- Преподавателю
- Школьному психологу
- ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» для учеников 1-х классов с низкими показателями сформированности УУД
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» для учеников 1-х классов с низкими показателями сформированности УУД
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Первушина Н.А. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОТЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ПРИНЯТО
Протокол заседания
Педагогического совета
от ______201__ г №___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР___________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора
МБОУ «Тотемская СОШ №2»
от_______201__ г №___
ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
_1 а, б, в_ класс
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель /Разработчик программы
педагог-психолог
Первушина Наталия Анатольевна,
Педагогический стаж _1,5_г.
Эксперт программы:
учитель начальных классов,
высшая категория
Попова Людмила Геннадьевна
Тотьма
2014
Пояснительная записка.
Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний о себе, своих личных и возрастных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации для всех поступающих в первый
класс провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, и инициативного, компетентного гражданина . ФГОС НОО устанавливает определенные требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспечено при освоении учениками программы начальной школы: кроме предметных к ним были отнесены метапредметные и личностные результаты.
Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в особом культурно-образовательном пространстве, способствующему психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.
Программа составлена на основании Программы развивающих занятий в 1-м классе Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 144 с.
Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.
Задачи:
-
Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки
-
Снижение уровня школьной тревожности
-
Создание благоприятной атмосферы в коллективе через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
-
Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД
-
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми
-
Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.
Программа внеурочной деятельности «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана на 1 учебный год 35 учебных часов.
Режим занятий:
1 год обучения: 22 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.
Возраст: 6 - 10 лет.
Категория детей: дети низким уровнем сформированности УУД по результатам стартовой диагностики.
Длительность занятий: 30 минут в 1 классе.
Педагогические средства
-
Специально организованная среда
-
Специально организованные занятия.
-
Физкультминутки.
-
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
-
Работа с книгой.
-
Инсценировки
-
Диагностика и контроль.
Формы работы.
-
Беседы и дискуссии
-
Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
-
Релаксационные упражнения
-
Психигимностические этюды и элементы.
-
Работа с книгой
-
Работа с притчами
Планируемые результаты и формы контроля.
Основные результаты
-
Низкий уровень тревожности
-
Адекватная самооценка
-
Позитивное отношение к себе и своей личности
-
Развитие познавательных способностей
-
Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
-
Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.
Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:
-
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
-
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
-
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
-
Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
-
Навыки коллективной деятельности.
Формы контроля:
-
мониторинг УУД по окончанию программы.
-
Применение проективных методик диагностики
-
Наблюдение и ведение индивидуальных карт.
Уровни сформированности УУД по годам обучения
На момент поступления в школу
На момент окончания 1 класса
Личностные УУД
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки
Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.
Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах
Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции
В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему
Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему
Положительно относится к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека
Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам
Регулятивные УУД
Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности
Принимает и сохраняет учебную задачу
Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности
Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную
Проявляет умения произвольности предметных действий
Овладевает способами самооценки выполнения действий
Коммуникативные УУД
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности
Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.
Проявляет любопытство ко всему новому и необычному
Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность
Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности
Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою
Список литературы.
-
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева -М. : ТЦ Сфера,2006. - С.88
-
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 144 с
-
Вачков И.В. Психология для малышей или сказка о самой "душевной" науке/ Москва. - Педагогика- пресс.1996, 216 с.
-
Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). - Волгоград: Учитель, 2007, С.85
-
Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.1 класс.-М.:Генезис, 2012
-
Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
-
Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
Календарно - тематическое планирование занятий в 1 классе
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Задачи
Содержание
Планируемые результаты
Оборудование
Я теперь школьник
Знакомство
1
Знакомство друг с другом, введение в игровую атмосферу, Создание условий для самораскрытия и мотивирование на взаимопонимание
-
Приветствие по кругу
-
Давайте знакомиться
-
Прошепчи свое имя
-
Представление по кругу
-
Моя рабочая Расскажи о себе
-
тетрадь
-
Я люблю… А вы?
Эмоционально - положительное отношение к школе.
Адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.
Принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания.
Рабочие тетради, мячик, цветные карандаши,
Я теперь школьник
1
-
Взялись за руки
-
Проверка домашнего задания
-
Правила наших занятий
-
Новичок в школе
-
План школы
-
Путаница
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши, схема школы
Что значит быть школьником?
