Конспект педсовета Основа гармоничного развития личности учащегося

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Педагогический совет




«Духовно - нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося»

.







2013-2014 учебный год

Цель:

  1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно - нравственного развития современного школьника;

  2. Корректировка подходов и технологий духовно - нравственного воспитания учащихся.

Участники:

  • педагоги школы;

  • администрация;

Подготовка:

  1. Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.

  2. Изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме.

  3. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков.

  4. Проведение анкетирования родителей, учащихся, педагогов и обработка полученных результатов.

  5. Составление проекта решения заседания педсовета

Оформление и оборудование:

  • На доске записана тема педсовета;

  • Оформлена выставка методических материалов по теме педагогического совета (научно - методические публикации, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учителей)

  • Установлена мультимедийная установка для просмотра презентаций педагогического совета и видеоролика.

План проведения:

Теоретическая часть

  • Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях образования (Гоц Г.Ф.).



  • Анализ результатов исследований нравственных ценностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов) - (педагог-психолог: Михайлова О.Н.)

  • Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках школьной программы в урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС (Краснова Г.И., Гришина С.О.)

  • Духовно-нравственное воспитание школьников

в процессе реализации курса ОРКСЭ

  • Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного развития личности (Фокина Т.В)

  • Опыт работы по организации воспитательной деятельности класса по духовно-нравственному воспитанию (Кох Е.В., Шитова Н.И.)

Практическая часть.

Посещение открытых кл. часов

Обсуждение.

Проект решения педсовета.

Деятельность педагога- психолога.

Игра - акиватор «Покажи пальцем» Предлагается показать пальцем на самого - серьёзного, общительного доброго, патриотичного, верного, честного, терпеливого, надёжного, дружелюбного. Толерантного. Трудолюбивого, справедливого, весёлого учителя.

Выступление

Анализ результатов исследований нравственных ценностей всех субъектов образовательного процесса.

Каждая личность стремится к переживанию состоянию счастья, самоудовлетворения, самореализации. Возникновение этих состояний напрямую зависит от наших целей, а значит от потребностей. Хотелось бы напомнить о структуре личности, об её уровнях. Слайд 1. Хотелось бы обратить ваше внимание, что формирование жизненных ценностей напрямую зависит от потребностей. А. Маслоу выстроил следующую иерархическую структуру потребностей. Слайд 2. При этом самое нижнее положение, т. е самые первые это первичные потребности (физиологические, экзистенциальные). Затем социальные и духовные. По его теории переход потребностей на более высокий уровень осуществляется только при условии удовлетворения предыдущих потребностей. Потребности формируют ценности, то чем обусловлено поведение личности. Слайд 3. Ценностные ориентиры человека зависят от возраста. Социального статуса, национальности, даже от профессии. Слайд 5. На следующей таблице представлены основные ценности поколений, начиная с 1900 года. Мы видим, как меняются основные ценности этих поколений.

А теперь предлагаю познакомиться с результатами анкетирования. В нем принимало участие 78 человек (52 ученика, 10 педагогов, 16 родителей). Цель анкетирования: составление рейтинга наиболее значимых жизненных ценностей учащихся, родителей и педагогов; выявление запросов родителей по предоставлению образовательных услуг; создание образовательной среды, способствующей развитию личности учащихся (формирование мировоззрения), оптимизация воспитательной работы. Данные психологические исследования позволяют определить основные направления воспитательной деятельности в школе с учётом особенностей мировоззрения родителей и педагогов.

Сравнительный рейтинг наиболее важных жизненных ценностей учащихся представлен в следующей таблице. Слайд 6.

Место в рейтинге

(от наиболее важного до наименее важного)

11 класс

(19 человек)

10 класс

(11 человек)

7 класс (22 человека)

1.

Проведение свободного времени

Взаимоотношения с учителями

Покупка одежды и др. вещей

Покупка одежды и др. вещей

2.

Взаимоотношения с одноклассниками.

