Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образованияОбучение психологии: проблемы содержания психологического образования

Психологическое сопровождение образовательного процесса

Джумадилова А.К.

Жамбылский гуманитарный колледж им. Абая

г.Тараз, Республика Казахстан

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог.

На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.С. Братусь), концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило).

Существует много подходов к толкованию понятия «психологическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психологическое сопровождение - это определенная система деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации. При этом Казакова Е. делает акцент на сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Пахальян В.Э. уделяет внимание позитивному развитию отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическому и психическому развитию ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития. Битянова М.Р. считает, что сопровождение - это ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы и, наконец, организационная модель деятельности психолога.

Дубровина И.В. и Яничева Т. главным результатом сопровождения видят создание оптимальных условий для развития детей, причем Дубровина И.В. главный акцент ставит на психологическое здоровье детей. Овчарова Р.В. уделяет внимание психическому здоровью и полноценному развитию личности ребенка. Семаго М.М. и Семаго М.Я. выделяют понятие взаимоадаптации образовательной среды и ребенка как единого процесса. Шипицына Л.М. выделяет фактор создания условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. считают особо важным своевременное выявление трудностей и обеспечение позитивных изменений в психическом развитии ребенка.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, генеративного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

На наш взгляд, психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.

Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему. Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не столько квалификацией психолога, сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации - с другой.

Битянова М.Р. выделяет три основных идеи, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве педагогическим процессом. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.

Идея вторая: смысл деятельности психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения и воспитания. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка. Нам более близка эта идея модели психологического сопровождения, которую мы представляем в виде данной схемы.

Модель психологического сопровождения педагогического процесса

Изучение педагогического процесса

Изучение

Изучение социально-эмоционального и когнитивного развития детей

Изучение моделей педагогического взаимодействия педагогов с детьми

Анализ предметно-развивающей среды

Анализ и оценка программного материала, методов и предметов работы с детьми




Промежуточный и итоговый анализ результатов изучения педагогического процесса

Соорганизация деятельности со старшим воспитателем, ПМКк текущее и перспективное планирование работы по психологическому сопровождению педагогического процесса

Направления работы с участниками педагогического процесса

Работа с родителями: психологическое просвещение и обучение практическим умениям

Работа с детьми: психологическая профилактика, развитие и коррекция

Работа с педагогами: психологическое просвещение и обучение практическим умениям

Корректировка действий в зависимости от хода работы с участниками педагогического процесса


При данном варианте организации работы педагога-психолога целью является комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников педагогического процесса.

Задачами деятельности психолога становятся: создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей детей, оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении и развитии, повышение психологической компетентности всех участников педагогического процесса, участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды .

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

Литература

  1. Жан Пиаже: теория. Эксперименты, дискуссия/под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской.-М.,2001

  2. Захарова А.В. Психологическая формирования самооценки / А.В.Захарова. -Минск, 1993

  3. Орлов С.Б. Методы современной возрастной и педагогический психологии. М.,1982.


© 2010-2022