1
Помощь в осознании социальной позиции школьника
-
Надувная кукла
-
Ты кто?
-
Проверка домашнего задания
-
Что значит быть школьником?
-
Кто есть кто?
-
Вспомни правила наших занятий
-
Путаница
Рабочие тетради, цветные карандаши, мячик, медальки
Знакомство с Пси - Магом
1
Создание мотивации на познание самих себя и дача первоначальных представлений о психической реальности
-
Угадай визитку
-
Проверка домашнего задания
-
Знакомство с Пси - Магом
-
Как найти новичка школы?
-
Путаница
-
Подведение итогов
Рабочие тетради, цветные карандаши, картинки с изображением фрагментов дня школьника, мячик, Пси-Маг, план схема школы
Введение в мир психологии
Королевство Внутреннего мира
1
Поддержание мотивации на познание себя и одноклассников, создание представления о специфике психической реальности
-
Необычное приветствие
-
Помоги угадать визитку
-
Проверка домашнего задания
-
Королевство внутреннего мира. Беседа
-
Рисунок Королевства Внутреннего Мира
-
Время книги
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
Способность к самопознанию и самооценке.
Зачатки личностной рефлексии.
Рабочие тетради, цветные карандаши, кукла Пси- Маг, книга «Сказки о самой душевной науке»
Сказка о волшебных зеркалах - 1,2
1
Укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Я-образа, развитие самоанализа и рефлексии
-
Необычное приветствие
-
Пусть пересядут те, кто…
-
Проверка домашнего задания
-
Время книги
-
Отражение Кари в волшебных зеркалах
-
Какое зеркало я хочу?
-
Новое отражение Кари в волшебных зеркалах
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке»
Что я знаю о себе?
1
Актуализация рефлексивной позиции, развитие потребности в самоанализе и рефлексии
-
Постройся в ряд по признаку
-
Соревнование знатоков
-
Мои плюсы и минусы
-
Проверка домашнего задания
-
Атомы
-
Мое отражение в волшебных зеркалах
-
Я на лесенках характера
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши, набор значков
Что я знаю о себе и других?
1
Помочь посмотреть на себя глазами других Помощь в осознании собственной уникальности и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развитие способности к самоанализу и рефлексии
-
Постройся в ряд по признаку
-
Проверка домашнего задания
-
Как расселить людей в домах?
-
Три дома
-
Я - это кто?
-
Это я. Это мое
-
Рассказ о своем
-
Я Самый - самый
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши
Психика и познание мира
Мои ощущения
1
Показ роли ощущений в познании окружающего мира, развитие осознания различных видов ощущений
-
Четыре стихии
-
Мои ощущения
-
Практикум «Ощущения»
-
Время книги
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
Осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин уcпешности/ неуспешности учебной деятельности.
Стремление к самоизменению.
Рабочие тетради, набор предметов с различным запахом, яркий предмет, набор мелких предметов, книга «Сказки о самой душевной науке»
Мое восприятие мира
1
Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира
-
Беседа «Мои ощущения»
-
Самый «ощутимый» предмет
-
Мое восприятие мира
-
Я вижу то, что слышу
-
Чудесный мешочек
-
Семь гномов
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши, запись звуков моря, набор мелких предметов, листы А4, медали
Мое внимание Как быть внимательным?
1
Содействие осознанию актуального состояния своего внимания, развитие внимательности Развитие умения замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания
-
Проверка домашнего задания
-
Рисунок Королевства Внутреннего Мира
-
Проверь себя
-
Внимателен ли я?
-
Время книги
-
Самый внимательный
-
Лучик внимания
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши, секундомерт, книга «Сказки о самой душевной науке»
Развиваем свое внимание
Я умею быть внимательным
1
Помощь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизация и развитие произвольного внимания Мотивирование на развитие собственного внимания, развитие произвольного внимания и наблюдательности
-
Лучик внимания
-
Для чего мне нужна внимательность?
-
Буквы алфавита
-
Печатаю на компьютере
-
Зеваки
-
Оцени свою работу
-
Самый-самый
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, цветные карандаши, записи релаксационной и маршевой музыки, карточки с буквами
Темперамент и характер
Что такое темперамент?
