Уроки по самопознанию для летнего школьного лагеря

В данном материале представлены конспекты десяти занятий по предмету самопознание, предназначенные для занятий учащихся с психологом во время работы летнего пришкольного лагеря.В данном материале собраны различные разработки, которые может использовать как психолог так и учитель самопознания.Особое внимание уделяется развитию общечеловеческих ценностей, таких как дружба , любовь, уважение, взаимопомощь и взаимоподдержка.Данные занятия содержать большое количество игровых моментов, что облегчает ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие №1

Тема: «Знакомство с новым предметом - Самопознание»

Цель: Помочь познать самого себя, познавать других. Содействовать формированию в себе положительных качеств личности.



  1. «Диета хороших новостей».

  • Подумайте, вспомните новость или событие, связанное с вашим ребенком, которые вас обрадовали, и поделитесь этой радостью с нами. Постарайтесь, чтобы ваше сообщение было небольшим, и передайте в нем свое эмоциональное состояние: что вы чувствовали? Какое было у вас настроение?

(Обмен новостями)

  1. Обмен настроением.

  • Если бы у вас были в руках краски, то какую бы вы взяли, чтобы выразить в цвете свое настроение сейчас, после обмена новостями?

(На доске появляются предметы-образы, олицетворяющие цвета. Например, желтый - солнце; голубой - небо; синий - река, озеро, водопад; зеленый - деревья; красный - цветы; белый - птицы: голубь, лебедь; фиолетовый - туча; розовый - бабочка; серый - животное: заяц, олень; черный - силуэт человека; коричневый - земля, холм и т.д.)

  • Если взять краски вашего настроения и нарисовать картину, то она будет прекрасной. Посмотрите на нее. Как вы думаете, что здесь изображено?

(Ответы)

3. Вступление.

  • Вы правы, это ЖИЗНЬ. Она очень яркая, в ней много эмоций и чувств, действий и мыслей… В этой жизни живете вы, взрослые, мамы и папы, в этой жизни предстоит жить и вашим детям. Поэтому они должны научиться любить ее, радоваться каждому ее мгновению, ценить в ней свое пребывание и совершать в ней только добрые, справедливые поступки. Вот в чем заключена основная задача уроков «Самопознания». Научить ребенка жить с любовью в сердце. Это главное условие человеческой жизни, в ней основные ее ценности, потому что любовь в действии - это праведность, любовь в речи - это истина, любовь в мысли - это мир, а любовь в постижении - это ненасилие. Живите в любви! Так звучит основной постулат учения Сатьи Саи Бабы, которое лежит в основе школ нравственно-духовного образования. Именно такую школу посетила С.А. Назарбаева в Таиланде. В результате ее визита родилась идея введения в обучение казахстанских детей предмета по нравственно-духовному воспитанию и образованию, который впоследствии получил название «Самопознание».

  • С 2000 г. новый предмет внедряется в УВП нашей гимназии и еще 4-х школ города. В эксперименте участвуют учащиеся 35-ти классов. Для проведения уроков оборудованы и оснащены техникой два кабинета. Подготовлены на специальных курсах и тренингах 10 преподавателей. За время эксперимента в школу несколько раз приезжала С.А. Назарбаева, приезжал Министр образования РК Беркимбаева Ш.К. На базе школы проводятся курсы и семинары для учителей и руководящих работников не только г. Алматы, но и всей Республики. Наша гимназия является экспериментальной площадкой по внедрению и апробации предмета «Самопознание». Апробируется сразу два комплекса учебных программ.

  • Школы «Самопознания» распространены по всему миру, начиная от Канады, стран Латинской Америки, Скандинавии, Европы, Австралии, Африки и Японии, т. е. они функционируют на всей земном шаре. И мы благодарны С.А.Назарбаевой за то, что она подхватила идею подвижников, которые в наш жестокий век меркантильности и технократов задумались о спасении детских душ, о сохранении человеческой нравственности. Из стран Содружества это две школы, открытые в Алматы и Астане. Это школы будущего, где ребенок учится Любви, Правде, Добру и Ненасилию.

4. Беседа.

  • Что же это за предмет? Какие темы на нем изучаются? Как организуется деятельность учащихся и учителя на уроке? Какие результаты должны быть достигнуты? Эти и многие другие вопросы возникают у любого родителя, которого интересует образование ребенка, а значит и его будущее. Эти вопросы возникают и у вас.

  • Отвечать на них мы уже начали. Вспомните начало нашей встречи.

  • Каждый урок мы начинаем с хороших и добрых мыслей, с обмена настроением, с обмена впечатлениями и, конечно же, с вопросов…

  • Я бы тоже хотела вам задать один вопрос. Он очень простой, но на него невозможно дать легкого ответа.

  • Скажите, вы разговариваете со своими детьми?

(Ответы родителей)

  • Конечно же, вы с ними говорите. Но я спрашиваю не о ежедневных приветствиях друг друга и благодарностях за вкусный обед или хорошую оценку, не о списках обязанностей ребенка, которые вы ему составляете, не о наказаниях или поощрениях, которыми вы сопровождаете каждый его поступок, не о запретах и разрешениях, из которых состоят правила поведения вашей дочери или вашего сына, нет, не о них. Я говорю о других разговорах. Вы говорите со своим ребенком о любви или дружбе, о преданности или справедливости. Вы рассказываете ему о земле, на которой он родился, о ее истории, традициях. Вы говорите с ним о религии, к которой он принадлежит. Рассказываете ему ваши семейные легенды или истории вашей жизни, в которых вы переживали первую любовь, выбор профессии, его рождение, не только радовались, а также разочаровывались, обижались. Вот о каких разговорах я спрашиваю вас. В разговоре важна не только тема, но и процесс, то, как происходит общение. Кто вы в ваших разговорах - царь, дающий советы как распоряжения; преподаватель, пытающийся впихнуть в голову учащегося еще одно, с вашей точки зрения, самое лучшее знание, не заботясь о том, полезным ли оно будет для него; или наставник («гуру»), который только направляет, наталкивает, приоткрывает знание, предоставляя ученику возможность самостоятельно достичь это знание и пережить самое удивительное чувство - чувство открытия нового для себя; который общается с ребенком как с равным себе по своим возможностям и способностям, который не дает готовых ответов, только пищу для размышления…

  • Как вы разговариваете со своими детьми? Итак, всего лишь один вопрос, а как о многом он заставляет задуматься!

  • Подумайте, пожалуйста, и запишите на листах бумаги тему, на которую вы могли бы поговорить со своим ребенком. Назовите эти темы.

(Чтение тем)

  • В школах по нравственно-духовному образованию есть традиция, когда раз в неделю в класс приходит родитель и рассказывает свою историю. Я думаю, что такая традиция может быть и в нашей школе, так как у вас есть, о чем поговорить с детьми и вы готовы к этому разговору. Необходимость таких встреч, родителей с детьми, - не уловка данной методики, а скорее важная особенность современного обучения. Потому что вы, родители, тоже учителя и куда более важные, чем мы.

  • Даже на самой плодородной и богатой почве вы не вырастите большое дерево, если посадите негодные семена. Дерево не вырастет и в том случае, если семена хороши, но почва скудна. Если родители хотят воспитать в своих детях совершенство и культуру, то этим родителям следует позаботиться об усовершенствовании культуры. Если родители ведут безупречный образ жизни, основанный на принципах древней культуры, их поведению будут подражать и дети. Многие великие люди прошлого обрели славу и доброе имя благодаря тому, что почитали своих родителей, следовали их благородному примеру. Если сегодня нашей молодежи не хватает возвышенности, виноваты в этом родители. Почему? Потому что кто может быть выше в этом мире, чем мать и отец? Они знают о всех трудностях и чаяньях своих детей. Они способны понять чувства своего ребенка. Они готовы исполнить все детские желания. Если у тебя есть столь близкие существа, искренне пекущиеся о твоем благополучии, зачем искать других, далеких и неизвестных? Пока что ваши дети общаются с «далекими и неизвестными». Таков факт времени. В это еще одна из причин введения предмета «Самопознание». Об этом говорим мы на уроках. Хотелось бы, чтобы это делали вы - самые близкие люди, которым они доверяют и подражают в своих суждениях и поступках.