Нормальное питание

Нормальное питание

Возможность заработка

3.

Покупка одежды и др. вещей

Возможность заработка

Проведение свободного времени

4.

Возможность заработка

Взаимоотношения с одноклассниками.

Проведение свободного времени

Нормальное питание

5.

Любовь

Любовь

Любовь

6.

Будущая карьера

Взаимоотношения с учителями

Взаимоотношения с учителями

7.

Учёба

Будущая карьера

Взаимоотношения с одноклассниками.

Будущая карьера

8.

Здоровье

Здоровье

Учёба

9.

Взаимоотношения в семье

Взаимоотношения в семье

Взаимоотношения в семье

10.

Учёба

Здоровье

11.


На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что;

- наиболее важны для учащихся материальные ценности, соответствующие удовлетворению физиологических потребностей ( А.Маслоу);

- социальные ценности (потребность в общении, признании) занимают следующую позицию;

- а потребность в образовании (учение) занимает последнюю позицию.

Это соответствует возрастным особенностям школьников.

Слайд 7 Следующий слайд представляет сравнительный рейтинг наиболее важных жизненных ценностей родителей, учащихся и педагогов.

Место в рейтинге

(от наиболее важного до наименее важного)

Родители (16 человек)

Учащиеся (11, 10, 7 классы-52 ч.)

Педагоги (10 ч.)

1.

Здоровье

Покупка одежды и др. вещей

Здоровье

2.

Взаимоотношения в семье

Нормальное питание

Взаимоотношения в семье

3.

Любовь

Возможность заработка.

Проведение свободного времени

Работа

4.

Работа

Взаимоотношения с учителями

Взаимоотношения с коллегами

5.

Нормальное питание

Любовь.

Взаимоотношения с одноклассниками

Проведение свободного времени

6.

Карьера

Будущая карьера

Покупка одежды и др. вещей

7.

Возможность заработка

Учёба

Возможность заработка

8.

Взаимоотношения с коллегами

Здоровье

Взаимоотношения с «начальством»

9.

Покупка одежды и др. вещей

Взаимоотношения в семье

Карьера

Любовь

10.

Проведение свободного времени.

Взаимоотношения с «начальством»

Нормальное питание

11.


Сравнивая, результаты ранжирования всех субъектов образовательного процесса, следует отметить:

- потребности родителей и педагогов практически одинаковы;

- наблюдается гиперответственное отношение педагогов к своей работе по сравнению с родителями учеников школы (вероятно, это является профессиональной особенностью);

- потребности учащихся значительно отличаются от потребностей взрослых людей, что может приводить к некоторым противоречиям в отношении с ними.

Слайд 8. Сравнительный рейтинг наиболее важных жизненных гуманистических ценностей учащихся

Место в рейтинге

(от наиболее важного до наименее важного)

11 класс

(19 человек)

10 класс

(11 человек)

7 класс (22 человека)

1.

Коллективизм

Патриотизм

Патриотизм

2.

Патриотизм

Вера и идеалы.

Коллективизм

3.

Миролюбие

Коллективизм

Истина

4.

Вера и идеалы.

Истина

Милосердие

Вера и идеалы.

5.

Милосердие

Миролюбие

Милосердие

6.

Честь, достоинство и совесть

Истина

Миролюбие

7.

Свобода

Счастье

Дружба

8.

Справедливость

Справедливость.

Добро

Честь, достоинство и совесть

9.

Добро.

Счастье

Честь, достоинство и совесть

Справедливость

10.

Дружба

Свобода

Свобода

11.

Дружба

Счастье

12.

Добро.

- наиболее значимыми для учащихся являются гражданские и народные ценности;

- общечеловеческие ценности занимают вторую позицию;

- следует обратить внимание на формирование толератного отношения к людям (добро, дружеское отношение).

Слайд 9.

Место в рейтинге

(от наиболее важного до наименее важного)

Родители

(16 человек)

Учащиеся

(11, 10, 7 классы-52 ч.)

