Психологическое сопровождение школьников разных категорий. Тренинг для одаренных школьников «Ключ к успеху»

Психологическоесопровождениешкольниковразныхкатегорий. Тренингдляодаренныхшкольников«Ключкуспеху» В образовательном пространстве гимназии сложилась определенная система работы с одаренными детьми, основанная на интеграции учебной и внеурочной деятельности через самостоятельный выбор  воспитанниками  форм, программ обучения, видов деятельности. Психолого-педагогическая поддержка учебно-воспитательного процесса является неотъемлемой частью гимназической комплексной целевой программы «Одаренные де...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колчанова Светлана Сергеевна, педагог - психолог МАОУ гимназии №1 города Тюмени.

Психологическое сопровождение школьников разных категорий: методические открытия.

Тренинг для одаренных школьников «Ключ к успеху»

В образовательном пространстве гимназии сложилась определенная система работы с одаренными детьми, основанная на интеграции учебной и внеурочной деятельности через самостоятельный выбор воспитанниками форм, программ обучения, видов деятельности.

Психолого-педагогическая поддержка учебно-воспитательного процесса является неотъемлемой частью гимназической комплексной целевой программы «Одаренные дети» (2010 г.), направленной на создание благоприятного для личностного развития ученика психологического климата - основы благоприятного положения конкретного воспитанника в системе отношений.

У одаренных детей часто имеются коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.

Тренинг для одаренных детей «Ключ к успеху» проводится на протяжении трех лет, как правило, с двумя группами детей в течение года. Одну группу составляют учащиеся 3- 4 классов, другую - 5-6 классов. С каждой группой занятия проходят четыре раза в неделю. Возможно проводить занятия в осенние или весенние каникулы, продолжительность занятия составляет два академических часа.

Состав групп определяется фактом участия ребенка в ежегодной гимназической научно-практической конференции. Также участниками становятся те, у кого по наблюдению школьных педагогов, либо по данным психологического обследования, имелись наиболее выраженные проблемы саморегуляции, кому было специально рекомендовано посещение тренинга (вместе с тем, оно ни в коем случае не было насильственным; принятие окончательного решения в любом случае оставалось за ребенком).

Группы открытые, с возможностью последующего включения в них новых членов.

Психологический тренинг, направлен на развитие саморегуляции у одаренных детей (учащихся 3 - 6 классов), предупреждение и преодоление социальной дезадаптации и неблагоприятных вариантов личностного развития, коррекцию коммуникативных проблем. Он предполагает также выработку умения самостоятельно находить средства достижения цели и решения поставленной задачи, а также самостоятельно ставить цели и задачи. Разработанный тренинг направлен, в первую очередь, на развитие навыков совместной целенаправленной деятельности.

В основу тренинга положены следующие принципы:

Полная добровольность участия: Решение о степени своего участия в том или ином упражнении, обсуждении и т.п. принимает сам ребенок. Это позволяет развить внутренний контроль, умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

Безопасная среда тренинга: Как психолог, так и группа в целом оказывает каждому участнику тренинга постоянную эмоциональную поддержку. Соревновательные моменты полностью исключаются, общий принцип: «Мы вместе добьемся победы или вместе проиграем».

Связь опыта, получаемого в группе, с повседневной жизнью: Эта связь обеспечивается обсуждениями, организацией дискуссий.

На первоначальном этапе основной задачей работы является осознание участниками группы своих психологических проблем, формирование у них мотивации на сознательное преодоление этих проблем. На этом этапе преобладают относительно простые задания, направленные на групповое сплочение и выработку групповых норм (взаимопомощи, взаимной эмоциональной поддержки и т.п.). Важно отметить, что эти нормы не задаются извне в явном виде. Они вырабатываются самой группой благодаря соответствующей организации ее деятельности со стороны руководителя и образцу, которым служило их собственное поведение.

Типовая структура занятия

Занятие начинается с разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия.

Игра «Мигалки» участники стоят в кругу, встречаются глазами со стоящими напротив и, «договариваясь» таким образом, меняются местами.

Игра «Мы вместе!» участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Мы вместе!». Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.

Игра «Визитка» Каждый ученик на бумаге изображает свой «индивидуальный портрет», который может включать следующие компоненты:

  • Имя и его «расшифровка» по буквам:

Серьезный, Активный, Шаловливый, Артистичный;

  • «Мои интересы»;

  • «Мои мечты».

