Приложение к программе ГИМНАСТИКА УМА

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Гимнастика ума» направленная на развитие психических процессов у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Эту тему я считаю актуальной, потому что, умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить.

Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте мыслительная деятельность приобретает значительную широту. Одна из линий усложнения может быть представлена как последовательное овладение детьми следующими основными отношениями действительности: 1) «часть-целое», 2) «предмет-предмет», 3) «предмет - система предметов». Известно, что овладение каждым типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основных форм детского мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к новому этапу своей жизни? Сможет ли овладевать знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития - развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи, т.е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Поэтому очень важно включать в коррекционные занятия задания и упражнения, направленные на развитие всех психических процессов (внимания, мышления, восприятия, памяти), а также игры. Игра - это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. В каждой игре, даже самой простой, обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем и самые сложные, ребенок постепенно привыкает следить за своим поведением, управляет им. Также важно, чтобы у ребенка были развиты мелкие мышцы кистей рук, координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе. Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно включать в занятия упражнения для развития мелкой моторики.

Цикл занятий, направленный на развитие психических процессов

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: развитие мышления

Упражнение 1.Волшебные предметы.

Психолог показывает на любой предмет и задает ребенку следующие вопросы:

Что это?

Какого цвета?

Из чего сделано?

Для чего предназначено?

В каких известных тебе сказках речь идет об этом предмете?

Упражнение 2. СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ.

В эту игру можно играть как с одним ребенком , так и с группой детей. Психолог говорит ребенку: я буду называть различные предметы ( например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, окно, машина и т.д.) и одновременно кидать мяч. Если этот предмет можно есть, то мячик надо поймать, а если нет - отбить обратно.

Упражнение 3. ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

В этой игре ведущим выступает психолог. Потребуются карточки с изображенными на них различными предметами, геометрическими фигурами, овощами др.

Перед ребенком выкладывают пять карточек и предлагают ему найти среди них одинаковые. Со временем, когда ребенок научится быстро находить быстро одинаковые карточки, их количество можно увеличивать ( до 7-8 штук).

Это упражнение можно проводить и без карточек, используя вместо них различные предметы. Например, разложить пять пуговиц, среди которых две одинаковые. Задание остается прежним.

Упражнение 4. ЧТО ЛИШНЕЕ?

Для этой игры также понадобятся карточки с изображенными на них различными предметами, геометрическими фигурами и т.д. Ребенок должен найти предмет или фигуру, которая отличается от других. Важно, чтобы он не только нашел предмет, но и смог объяснить, чем тот отличается от других.

Вариантом игры может стать следующее упражнение. Предложите ребенку несколько предметов, и пусть он среди них отыщет лишний. Попросите его объяснить, чем отличается от других выбранный предмет. Например, вы положили пять кубиков и один мячик. Ребенок сразу определит, что здесь лишнее. Но он должен еще назвать как можно больше признаков отличия мячика от кубиков (мячик один, а кубиков много; мячик резиновый, а кубики деревянные; мячик без углов, а кубики с углами и т.д.)

СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ «Рыбки»

ЦЕЛЬ: снятие психоэмоционального напряжения

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: развитие внимания, памяти

Упражнение 1.ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Для этой игры понадобятся игрушки (5-6 штук). Ведущий расставляет их перед игроками и говорит: «Посмотрите внимательно на игрушки, запомните их, запомните как они стоят». Ребенок смотрит на игрушки одну минуту и закрывает глаза. Игрок закрывает глаза, а ведущий в это время убирает одну игрушку или меняет их местами. Закончив перестановку, он говорит: « А теперь ты посмотри и скорее мне скажи, что здесь изменилось?» Со временем задание можно усложнить: изменить место расположения не одной, а сразу двух игрушек или одну убрать, а другую переставить на новое место.

Упражнение 2. В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ?

Эта игра научит ребенка сравнивать предметы между собой, искать и находить черты сходства и отличия. Ребенку предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Психолог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Далее он задает вопросы: Одинаковые картинки или нет? Чем они отличаются?

Упражнение 3. ФИГУРЫ ИЗ СПИЧЕК

Это упражнение развивает зрительную память. Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть ребенок посчитает, сколько спичек вы использовали, и выложит из них то, что он запомнил.

Упражнение 4. СКОЛЬКО ТЫ ЗАПОМНИШЬ?

Предложите ребенку запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.

СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ

Цель: снятие психоэмоционального напряжения «Розовый куст»

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: Развитие мышления (обобщить, исключить)

Упражнение 1. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Психолог выкладывает перед ребенком три карточки, объединенные одной темой, и спрашивает: «Что нарисовано на картинках? Назови каждый из предметов. Какие общие признаки объединяют предметы? Назови предметы одним слово. Игру можно проводить и следующим образом. Психолог выкладывает все карточки перед ребенком, а затем дает задание. Найти все карточки на которых нарисованы все цветы; найти карточки с птицами; карточки с игрушками и т.д.

Упражнение 2. РАЗДЕЛИ ПО ГРУППАМ

Психолог раскладывает перед ребенком карточки и говорит: «Перед тобой лежат рисунки. Внимательно посмотри на них и назови каждый из предметов. На какие группы ты мог бы их распределить?» Поначалу целесообразно раскладывать перед ребенком не более 8 карточек, которые можно разделить на две группы. Постепенно следует увеличивать количество карточек. Задание можно усложнить, предложить, предложив ребенку разделить карточки на группы, при этом в одной из групп должна оказаться только одна карточка. Кроме карточек можно использовать настольную игру «лото».

Упражнение 3. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Играть в эту игру можно и без картинок, при помощи одних только слов. Психолог перечисляет несколько предметов, затем просит ребенка сказать ребенка, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.

Вот примеры таких заданий:

Автобус, машина, трактор, самолет.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Красный, желтый, синий, черный.

Воробей, галка, синица, ворона.

Корова, конь, овца, коза.

Север, юг, запад, восток.

Заяц, лиса, белка, волк.

Лук, капуста, огурец, свекла.

Холодильник, телевизор, пылесос, утюг.

Сосна, дуб, тополь, липа.

Англия, Германия, Россия, Украина.

Батон, каравай, бублик, пряник.

Босоножки, сапоги, туфли, кроссовки.

Каша, суп, компот, гуляш.

Щука, сом, карась, окунь.