  • Что же это за предмет? Я бы сказала так - это возрождение нравственных ценностей. Ребенок, едва появившись на свет, тянется к своей матери. Так и каждый ребенок должен тянуться к своей родной земле, знать ее историю и культуру. Земля, на которой вы родились - это мать, а национальная культура - это отец. Без глубокого понимания основ национальной культуры невозможно стать гражданином свой страны, достойным человеком, усвоить идеалы и принести пользу. Поэтому, как мне кажется, нет никакого вреда в том, что мусульманин прочитает завет в Библии, а христианин узнает несколько сур из Корана. Это знание ни в коей мере не оскорбит чувств детей, принадлежащих к разным вероисповеданиям, а наоборот, обогатит, потому что все это - нравственное достояние, общечеловеческие ценности нашего мира, который мы называем планета Земля. Да разве могут обидеть такие слова, как «Чти как Бога мать, отца, учителя и гостя» (Бхарате - индуизм); «Не гоняйтесь за земными благами, они случайны и непостоянны. Стремитесь к вечным Небесным Дарам» (Новый Завет - христианство); «Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд» (Коран - ислам).

  • Что же это за предмет такой - «Самопознание»? Как вы заметили, я не дала вам прямого и конкретного ответа на этот вопрос, а только пищу для размышления. Ответить на него вы должны сами. И я думаю, помогут вам в этом уроки, на которые мы вас приглашаем в конце апреля и начале мая.



  1. Минутка тишины.

  • А в завершении я предлагаю вам еще одно упражнение, которое часто присутствует на уроке - «Минутку тишины».

  • Сядьте поудобнее, постарайтесь, чтобы ваши руки и ноги не были скрещены. Запустите в себя все доброе и хорошее, которое родилось благодаря вам, в этой комнате. Расслабьтесь. Если хотите, можете закрыть глаза.

(Звучит музыка)

Я хочу, чтобы каждый из вас стал сильным, твердым и прямым человеком. Ваши глаза не должны искать дурных картин, ваши уши не должны слушать дурных историй, ваш язык не должен обращаться к дурным словам, ваши руки не должны совершать дурных действий, ваш ум не должен приобщаться к дурным мыслям. Будьте чисты и полны любви. Помогайте тем, кто находится в худших условиях и служите тем, кто нуждается в вашей помощи.

- БАБА





  • И последнее. «Лучше одно мгновение быть лебедем, чем долгий век - вороной». Будьте лебедями и помогите своим детям стать такими же благородными и красивыми птицами.





































Занятие№1

Тема: Практическое занятие по «Самопознанию»

Цель: Помочь познать самого себя, познавать других. Содействовать формированию в себе положительных качеств личности.

1.Приветствие

А) С каким настроем вы сегодня пришли на занятие?

Б) Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?

В) Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

Психологический тренинг.

· Начнем процесс самопознания с психологического настроя. Сядьте удобночему бы вам не расслабиться и не успокоиться.Расслабленность,отдых и покой бывет приятнее,когда глаза закрыты.С каждым вдохом ощущения покоя усил-ся. С каждым выдохом все тревоги,заботы дня уходят на задний план. Представьте,что во время вдоха вы поглащаете в себя свет,наполняя добрыми чувствами,а выдыхая постепенно освобождаетесь от беспокойства.

Ответте: Мысленно «Что я сейчас думаю»? «Что чувствую»? «Что я сейчас делаю»?

· Все вспомните,когда вы были кому-то очень нужны были дороги и любимы.

· А теперь представьте, что в вашем сердце лежит цветок.

Вот он раскрылся, лепесток за лепестком - центр Покоя, центр Любви.

Вы вспомнили, представили, отдохнули, можете открыть глаза.

· Сейчас вспомним, правило нашего общения: · «Я» - высказываю - говорим только о собственных чувствах

· Нет оценочных суждений - не даем оценку личности других участников · Право на ошибку - нет правильных и неправельных суждений

· Один говорит, другие молчат не перебивают

· Добровольность - можно не участвовать в одельных осуждениях

1. Знакомство В начале работы каждый участник оформляет карточку - визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом в праве взять себе любое имя: свое настоящее, игровое. Участники обращаются друг - другу по этим именам (2-3 минуты)

2. Упражнение «приветствие» Участники содятся в круг и по очереди приветствуют друг-друга подчеркивая индивидуальность партнера. «Я рад тебя видеть, ты выглядишь великолепно» «привет, ты всегда энергичен и весел»

3. «найди пару» - развитие прогностических возможностей и интуиции Каждый участник должен отыскать свою вторую половину («крокодил гена и чебурашка») Каждому участнику при помощи булавки прикрепляются на спину лист бумаги,на листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару.

«Без маски»

Формирование навыков искренних высказывании для анализа сущности

«Я» Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня …»

«Чего мне иногда по - настоящему хочется, так это …»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я …»

«Верю, что я …»

«Мне бывает стыдно, когда я …»

«Особенно меня раздражает, что я … »


«Комплементы» (использовать лирическую музыку)

Вы можете свободно передвигаясь по кабинету подходить любому члену группы и обмениваться комплементами, пожеланиями, похвалами

Вам от души желаю я

Всего хорошего

А все хорошее друзья

Дается нам не дешево!

Занятие №2

Тема: «Жизнь дана на добрые дела»

Цель: формирование начальных представлений о понятии «добро».

Задачи:

  • раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;

  • развить потребность делать добро окружающим;

  • воспитывать добродушное отношение к окружающим людям.


  • Круг радости

Упражнение «Ладошки». Сделайте ладонями вращающиеся движения, потрите их друг о друга, как бы согревая. Когда ваши ладони стали тёплыми, раскройте их и приложите к ладоням, стоящих рядом.

- Почувствуйте, как теплота наших рук проникает в тело и наполняет его нежностью, заботой, любовью… Как приятно делиться теплом с другими людьми!

Медитативный настрой. А теперь, держась за руки, закройте глаза и слушайте музыку.

- Я хочу, чтобы вы сейчас представили себе что-то очень хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чём вы мечтаете…. Почувствуйте, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью… Пусть это настроение останется у вас на весь день.

Исполнение песни «Если добрый ты» (мультфильм «Кот Леопольд»).

  • Упражнение на знакомство.

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

  • Введение в тему.

Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен ли человек на добро или зло. Большинство людей реагируют на одни и те же ситуации по-разному, в зависимости от настроения. Если они устали или раздражены, то все представляется в черном свете. Если же радостны - вокруг тоже сияет солнце и поют птицы. Однако есть такие люди, которые могут почувствовать теплоту солнечных лучей, услышать пение птиц, мольбу о помощи независимо от своего настроения или состояния. О них М. Цветаева в своем стихотворении говорит так: их «душа родилась крылатой».

Как вы думаете, кто эти люди?..

Объявление темы тренинга.

Каждая историческая эпоха имела свой идеал Доброты. И он всегда ассоциировался с деятельностью какого-то человека. Сначала это были добрые феи и волшебники, потом богатыри и батыры, святые люди, правители и общественные деятели. Кто же сегодня несет это почетное звание - Посол доброй воли.