Педагоги (10 ч.)

1.

Счастье

Патриотизм

Патриотизм

2.

Честь, достоинство и совесть

Коллективизм

Коллективизм

3.

Добро

Вера и идеалы

Истина

4.

Справедливость

Истина

Вера и идеалы

5.

Дружба

Милосердие

Милосердие

6.

Свобода

Миролюбие

Миролюбие

7.

Миролюбие

Патриотизм

Честь, достоинство и совесть

Дружба

8.

Милосердие

Справедливость

Честь, достоинство и совесть

9.

Истина

Свобода

Справедливость

10.

Вера и идеалы

Дружба

Свобода

11.

Коллективизм

Счастье

Счастье

12.

Добро

Добро

Выводы:

- рейтинг нравственных ценностей учащихся в большей степени совпадает с рейтингом педагогов;

- рейтинг родителей несколько отличается (для них важно личное счастье, достоинство, справедливость)

Слайд 10.

Сравнительный рейтинг наиболее важных ценностей, которым «учит» школа, по мнению учащихся

Место в рейтинге

(от наиболее важного до наименее важного)

11 класс

(19 человек)

10 класс

(11 человек)

7 класс (22 человека)

1.

Ничему не учит

Преданности

Организаторским умениям

2.

Затрудняюсь ответить

Доброте

Преданности

3.

Преданности

Жизнелюбию

Жизнелюбию

4.

Организаторским умениям

Творческому отношению к жизни

Самопознанию

5.

Доброте

Организаторским умениям

Творческому отношению к жизни

6.

Творческому отношению к жизни

Жизнелюбию

Уважению к людям, человеколюбию

Доброте

7.

Уважению к людям, человеколюбию

Дружбе

Умению общаться

8.

Умению общаться.

Самопознанию

Умению общаться

Уважению к людям, человеколюбию

9.

Дружбе

Самопознанию

Дружбе

10.

Самостоятельности и уверенности в себе

Самостоятельности и уверенности в себе

Самостоятельности и уверенности в себе

11.

Ничему не учит

Затрудняюсь ответить

12.

Затрудняюсь ответить

Ничему не учит

Учащиеся не осознают основных мотивов учения;

Для учащиеся 7 класса самостоятельность важна в большей степени, чем для учеников старших классов и выпускников. Следует обратить внимание на формирование самостоятельности и уверенности в себе учащихся всех классов, т.к. это является одним из условий формирования адаптированной личности.

Слайд 11.

Сравнительный рейтинг наиболее важных ценностей, которым «учит» школа, по мнению учащихся, родителей и педагогов

Место в рейтинге

(от наиболее важного до наименее важного)

Родители

(16 человек)

Учащиеся

(11, 10, 7 классы-52 ч.)

Педагоги (10 ч.)

1.

Самостоятельности и уверенности в себе

Преданности.

Организаторским умениям

Умению общаться

2.

Умению общаться

Жизнелюбию

Организаторским умениям

3.

Дружбе

Доброте

Уважению к людям, человеколюбию

4.

Уважению к людям, человеколюбию

Творческому отношению к жизни

Дружбе

5.

Творческому отношению к жизни

Самопознанию

Самостоятельности и уверенности в себе

6.

Организаторским умениям

Уважению к людям, человеколюбию

Доброте

7.

Доброте

Умению общаться

Самопознанию

8.

Самопознанию

Дружбе

Творческому отношению к жизни

9.

Жизнелюбию

Самостоятельности и уверенности в себе

Жизнелюбию

10.

Преданности.

Ничему не учит

Преданности.

11.

Ничему не учит

Затрудняюсь ответить

12.

Затрудняюсь ответить

Следует пересмотреть приоритеты в воспитательной деятельности. Выявлен основной запрос родителей для ОУ - формирование и развитие самостоятельности уверенности в их детях. Это важно делать через развитие и формирование социальных ценностей ( развитие коммуникативных навыков уч-ся.






© 2010-2022