Клоун, акробат, жонглер, дрессировщик.

Упражнение 4. НАЗОВИ ПАРУ

Эта игра научит ребенка четко делить родовые понятия (например, деревья, кустарники, цветы, рыбы и т.д.) и видовые (например, береза, клен, тополь; смородина, малина, крыжовник; ромашка, роза, тюльпан; окунь, щука, карась и т.д.) Ребенок должен четко понимать, что представитель вида входят в пределы рода. Что понятие «род» всегда объемнее понятия «вид». Очень важно, чтобы ребенок понял, что все представители какого-либо рода имеют общие признаки и что именно по этому признаку или признакам происходит объединение.

Упражнение - Игра 5. «Назови пару» имеет два варианта, каждый из которых по-своему закрепляет у ребенка представление о понятиях «род» и «вид».

ВАРИАНТ № 1. Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает: «Чего в саду больше - деревьев или яблонь?» Ребенок, поймав мяч, отвечает: «Деревьев». «Кого в детском саду больше - детей или мальчиков?» - «Детей» и т.д. Далее вопросы строятся аналогично. Игру можно использовать в групповом занятии.

ВАРИАНТ № 2. Психолог бросает мяч ребенку и произносит одно из родовых понятий (дерево, цветок, посуда и т.д.) Ребенок, поймав мяч, называет подходящее к родовому видовое понятие. Например, дерево - клен, одежда - плащ, цветок - ромашка и т.д.

ЗАНЯТИЕ № 4

ЦЕЛЬ: Развитие восприятия

РАСКРАСЬ ФИГУРУ

Эта игра поможет ребенку развить восприятие таких свойств предметов, как величина, форма. С ее помощью у него также будут развиваться мелкие, точные движения рук, которые необходимы для успешного обучения письму.

Для игры потребуются два листа бумаги. На одном нарисованы контуры различных геометрических фигур. На другом - эти же фигуры, расположенные в другом порядке и выполненные в цвете.

Взрослый предлагает ребенку вырезать цветные фигурки, а затем закрыть ими контуры фигур на другом листе. Оценивается не только скорость выполнения задания, но и его аккуратность, правильность.

В дальнейшем вырезанные фигурки ребенок может использовать для других занятий,

например, для обведения или для выкладывания различных геометрических композиций).

НАЙДИ ПРЕДМЕТ НА ЭТОТ ЦВЕТ

Эта игра направлена на развитие зрительного восприятия ребенка и на расширение его словарного запаса.

Первый вариант - более легкий и призван закрепить цветовосприятие ребенка.

Второй вариант не только развивает цветовосприятие, но и учит ребенка за определенное время вспомнить несколько предметов определенного цвета.

ВАРИАНТ 1. Психолог называет определенный цвет и кидает ребенку мяч, а игрок должен быстро отбросить мяч обратно, назвав предмет предложенного цвета.

ВАРИАНТ 2. Психолог называет определенный цвет и говорит ребенку: «Назвать пять предметов такого цвета. Раз, два, три - говори!» На выполнение задания ребенку отводится одна минута.

Упражнение можно использовать в групповом занятии.

СДЕЛАЙ ТАК ЖЕ

Эта игра способствует развитию образного восприятия у детей.

Для нее потребуются: одинаковые пирамидки и одна для образца, кубики или любой другой строительный материал. Психолог собирает конструкции из кубиков или пирамидку. Ребенок внимательно рассматривает ее и по команде начинает собирать такую же конструкцию.

Есть еще один вариант этой игры. Для него потребуются листы бумаги, карандаши. Психолог рисует на большом листе какой-нибудь рисунок и устанавливает его перед ребенком. Ребенок внимательно рассматривает его и по команде начинает на своем листе рисовать такой же. Важно, чтобы листы для рисования были в клеточку, так как детям в этом возрасте еще трудно строить прямые линии одинакового размера на нелинованной бумаге.

ПОДБЕРИ РИСУНОК

Игра направлена на развитие воображения, целостного восприятия, внимания и мелкой моторики кистей рук.

Для него потребуются карточки с различными узорами, а на другой - недостающие части этих узоров.

Психолог говорит: «На одной карточке нарисованы узоры, а на другой - недостающие части этих узоров. Внимательно посмотри на эти части и выбери среди них те, которые точно бы дополнили большой узор. А чтобы проверить правильность выбора, возьми ножницы, вырежи ту часть, которую ты выбрал, и положи ее так, чтобы она дополнила узор».

Если игру использовать в групповом занятии, то для каждого необходим отдельный набор таких карточек. Когда дети вырежут все маленькие рисунки, получится новая игра, которую можно назвать лото «Узор». Правила просты.

Психолог раздает игрокам карточки с большими узорами, а себе оставляет все маленькие карточки. Затем переворачивает их обратной стороной и достает по одной, показывая ее всем детям. Тот ребенок, у кого на карточке такой же рисунок, поднимает руку. Психолог отдает ему карточку и проверяет, правильно ли подобран рисунок.

Если играет один ребенок, то можно попросить его собрать узор за определенное время, например за 3 мин. Впоследствии можно сократить до 1 мин.

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель: развитие памяти, внимания.

Геометрические фигуры

Для игры необходимы карточки с изображением геометрических фигур и карандаши. Ребенку предлагается одна из карточек. Ребенок смотрит на нее в течение 30 секунд. Затем картинку рисует на своем листочке.

ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ

Игра направлена на развитие внимания, памяти, связной речи.

Для нее потребуется набор карточек с изображенными на них предметами: осой, луком, розой, книгой, грибом, мячиком, замком, вазой, ключом, яблоком и т.п.

Психолог показывает ребенку все десять карточек. Ребенок внимательно рассматривает их в течение 1-2 мин. Потом картинки убирают, а ребенок перечисляет предметы, которые ему удалось запомнить.

Для игры также можно использовать карточки из игры «Лото».

Главное условие - карточек не должно быть больше 10 штук, а для их рассматривания отводится равное количество времени во время всех игр.

СОБЕРИ КАРТИНКУ

Эта игра направлена на развитие восприятия, воображения и внимания.

Потребуются парные картинки, одна из которых должна быть разрезана на несколько частей (три или четыре). Ребенок должен собрать разрезанную картинку по образцу. В качестве картинок для игры можно использовать обычные почтовые открытки. Главное, чтобы рисунок на них был достаточно крупным.

