.

Узор 2

Задание ребенку:

- Теперь поставь карандаш на вторую точку. Вни­мание! Начинаем рисовать. Одна клеточка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. А теперь продолжай этот же узор сам.

Узор 3

Задание ребенку:

- Поставь карандаш в указанной точке. Вни­мание! Начинаем работу. Две клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево (выделить голосом), одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна кле­точка влево, две клеточки вверх. А теперь продол­жай этот же узор сам.

Узор 4

Задание ребенку:

- Поставь карандаш в точке, указанной красным карандашом. Внимание! Начинаем работу. Три клеточки вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо. А теперь продолжай этот же узор сам. Посмотрим, что получилось.

Рекомендуем

Выполните с ребенком графические диктанты из вклейки (см. ил л. № 6).

Полезный совет

  • Замечательно, если ваш ребенок выполнил это задание абсолютно правильно и сделал все узоры без ошибок.

  • Если ребенок сделал ошибки, посмотрите, какого они типа: путает «право - лево», «верх - низ», не проводит нужное количество клеточек, прерывает линию.

  • Если ребенок не смог справиться с этими заданиями, возможно, у него проблемы с развитием внимания, ориентацией в пространстве листа. Попробуйте еще раз сделать это задание вместе с ним.

  • Придумайте новый узор для ребенка, а потом попросите придумать узор для вас и продиктовать его вам.


3.Упражнения на развитие умения классифицировать фигуры по форме,

размеру, цвету


Упражнение 1

Рассмотрите с ребенком эти фигуры.


Диагностика и развитие восприятия


Задание ребенку:

- Как они называются? Что у нас в комнате похоже на 1-ю, 2-ю, 3-ю фигуру? А во дворе? А на улице?

Рекомендуем

Рассмотреть и назвать лоскуты разного цвета, найти в комнате предметы такого же цвета.

Упражнение 2

Задание ребенку:

- Помоги художнику дорисовать картинки (см, илл. № 7).

Упражнение 3.

Рассмотрите с ребенком рисунок.

Диагностика и развитие восприятия





Диагностика и развитие восприятия






Задание ребенку:

- Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?

Упражнение 4.

Рассмотрите эти фигуры.

Диагностика и развитие восприятия









Диагностика и развитие восприятия







Задание ребенку:

- В какие группы их можно объединить?

а) квадраты, прямоугольники (четырехугольники), треугольники, круги;

б) большие фигуры, маленькие фигуры;

в) группирование части фигур.

Упражнение 5.

Задание ребенку:

- Раскрась фигуры, которые не являются треугольниками. Нарисуй столько палочек, сколько на рисун­ке треугольников.

Диагностика и развитие восприятия







Диагностика и развитие восприятия






Упражнение 6. «Геометрическое лото»

Такое дидактическое пособие можно подготовить самим.

Оно состоит из 48 геометрических фигур трех форм (круги, треугольники, квадраты), двух размеров (большие, маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые) - по две одинаковые фигуры каждого вида.

Диагностика и развитие восприятия

К, С, Ж, 3 К, С, Ж, 3 К, С, Ж, 3

Задание ребенку:

  • Выбрать фигуры только красного цвета (синего, желтого, зеленого);

  • Выбрать квадраты (треугольники, круги);

  • Выбрать красные треугольники (синие, желтые, зеленые);

  • Выбрать красные круги (синие, желтые, зеленые);

  • Выбрать фигуры большого размера (маленького);

  • Выбрать фигуры большого размера красного цвета (синие, желтые, зеленые);

  • Выбрать фигуры маленького размера красного цвета (синие, желтые, зеленые) и другие.

Упражнение 7.

Задание ребенку:

- Пофантазируйте, на что похожи эти пятна (см. илл. №8).

Упражнение 8.

Задание ребенку:

- Выбрать предметы одинаковой формы (цвета, размера).

Диагностика и развитие восприятия

Диагностика и развитие восприятия






4. Упражнения на развитие умения находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей


Упражнение 1.

Задание ребенку:

- Расскажи, из каких геометрических фигур со­ставлены цыпленок и рыбка.

Диагностика и развитие восприятия








Диагностика и развитие восприятия








Упражнение 2.

Рассмотрите с ребенком роботов.

Задание ребенку:

- Из каких геометрических фигур они состоят? Красными овалами обведи на левом роботе те части, которыми они похожи; синими овалами на правом роботе - те части, которыми они отличаются.

Диагностика и развитие восприятия








Диагностика и развитие восприятия





Упражнение 3. «Составь узор»

Задание развивает у детей умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Для работы понадобиться набор геометрического лото.

Задание ребенку:

- Составь узор.

Например:

- положи на середину стола (листа бумаги) крас­ный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых тре­угольника, справа и слева - 2 красных;

- правее этого узора выложи другой: круг посере­дине, 2 красных и 2 синих квадрата расположи от круга по углам, вверху и внизу - красные, справа и слева - синие квадраты;

- составь любой узор из фигур и расположи его левее первого узора.

Игры на развитие восприятия и воображения

«Откуда голосок?»

Правила игры.

Ребенок становится спиной к играющим, ведущий просит указать, откуда голос: сзади, слева от него или справа, - а затем сказать, чей голос он услышал.

Ведущий молча рукой показывает, кто должен гром­ко не спеша произнести какой-либо звук (слово, пред­ложение).

Рекомендуем

Проводить эту игру в парке, сквере, на детской площадке.

«Построй домик из данных фигур»

Игра учит различать предметы по форме.

Правила игры

Вариант 1.

Ведущий предлагает из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников построить домик и назвать, где какая фигура находится.

Рекомендуем

Аналогично провести игры «Построй парусную лодку из данных фигур», «Построй елочку из данных фигур», «Построй катер», «Построй вагон», «Построй поезд из фигур» и т. д.

Вариант 2.

Ведущий предлагает построить домик из 6, 8, 10 палочек.

Рекомендуем

Аналогично построить из палочек снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и посчитать число использованных палочек. Этим заданием вы закрепите умение ребенка считать до 10.

«Угадай загадки Буратино (Веселого Карандаша)»

Правила игры

Ведущий показывает любую фигуру (круг, квадрат, треугольник) и предлагает отгадать загадки Буратино:

  • Что можно нарисовать из круга? (Яблоко, арбуз, мяч и т.д.).

  • Что можно нарисовать из квадрата? (Портфель, ящик, печенье и т.д.).

  • Что можно нарисовать из треугольника? (Елочку, парусную лодку, пилотку, флажок и т. д.).

Рекомендуем

Выполнить это задание «письменно», т. е. нари­совать предметы, которые придумал ребенок.

© 2010-2022