1
Содействие осознанию индивидуальных различий между людьми, знакомство с психологическими особенностями различных типов темперамента
-
Росток под солнцем
-
Построить всех в ряд
-
Художник
-
Все люди - разные
-
Время книги
-
Что такое темперамент?
-
Домашнее задание
Осознание и оценка особенностей своего темперамента и характера как причин успешности/ неуспешности общения в школе.
Позитивное самоотношение.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Рабочие тетради, записи релаксационной и маршевой музыки, книга «Сказки о самой душевной науке»
Разные люди - разные типы темперамента
1
Осознание уникальности и неповторимости каждого человека, мотивирование на познание особенностей своего темперамента, развитие умения различать его типы Закрепление умения различать типы темперамента, осознание собственной уникальности, развитие экспрессивных возможностей
-
Проверка домашнего задания
-
Беседа «Типы темперамента»
-
Разыгрывание сценок из сказки о типах темперамента
-
Время книги
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, книга «Сказки о самой душевной науке», карточки с названиями персонажей из «Сказки о типах темперамента»
Разные люди - разные характеры
1
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать черты характера
-
Коллективный счет
-
Беседа «О характере»
-
Назови противоположную черту характера
-
Сказочный художник
-
Время книги
-
Мое дерево - характер
-
Игра «И я…»
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, записи релаксационной и динамической музыки, книга «Сказки о самой душевной науке», цветные карандаши, отличительные значки
Какой у меня характер?
Какой характер у других?
1
Мотивирование на осознание черт собственного характера, актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера
-
Коллективный счет
-
Хорошие и плохие черты характера
-
Что такое хороший характер? Что такое плохой характер?
-
Знатоки черт характера
-
Зеркало
-
Мое отражение в озере
-
Мой психологический портрет
-
Царевна - Несмеяна
-
Игра «И я…»
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, записи динамической и спокойной музыки, листы бумаги, список сказочных героев
Мой характер: оценим недостатки
1
Содействие осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения обратной связи, развитие рефлексивных способностей и способностей оценивать других
-
Солнце и планеты
-
Круг моих качеств
-
Хороший - плохой характер
-
Проверка домашнего задания
-
Презентация сказочных героев
-
От поступков к характеру
-
Разыгрывание сценок
-
Лесенки характера
-
Я на лесенках характера
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, карточки с названиями черт характера, карточки с описанием сценок
Я и мои эмоции
Что такое эмоции?
Какие бывают эмоции?
1
Мотивирование на познание собственного эмоционального мира, осознание собственных эмоций Расширение активного словаря для обозначения эмоций, мотивирование на понимание собственных и чужих эмоций, развитие способности к их «прочтению»
-
От улыбки станет всем теплей
-
Передача предмета по кругу
-
Превращение в животных
-
Что такое эмоции?
-
Угадай эмоции
-
Какие бывают эмоции?
-
Какие эмоции я знаю?
-
Домашнее задание
Осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия.
Использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций.
Зачатки эмпатии как понимания чувств других людей.
Рабочие тетради, карточки с названиями сказочных персонажей, медали
Конкурс чувствоведов
1
-
Передай эмоцию
-
Список эмоций
-
Определи эмоцию
-
Сценки
-
Подведение итогов
-
Домашнее задание
Набор карточек с названиями эмоций, тексты этюдов для разыгрывания, листы бумаги, медали
Что я знаю о своих эмоциях?
1
Осознание богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развитие способности к дифференцировке различных эмоций и выражению свих эмоций через рисунок
-
Заколдованная принцесса
-
Проверка домашнего задания
-
Наши эмоции
-
Этюды
-
Что я чувствую, слушая музыку?
-
Опрос по пройденному материалу
-
Домашнее задание
Рабочие тетради, аудиозапись эмоционально - насыщенных музыкальных фрагментов
Королевство Внутреннего мира
1
Стимулирование интереса к самопознанию, содействие осознанию содержания собственной психической реальности, развитие рефлексии
-
Проверка домашнего задания
-
Что есть в королевстве внутреннего мира?
-
Мой рисунок Королевства внутреннего мира
Рабочие тетради, кукла Пси-Мага, карточки с психологическими понятиями, изображение гномов - ощущений, изображение Рыцарей темперамента, рисунок Дерева характера, рисунки эмоций
Королевство Внутреннего мира
1
-
Контрольная работа