Когда ребенок научится быстро собирать картинки по образцам, можно предложить ему следующие задания:

- собрать картинку, разрезанную на большее количество частей, например на 8;

- выложить на стол части от двух (или, со временем, от четырех) картинок, перемешать их, а затем собрать по образцу;

- собрать картинку за определенное время;

- собрать картинку по памяти, без образца.

ЗАНЯТИЕ № 6

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, памяти и речи детей.

РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Для развития внимания, памяти и речи детей дошкольного возраста хорошо использовать такие методы, как заучивание стихов, рассказывание сказок, стихотворений. Читая и заучивая с ребенком стихотворение о природе можно знакомить его с временами года.

После прочтения любого стихотворения обязательно уточните:

- какое время года описывается в стихотворении?

- что происходит в природе в это время года?

- какими словами поэт описывает изменения в природе?

УГАДАЙ СКАЗКУ

Игра направлена на развитие воображения, памяти и связной речи.

Потребуются карточки с изображенными на одних сказочными героями, а на других - предметами, принадлежащими этим героям. Игра имеет три варианта, и каждый из них по своему способствует развитию ребенка

ВАРИАНТ 1. Психолог раскладывает перед ребенком все карточки, делит их на две кучки и просит ребенка собрать пары карточек - каждый в своей кучке. В паре должны быть сказочный герой и принадлежащий ему сказочный предмет.

ВАРИАНТ 2. Психолог показывает ребенку карточку, на которой нарисован сказочный предмет, и просит назвать сказку, в которой он используется.

ВАРИАНТ 3. Психолог показывает ребенку карточку со сказочным героем и просит сказать, из какой сказки этот герой. Если ответ правильный, то ребенок забирает карточку себе и рассказывает самый интересный фрагмент из этой сказки.

ПОДБЕРИ РИФМУ

Дети очень любят слушать и читать стихи. Еще большее удовольствие доставляет им самостоятельное сочинение стихов. Этот процесс развивает фантазию ребенка, его речь, увеличивает словарный запас.

Психолог называет слово, например: сад - град, мост - хвост, Максим - апельсин и т.д.

Затем задание можно усложнить. Психолог задает ребенку слова, а ребенок придумывает как можно больше рифм к нему.

Можно предложить и другое задание. Ребенку дается двустишие, а он должен подобрать рифму и продолжить его.

Самым сложным является третье задание. Ребенку предлагается пары рифмованных слов, используя которые они должны самостоятельно придумать двустишие.

ПРИМЕРЫ ДВУСТИШИЙ.

Я на улицу пойду, я на улице…

У медведя во бору много ягод…

Вот на грядке огурец, огурец…

Смотрит Лена сквозь стекло: на дворе…

Идет по полю наш бычок его бочок, как …

ПРИМЕРЫ РИФМ.

Сад - град

Карман - банан

Кидай - трамвай

Кошка - ложка

Стол - пол

Шоколад - виноград

Рык - клык

Все придуманные двустишия и рифмы можно записывать. В дальнейшем можно их использовать для продолжения игры. Из придуманных рифм можно предложить ребенку сочинить стихотворение.

ЗАНЯТИЕ № 7

ЦЕЛЬ: Развитие мелких мышц кистей рук

ТРОПИНКИ

Предложите ребенку провести линию посередине тропинки, не отрывая от бумаги карандаша и не выходя за края тропинки.

Все предложенные тропинки расположены по степени усложнения, поэтому работать с ним нужно именно в такой последовательности.

ШТРИХИ В РИСУНКЕ

Упражнение состоит из штриховки различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, по горизонтали, по диагонали, петлями, волнистыми линиями и т.п.

Кроме предложенных рисунков, можно использовать любые другие трафареты. Лучше, если они будут достаточно крупными. В каждом рисунке необходимо предварительно наметить стрелкой направление штриховки.

Также важно проследить, чтобы ребенок при штриховке не поворачивал лист вокруг оси, а работал кистью руки.

ПОВТОРИ РИСУНОК

Это упражнение поможет ребенку научиться выполнять плавные линии, не отрывая карандаш от листа. В дальнейшем это умение пригодится ему для успешного овладения навыками письма.

Для выполнения задания необходима ручка без стержня, попросите ребенка обвести точно по линиям предложенные картинки, не отрывая при этом ручку от бумаги.

Можно также перерисовать эти картинки. Для этого вам понадобится тонкий лист бумаги и карандаш. Наложив бумагу на лист с рисунком и придерживая его левой рукой, ребенок должен аккуратно обвести линии, стараясь при этом не отрывать карандаш от листа. Потом этот рисунок можно раскрасить и вырезать.

Если ребенок пишет и рисует левой рукой, то придерживать бумагу он должен правой рукой. Такое упражнение развивает сразу обе руки.

ЗАНЯТИЕ № 8

ЦЕЛЬ: Развитие целостного восприятия предметов, мелкой моторики.

ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ

Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

БАБУШКИН КЛУБОЧЕК

Все клубочки, нарисованные пунктирной линией, необходимо обвести от стрелки, показывающей направление, до конца пунктира. Карандаш нельзя отрывать от листа бумаги.

После того, как ребенок научится быстро и правильно обводить клубочки, можно переходить к более сложному заданию. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать клубочек. При этом нельзя отрывать карандаш при рисовании от бумаги и поворачивать лист бумаги при рисовании.

ПОВТОРИ ФИГУРЫ

Это задание научит ребенка соотносить размеры фигур и расстояние между ними.

Около каждой геометрической фигуры нарисован контур другой фигуры - большего или меньшего размера.

Ребенку необходимо обвести этот контур, а затем нарисовать около маленькой фигуры несколько других - с каждым разом увеличивающихся.

Потом в большую фигуру вписать фигуры, с каждым разом уменьшающиеся. При этом нельзя касаться стенок предыдущей фигуры.

Если занятие проводится в групповой форме, можно устроить соревнование. Пусть дети нарисуют фигуры за определенное время. Учитывается также аккуратность и скорость выполнения задания.

ЗАНЯТИЕ № 9

ЦЕЛЬ: Развитие зрительно-двигательной координации, внимания, воображения.

ПОВТОРИ КАРТИНКУ

Рядом с каждой из картинок оставлено пустое место, в котором ребенок должен повторить точно такую же картинку. Перед выполнением задания обратите внимание ребенка на расположение образца в карточке (он должен находиться точно посередине и быть достаточно крупного размера).

