ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Внедрение и реализация новых федеральных стандартов требует от всех участников образовательного процесса кардинального другого склада работы и мыслей. Если прежде учитель понимал обучение как усвоение ЗУН по конкретным школьным предметам, то теперь он должен сформировать комплексное умение учиться. Учитель выступает в новой для себя роли – сопровождение индивидуальной траектории развития каждого школьника. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Е.А.ЗАЙЦЕВА

МБОУ СОШ №15

Внедрение и реализация новых федеральных стандартов требует от всех участников образовательного процесса кардинального другого склада работы и мыслей. Если прежде учитель понимал обучение как усвоение ЗУН по конкретным школьным предметам, то теперь он должен сформировать комплексное умение учиться. Учитель выступает в новой для себя роли - сопровождение индивидуальной траектории развития каждого школьника. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психологическое и психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев в ФГОС определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. Руководствуясь подходами, предоставленными новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, определяется четкая цель: обеспечение оптимальных условий для полноценного обучения и личностного развития каждого ребенка в условиях реализации ФГОС; сохранение и поддержание эмоционального благополучия

и психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет следующие: личностные, метапредметные и предметные.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: коммуникативные УУД, личностные УУД, регулятивные действия УУД, познавательные УУД.

В силу специфики образования и опыта работы психологи пользуются рабочими материалами при работе именно с коммуникативными, регулятивными и личностными компонентами. Поэтому психологическое сообщество может и должно оказать помощь, психологическое сопровождение по формированию и оценке УУД. Отдельным этапом требуется определить работу со школьниками, испытывающими трудности при усвоении материала, школьной адаптации. Работа в этом направлении может осуществляться только с помощью педагога-психолога и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и психолого-педагогическое просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики, проведение методической работы педагогов, направленной на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности, проблемы со здоровьем.

Психолог обладает психологическими знаниями и приемами, которые могут оказать ребенку конкретную помощь. Иногда это очень простые, даже элементарные вещи, интересные для детей упражнения. Например: ребенок испытывает трудности при обучении чтению. Что делает психолог? Первое - он диагностирует причину - почему у ребенка возникают трудности. В зависимости от результата диагностики предлагается одному ребенку связать буквы ниточкой (помощь через моторику), другому - упражнения с кубиками - складывать слова по рисункам (опора на зрительную, моторную память), другому важно элементарно пробудить интерес к чтению как к процессу, так как, возможно, в семье этот интерес не привит, не развит как функция - здесь другие простые и интересные задания.

Для сохранения здоровья ребенка, во избежание конфликтных ситуаций с родителями, педагогу необходимо консультироваться с психологом по сложному случаю и тактично, профессионально приобщать к совместной работе родителей.

В настоящее время профессиональный педагог обязательно будет строить работу совместно со специалистами сопровождения: психологом, логопедом, дефектологом, медицинским работником. От этого выиграют все участники образовательного процесса, и в первую очередь ученики, наши дети!

© 2010-2022