Слайды

Сегодня идеалом доброго человека с большим сердцем в нашей стране все бесспорно признают С.А. Назарбаеву. Почему?

С.А. считает, что добро заключено в самом человеке. Поэтому не стоит тратить столько времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, а тот, кто даёт. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь. Обнимайтесь. Добро - это бальзам, который вы не можете преподнести другим, не пролив несколько капель на самого себя.

Упражнение «Крылья ангела» (заведите руки назад и соедините лопатки, почувствуйте свои крылья, затем подойдите к стоящему рядом человеку, обнимите его, потрите спину, освобождая его крылья, а теперь расправляйте свои крылья, поднимая руки вверх и в сторону)

  • Чтение рассказа В. Донниковой "Канавка".

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном - чуть не упала.

- А чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Во - сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки - платье запачкала.

- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

Вопросы для обсуждения:

1) Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?

2) Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

3) А для вас это важно? Объясните.

  • Упражнение - размышление

Каждому дается лист «Добрые дела на каждый день».

"Ни одно доброе деяние, даже самое маленькое, не пропадает втуне." Эзоп.

Никогда не стоит недооценивать силу даже самых, на первый взгляд, незначительных добрых дел. Добро запоминается на долгие годы, независимо от его масштабов. Но самое ценное, в добре - это то, что оно заразительно. Старайтесь делать приятные мелочи для окружающих как можно чаще, и вы увидите, как будет улучшаться мир вокруг вас и ваше настроение. Тем более что на совершение их не требуется много денег или времени.

Вот несколько примеров добрых дел на каждый день:

  • Пропустите человека в очереди.

  • Пригласите друга в кино за свой счет.

  • Покормите бездомное животное.

  • Дайте хороший совет тому, кто в этом нуждается.

  • Отошлите вашему другу открытку с теплыми словами.

  • Придержите перед кем-нибудь дверь.

  • Уступите место в общественном транспорте.

  • Поговорите с бездомным, причем поговорите доброжелательно.

  • Если вы увидели на улице мусор, поднимите его и выбросите в мусорный контейнер.

  • Купите лотерейный билет вашему другу или совершенно незнакомому человеку.

  • Подарите соседу комнатный цветок.

  • Погуляйте с собакой вашего друга.

  • Пошлите кому-нибудь маленький подарок анонимно.

  • Рекомендуйте конкуренту потенциального клиента.

  • Заступитесь за человека, которого несправедливо обидели, даже если он вам незнаком.

  • Найдите форум, на котором люди ищут любимые песни или фильмы и постарайтесь им помочь.

  • Уступите место для парковки.

  • Подарите шоколадку обслуживающему персоналу: продавцу, почтальону, уборщице или кондуктору.

  • Помогите пожилому соседу вынести мусор.

  • Если вы за рулем, пропустите пешеходов.

  • Скажите членам вашей семьи насколько они дороги вам.

  • Оставьте интересный журнал, который уже прочитали, в поезде или вагоне метро.

  • Купите для друга какую-нибудь безделушку в подарок.

  • Сделайте кормушку для птиц.

  • Отправьте благодарственное письмо человеку, который помог вам в прошлом. Спросите: не нуждается ли он сам в помощи.

  • Больше улыбайтесь.

  • Переведите старушку через дорогу.

  • Помогите кому-нибудь убрать дом. Например, пожилой соседке или знакомой с грудным ребенком.

- Подумайте, какие из них вы уже делаете? Какие вы планируете сделать?

  • Групповая работа*

Деление на группы

Задание каждой группе: представьте себя волшебниками и феями и напишите небольшое эссе на тему «Зачем людям творить добро?..»

Тексты записываются на листах с изображениями волшебников и фей.

В помощь:

1. Я понимаю, что одинаковых людей на земле нет и все они разные: добрые и злые. Но было бы здорово, если бы на нашей огромной планете были только добрые люди, тогда не было бы войн и все друг другу помогали.

2. Меня окружают только добрые люди. Это моя мама. На ее лице всегда сияет добрая улыбка. На первый взгляд, мой папа кажется очень строгим. Но стоит только заговорить с ним, сразу почувствуешь его доброту. А моя бабуля с дедулей - самые добрейшие люди на свете. Они творят добро своей работой, добрыми словами, тем, что помогают мне советами в трудные минуты.

3. Глядя на людей, которые делают только добро окружающим, хочется самому творить только добро. Стараюсь слушаться, хорошо учиться, помочь слабым и нуждающимся. Зимой птицы нуждаются в помощи - я их кормлю. Много бездомных кошек и собак, я их тоже не обижаю. Дома помогаю маме, папе. Часто хожу вместе с братом в садик за сестренкой. Добро надо делать всегда, каждый день, каждый час.

4. Добро - самое главное, что есть на земле. Без добра человек не смог бы жить. С добром жизнь становится доброй и интересной.

5. С добрым человеком всегда уютно и комфортно, на него всегда можно положиться, и он всегда держит свое слово.

6. Если ты будешь добрым, то зло навсегда исчезнет из твоей жизни. Если ты добр, то тебя все и всюду будут любить и уважать. А в школе ты будешь очень хорошо учиться.

7. Трудно представить себе, что было бы, если бы исчезло добро. Исчезли бы краски земли, мир стал бы черно-белым. Что стало бы с людьми? Даже невозможно предположить! Но пока мы верим в добро, оно никогда не исчезнет! Оно всегда побеждает и указывает людям путь к спасению.

8. Я считаю, делать добро, приятное людям, - это тонкая и нужная работа. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному - Добру, Правде, Красоте. Не зря в народе говорят: «Без добрых дел не будет и доброго имени». Поэтому, люди, спешите делать добро, ведь оно к вам всегда вернется!

9.«Сотвори добро»,- гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступить с другим человеком так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить это правило.

10. Каждый человек в своей жизни должен совершать добрые дела. И чем больше, тем лучше. Тогда наш мир станет счастливей, а люди будут дружными и милосердными. Не будет обид, ссор, оскорблений.

11 Я понимаю так, что доброта - это всё хорошее, доброе. Улыбнёшься людям, и они тебе улыбнутся. Скажешь хорошие слова, и тебе ответят тем же. Ведь добро порождает добро!

12. И ещё одну очень важную мысль я понял: добрым быть трудно. Гораздо легче обозвать, толкнуть, отобрать. Некоторые даже чувствуют от этого гордость. Таким бываю и я. В такие моменты, я понимаю, что мой луч души погас.

13. Я понимаю это слово так - доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Чтобы совершать добрые поступки, нужно иметь такие качества как: добродушие, доброжелательность, добродеятельность, добросердечность, добросовестность. Эти слова сеют на земле добро, любовь, милосердие. Наверное, по-настоящему добрый человек должен иметь все эти качества.



  • Творческое задание - изготовление открытки с сердечком.

Доброта повсюду - она в человеческих руках и в любви к животным, в помощи пожилым людям и в красивом цветке на клумбе, в солнечном свете и в улыбке близкого человека. Доброта вокруг нас, её надо только почувствовать.

У каждого из вас большое сердце, оно полно любви к этому миру. Именно это большое сердце наполняет вашу жизнь нежностью ласковых слов и помогает писать теплые пожелания любимым и дорогим вам людям. Сейчас мы будем делать сердечную открытку для своих родных и близких.

Презентация технологии изготовления открытки.