Если ребенок нарисовал картинку слишком мелко или, наоборот, слишком крупно, то придется повторить задание.

НАРИСУЙ ПО КЛЕТОЧКАМ

Ребенок должен повторить по клеточкам фигуру. Первую фигуру нарисуйте вместе с ним, объясняя каждое действие, после чего он сможет рисовать сам.

Когда задание будет выполнено, попросите ребенка придумать свои фигуры.

ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ

Задание познакомит ребенка с таким понятием, как центр симметрии, что пригодится ему в дальнейшем в школе.

Ребенок должен дорисовать половину фигуры так, чтобы получилось целое изображение. Перед тем, как он начнет выполнять это задание, внимательно рассмотрите вместе с ним нарисованную половинку - пусть он обведет обратной стороной карандаша контур фигуры и только после этого приступает к рисованию второй половины.

СОЛНЫШКО

С помощью этого упражнения ребенок научится проводить прямые линии к заданной точке.

Задание формулируется следующим образом: «Лучик солнышка достал до одного из цветочков. Проведи остальные лучики так, чтобы каждый из них доставал до отдельного цветочка».

СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ.

ЗАНЯТИЕ № 10

ЦЕЛЬ: Развитие творческого воображения, мышления, художественного восприятия.

ЗАГАДОЧНЫЙ РИСУНОК

Перед началом игры нарисуйте произвольные линии и фигуры: волны, зигзаги, круги, незаконченные геометрические фигуры, петли, законченные и незаконченные многоугольники и т.п.

Возьмите один из рисунков и спросите ребенка, на что он похож. Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите ему один из вариантов, а остальные образы пусть он предложит сам.

Затем разложите на столе перед ребенком листы с начатыми рисунками. По команде ребенок выбирает себе один из них и начинает рисовать на его основе новую картинку.

Поначалу время для выполнения задания не следует ограничивать, но постепенно можно начать его сокращать. Для того чтобы ребенок мог ориентироваться во времени, поставьте перед ним песочные часы.

ЗАГАДКА КРАСОК

Игра направлена на развитие у ребенка фантазии, художественного восприятия, образного мышления.

Психолог предлагает взять ребенку три краски, которые более всего сочетаются друг с другом. Затем ребенок заполняет этими красками всю поверхность своего листа.

После этого психолог спрашивает ребенка, что у него нарисовано. Если ребенок затрудняется ответить, то ему можно немного дорисовать рисунок, чтобы было понятнее. Психолог предлагает еще раз внимательно посмотреть на рисунок и придумать название.

НАРИСУЙ МУЗЫКУ

С помощью музыки ребенок познает окружающий мир, учится находить в нем прекрасное. Она помогает развивать слух, внимание, фантазию.

Игра «Нарисуй музыку» помогает связать воедино зрительное и слуховое образное восприятие ребенка.

Психолог дает прослушать ребенку музыкальное произведение. Например, «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» или «Песню жаворонка» из альбома «Времена года».

После прослушивания ребенку выдаются четыре краски: красная, зеленая, синяя и желтая. С их помощью ребенок должен изобразить прослушанную мелодию и дать своему рисунку оригинальное название.

ЗАНЯТИЕ № 11

ЦЕЛЬ: Развитие воображения

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Учим детей создавать образы на основе схематического изображения предметов.

Потребуется набор из десяти карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.

Психолог предлагает ребенку поиграть в игру. Он ему показывает картинку, а он придумывает, на что эта картинка похожа.

Если игра проводится в групповой форме психолог стремится к тому, чтобы каждый участник игры придумал что-то новое, свое, что еще не говорил никто из детей. При показе второй картинки игра начинается со следующего ребенка, чтобы у каждого была возможность начинать отвечать первым. По ходу игры психолог поддерживает инициативу каждого ребенка.

Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

ВОЛШЕБНАЯ МОЗАЙКА

Учим детей создавать схематические изображения предметов.

Потребуется набор вырезанных из картона геометрических фигур. В набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Психолог выдает ребенку набор и говорит, что это волшебная мозайка, из которой можно сложить много интересных вещей. Для этого надо разные фигуры приложить друг к другу так, чтобы получилось что-нибудь интересное. Это могут быть домики, машинки, человечки, поезда и т.п.

Если упражнение проводится с группой детей можно предложить соревнование: кто сможет сложить больше разных предметов из своей мозайки.

Упражнение целесообразно повторять с разным материалом (разные наборы мозаики).

ПОМОЖЕМ ХУДОЖНИКУ

Учим детей создавать образы на основе схематического изображения.

Потребуется большой лист бумаги, прикрепленный к доске с нарисованными на нем схематическим изображением человека, карандаши.

Психолог сообщает ребенку, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил тебя помочь ему закончить работу. Психолог показывает ребенку схематическое изображение человека и говорит, что сейчас он поможет художнику. Ребенок придумывает, как эту картину можно закончить, а психолог нарисует все, что ребенок придумает. Психолог последовательно задает ребенку вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Постепенно превращаем схему в рисунок.

ЗАНЯТИЕ № 12

ЦЕЛЬ: Развитие воображения, мышления

ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ

Учим детей создавать образы на основе схематического изображения.

Потребуется набор из карточек для ребенка. Карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается свободное место для дорисовывания.

Ребенок садится за стол, получает карандаши и набор карточек. Психолог предлагает им поиграть в игру «Волшебные картинки». Просит ребенка рассмотреть карточки с фигурами и поясняет, что каждую такую фигуру можно превратить в любую картинку, какую он захочет. Для этого нужно пририсовать к фигуре все, что угодно, так, чтобы получилась картинка. Если ребенку трудно приступить к выполнению задания, можно показать им, как это делается. Для показа лучше брать фигуру, которой нет на карточках у ребенка. Например, можно показать ребенку, как прямоугольник превращается в вагон поезда, в конверт с письмом, в окно, в дом, в портфель и т.д.

После этого психолог предлагает ребенку выполнить задание. Когда картинки будут готовы, ребенок собирает карточки и рассматривает их. Психолог отбирает 1-2 оригинальные картинки, отмечает наиболее интересные - необычные картинки.

При повторном проведении игры детям предлагают новые фигуры, которые подбираются произвольно.

РАЗНЫЕ ДОМА

Учим детей сравнивать рисунок и чертеж предмета.

