Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 50

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД

КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

(МДОУ ДС № 50)

 ул. Заводская, 9, г. Копейск, Челябинской области, Россия, 456604

 8 (35139) 7 31 39; факс 8 (35139) 2 23 20

E-mail: [email protected]






ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


или


СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА


Выпуск №2



Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2



Разработал: педагог-психолог

МДОУ ДС№50 КГО

Макарова Наталья Владимировна


Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2



Содержание



ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………………….


  1. Если у ребенка нет друзей ………………………………………………...

  2. Если вам не нравятся друзья ребенка …………….………………………

  3. Если ребенок слишком много смотрит телевизор ……………………….

3



4

5

6

4. Если ребенок недостаточно активен …………………………….………..

7

5. Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло ………………..

8

6. Рассеянный ребенок: понять и помочь ……………………………….…..

9

7. Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание ..…..

10

8. Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте

бдительны ……………………………………………………………………


11

9. Если дети играют в агрессивные игры …………………………………….

12

10. Несколько способов научиться читать и писать ………………………....

13







Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2










ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, тёти и дяди!

Вряд ли вы будете со мной спорить, если я скажу, что наши дети каждый день предлагают нам такие ситуации, с которыми очень и очень непросто разобраться с ходу. Но и оставлять решение «на потом» тоже нельзя: слишком уж зависит от наших действий в этих ситуациях будущее наших детей. Будущее в том смысле, станут ли они уверенными и адекватно оценивающими себя взрослыми или будут всю жизнь преодолевать в себе комплексы, полученные в детстве не без нашей с вами помощи.

Поэтому я предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к шпаргалке как действенной помощи в экстренных ситуациях. Я выбрала 10 наиболее типичных ситуаций и предложила к ним 10 вариантов возможного выхода из этих ситуаций. Я не хочу утверждать, что эти варианты и есть ЕДИНСТВЕННО правильный выход, но убеждена в том, что, решая ситуацию таким способом, мы учтем психологические и возрастные особенности наших детей и не унизим их личность и достоинство.

С уважением,

Макарова Наталья Владимировна,

педагог-психолог

Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

Если у ребенка нет друзей?

Каждому человеку нужны друзья.

Друзья для маленького ребенка - это возможность вместе познавать окружающий мир, мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.

Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.


Как предотвратить проблему

• Помогите ребенку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.

• Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.

• Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Как реагировать на отказ.

• Во время прогулок во дворе и сквере побуждайте ребенка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.

• Приглашайте сверстников ребенка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например совместную настольную игру.


Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Не утешайте себя мыслью, что ваш ребенок более развит, более серьезен, чем его сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с детьми. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.

• Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребенок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.

• Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

• Возможно, ребенок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребенком о его чувствах после визита.


Если вам не нравятся друзья ребенка?

Для начала попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится в друзьях вашего ребенка. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т. п. Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребенка в его приятелях. Вполне возможно, он находит в них компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребенка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот, демонстрирует полную самостоятельность и инициативность.

В этом случае проблема не в друзьях ребенка, а в вашем стиле отношений со своим малышом.


Как предотвратить проблему

• Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие черты личности людей, какие игры вы считаете достойными.

• Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.

• Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.

• Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определено какими-то взрослыми мотивами.


Как справиться с проблемой, если она уже есть

Даже если вы твердо уверены, что все дело в «невоспитанности» друзей, не устанавливайте жестких запретов на эту дружбу, - она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребенка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим выскажите свое твердое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому, следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.

Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

Если ребенок слишком много смотрит телевизор?

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не следят, какие программы можно смотреть, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. В этом случае дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.


Как предотвратить проблему

• Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои и что их делает такими привлекательными для детей.

• Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребенком, чтения.

• Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.









Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

Если ребенок недостаточно активен?

Вполне возможно, ваш малыш - созерцатель, и самые органичные для него способы познания мира - наблюдение за действиями других людей.

Возможно, он из тех, кто «семь раз отмерит и один раз отрежет», и вы еще будете гордиться его благоразумием, аккуратностью и осторожностью.