  • Обобщение

Человек, который может светиться, это не только красивые слова. Приборы, способные фиксировать параметры биополя человека, показывают, что любящий человек излучает свет, и этот свет способен вылечить другого человека! Почти все мировые религии определяют «любовь» как свет души. А если доброта,- как и любовь - свойство души, значит - они родственники. Тогда доброту можно определить как тепло души... Ведь рядом с добрым человеком всегда тепло и уютно. Учитесь любить, и начните с себя. Научитесь любить своих родителей, друзей и, конечно же, врагов. Полюбите этот мир, какой он есть и свет любви сделает свое добро, вы согреете этим теплом кого-то, чью-то холодную душу, она увидит правильную дорожку, которую вы осветили светом своей любви и в этом мире станет чуточку теплее. Чуть-чуть светлее, а это значит, что в конце пути вы будете знать, что прожили жизнь не напрасно.

  • Притча.

Мы часто учимся у наших детей. Вот одна такая история.

Как-то раз отец отругал свою четырехлетнюю дочь за то, что она истратила, как ему показалось, зря, большое количество золотой оберточной бумаги, оклеивая пустую коробку для того, чтобы поставить ее под новогоднюю елку. Денег было едва-едва. И из-за этого отец нервничал еще больше.

На следующее утро девочка принесла отцу оклеенную ею коробку и сказала: "Папа, это тебе!". Отец был невероятно смущен и раскаялся в своей несдержанности накануне. Однако раскаяние сменилось новым приступом раздражения, когда, открыв коробку, он увидел, что она пуста.

"Ты что, не знаешь, что когда ты даришь кому-то подарок, то внутри должно что-то находиться?" - закричал он дочери.

Маленькая девочка подняла свои большие, полные слез, глаза и сказала: "Она не пустая, папочка. Я положила туда мои поцелуи. Все они для тебя".

От нахлынувших на него чувств, отец не мог говорить. Он только обнял свою маленькую девочку и умолял простить его. Отец рассказывал позже, что эту оклеенную золотом коробку, он долгие годы хранил возле своей постели. Когда в его жизни наступали трудные моменты, он просто открывал ее, и тогда все те поцелуи, которые положила туда его дочь, вылетали наружу, касаясь его щек, лба, глаз и рук.

Л.Н. Толстой говорил: «Любить, значит делать добро». У меня в руках тоже коробка, оклеенная оберточной бумагой, а в ней поцелуи доброго сердца, которые мы приготовили для каждого из вас. Примите от нас это маленькое улыбающееся сердечко, наполненное добротой.

  • Круг от сердца к сердцу

Ты целью жизни избери добро!

Иди путем добра, твори добро!

Жизнь человеческая коротка,

Но имя доброе живет века.

Джами

Занятие№3

Тема: «Общечеловеческие ценности»

Цель:

  • формирование понятия «жизни» как высшей ценности

  • Осмысление жизни как возможности реализовать своё предназначение.

  • Стремление к духовному и физическому развитию.

  • Осмысление что здоровый образ жизни как способ жить полнокровно, интересно, активно.

Оборудование: бейджи, ручки, листы А-4, листы с высказываниями о жизни,

Приветствие.

  • Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Я рада встречи с вами на нашем уроке самопознания.

  • Какой сегодня чудесный день! Что новенького он нам принесет? Чем порадует? Об этом мы узнаем позже, а сейчас давайте начнем его с УЛЫБКИ. Подарите улыбку друг другу. Не знаю, что вас ожидает сегодня, но думаю, что все новости будут хорошими, потому что вы начали свой день с радости. Думаю, что по этой же причине наше занятие будет интересным и увлекательным.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Словарная работа.

  • Начнем наше путешествие с работы над словами (слова записаны на доске).

ДРАГОЦЕННОСТЬ
ЦЕННОСТЬ
ЦЕНА
ОЦЕНКА
БЕСЦЕННОСТЬ

  • В чем значение каждого из них? Как вы их понимаете?

  • В чем их сходство?



  • Какое из этих слов определяет назначение человека, смысл его жизни?

Словарь:

бесценный - очень ценный, неоценимый;

цена - стоимость, затрата, жертва; роль, значение;

оценка - оценить, мнение о ценном уровне или значении;

ценность - важность, значимость, ценный предмет;

драгоценность - очень ценный, высшего качества, очень нужный, важный.

Объявление темы урока: «Общечеловеческие ценности» - ценности жизни.

Беседа.

  • Какие ценности вы знаете?

Демонстрация:

  • Что человек ценит в своей жизни? Что является главным и важным для него?

  • Если бы человек был ларцом, то какие драгоценные камни хранились в нем?

  • Давайте посмотрим на этот ларец (демонстрируется, в него можно положить фотографии, томик стихов, цветок, нитку бус, икону, платок…), откроем его и подумаем, что мы можем сказать о его хозяине? Что ценно в жизни обладателя этого ларца?

Просмотр видеоролика (10 мин.)

Отрывок из кинофильма «Дети понедельника»

  • О каких человеческих ценностях говорят герои?

  • Одинаковы ли ценности у всех людей (или они разные)?

Притча.

- В одной притче рассказывается, как один прохожий спрашивал других, везущих тачки с кирпичами.

  • Что вы делаете?

  • Не видишь, кирпич везу! - сказал первый.

  • На хлеб семья зарабатываю! - сказал второй.

А третий сказал:

  • Строю храм!

Работа в малых группах.

Класс делится на три группы (5-6 человек). Каждая группа «мини-общество». Во время работы используется прием составления коллажа (журналы, газеты, фломастеры, ножницы, клей…)

  • Составьте список ценностей, которые важны для вашего общества.

Защита проектов.

Запись «слов», «словосочетаний», определяющих ценности мини-общества на фигуре человека карандашами разных цветов.

  • Ценности, о которых вы говорили в своих проектах, во многом сходны, похожи. Это истина, любовь, долг, мир, добро. Это позволяет сделать вывод: есть ценности, которые важны для всех людей, живущих на нашей планете. Это общечеловеческие ценности.

Заключение.

Минутка тишины.

Мы - цветы одного растения. Наши умы - цветки, распускающиеся на стебле сердца. Мы - дети одной расы. Мы принадлежим расе людей, а не племени птиц и зверей. И, поскольку мы относимся к славной расе человечества, мы должны вести себя достойным образом, построить достойную жизнь.

Саи Баба







Занятие №4

Тема «Жизнь - бесценный дар»

Цель:

  • формирование понятия «жизни» как высшей ценности

  • Осмысление жизни как возможности реализовать своё предназначение.

  • Стремление к духовному и физическому развитию.

  • Осмысление что здоровый образ жизни как способ жить полнокровно, интересно, активно.

Оборудование: бейджи, ручки, листы А-4, листы с высказываниями о жизни, презентация «Мой день», листы с рисунком кувшина, наборы карточек со словами-ценностями, клей, два прозрачных сосуда, камни, горох, песок, вода, цветные камушки, бусинки и нити, музыка.

Ход урока:

  1. Круг радости

  • Знакомство: напишите свои имена на специальных листочках. Теперь мы будем называть свои имена по кругу таким образом - «Я Ильмира», обращаясь к соседу слева, и протягиваем ему руку. Он берет руку и отвечает - «Я рад с вами познакомиться». Потом он называет свое имя и подает руку следующему по кругу человеку.

  • Игра: вспомните сегодняшнее утро и покажите движениями, как это было.



  1. Введение в тему

Каждый из нас утро начинает по-разному: кто-то встает бодро и быстро просыпается, а то-то любит понежится под одеялом, кто-то - боится наступающего дня, а кто-то - ему улыбается от всей души, кто-то ждет его с любопытством ребенка, а кто-то - сетует по-стариковски: «Какие сюрпризы он мне преподнесет?»

От того, каким было наше утро, как мы встречаем начало каждого дня, зависит, каким он будет. Вы с этим согласны?..

А что же такое наш день?.. Давайте посмотрим на него со стороны.

Презентация «Мой день» (день - утренний поцелуй - новые планы - разные события - интересные встречи - большие и маленькие открытия - разноцветное настроение - мгновения любви - заветные мечты - это жизнь).