Потребуются карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Ребенку предлагаются 4 схемы. По 3 детализированные картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и ширине и т.п.

Психолог рассказывает ребенку, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хотя дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Психолог показывает ребенку первую схему и картинку к ней. Ребенок находит ошибку. Затем психолог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом - третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривает последовательно еще 3 картинки. Если ребенок не может найти правильный ответ, психолог помогает ребенку. Точно также рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разнообразные схемы и рисунки.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ КВАДРАТ

Развиваем логическое мышление.

Квадрат имеет много замечательных свойств. Прямые углы, равные стороны, симметричность придают ему простоту и совершенство формы.

Потребуется квадрат для образца, остальные квадраты разделены на части, ребенку предлагается сложить последовательно каждый квадрат из указанных частей. (Квадраты разрезаны по принципу - от простого к сложному).

Если ребенок затрудняется, психолог помогает ребенку.

ЗАНЯТИЕ № 13

ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления

Используем логические задачи - задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

Задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задач, анализировать их.

Обучение детей решению задач на поиск признаков отличия должно быть направлено на формирование у детей умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

НАЙДИ ОТЛИЧИЕ

Даны задачи, представленные двумя группами фигур, по 6 в каждой. Найти, чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы.

Ребенку дается задание - рассмотреть фигуры и сказать, чем отличаются между собой группы фигур. Ребенок самостоятельно ищет признак отличия. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, психолог показывает решение задачи на примере одной карточки.

СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ

ЗАНЯТИЕ № 14

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

РАЗНОЦВЕТНЫЕ КВАДРАТЫ

Для игры понадобится шесть квадратов из разноцветного картона. Из этих квадратиков ребенок должен складывать фигуры, соблюдая такое правило: стороны соприкасающихся квадратов должны иметь одинаковую окраску.

При наличии шести квадратов задача решается легко и не потребует от ребенка значительных усилий. Когда ребенок справится с этим заданием, можно предложить сложить фигуры из 10 квадратов, это значительно труднее, но интереснее.

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Для игры потребуются полоски бумаги четырех разных цветов, наклеенные на картон. На полосках надо написать отдельные слова, например такие:

Сила лодки какая в движение парусные приводит

Круглый деревьев какое зелень из наших год сохраняет

Какое года весны наступает время после

Волк животное или питается лягушка какое корова мясом

Все полоски со словами можно поместить в коробочке. Задача ребенка - из слов, написанных на полосках каждого цвета, составить фразы: Какая сила приводит в движение парусные лодки? Какое из наших деревьев сохраняет зелень круглый год? Какое время года наступает после весны? Какое животное - волк, корова или лягушка - питается мясом?

По образцу можно подобрать другие слова и фразы.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Даны три ряда воздушных шариков разной формы, цвета, расположения. В каждом ряду 1 шар без нитки, 2 шарика с короткой ниткой и длинной. Какого шарика не хватает в третьем ряду?

Даны три ряда флажков разной формы, цвета. Ребенку, необходимо найти, какого флажка не хватает в третьем ряду.

Даны три ряда домиков, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окошка. Ребенок должен найти недостающий домик.

Для задач на нахождение недостающей в третьем ряду фигуры характерно, что заданное в них повторение признаков фигур свойственно лишь рядам по горизонтали. Решать их можно на основе сравнения и обобщения фигур по горизонтальным рядам.

ЗАНЯТИЕ № 15

ЦЕЛЬ: Развитие воображения, внимания

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Игра учит детей создавать образы на основе схематического изображения.

Для игры необходим набор карточек по 8-16 штук для ребенка (или группы детей). На каждой карточке схематическое изображение какого-либо предмета или простая геометрическая фигура (например, круг, квадрат, треугольник или кружок с идущей вниз палочкой и т.д.). В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Если набор состоит из восьми карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4 карточки с другим. Каждое изображение расположено так, что остается свободное место для того, чтобы можно было дорисовать картинку вокруг этого изображения. Карандаши.

Ребенок получает карандаши и набор карточек. Психолог говорит, что сейчас он будет играть в игру «Перевертыши». У него есть карточки с фигурками. Каждую такую фигурку можно превратить в любую картинку, в какую захочешь. Для этого каждую фигурку нужно дорисовать так, чтобы получилась картинка. Потом рисунок надо отложить и взять еще одну карточку с такой же фигуркой. Но теперь фигурку надо перевернуть, положить карточку с ней вверх ногами или боком. Фигурка уже будет другая, и превратить ее надо совсем в другую картинку. Так можно брать несколько карточек с одной и той же фигуркой и превращать ее в разные картинки.

Если ребенку трудно сразу приступить к выполнению задания, взрослый показывает им, как это делается. Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках. Например, вначале психолог показывает, как прямоугольник превращается в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель, с которым девочка идет в школу. Затем листок с прямоугольником принимает вертикальное положение. И психолог превращает его в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т.д.

После этого ребенок начинает выполнять задание самостоятельно. Когда они закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками (4 карточки для четырех возможных поворотов), психолог предлагает взять карточки с другой фигуркой и т.д.

Когда все картинки-перевертыши будут готовы, психолог собирает их. Вместе рассматривают картинки, отмечают наиболее оригинальные и законченные. Психолог поясняет, что самые интересные картинки те, которые не похожи на другие.

Через некоторое время игру можно повторить, предложив другие фигурки для дорисовывания. Фигурки подбираются произвольно. С новыми фигурками игра может проводится неоднократно.

КТО СЕГОДНЯ ИМЕНИННИК?

Упражнение проводится с детьми, знающими буквы.

Понадобится таблица с изображением старичка, старушки, женщины, двух девочек и двух мальчиков разных возрастов. Все изображения закрыты картонками, на которых нарисованы различные значки. Полоска-образец, показывающая, какой значок соответствует какой букве.

Ребенок сидит за столом. Психолог говорит: «На этом листе помещены картинки, изображающие маму, папу, бабушку, дедушку, дочку и сына, внучку и внука. Все картинки закрыты, но на крышечках есть значки, по которым можно догадаться, какая картинка спрятана».

Психолог показывает ребенку полоску-образец и медленно называет значки и соответствующие им буквы. Затем говорит: «Сегодня именинник тот, кто помещен под этой карточкой. Попробуй догадаться, кто это. А теперь именинник тот, кто под этой карточкой». После отгадывания, карточка открывается и ребенок видит подтверждение своей отгадке.