А возможно, вы сами вулкан энергии, и все остальные кажутся вам медлительными и неактивными.


Как быть…

• Если вы видите, что отсутствие видимых активных действий не мешает развитию ребенка (не влечет за собой признаков явного отставания от сверстников), то примите «пассивность» как отличительную черту его характера.

• Гора не идет к Магомету? Значит, Магомет идет к горе. Создавайте для ребенка ситуации, побуждающие его к передвижению по комнате и к достижению успеха. Например, кладите в нескольких шагах от него что-либо привлекательное и приговаривайте: «А где у нас игрушка? Вот Никита достанет игрушку» и т. п. Не забудьте искренне порадоваться завершению дела: «Какой Никита молодец - достал игрушку!»

• Не позволяйте ребенку долго сидеть без дела- предлагайте игрушки и разные предметы, стараясь определить, какие из них привлекают ребенка.

• Берите ребенка за руку и отправляйтесь с ним «в путешествие» - к окну, к зеркалу, к шкафу с книгами, в ванную комнату, проговаривайте по ходу все, что вы видите на своем пути.

• Уходя для выполнения домашней работы на кухню или в ванную комнату, берите ребенка с собой и, устроив его удобно и безопасно, комментируйте события и свои действия, задавайте ребенку вопросы (даже не надеясь получить на них ответ), включайте его в свои действия - предлагайте потрогать пену на вашей руке, понюхать, как пахнет душистое мыло, вложите в руку кусочек моркови и пр.

Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло?

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время для ребенка движение - это и признак, и средство развития и роста, то есть естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также выяснив ее причины.


Как предотвратить проблему

• Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.

• Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку, и пойдем».

• По возможности придерживайтесь режима дня - сон, еда, прогулка в одно и то же время.

• Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу…

• Не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.


Как справиться с проблемой, если она уже есть

Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.

Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.

Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности, - собрать всех к столу, принести необходимый предмет.Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2





Рассеянный ребенок: понять и помочь?

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.


Как предотвратить проблему

• Проверьте у врача-специалиста слух, зрение ребенка.

• Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела).

• Постарайтесь, чтобы в детской комнате было минимум вещей, чтобы ребенок не имел возможности лишний раз на них отвлечься.

• Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».


Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.

• Для того чтобы ребенка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.

• Давайте ребенку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

• Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта - сопротивления, скуки, отторжения.

• Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда ребенок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т. п.Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание?

Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления - низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

Чем раньше родители и воспитатели обратят на это внимание, чем раньше они будут работать над отношением ребенка к самому себе, тем больше шансов, что ребенок вырастет в уверенного в себе взрослого.


Как предотвратить проблему

• Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.

• Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.

• Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем чтобы у него все же формировался положительный образ себя.

• Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.


Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

• Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

• Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.

• Обязательно научите ребенка нужным словам - как предложить другому ребенку играть вместе.Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2

• Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».

• Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.

• Не ждите скорых перемен.


Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте бдительны!?

Если ребенку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов другого ребенка, то считается, что это ребенок с преждевременным сексуальным развитием.

Причинами этого явления может быть то, что:

• ребенок усвоил, что таким образом он может быть более популярен у других детей;

• ребенок имитирует поведение своих родителей или разыгрывает сцены фильмов;

• у ребенка низкий уровень самооценки, и такое поведение - способ почувствовать себя взрослым, обратить на себя внимание;

• ребенок когда-то подвергался сексуальным домогательствам.

Как предотвратить проблему

• Дети испытывают совершенно естественный интерес к тому, как устроено их тело, поэтому надо без ажиотажа удовлетворить их любопытство: спокойно рассмотреть друг друга в бане, рассмотреть иллюстрации в книге.

• Так как на детей льется поток откровенной сексуальности через рекламу, скажите детям, что такое поведение нормально для взрослых, но НЕ нормально для детей.

• Проявляйте побольше интереса к ребенку, с тем чтобы повысить его самооценку. Учтите, когда взрослые не обращают на детей достаточно внимания, дети начинают искать разными средствами внимания родителей, других детей, людей и могут стать причиной недовольства или объектом насилия.