Все вот это можно назвать одним словом. И это слово… ЖИЗНЬ.

На день надо смотреть, как на маленькую жизнь (М. Горький)

Сегодня мы с вами поговорим об этом понятии и раскроем его ценность.



  1. Беседа

    • А задумывались ли вы о том, что вкладывается в это понятие?

Листы с высказываниями о жизни.

  • Как вы думаете, люди осознано творят свою жизнь или плывут по течению?

  • Как вы понимаете выражения: «как удачно сложилась жизнь» или «жизнь не задалась»?

  • Что есть жизнь для вас?

Жизнь, как бы ее не воспринимал человек, - благом или испытанием, - это все равно стремление к счастью. И от его возможностей, осознания и личных усилий зависит достижения его жизни. Значит, жизнь - это важная ценность, данная человеку. И самое интересное в том, что у каждого она своя собственная, неповторимая. Сейчас мы это докажем.

Упражнение-тренинг

Всем присутствующим раздаются листы бумаги. Учитель читает инструкцию, все ее молча и быстро выполняют, не задавая вопросов.

  • Лист свернуть пополам;

  • Сверните лист еще раз пополам;

  • Оторвите правый верхний угол;

  • Лист разверните, покажите друг другу.

Листочки вы получили одинаковые?.. Да.

Инструкцию вы получили одинаковую?.. Да.

А почему результат получился разный?..

Это упражнение наглядно показало нам, что мы все разные, каждый со своими взглядами, интересами, представлениями, делая одну и ту же работы, мы всегда получаем разные результаты.

  1. Творческая работа

Немного статистики. Текст на доске. Средний срок жизни - 76. Это всего 3952 недели. И 1317 из них вы проводите во сне. Значит на жизнь остается лишь 2635 недель. Если кому-то из вас теперь 33 года и вы проживете среднюю жизнь, то вам осталось всего 1114 недель. Жизнь коротка и драгоценна. Не будем ее тратить попусту, а наполним значимыми ценностями.

Для этого каждому из вас я предлагаю выполнить задание.

Всем раздаются листы с цветными кувшинами, набор карточек со словами - ценностями, клей.

Выберите для себя важные жизненные ценности и наклейте на кувшин.

Обратите внимание, что карточки с ценностями разных размеров. Как вы думаете, почему? Правильно, приклеивая большие карточки, вы выделяете - самые значимые ценности вашей жизни, менее значительные - на карточках меньшего размера, и важные, но не столь значительные - на карточках маленького размера.

Выставка работ.



  1. Опыт с демонстрацией

Я вас сейчас покажу опыт, который провел профессор философии перед аудиторией студентов.

Он взял прозрачный сосуд и наполнил его камнями (я возьму орехи). И спросил студентов: «Банка полная?» Студенты ответили: «Да, полная».

Тогда он взял горох и высыпал его в банку, он заполнил свободные места между камнями. Профессор опять спросил студентов: «Банка полная?» Студенты снова ответили: «Да, полная». Тогда он взял песок и высыпал его в банку и, естественно, песок занят полностью оставшееся пространство. Еще раз профессор спросил студентов: «Полна ли банка?» и на этот раз студенты ответили: «Да». Тогда профессор взял немного воды и налил в сосуд. Студенты рассмеялись.

А профессор сказал: «Я хочу чтобы вы поняли, что этот сосуд - ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи в вашей жизни: семья, здоровье, друзья, ваши дети, любовь - все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь оставалась полной. Даже если вы все потеряете, эти вещи будут ей придавать смысл. Горох - это веще, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль, деньги, фамильные драгоценность…

Песок - это все остальное, мелочи, которыми наполнена наша жизнь.

Если сначала наполнить сосуд песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не останется места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте со своими детьми, уделяйте время родным, встречайтесь с друзьями. И тогда у вас всегда будет время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, своими камнями, то есть самыми важными вещами в жизни, остальное - это только песок».

Одна студентка подняла руку и спросила профессора: «Какое значение имеет вода?»

Профессор улыбнулся.

«Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы показать вам, что, как бы не была ваша жизнь занята всегда есть место для праздного безделья».

Теперь, когда вы знаете, чем должна быть наполнена ваша жизнь, посмотрите еще раз на свои кувшинчики. И подумайте, где здесь камни, горох и песок? Чему вы больше уделяете времени?



  1. Притча о двух волках.

Давным-давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь. Надежду, истину. Доброту, верность…

Маленький индеец задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и сказал:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Задумайтесь, какого волка кормите вы?..

7. Обобщение

Жизнь, правильно наполненная ценностями, становится интересной, яркой, радостной, счастливой и разноцветной. И сегодня мы очень много говорили об этом.

Хотите я вам покажу, какой красивой будет наша жизнь.

Учитель берет стеклянный сосуд, высыпает в него цветные стеклянные камушки разного размера и говорит:

Вспомните свои самые главные жизненные ценности. Пусть они светятся небесным цветом. (В сосуд насыпают синие стеклянные камушки). Вспомните ценности, которые значимы лично для вас. Пусть они сверкают цветом зеленой травы. (В сосуд насыпают зеленые бусинки). А теперь вспомните радостные события каждого дня. Их много. Они переливаются солнечным цветом. (В сосуд насыпают оранжевый бисер).

Все это связывается с нитями нравственных отношений (добавляются разноцветные нити) и течет в нашем жизненном потоке (наливаем воды и перемешиваем). Вот такая наша жизнь.

Человек по натуре своей - художник.

Он всюду так или иначе стремиться

вносить в свою жизнь красоту

М. Горький



  1. Круг «От сердца к сердцу»

Все встают в круг и завершают предложения:

  • Мне понравилось на уроке…

  • Я сделала открытие…

  • Я узнала…

  • Мне запомнилось больше всего…

  • Я поняла…

  • Я почувствовала…

  • Я удивилась…

  • Меня озадачило…

  • Теперь я буду…

  • Я больше не буду…

  • Я желаю себе и другим…

  • Мне бы хотелось…

  • Я выбираю…

  • Я расскажу другим…

  • Я благодарю…

Заняти№5

Тема «В кругу друзей»

Цель:

  • формирование понятия «друзья» как высшей ценности

  • Осмысление жизни как возможности реализовать своё предназначение.

  • Стремление к духовному и физическому развитию.

  • Осмысление что здоровый образ жизни как способ жить полнокровно, интересно, активно.



  1. Круг радости

Видеосюжет о дружбе.



  1. Упражнение «Найди пару».

Разговор о дружбе мы начнем с игры.

Слушателям предлагается с целью настройки на эффективную деятельность, раскрепощения, создания обстановки эмоционального комфорта найти себе пару двигательно - активно: им раздаются части сложнообразованных слов, разделенных на две половины.

Например,

  1. МИЛО СЕРДИЕ

  2. ВЗАИМО ПОНИМАНИЕ

  3. БЛАГО ДАРНОСТЬ

  4. ЛЮБО ЗНАТЕЛЬНОСТЬ

  5. САМО ПРИНЯТИЕ

Необходимо, переходя друг к другу, составив слово - название общечеловеческой ценности, найти свою пару.

Обсуждение в парах:

  • Объясните значение своего слова.

  • Почему это качество важно в человеческих взаимоотношениях.

Все эти качества особенно ценны в дружбе. Я уверено, что у каждого из вас уже есть друзья. Сегодня я вам предлагаю найти еще одного друга. И в этом нам поможет следующее упражнение.



  1. Упражнение «Интервью».

Предлагается взять интервью у своего напарника. Ответы запишите на листах.