Упражнение кончается, когда будут прочитаны все карточки. Вначале лучше давать ребенку отгадывать короткие слова - «мама», «папа», «сын». При этом допускается помощь взрослого. Желательно повторять упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит полностью систему перекодирования значков в буквы.

Полезно предложить ребенку сделать свои значки к каждой букве и записать ими разные слова (свое имя, имя друга и т.п.). Ребенок должен усвоить, что для каждой такой записи нужен свой код, который поможет прочитать ее.

НАЙДИ СЛОВА

ЦЕЛЬ: Развитие концентрации внимания.

Упражнение можно проводить в индивидуальной и групповой форме, с детьми, которые умеют читать.

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое слово, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога олень, пирожок, китель.

ЗАМЕТЬ ВСЕ

ЦЕЛЬ: Увеличение объема внимания

Понадобится 7-10 небольших предметов. Психолог раскладывает в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд, предложить ребенку определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

ЗАНЯТИЕ № 16

ЦЕЛЬ: Развитие внимания

КОРРЕКТУРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание можно проводить в индивидуальной и групповой форме.

Потребуются любые печатные тексты (старые ненужные газеты, книги и др.), карандаш или ручка. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

В течение 5 минут ребенку нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву) в тексте: и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.д. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Психолог говорит ребенку или группе детей слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

СОЛНЦЕ, ЗАБОРЧИК, КАМЕШКИ

Игра направлена на развитие внимания.

Психолог говорит ребенку или группе детей: «Солнышко! Камешки! Заборчик! Камешки!» и т.д. На команду «Солнышко» ребенок поднимает руки и растопыривает пальцы. По команде «Заборчик» ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Руки сжаты в кулаки - это «Камешки».

Темп постепенно увеличивается.

ЛАДОНЬ, КУЛАК

Игра направлена на развитие внимания и координацию движений.

Психолог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» И так далее

На команду «Ладонь!» ребенок кисть одной руки направляет вверх, ладонь выпрямлена, а в основание ладони упирается кончики пальцев второй выпрямленной руки. На команду «Кулак!» одна рука сжата в кулак, в основание кулака упираются кончики пальцев второй руки, пальцы ее выпрямлены.

Темп увеличивается.

ЗАНЯТИЕ № 17

ЦЕЛЬ: Формирование приемов самоконтроля, произвольности

СДЕЛАЙ ТАК ЖЕ

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, психолог ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу

б) елочку из треугольников

в) узор из геометричеких фигур

г) композицию

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Задание легко видоизменяется. Например, задание с пирамидкой: психолог ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранные в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размера колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом и написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху и снизу. Это же задание усложняется. Ребенку дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками. Ребенок должен их закрасить, ориентируясь на образец: 5 - красный; 4 - синий; 3 - желтый; 2- коричневый; 1 - черный.

Выполнив работу, ребенок самостоятельно проверяет ее по образцу.

ПУГОВИЦА

Упражнение направлено на развитие произвольности. Потребуются два набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется, игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Психолог выставляет на своем поле 3 пуговицы, ребенок должен посмотреть, где какая пуговица лежит. После этого психолог закрывает листком бумаги свое игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного воображения и мышления.

ШТРИХИ В РИСУНКЕ

Упражнение состоит из штриховки различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, по горизонтали, по диагонали, петлями, волнистыми линиями и т.д.

Кроме предложенных рисунков, можно использовать любые другие трафареты. Лучше, если они будут достаточно крупными.

ЗАНЯТИЕ № 18

ЦЕЛЬ: Развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения.

ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА «ПИФАГОР»

Потребуется квадрат размером 7Х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 - больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник.

Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур-частей игры плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

Приобщение детей к игре «Пифагор» начинается с ознакомления с набором фигур, которые потребуются для игры. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники. После этого предложить детям из набора фигур составить новые. Из 2 больших, а затем и маленьких треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату. Надо помочь детям заметить это сходство фигур, сравнить их по размеру не только на глаз, но и накладывая одну фигуру на другую. После этого можно составлять и более сложные геометрические фигуры - из 3, 4 частей. Например, из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата составить прямоугольник; из параллелограмма, 2 больших треугольников и большого квадрата - прямоугольник.

На занятии психолог предлагает детям образцы на выбор - расчлененные и контурные. Каждый из детей может выбрать образец по желанию и составить фигуру. Психолог указывает, что сложнее и интереснее составлять фигуру-силуэт по образцу без указания составных частей. При этом надо самостоятельно найти способ расположения частей

СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ

ЗАНЯТИЕ № 19

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия, мышления.

ИГРА НА СОСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛОГО ИЗ ЧАСТЕЙ

Для игры потребуются наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников). Игра направлена на развитие восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию психолога, по собственному замыслу.

Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, контурному образцу, без образца, по замыслу, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.

Психолог предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно.

УПРАЖНЕНИЯ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Из цветных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Игра направлена на развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Психолог ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.

ЗАНЯТИЕ № 20

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

«Найди ошибку», «Какая фигура следующая и почему», «Найди, чем отличается» - эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя психолог.

Упражнение направлено на развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Постепенно можно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: «Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя».

МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА

ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления

Игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов. Дети составляют по образцам и собственному замыслу интересные фигуры-силуэты из наборов.

Квадрат размером 10х10 см разрезается. В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).

При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.

Изготовить игру можно из одинаково окрашенного с 2 сторон картона, пластика и других материалов. Все части игры - геометрические фигуры, комбинируя которые можно получить много новых силуэтов.

Дети могут копировать их, несколько видоизменять, комбинировать. Основное требование - расположить все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно больше сходства с реальным предметом.

КОЛУМБОВО ЯЙЦО

ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления

Потребуется овал размером 15х12 см. разрезают. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

Правила игры те же, что и предыдущей игры, присоединяя одну к другой. На начальном этапе освоения игры (рассматривания и называния частей, определения их формы и размера, комбинирования) детям предлагают найти сходство по форме частей игры и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей птиц, морских животных. Такое соотношение и сравнение формы частей игры с предметами развивает у детей умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять строение составляющих частей.

