Подборка заданий по теме: Коррекционно-развивающие задания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Коррекционно-развивающие задания

на развитие психических процессов младших школьников

Задачи:

  1. Коррекционно - развивающие упражнения должны способствовать оптимизации обучения учащихся классов 7 вида.

  2. Коррекционно - развивающие упражнения должны активизировать познавательные процессы: зрительное восприятие, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, тактильно- двигательное восприятие, память, мышление.

  3. Развивать коммуникативную функцию речи.

  4. Развивать мотивацию к учению.

МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение на развитие мыслительных процессов: обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков «Найди лишнее слово»

Читайте каждому ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним»:

  1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

  2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

  3. Яблоко, слива, огурец, груша

  4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

  5. Час, минута, лето, секунда.

  6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

  7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

  8. Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

  9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

2. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите детям назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

  1. Назовите слова, обозначающие деревья (береза, дуб, ель, рябина).

  2. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).

  3. Назовите слова, обозначающие зверей.

4 Назовите слова, обозначающие домашних животных.

  1. Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.

  2. Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.

  3. Назовите слова, обозначающие водный транспорт.

  4. Назовите слова, относящиеся к искусству.

  5. Назовите слова, обозначающие овощи.

10. Назовите слова, обозначающие фрукты.

  1. Игра, развивающая мышление, сообразительность «Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предложить разные:

  1. Папа ушел на работу.

  1. Поезд летает по небу.

  2. Кошка хочет есть.

  3. Человек вьет гнездо.

  4. Почтальон принес письмо.

  5. Зайчик пошел в школу.

  6. Яблоко соленое.

  7. Бегемот залез на дерево.

  8. Шапочка резиновая.

  9. Дом пошел гулять.

  10. Туфли стеклянные.

  11. На березе выросли шишки.

  12. Волк бродит по лесу.

  13. Волк сидит на дереве.

  14. В кастрюле варится чашка.

  15. Кошка гуляет по крыше.

  1. Упражнение на развитие операции анализа и синтеза

Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова ЛБКО, РАЯИ, РКДНТИ УПКС, ОКОРАВ

ПАМЯТЬ

  1. Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе палочки, из которых сделайте какую-либо фигуру (домик, квадрат, флажок и т. д.). Попросите внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, t затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Другой вариант, вы просите сосчитать палочки, из которых сделана фигура, а затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

  1. Игра на развитие слуховой памяти «Я положил в мешок...»

В эту игру можно играть всем классом.

Учитель начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Первый (ученик) играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову.

В такой игре не важно, кто станет победителем, а кто проигравшим.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

  1. Упражнение на развитие памяти на цифры

Покажите детям числовой рад, написанный на карточке, и попросите их повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр могут повторить дети.

Далее предложите детям выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. В первом случае проверяется зрительная память, а во втором - слуховая. Этот прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.

Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

62

  1. 8 3

  2. 7 14

6 3 9 15

8 14926


  1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет в той же последовательности.

Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.

Ребенок 6-7 лет правильно повторяет ряд из 5-6 слов:

Огонь.

Дом, молоко.

Конь, гриб, игла.

Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

Крыша, пень, вода, свеча, школа.

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

ВОСПРИЯТИЕ

  1. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

  1. Упражнение на развитие представлений о временах года

Покажите детям 4 картинки с изображениями явлений природы в 4 временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины, желтый лист, кочан капусты, белка делает запасы, дети в осенний дождь идут с корзинками из леса, осенние цветы.

Расспросите детей о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы строят гнезда?» и т. д.

Через 1-2 дня детям последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

© 2010-2022