Рабочая программа по адаптации первоклассников «Здравствуй школа!» на 2015-2016 учебный год

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальная общеобразовательная

средняя школа № 11

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________И.В. Домбровская

Приказ №_____ от ______________2015г.



Рабочая программа по адаптации первоклассников

«Здравствуй школа!»

на 2015-2016 учебный год




Составитель:

педагог-психолог

Ильязова Ю.А.






г. Нижневартовск

Пояснительная записка


Начало обучения в школе - один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.

Какова же специфика проблем первоклассника? Она наглядно выявляется при собеседованиях с родителями в начале первого года обучения. Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но, тем не менее, у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий и, во всяком случае, - в присутствии взрослых при этом. Переход ребенка в школу часто превращается в настоящее испытание для любящих родителей.

Одной из важных задач в работе с первоклассниками - способствовать установлению атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу прямо из рук любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто приходит в школу из детского сада, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности. Все занятия по блоку «Мои чувства» призваны генерировать положительные эмоции, создавать ситуации для позитивных проявлений в общении детей друг с другом.

А сами первоклассники? Они быстро утрачивают праздничное настроение Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются иа трудности и скуку. Дети с яетерпе-нием ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Поэтому предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования такой установки в близких и доступных детям формах - прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои трудности, а закрепление этой способности происходит в специальных занятиях по блоку «Трудности в школе».

В то же время детям необходимо учиться воспринимать другого человека как сложную целостность, видеть и принимать в нем не только хорошее. Занятия по блоку «Какой я - какой ты» помогают школьникам строить отношения друг с другом и со взрослыми реалистично.

Показателем успешности первого года психологических занятий является в первую очередь налаженная атмосфера свободного, раскованного общения детей друг с другом и с ведущим. Дети привыкают говорить о себе, о своих чувствах, желаниях, проблемах открыто и доверительно.1 Дети должны быть уверены, что их искренность не повредит им, не будет осмеяна, не повлечет за собой никаких негативных оценок, и только тогда появится возможность постепенного перерастания доверительных отношений в сферу обычных школьных и домашних взаимодействий.

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.


Цели и задачи программы

Цель: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

Методические средства, используемые в программе


Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность - неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность - неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей. Соответственно ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Психогимнастические игры направлены на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций, на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети знакомятся с различными эмоциями и учатся управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Коммуникативные игры, используемые в программе способствуют формированию у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; обучают умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Произвольность психической деятельности наиболее интенсивно формируется в 6-8 лет, но ее становление продолжается до 20 -21 года. В основе произвольной деятельности лежит становление избирательной активации и формирование навыков программирования, регуляции и контроля деятельности.

Игровая деятельность служит благодатной почвой для развития произвольности психической деятельности. Именно в игре дети учатся подчиняться правилам, преодолевают эгоцентрические установки, подчиняются взятой роли, а не собственным желаниям, осознают свои действия и чувства, а также принимают правила, которые задаются из вне и продиктованы игровой ситуацией.

Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если…»), либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

Релаксационные методы, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, внушению желательного настроения.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия


  1. Разминка


  1. Основное содержание:

- Чередование видов деятельности: подвижная - спокойная
- Интеллектуальные игры
- Релаксация


  1. Рефлексия: понравилось или нет. Почему?

Смысловое содержание: Почему это делали? Для чего мы играли? Как правило, занятия проводятся с середины сентября, после проведения первичного диагностического обследования вновь поступивших в школу учащихся 1 класса. По итогам проведённых занятий проводится вторичная диагностика, на которой выясняется, насколько успешно прошла адаптация учащихся к школе. Если в группе есть учащиеся, которые плохо адаптировались к школе, занятия могут быть продолжены (в групповой или индивидуальной форме).

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Длительность программы - 13 занятий.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.

Учебно-тематический план занятий

Цели

Кол-во часов

Занятие 1

«Знакомство «я+ты=мы»

Цель: познакомиться с детьми, организовать общение между ними так, чтобы в группе складывались благоприятные отношения.

Задачи: 1. Разучить игры на знакомство.
2. Рассказать о том, как должны обращаться дети друг к другу, к учителям и работникам школы.

1

Занятие 2

«Школа и школьные правила»

Цель: познакомить детей со школой, правилами для учащихся.

Задачи: 1. Разучить игры, способствующие восприятию и усвоению школьных правил.
2. Рассказать о том, как должны обращаться дети друг к другу, к учителям и работникам школы.
3. Рассказать об уроках и переменах. Что «можно» и что «нельзя»

1

Занятие 3

«Учиться будем весело, чтобы хорошо учиться»

Цель: развитие памяти, мышления, восприятия, речи учащихся посредством игры.

Задачи: 1. Подобрать игры и упражнения для занятия.
2. Научить детей отвечать на поставленные вопросы, работать в коллективе, не перебивая друг друга и не выскакивая с места.
3. Повторить цветовую гамму с учащимися.
4. Повторить с учащимися основные цвета светофора и их значение для пешеходов и водителей.

1

Занятие 4

«Развиваем пальчики рук»

Цель: посредством игр и упражнений развивать мелкую моторику рук учащихся, мыслительные процессы.

Задачи: 1. Подобрать игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, на развитие речи, мышления.
2. Научить детей выполнять графические задания, данные по образцу.
3. Научить детей правильно держать в руках карандаш и проводить им линии по данному образцу.

1

Занятие 5-6

«Дорисуем предметы»

Цель: помочь поверить в собственные силы. Снять недоверие к собственной руке, коррекция и развитие воображения учащихся.

Задачи: 1. Научить ребёнка рисовать линии на бумаге: ломаные, замкнутые, дугообразные и т.д.
2. Научить ребёнка выполнять работу под диктовку взрослого.
3. Научить детей различать основные цвета.
4. Научить ребёнка распознавать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник.

2

Занятие 7-8

«Путешествия по сказкам»

Цель: адаптация учащихся к школе, формирование позитивного отношения к коллективу сверстников.

Задачи: 1. Научить детей действовать по определённым правилам.
2. Формирование совместных действий в коллективе сверстников с помощью игр и упражнений.
3. Приобщение детей к чтению книг.

2

Занятие 9-10

«Веселое путешествие в созвездие знаний»

Цель: подведение итогов проведённых коррекционно-развивающих занятий.

Задачи: 1. Повторить с учащимися игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.
2. Повторить игры на развитие межличностных отношений в коллективе

2

Методы отслеживания эффективности программы

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента учащихся от общего количества детей в группе, которые снизили показатели от начала к концу совместной работы.

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

  2. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем - помечтаем. - М., 2001 г.

  3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - СнП., 2003 г.

  4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Образование, 1996.

  5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. - М. , 2003.

  6. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

  7. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.

  8. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. - М., 2004 г.

  9. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М. , 2002.

  10. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. - М., 2003 г.

  11. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. - М., 2007 г.

  12. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  13. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. - М., 2004 г.

  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.

  15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.

  16. Школьный психолог - М., 2003 г



© 2010-2022