Детям предлагают подумать, что можно составить из набора фигур к игре «Колумбово яйцо». Они называют птиц в полете, пингвинов, людей. Психолог показывает образцы (с указанием частей и без них), предлагает составить фигуру-силуэт по образцу или воссоздать задуманное изображение.

Но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т.д.

Игра направлена на развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздания ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.

В ходе приобщения детей к игре необходимо соблюдать последовательность в усложнении, сообразуя ее с индивидуальными способностями детей.

Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их практическим умениям воссоздания фигур. В случае затруднения психолог предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры. С указанием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец. В ходе всей работы психолог указывает на необходимость мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на составляющие части, затем воссоздать.

В качестве приема, облегчающего составление фигуры-силуэта по нерасчлененному образцу, можно использовать цветовое указание мест расположения частей. На каждую часть игры наносится цветовое пятно и точно такое же - на место расположения этой части в составляемом силуэте. По договоренности с детьми маленькие треугольники помечаются красным пятном, большие - синим, маленькие треугольники с закругленной стороной - желтым, большие - зеленым, четырехугольники с закруглением - черным. При таком способе составления фигур надо представить расположение части в пространстве, место же расположения указано.

Психолог стимулирует проявление детьми творчества. Фигуры-силуэты, придуманные детьми, зарисовываются ими в альбом. Творческие работы ребят рассматриваются и оцениваются коллективно. Наиболее выразительные фигуры получают поощрительный значок: флажок, звездочку, которая наклеивается рядом с фигурой-силуэтом.

ЗАНЯТИЕ № 21

ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти

Зрительное внимание нам жизненно необходимо. Задолго до школы у ребенка нужно развивать произвольное внимание, такие его свойства как объем, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. В этом занятии собраны игры-задания, направленные на развитие зрительного внимания, а также сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Подберите картинки, на каждой из которых изображены два похожих, но в чем-то различающихся между собой предмета. На основе зрительного сопоставления попросите ребенка найти все отличия между рисунками.

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку, сравнив несколько изображенных предметов, надо найти два совершенно одинаковых

НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ВЕЩИ

Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов, надо найти два совершенно одинаковых.

ЧЕЙ СИЛУЭТ

Подберите картинки, на которых нарисован предмет и несколько силуэтов. Один из них - силуэт предмета, а остальные - спорные (похожие на предмет) изображения. Ребенок должен определить, к какому из рисунков подходит данный силуэт. Выбор пары «предмет-силуэт» ребенок объясняет на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации.

СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ

Подберите изображения с наложенными друг на друга контурами предметов (например, чашки, ложки, тарелки). Объясните, что только на первый взгляд все изображенное кажется путаницей. Но если внимательно присмотреться, можно увидеть контуры сразу нескольких предметов. Чтобы не ошибиться, что же изображено на рисунке, попросите ребенка очень внимательно проследить очертания каждого предмета (провести пальчиком по линиям контура). Затем предложите ребенку самому изобразить нечто подобное.

ЗАНЯТИЕ № «22

ЦЕЛЬ: Развитие памяти

КОДИРОВАНИЕ

Положите перед ребенком листок с изображением различных геометрических фигур (5-10 рядов по 10 фигур в ряд). Задание - поставить в определенной фигуре необходимый значок. Вверху на листе дан образец: например, в круге - плюс, в квадрате - минус, в треугольнике - точка. Фиксируйте время выполнения задания.

ЛАБИРИНТЫ

На основе зрительного прослеживания ходов, линий предложите ребенку отыскать нужный выход. Например, по какой дороге идти Красной шапочке, чтобы попасть к бабушке?

ПУТАНИЦА

Попросите ребенка распутать линии, сначала не отрывая карандаша или пальчик от бумаги, а затем глазами. Например: кто из какого клубка вяжет? Кто с кем разговаривает по телефону?

ФОТОГРАФ

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем уберите картинку и начните задавать по ней вопросы: «Какие персонажи нарисованы? Во что они одеты?» и т.д.

КОРРЕКТОР

Приготовьте таблицу с любыми знаками - буквами, цифрами, фигурами на 5-10 строк по 10 знаков в каждой. Попросите ребенка как можно быстрее находить и вычеркивать в тексте названную вами букву (цифру или фигуру). Следите, чтобы он двигался по строчкам и не пропускал ни одного нужного знака. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает строки, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

ЗАНЯТИЕ № 23

ЦЕЛЬ: Развитие внимания

РАСКРАСЬ ТАК ЖЕ

Предложите ребенку раскрасить вторую половинку картинки так же, как раскрашена первая. Похожее задание (выполняется на листке в крупную клетку) - расположить по клеточкам вторую половинку предмета так же, как нарисована первая половина.

СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ

Предложите ребенку соединить плавными и четкими линиями от 3 до 20 и увидеть, кого нарисовал художник. Если у вас нет готового шаблона под рукой, его легко нарисовать самостоятельно.

ДЕЛАЙ, КАК Я

Встаньте напротив ребенка и показывайте различные упражнения руками, ногами и т.п. Задача ребенка - повторять все за вами. Можно менять темп, периодически ускоряя или замедляя движения.

ЗАНЯТИЕ № 24

ЦЕЛЬ: Развитие внимания

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Психолог показывает ребенку движение, которое повторять нельзя. Далее выполняете разные жесты, которые малыш копирует. Если же ребенок повторил «запретное» движение, начисляется штрафное очко. Затем поменяйтесь ролями.

ПРЯТКИ

Подберите картинки со «спрятанными» предметами, цифрами, буквами, знаками. Например, предложите малышу найти все цифры 2 в изображении лисенка.

ТОЧКИ

Нарисуйте 8 квадратов 4х4 клеточки. В любых клеточках первого квадрата поставьте две точки, во втором - три, в третьем - четыре и т.д. Задача ребенка - по вашему образцу расставить точки в пустых квадратиках.

НАРИСУЙ

Предложите ребенку нарисовать 10 треугольников в ряд. Нужно заштриховать синим карандашом треугольники № 3,7, 9; зеленым - № 2 и 5; желтым - № 4 и 8; красным - первый и последний.

ЗАНЯТИЕ № 25

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания

Большую часть информации об окружающем мире, которой владеет дошкольник, он узнает на слух. В начальной школе свыше 70% всего учебного времени отводится на то, чтобы целенаправленно слушать объяснения учителя. Поэтому необходимо развивать у ребенка способность самостоятельно, не отвлекаясь, удерживать внимание на важной информации.