  1. Имя _______________________

  2. Три прилагательных, характеризующих Вас ____________________

_____________________________________________________________

  1. Три ценности в жизни _______________________________________

  2. Чего Вы боитесь в жизни? ____________________________________

5. Три Ваших достижения ______________________________________

  1. Ваша мечта ________________________________________________

Проведите презентацию своего напарника, начиная ее словами: Я хочу вам представить своего друга…



  1. Работа с цитатой.

  • Каждый новый друг - ниточка, которая связывает людей вместе. Мудрые говорили:

Дружба - это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей

Джон Ивлин

  • Объясните значение этого изречения.



  1. Работа с презентацией «Дружба»



  1. Круг «От сердца к сердцу»



МИЛО

СЕРДИЕ


ДОБРО


ДУШИЕ

ВЗАИМО

ПОМОЩЬ

БЛАГО

ДАРНОСТЬ

МИРО

ЛЮБИЕ

ЛЮБО

ЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЕ

УСТРЕМЛЕННОСТЬ

САМО

ПРИНЯТИЕ







Занятие №6

ЛЮБОВЬ необъяснима, как мир необъясним…

Цели урока:

  1. Расширение представлений о понятии «любовь»; выяснение и выявление всех граней этого человеческого чувства.

  2. Формирование представлений о способах выражения чувств, о культуре любить.

  3. Осознание себя как источника любви, понимание любви как главной ценности жизни.

  4. Развитие навыков самовыражения теплоты чувств к окружающим людям, друзьям, родным и близким.

Методы: беседа, релаксация, рисование, демонстрация, игра.

Ресурсы (методическое обеспечение): аудио материалы, видеосюжеты, хрестоматия, конверт с вопросами, коробочка с сердечками, листы для рисования, панно для выставки, коллажи «Лики любви».

Ход урока:

  1. Круг радости

Слушатели разбиваются на пары и, встав напротив друг друга, одновременно с учителем произносят следующие слова:

Я так люблю себя,

Что я могу любить тебя,

И ты начнешь любить себя

И сможешь полюбить меня.

Затем меняются партнерами и повторяют то же самое (не более 3 раз).

  1. Вступление

«Первородное право человека любить и быть любимым - это бесценный Божий дар, в нем спасение наше. Если мы правильно распоряжаемся этим святым даром, мы можем найти свое место в жизни и быть счастливыми.

Любовь - это святое. Что каждое её проявление - супружеская, родительская или сыновья любовь, любовь к отчему дому или к окружающему миру - делает нас лучше, совершеннее…

…Любовь приносит счастье всем, кого она посетила…» (Читаем мы слова С.А.Назарбаевой в книге «Этика жизни»)


  • Что же такое «любовь»? Как она приходит в нашу жизнь? Что происходит с нами, если ее нет? Что мы испытываем, когда любим? Как проявляем свою любовь?..



  1. Минутка тишины.

Сядьте удобно, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Слушайте музыку и представляйте…

Звучит красивая музыка. Учитель читает стихотворения.



Юлия Дружинина

Как объяснить?

Как объяснить слепому,

Слепому, как ночь, с рожденья,

Буйство весенних красок,

Радуги наважденье?

Как объяснить глухому,

С рожденья, как ночь, глухому

Нежность виолончели

Или угрозу грома?

Как объяснить бедняге,

Рожденному с рыбьей кровью,

Тайну земного чуда,

Названного Любовью?

Кадыр Мырзалиев

Любовь.

Есть для любви сравнения, которых

Бескрылый обыватель не поймет:

Она - осень и мрак, цветок и порох,

Но более всего любовь - полет.

Как будто вдруг на жизненной дороге

Тебя хватает ветер под бока,

Хоть по земле вышагивают ноги,

А кажется: летишь под облака.

У всех влюбленных крылья вырастают:

Не только люди, даже муравьи

Крылатыми становятся, летают,

Когда приходит к ним пора любви.

Звучит песня Н. Баскова «Сердце».

4. Творческое упражнение «Портрет любви».

На листочках в виде сердечка нарисуйте образ любви, который вы себе представили.

Из рисунков составляется выставка.

(Для выставки работ готовится панно.)

Посмотрите, как многолика Любовь. Вся наша жизнь соткана из волшебных петелек любви: любовь людей, любовь к природе, к животным, любимая профессия, город, школа и т.д. Любовь - основа нашей жизни. Поэтому наш мир можно с полным правом назвать Страной Любви. Учитель демонстрирует коллаж на тему «Лики любви».

«Чем силен человек? Любовью своей! На Любви основана вся наша жизнь: от Любви рождаемся, от Любви рождаем и живем для Любви, во имя Любви, чтобы строить, творить, созидать, беречь то, что дал нам Бог». (С.А.Назарбаева).

Любовь не только неисчерпаема, но и универсальна - ведь каждый человек, в конце концов, находит свою любовь, и каждый становится со временем объектом любви. Причем это не зависит ни от возраста, ни от внешних данных, ни от богатства. Каждый достоин быть любимым и любить. В разные периоды жизни любовь приобретает и разные оттенки. Если в ранней молодости ищут, прежде всего, эротическую любовь, то позже приходит любовь к детям, природе, профессии. Человек становится мудрее и приходит любовь к Богу, к самой Жизни. И даже любовь мужчины и женщины с годами приобретает глубину, нежность, мудрость. Но в любой период жизни человек или любит, или ждет любви, или живет былой любовью, так как без любви жизнь бесцветна.



  1. Демонстрация проявлений любви:

    1. видеосюжетов из кинофильмов: «Осень в Нью- Йорке», «Гардемарины, вперед!»

    2. прочтение отрывка из книги (или разыгрывание сценки): «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна»



  1. Беседа.

  • Расскажите о своих историях любви? Как объясниться в любви? Как сделать первый шаг на встречу друг другу?

(Рассказы слушателей не более 2-3 минут)



  • Что значит - уметь любить?.. (Обмен мнениями.)

  • С чего начинается любовь?..

Загляните в потаенные уголки души своей, умеет ли она откликаться на добро, внимание, нежность. Задайте себе вопрос: «А умеешь ли ты любить?...»

Любовь принадлежит к особым ценностям человеческой души, в ней проявляется вся целостность человеческой природы и вся её противоречивость, в ней и телесное, и психическое, и духовное начала человека. Она отражает всю полноту отношения личности к миру, а также страсти и борения внутри самого этого мира.

«Любовь к кому-то,- пишет известный психолог XX века Эрих Фромм в книге «Искусство любви»,- это осуществление и сосредоточение способности любить. Основной заряд, содержащийся в любви, направлен на любимого человека как на воплощение существеннейших человеческих качеств. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому».



  1. Разминка «Растопи круг»

Все встают в круг и берутся за руки. Доброволец входит в круг. Он окружен, и его задача - растопить Круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и красивые слова о ком-то, стоящем в Круге, кто сумеет выразить самые лучшие человеческие чувства: теплоту, благодарность или восхищение.

Инструкция для Круга: «Вы не имеете желания выпустить того, кто в круге, но если Вы верите в искренность его чувств к Вам и, на Ваш взгляд, человек работает всей душой, Вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круге будет не он, а кто захочет».

На каждого дается 2-3 минуты.


  1. Игра «Конверт откровений».

Давайте еще раз поговорим с вами, подумаем и, возможно, поспорим об этом самом таинственном, самом «утреннем чувстве» человека - о любви. Сколько написано, спето, сыграно на эту тему, а единого мнения нет: как возникает, чем живет и куда уходит любовь?

Давайте еще раз попробуем шагнуть в Страну Любви, еще раз приоткроем ее таинственный занавес, а потом каждый из нас всё равно пойдет по этой Стране сам.

В конверт складываются карточки с вопросами.