Свои особенности можно нарисовать, описать словами, составить в виде коллажа. Рубрики для «портрета» предлагаются одинаковые. Когда ребята выполнят задание, целесообразно разместить все «портреты» на доске, и тогда очень наглядно будет видно, какие разнообразные, уникальные оказались самопредставления на портретах.

Желательно не расшифровывать содержание рубрик для участников. Практика показывает что, если психолог приводит примеры содержания рубрик, то ребята повторяют предложенные смысловые ряды. Без предварительных пояснений содержание рубрик становится более спонтанным, разноплановым, и тем еще интереснее отражает индивидуальность каждого.

Игра «Закончи предложение»

Участники по кругу рассказывают о себе, продолжая предложение: "Что меня отличает, так это ...". Чтобы ребята были внимательны к друг другу, каждый вначале должен повторить высказывание своего соседа справа и только после этого добавить свое предложение. Например: «Ира считает, что ее отличительное качество - это веселый, неунывающий характер, а я считаю, что меня отличает …»

Игра «Я никогда не …»

Участники сидят в кругу, положив руки на колени. Каждый должен сказать о себе одну фразу, начиная со слов «я никогда не…», например, «я никогда не прыгал с парашютом», или «я никогда не охотился на медведя», «я никогда не мучил животных» и т.п. Если кто-то из участников также этого не делал, то он должен загнуть один палец. Когда у кого-то загнуты 5 пальцев, он убирает одну руку за спину. Если загнуты 10 пальцев, участник выходит их игры. Выигрывает тот, у кого остался хотя бы один не загнутый палец. Главное условие - говорить правду.

Игра "Чем мы похожи"

Психолог разбивает участников на микро-группы по 3 человека. В ходе короткого свободного общения в "тройках" ребята должны найти несколько общих признаков, которые объединяют всех членов группы. Затем группы представляют результаты.

Игра «Колодец желаний»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вообразить, что они находятся у колодца желаний. Каждый участник по очереди высказывает свое желание, заканчивая предложение:

- «Если бы я был…., то я бы ….., потому что ….»

Основная часть занятия включает в себя несколько достаточно длительных заданий, требующих совместных усилий группы, и обсуждение их результатов и состояния участников. Организация группового взаимодействия направлена на преодоление трудностей и разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Это происходит на основе установления доверительных отношений, выработки наиболее конструктивных вариантов поведения и принятия на себя ответственности с последующей рефлексией собственных переживаний. В обсуждении делается особый акцент на теме преодоления как внешних, так и внутренних, психологических трудностей. Вот некоторые примеры.

Игра «Мешочек сокровищ»

Ученики приносят на занятие мешочки, в которых лежат несколько предметов, что-то проясняющих в характере владельца, отражающих его индивидуальные особенности, увлечения.

В разговоре по кругу каждый представляет себя с помощью своих предметов. Далее учитель предлагает создать группы по сходным предметам. Могут получиться любители спорта, музыки, домашнего чтения на диване, туризма и т.д. Каждая группа в творческой форме может представить себя.

Игра «Добрый ручеек»

Ребята встают в две шеренги лицом друг к другу, как для игры в «ручеек», только им не надо браться за руки. Один участник проходит между этими рядами с одного конца до другого. Каждый из шеренги «ручейка» должен сказать этому участнику что-нибудь хорошее или невербально продемонстрировать ему свое хорошее расположение, симпатию, одобрение.

Игра «Откровенно говоря»

Каждому участнику необходимо закончить фразу, которая начинается со слов «откровенно говоря». Окончание фраз может быть следующим:

- откровенно говоря, меня беспокоит …

- откровенно говоря, меня радует …

- откровенно говоря, меня огорчает …

- откровенно говоря, меня интересует …

- откровенно говоря, меня раздражает …

- откровенно говоря, я ожидаю …

- откровенно говоря, я уверен …

- откровенно говоря, я не уверен …

- откровенно говоря, я готов к …

- откровенно говоря, я не готов к …

- откровенно говоря, мне трудно…

- откровенно говоря, мне легко…

- откровенно говоря, я надеюсь … и т.д.

Игра «Клумба»

С помощью цветной бумаги, клея, скотча, ножниц каждый ученик (и психолог тоже) изображает себя в виде какого-либо цветка. Далее по цепочке каждый представляет свой «цветок» и объясняет, почему он представляет себя именно этим цветком.