Слуховое внимание развивается и при обучении ребенка чтению и письму, формировании звуковой культуры речи (отчетливое произношение звуков, слов, фраз, четкий темп речи, ее громкость, выразительность).

Игровые упражнения развивают у ребенка способность прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, слуховое внимание, быстроту его распределения и переключения.

БОЛЬШОЕ УХО

В эту игру можно играть везде. Предложите ребенку остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Какие звуки дальше, а какие ближе? Найдите тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?

ЧТО ЗА ЗВУК?

Понадобится бумага, фольга, стаканчики с водой и без, карандаш. Можно также использовать предметы, находящиеся в комнате: дверь, мебель, посуду. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться. Производите различные звуки: пошуршите бумагой, постучите карандашом, перелейте воду из стаканчика в стаканчик, откройте дверцу шкафа, переставьте стул. Ребенок должен отгадать, что вы делаете и с помощью каких предметов. Затем поменяйтесь ролями.

ЗВУКОЗАПИСЬ

Игра похожа на предыдущую, ребенок должен узнавать различные звуки при прослушивании аудиокассеты: звонок на входной двери, гудок машины, шум воды из крана, скрип двери, шелест отдергиваемой шторы, голоса людей, персонажей мультфильмов.

ЗВУКОВЫЕ ЗАГАДКИ

Понадобится набор звучащих игрушек: бубен, колокольчик, гармошку, барабан, металлофон, две деревянные ложки, пианино, погремушку, резиновую игрушку с пищиком. Покажите их ребенку, а затем встаньте за ширму и поочередно извлекайте звуки.

ЗАНЯТИЕ № 26

ЦЕЛЬ: Развитие внимания

РИТМ

Возьмите деревянную палочку и простучите по очереди несколько простых ритмов. Задача ребенка - воспроизвести их.

СЛУШАЙТЕ ХЛОПКИ

Ребенок передвигается по комнате. Когда вы хлопайте в ладоши один раз, он должен остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в сторону); на два хлопка - позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу); на три хлопка - поскакать как лошадка.

ПОЙМАЙ СЛОВО

Психолог называет различные слова, а малыш должен среди них не пропустить («поймать») определенное слово, например, ветер. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши (или приседает, подпрыгивает), если услышит это слово. В усложненном варианте нужно «поймать» два слова.

ПОХОЖИЕ СЛОВА

Приготовьте карточки с изображением похоже звучащих слов, например, лев-лес; точка-дочка; коза-коса; трава-дрова; ложка-кошка; усы-осы; рак-мак; роса-роза. Задача ребенка подобрать пары картинок, на которых изображены разные предметы, но слова, их называющие, звучат похоже.

ЗАНЯТИЕ № 27

ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления

СЛОЖИ УЗОР

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30х30х30 мм (можно 35 и 40). Порядок окраски следующий: передняя грань - белая, задняя грань - желтая, правая грань - синяя, левая грань - красная, верхняя грань - желто-синяя, нижняя грань - красно-белая (Кубики Б.П. Никитина).

Ребенок должен по образцу сложить узор. Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям - самый простой вид работы. Игру можно усложнить ( а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Ребенок воспринимает такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

НАРИСУЕМ УЗОРЫ

ЦЕЛЬ: Развитие графических способностей

Можно предложить ребенку срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Ребенку надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои «первые открытия»: увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые дети сначала просто не обращают внимания, - линии слишком тонки, клетки мелки потому мало заметны.

Требования к игре следующие: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Сразу не будет идеально получатся, у детей процесс развития идет постепенно. Надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради; предложите ребенку считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, «не падает в реку» и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание нужно давать ребенку в 2-3 раза меньше. Но и тут надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру. Узоры можно рисовать в разном масштабе - 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:5 (одна клетка равна грани кубика).

Очень помогает процесс совершенствования в рисовании узоров игра «Внимание». Там надо сделать точную копию увиденной фигуры, буквы или цифры, а также узнать названия таких фигур, как «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» и др.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения.

  1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 и т.д. Ребенок при этом не просто учится рисовать точки, но и учится считать.

  2. Кто сумеет ставить точки «на перекрестке», т.е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек - от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения - весь треугольник из точек, как на рисунке.

  3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.д.

  4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.д.

  5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т.д.

  6. То же, но кружки расположить иначе (в «колонку»).

  7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т.д.

  8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

  9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?

  10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадратика и закрасить разными цветными карандашами?

СЛОЖИ КВАДРАТ

Игра направлена на развитие логического мышления. Она возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Получая части квадрата и задание «сложи квадрат», ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

Для игры потребуется 24 разноцветных квадрата из бумаги размером 80х80 мм.

ЗАНЯТИЕ № 28

Цель: Развитие внимания, зрительной памяти

ВНИМАНИЕ

Игра «Внимание» направлена на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а ребенок должен его нарисовать, как можно точнее. Надо «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линии, и число разных элементов, и длину линий и угол между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его изобразить мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, «сфотографировать, сберечь в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Фигуры-задания, которые предлагают ребенку, разделены на серии по 6 фигур, причем сложность фигур возрастает от первых номеров к последующим и от первых серий к последним. Эти задания служат главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.

ВНИМАНИЕ-УГАДАЙ-КА

В этой игре серии состоят из 4 фигур в каждой, в них заложена какая-то закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только 3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания. Ребенок должен расположить их в ряд и последовательно и, сравнивая их с друг с другом, догадаться о форме 4-й.

Выполнение заданий «внимание-угадай-ка» развивает, таким образом, сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.

Игры, предложенные в этом занятии составлены по методике Б.П. Никитина.

Первое условие успешного развития умственных способностей ребенка - раннее развитие. Второе - окружить ребенка средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития умственных способностей - это максимальное напряжение сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни ребенка уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница, - считают они, - раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет играть в кубики, держать карандаш или рисовать, когда начнет читать и считать. Чего торопится? Придет время - научится всему».

В действительности это далеко не так. Дети, научившиеся читать еще до школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, очень легко, да и научиться читать 3-4-летнему ребенку намного легче чем 6-7-летнему, и делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.

Начинать развитие нужно как можно раньше, первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы родителей дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.











© 2010-2022