Первый участник достает любую карточку, зачитывает вопрос и отвечает на него по возможности откровенно. Затем передает конверт другому, который поступает точно так же. Конверт должен побывать в руках каждого участника игры.

Примерные вопросы для «Конверта откровений»:

  • Бывает ли любовь с первого взгляда?

  • Сколько раз в жизни может любить человек?

  • Может ли быть любовь длиною в жизнь?

  • Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, друзей, когда любишь?

  • Что делать, если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чью-либо сторону?

  • Всегда ли следует говорить любимому человеку правду?

  • Стоит ли обсуждать с любимым человеком то, что не нравится в Ваших с ним отношениях?

  • Правда ли, что любят одних, а женятся на других?

  • Сколько правды в народной мудрости «стерпится - слюбится»?

  • Правда ли, что брак убивает любовь?

  • Кому семья нужна в первую очередь - мужчине или женщине?

  • Что делать, если встретил человека, между Вами возникло сильное чувство, а он (она) уже состоит в браке?

  • Что делать, если есть семья, ребенок, а Вы полюбили другого человека?

  • Можно ли простить измену?

  • Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?

  • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

  • В чем сложности второго брака?

  • Что для человека более значимо: любить или быть любимым?

  • Свободная любовь - признак прогресса или упадка общества?

  • Что такое увлечение? Чем отличается увлечение от любви?

  • От кого, в конечном итоге, зависит счастье в любви?

  • Готовы ли Вы ради своей любви к самопожертвованию?

  • Хотели бы Вы услышать пламенное объяснение в любви?

  • Готовы ли Вы к романтическим, может быть, даже безрассудным поступкам ради любви?

  • Может ли человек постоянно в кого-то влюбляться?

  • Можно ли жить счастливо семейной жизнью без любви?

  • Почему люди женятся без любви?

  • Можно ли добиться любви?

  1. Заключение

Мы сегодня узнали, какое чувство самое главное у человека. Конечно, Любовь. Давайте, положим руку на сердце: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел… Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте будем дарить Любовь своим близким людям. А как это сделать - подскажет сердце.



  1. Демонстрация отрывка из художественного фильма «Послание в бутылке»


  1. Круг от сердца к сердцу

В память о нашей встрече я хочу подарить вам мудрые слова о любви. В этом мне поможет сердечная коробочка.

Учитель предлагает каждому слушателю взять из специальной коробочке открытку- сердечко.











Занятие№8

«Ребята, давайте дружить

Цель: раскрыть понятие «дружба»

Задачи:

1.дать определение понятию «дружба»

2.воспитать бережное отношение к чувствам и мыслям других людей

3.научить ребят дружному общению

Знакомство

Напишите на пейджах ваше имя. Расскажите о себе. Подобрав одно, характеризующее вас, определение. Например, я - Елена Михайловна, я добрая.

Беседа

- Общение между людьми существует давно. В общении мы лучше узнаем людей и самих себя, через общение получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные, культурные ценности общества. Общение может быть содержательным, интересным, эмоционально насыщенным, а может обернуться скукой, надоевшим, пустым времяпрепровождением. Зависит это от участников общения.

В словаре В.Даля слово «общение» означает изящество, обилие прекрасного, богатство и полноту, великодушие и щедрость. Умение общаться- это значит проявление во взаимоотношениях скромности, тактичности, ненавязчивости, соблюдение основных требований культуры поведения, проявление доброжелательности, вежливости, сдержанности, учтивости в сочетании с принципиальностью. Это и культура чувств, и коммуникативные способности.

- Удовлетворяют ли вас формы общения, принятые в школе, в детском доме, в кругу ваших друзей, дома?

- О каком общении и с кем вы мечтаете?

- Что вы больше всего цените в общении?

- Человек не рождается с умением хорошо общаться. Это результат длительной и настойчивой работы. Этому тоже надо учиться точно так же, как мы учимся писать, читать или ходить. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми, в которых попробуем научиться легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, тепло и доброжелательно попрощаться с ним.

Резерв

Игра «Контакты».

Учащиеся делятся на 2 группы. Первая группа образует внутренний круг, вторая - внешний. Дети работают парами, передвигаясь по кругу. На установление контакта по предложенной ситуации определяется 2-3 минуты. В 1 и 3 ситуациях начинают общение дети из внутреннего круга, в 2 и 4 ситуациях - дети внешнего круга. Время работы 15 минут.

Ситуации для обсуждения:



  1. Перед вами девушка или парень, которых вы видите впервые, но вам она или он очень понравились, и вызвали желание с ними познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к ней или к нему.



  1. В автобусе или любом другом месте вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы его обожаете и, конечно, хотели бы с ним поговорить.



  1. Вам срочно нужна довольно большая сумма денег (решили купить …) Нужно поговорить со взрослыми (родителями, учителями или воспитателями).



  1. Вы узнали, что один из ваших друзей или одноклассников дурно отзывался о вас в праздничной компании. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятный разговор, но лучше все сразу выяснить, чем строить догадки и переживания. Случай представился: вы одни, никого рядом нет.

Обсуждение:

  • Трудно ли было установить контакт, начать общение?

  • Какие личностные качества, приемы, способы помогают начинать, поддерживать и заканчивать разговор?

  • Переживали ли вы подобные ситуации? Расскажите, что вы чувствовали.

Упражнение «Сердце в подарок»

Все встают в круг. Каждому на спину прикрепляется цветное сердце, на котором, стоящие слева и справа, пишут слова - пожелания, которые помогут в общении с другими людьми.

Объединение ребят в группы по цветовой гамме сердечек. У кого красные сердечки - это первая группа, желтые - вторая, и т.д.

Творческая деятельность

Учащиеся разделены на 3-4 группы. Выполнение заданий 20 минут, презентация работ.

1 группа. Составление списка качеств, важных для общения. Качества записываются на спец. форме - фигура человека - разноцветными фломастерами.

2-4 группы. Создание коллажа по темам: «Общение - это…», «Круг общения», «Что мешает общению людей друг с другом?»

Для изготовления коллажа используются вырезки из газет и журналов, фломастеры, ножницы и клей. Работа выполняется на ватмане.

Обобщение.

Круг «от сердца к сердцу»

Я иду к своей звезде (Т. Кононенко)

Жил на свете Ветерок. Он гулял по свету, летал над полянами, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда он свистел в кронах деревьев и раскачивал их в разные стороны.

Однажды Ветерок гулял над полем. Вдали показался Человек, он шел по дороге. «Дай-ка я над ним подшучу, - подумал Ветерок. - Посмотрим, как быстро он мне повинуется».

Ветерок подлетел ближе и стал легонько дуть. Казалось, Человек не замечает этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее - Человек все шел и шел. «Это уж слишком», - подумал Ветерок. Он собрал все свои силы и стал дуть как никогда.

Все вокруг пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле - давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря. Ветерок превратился в ураган, никто бы не смог устоять… А Человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.

«Да что же это такое? - воскликнул Ветерок. - Как такое может быть?» Он подлетел к Человеку, приземлился и пошел рядом с ним.

- Эй, Человек, почему ты меня не слушаешься?

- Я иду по дороге, - тихо ответил Человек.

- Ну и что! Я тоже иду по дороге. Многие ходили по дорогам, но меня всегда слушались: кто сворачивал, кто останавливался, а кто и обратно возвращался.

- Я иду к своей звезде, - сказал Человек.

- Интересно… - Ветерок некоторое время молчал. - Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд не видно, только солнце светит.

- Я знаю. И все-таки я иду к своей звезде.

«Что же это за звезда такая? - подумал Ветерок. - Он идет к ней, и я ничего не могу с ним сделать».

- Спасибо тебе, - неожиданно сказал Человек.

- За что? - удивился Ветерок.