Психолог предлагает каждому поместить себя на большой красивой клумбе (потому что мы - коллектив). В качестве клумбы можно взять лист бумаги. По тому, какой цвет цветка выбирает ученик, где каждый помещает себя на клумбе можно судить, как и на каком месте в группе ощущает себя ученик.

Наша клумба нуждается в надежной защите. Психолог предлагает каждому сделать к клумбе маленький «заборчик» из бумаги (полоски бумаги, которые прикрепляются вокруг клумбы). Чтобы нам было тепло и уютно на нашей клумбе, следует соблюдать каждому определенные правила: участникам предлагается записать свое правило на «заборчике». Комментируя правила, ребята помещают «заборчик» вокруг клумбы.

Игра «Групповой рассказ»

Цель: совершенствование коммуникативных навыков.

Участники сочиняют общий рассказ, называя по одному слову друг за другом, или по одной фразе друг за другом.

Игра Географическая карта «Мой внутренний мир»

Цели: совершенствование коммуникативных навыков; введение понятия рефлексия;

Материалы: карандаши, бумага, мелки, магнитофон.

Рефлексия - стремление понять и познать самого себя.

Участники рисуют «карту» - области, которые составляют жизнь: эмоции, черты характера, привычки, любимые занятия. Задание почти не объясняется. Области закрашиваются разными цветами, подписываются. Где-то на рисунке пишется тренинговое имя. Участники садятся в круг, рисунки лежат на полу. По каждому рисунку участники делятся ассоциациями, последним говорит хозяин рисунка, показывая самую напряженную область и область, которая дает ему силы и хорошее настроение. Обращается внимание на тех, у кого нет самой приятной и самой неприятной области, кто не показал рисунка, или не смог нарисовать.

«Дом, который построили МЫ»

Цель: совершенствование коммуникативных навыков.

Участники должны совместно нарисовать дом. Лист бумаги разрезан на три части. Группа подростков делится на три подгруппы, и каждая получает свою часть листа. Рисование проходит в разных углах комнаты. При этом задача состоит в том, чтобы после склеивания трех частей листа получилось единое изображение дома. Это задание предполагает высокую степень координации внутри подгрупп и между подгруппами. Участники должны договориться об общей композиции рисунка, о цвете отдельных деталей дома. В конце упражнения части складываются в целое.

Следующий этап работы непосредственно направлен на развитие у подростков различных аспектов саморегуляции. Основной акцент перенесен на преодоление трудностей - как коллективное, так и индивидуальное. В ходе обсуждений (особенно к концу этого этапа) выявляются достижения подростков в преодолении своих «внутренних», психологических трудностей. Большое внимание уделяется рефлексии своих достижений в развитии саморегуляции и постановке индивидуальных задач по ее дальнейшему развитию. Основной задачей занятий на этом этапе является развитие и поддержание мотивации подростков на самостоятельное самосовершенствование.

Игра «Стаканчик» Ведущий ставит на ладонь мягкий бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее: «представьте, что этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза), в него вы можете положить то, что для вас действительно дорого, то, что вы любите». На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными переживаниями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и, что им захотелось сделать и т.д. Возможно проведение параллели переживания «здесь и сейчас» на ситуацию общения:

· Когда возникают такие же чувства?

· Кто ими управляет?

· Куда они деваются потом?

Заключительная фраза ведущего может быть следующей: «то, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которая возникает у вас, в том числе и в общении с другими людьми».

«Выступление»

Данное упражнение является итоговым в данном тренинге, позволяя актуализировать опыт, полученный в ходе работы. Это упражнение проводится в несколько этапов.

Участникам предлагается представить себя в роли ученых на международной конференции, на которой каждый должен выступить с докладом перед аудиторией.

Перед выполнением упражнения проводится беседа, целью которой является ответ на вопрос: «Какого оратора приятно и интересно слушать?», в ходе беседы участники сами формулируют составляющие успешного выступления. Как правило, это внешний вид, направленность взгляда на аудиторию, высота голоса, жестикуляция, положение тела, выражение лица, эмоциональность.

Каждый участник получает произвольный текст выступления научного стиля (рассказ о животных, географическом объекте и т.п.). При выполнении упражнения участники наблюдают за поведением выступающего (жесты, поза, интонация, выражение лица, эмоциональность и т.д.). В обратной связи сообщают, на что нужно обратить внимание, чтобы выступление состоялось. В ходе обсуждения выясняется, что очень важно уметь управлять своим состоянием, а именно, справиться с волнением.