- За то, что ты устроил такую бурю. Теперь моя звезда горит ярче и освещает мой путь.

«Ничего себе, - подумал Ветерок. - За бурю еще и говорит!»

- Послушай, Человек, а где эта звезда находится? Покажи ее мне!

Человек ничего не ответил, повернулся к Ветерку и посмотрел ему прямо в глаза. Глаза Человека были такими яркими, что казалось, они светятся изнутри.

- Я понял!!! - закричал радостно Ветерок. - Я понял, где твоя звезда! Я все понял!

И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.

А Человек все шел по дороге Он шел к своей звезде.

- Как вы думаете, к какой звезде шел человек?

(Ответы детей).

Звучит музыка.

Учащиеся на формах звездочках пишут свои имена и приклеивают их на лучи большого солнца. Желающие делают записи о прошедшем занятии (на облачках).





Раздаточный материал













































1 группа.

Составьте список качеств, важных для общения.

Качества запишите на спец. форме

- фигура человека -

разноцветными фломастерами.





































































2 группа.

Сделайте коллаж по одной из тем:

«Общение - это…»,

«Круг общения»,

«Что мешает общению людей друг с другом?»























3 группа.

Сделайте коллаж по одной из тем:

«Общение - это…»,

«Круг общения»,

«Что мешает общению людей друг с другом?»













































4 группа.

Сделайте коллаж по одной из тем:

«Общение - это…»,

«Круг общения»,

«Что мешает общению людей друг с другом?»



Занятие №9

Тема: «Казахстан - мой дом родной».



Цель: обобщение понятий и представлений учащихся о своей Родине - Республики Казахстан, и патриотизме как важных составляющих человеческой жизни;

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием-ценностью «любовь к Родине»; формировать понимание важности любви к своей Родине, к своему народу и осознание ответственности перед ними за свои слова и поступки;

  • прививать чувство гражданственности, принадлежности к родной стране;

  • развивать творческие способности; стимулировать интерес к многонациональной духовной культуре РК;

  • воспитывать в детях казахстанский патриотизм, любовь и гордость за свою страну.

Ресурсы: бумажные цветы, аудиозапись народной казахской музыки, видеосюжет о Казахстане, формы больших букв (К,А,З,А,Х,С,Т,А,Н,Ц,Ы,Я,М,Ы,Е), контурные карты Казахстана, подборка материалов о Казахстане (по темам рассказов), голубые воздушные шары, бумажные голуби, клей, ножницы, фломастеры.

Круг радости

- Здравствуйте, ребята! Вот и наступило время радостной встречи! Посмотрите, у каждого из нас на стульчике расцвел цветочек радости. Он не простой цветок, а с секретом. Возьмите каждый свой цветочек, переверните его, и вы увидите, в чем его секрет.

Он заключается в том, как нужно сегодня поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка - улыбнется друзьям. У кого ладошка - пожмет руку. У кого нарисовано сердечко - обнимет друга, у кого солнце - скажет доброе слово.

Другу руку протяну,

Слово доброе скажу.

С ним сердечно обнимусь

И, конечно, улыбнусь!



(Учащиеся приветствуют друг друга, как рекомендовано это в цветах с секретом).

1. Введение в тему. Минутка тишины.

Учитель предлагает составить слово «Родина» по рисункам или отгадать ребус, загадку, кроссворд.

У всех нас есть Родина. Это - дом, улица, на которой мы живем, место, где мы родились, страна, гражданином которой мы являемся. Послушайте, какое это дивное слово: «РОДИНА». Давайте вместе его произнесем - «Р-о-д-и-н-а». Это очень значимое слово. В нем столько теплоты, любви, красоты, радости и нежности.

Как называется наша Родина?..

Казахстан - это удивительная страна. Она очень велика. На ее территории могут разместиться пять маленьких республик.

Давайте задумаемся над тем, а что мы знаем о нашей огромной Родине? Какая наша Родина в стихах и легендах, на полотнах художников и в объективе фотоаппарата, в песнях птиц и журчании бегущего с гор ручейка, в добрых снах ребенка, смелых думах молодого человека и мудрых устах аксакала… Какая она, наша Родина?..

Просмотр видеосюжета о Казахстане (2-3 минуты).

2. Творческая работа

Учащиеся делятся на подгруппы по 2 человека.

Каждая группа получает задание - составить рассказ о Казахстане по предложенной теме.

Темы для составления рассказов - казахский народ и его история; территория страны, ее границы и размеры; разнообразие природных зон; население страны; сотрудничество с другими государствами; столица; государственные символы; культура и традиции. (Материалы готовят учащиеся заранее).

Рассказы дети записывают на специально подготовленные формы - буквы, сопровождая их аппликацией, рисунками, цветовым фоном.

Презентация работ,

в результате чего выстраивается фраза « МЫ (Я) -КАЗАХСТАНЦЫ (ЕЦ)», на каждой букве которой представлена информация о стране.

На выполнение творческой работы отводится 15 - 20 минут. Во время выполнения задания звучит народная казахская музыка.

- Прочитайте фразу, которая получилась? Как вы думаете, кого называют так? Что должен делать человек, чтобы стать настоящим гражданином своей страны? А вы хотите быть казахстанцами, гражданами своей Родины? Почему?

3. Упражнение «Цвети, мой Казахстан!»

Родина для человека самая лучшая, бесценная и важная. Родина защищает своих детей, оберегает их, воспитывает, радует. Интересно, а что каждый из вас, ее граждан, может дать ей взамен? Что каждый из вас должен сделать для своей страны? Нарисуйте.

Затем учитель наводит детей на мысль что они своим трудом, своей любовью могут заботится о Родине, что от их стремлений, помыслов и дел зависит будущее страны.

Учитель на больших ватманах готовит 2 контурные карты Казахстана. Одну из них разрезает на части, количество которых соответствует количеству детей в группе, и раздает детям. Это листы для выполнения рисунка. Готовые рисунки прикрепляются на вторую контурную карту.

Посмотрите, какая необыкновенная, сказочная и красивая получилась наша карта. И все это благодаря вашим делам, которые вы готовы сделать и обязательно сделаете для своей Родины. Вот в этом и выражается любовь к своей стране, заключается смысл патриотизма и понимание гражданственности.

Давайте все подойдем к сотворенной нами карте и внимательно рассмотрим все рисунки, которые сделают наш Казахстан процветающим и сильным.

Круг от сердца к сердцу

Учитель читает стихотворение Б. Ахмешева «Казахстан»:

Казахстан - ширь степей в ожерелье гор.

Казахстан - это неба бескрайний простор.

Казахстан - древний и молодой.

Казахстан - мое сердце навеки с тобой.

Казахстан, расцветай же, из века в век.

Здесь любой обретет свой очаг человек.

Пусть горит путеводная в небе звезда.

Казахстан! Мое сердце с тобой навсегда.

и раздает детям голубые воздушные шары, к которым прикреплены белые голуби. Учащиеся поют песню «Мир вам, люди!»

1. Для всех - заря, что вновь зажглась,

Для всех - ребенка смех.

И эта песня родилась

Для всех, для всех, для всех.

Припев:

Мир всему, что живет по законам доброты!

Мир тому, кто поет песню дружбы и мечты!

Мир полям и лугам, где ромашки расцвели,

Мир траве в жемчугах,

Мир вам, люди всей Земли!

2. Для всех - цвет неба голубой,

Для всех - сверканье рек.

Пусть будет счастлив день любой

Для всех, для всех, для всех.

Припев.

3. Для всех горит огонь рябин,

Для всех и дождь и снег.

И этот мир всего один

Для всех, для всех, для всех.

Припев.



Учащиеся дарят шары гостям.

Занятие№10



© 2010-2022