Участникам поясняется значение релаксации, они знакомятся с основами данной техники.

Ведущий предупреждает, что не нужно изо всех сил стараться следовать тому зрительному ряду, который будет задаваться в упражнении. Если образы, о которых он станет говорить, появятся без особых усилий со стороны участников и им легко будет следовать - замечательно. Если возникнут другие картинки - ничего страшного. Смотрите на них. Если вообще ничего не возникнет - можно просто думать, что где-то есть то, о чем говорится. Нужно отдаться своим ощущениям и плыть на их волнах, не пытаясь действовать. Излишнее старание, сознательные волевые усилия могут только разрушить необходимое состояние и помешать погружению в медитацию.

Во время медитации-визуализации участники либо лежат на спине, либо сидят в "позе кучера" на стульях. Поза должна быть удобной, такой, чтобы во время упражнения не появилось желания шевелиться, чтобы сменить ее. Глаза закрыты. Те участники, которые не желают принимать участие в этой психотехнике, просто сидят тихо на своих местах, не мешая остальным.

Упражнение на релаксацию «Солнечные лучики»

Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»
« Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

По окончании процедуры обязательно получение обратной связи от каждого из членов группы. Желателен подробный отчет об ощущениях во время медитации, о возникавших образах, об актуальном состоянии.

Участникам необходимо в домашних условиях: перед зеркалом или перед близкими нужно «выступить», учитывая информацию с тренинга.

На следующий день участники «выступают» перед аудиторией. Далее следует обсуждение своего самочувствия во время «выступлений», обратная связь от слушателей (с позитивными отличиями). Необходимо сконцентрировать внимание участников на использовании опыта тренинга: релаксация, роль обратной связи, поддержка окружающих, уверенность в себе.

Завершающий этап занятия снова включает короткие эмоционально насыщенные игры и задания, направленные на групповое сплочение и ощущение общности группы.

Игра «Путаница» Участники в кругу берутся вначале правыми руками за правые руки партнеров, не стоящих рядом с ними, а затем левыми - с другими партнерами, также не соседями. Задача - не рассоединяя рук, распутать получившийся клубок и встать в круг.

Игра «Кораблекрушение» Участники должны поместиться на небольшом «плотике», оставшемся после «кораблекрушения». Пространство плотика не позволяет свободно встать всем членам группы, поэтому необходимо групповое решение и тесный контакт.

Игра «Цепочки» Участники образуют цепочки: от самого высокого до самого низкого, от самого темного цвета волос к самому светлому, от самого большого размера обуви к самому маленькому, от самого старшего до самого младшего. Таким образом, цепочки могут образовываться по любому признаку: длина волос, цвет глаз, дни рождения.

Можно игру усложнить: в цепочки ребята должны выстраиваться молча, изъясняясь только при помощи мимики, жестов, прикосновений.

Игра «Пожелания» Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.

Результаты тренинга

Результаты тренинга оценивались на основе рефлексии самих участников, заполнения ими специальных анкет, опроса учителей и родителей.

Для оценки эффективности тренинга проводится анкетирование участников с помощью модифицированных опросников Туник Е.Е.: Опросник креативности Джонсона, Модифицированные креативные тесты Вильямса.

Анализ этих данных показал, что в результате тренинга у участников повысилась настойчивость в достижении целей, развилась способность к их самостоятельной постановке. Повысился уровень понимания себя, умения видеть свои психологические проблемы и сознательно их преодолевать. Занятия способствовали становлению внутреннего локуса контроля. Одним из важных результатов стало также развитие способности к совместной деятельности, умения кооперировать свои усилия, согласовывать друг с другом свои позиции и планы.

Литература

  1. Берубе Дж., Венгер А.Л., Дозорцева Е.Г., Морозова Е.И. Групповая работа с подростками. // Когнитивно-бихевиоральная психотерапия детей и подростков. - СПб: Речь, 2003. - С. 255-298.

  2. А.Л.Венгер, Е.И.Морозова, В.А.Морозов, Р.А.Галиева. Опыт построения группового тренинга для одаренных детей. igra-msk.ru/publications-1.htm

  3. Вачков Игорь Викторович ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА. Учеб. пособие. - М: Издательство "Ось-89", 1999.

  4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
    Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 280 с.

  5. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 362 с.

  6. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.

  7. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. -М.:Международная педагогическая академия, 1995.

  8. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.- 2000.

  9. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.

© 2010-2022