Как справиться с проблемой, если она уже есть

• Если вы заметите, что дети увлеченно рассматривают гениталии друг друга, но при этом никаких действий не наблюдается, спокойно скажите им: «Нельзя трогать руками половые органы. Этого делать нельзя, потому что они очень нежные и их можно нечаянно поранить или запачкать, тогда они воспалятся».

• Если вам доведется увидеть ситуацию, когда один ребенок заставляет делать других то, что ему хочется, то непременно спокойно вмешайтесь. Помогите ребенку, которым начал манипулировать ребенок с преждевременным сексуальным развитием постоять за себя: «Я не хочу, чтобы ты это делал со мной». Скажите ребенку, который совершает подобные действия, что вы не потерпите этого.

• Чаще хвалите ребенка с преждевременным сексуальным развитием, когда он проявляет свои нормальные детские навыки.


Если дети играют в агрессивные игры?

Многие родители и воспитатели считают нежелательными в детском коллективе игры, в которых разыгрываются сцены насилия, агрессии, жестокости, зла. Видеть в детях злобу и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Часто подобные игры запрещаются детям.

Дети видят модели подобного поведения на улице, по телевизору, дома. Им очень важно определить, кого считать «хорошим», а кого «плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире, контролировать свои желания поступать плохо. Важно предоставить детям возможность проиграть эти темы, при этом поддерживая те игры, где нет агрессии и насилия.


Как быть…

Если дети играют в такие игры, то используйте это время, чтобы поработать над вопросами добра и зла. Например, задайте вопросы: «А что делает этого человека плохим?», «Как помочь ему стать хорошим?», «Что нужно сделать, чтобы восторжествовала справедливость?» и др.

«Подкидывайте» детям другие сюжеты, где бы не было насилия и оружия, но где бы дети наделялись какой-то властью. Например, организуйте игру в «спасателей», тушение пожара, скорую помощь и пр.

Сделайте так, чтобы опасность заключалась не в человеке, а исходила из какой-то ситуации: опасный зверь, наводнение, пожар, ураган.

Проследите, чтобы дети менялись ролями, важно, чтобы дети играли и «плохие», и «хорошие» роли.

Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость сам, пытается «поднять» себя за счет того, что унижает других. Помогите такому ребенку видеть в самом себе что-то хорошее, уникальное, неповторимое.

Перенаправьте энергию детей на коллективные игры, где они должны вместе работать над решением какой-то задачи.

Читайте с детьми сказки, сочиняйте истории, где говорится о доброй силе, хороших поступках, власти человека.

При любой возможности постарайтесь показать детям разницу между реальным миром и миром фантазий: «Играть в Бэтмена и Человека-паука очень интересно, но разве это реальные люди?»

Дайте возможность детям выбирать модель поведения, поощряйте их, когда они будут вести себя приемлемым способом.

Отрабатывайте с детьми навыки общения в возможных конфликтных ситуациях: обсуждайте с детьми наиболее часто встречающиеся ситуации, расширяя поведенческий репертуар ребенка.

Формируйте в детях такие качества, как эмпатия, доверие к людям, через разыгрывание ситуаций, чтение книг, можно составить эмоциональный словарь.

Несколько способов научиться читать и писать?

Рано или поздно родители начинают заботиться о том, чтобы ребенок учился читать и писать. Спрашивают о планах воспитателей в детском саду или ведут ребенка на дополнительные занятия.

Нелишне напомнить, что «всему свое время» и правильнее не полагаться на других, а внимательно присмотреться к ребенку - готов ли он, есть у него интерес к этому. Первые признаки интереса нередко возникают в 3,5-4 года, когда ребенок «вдруг» воссоздает в каракулях образ отдельных букв, цифр (наравне с образом солнышка, головонога-человечка и пр.).

Если вы сумели разглядеть это явление - подхватывайте его и, пока у ребенка есть интерес, действуйте.


Что можно сделать

• Повторите за ребенком написанные им буквы, но пишите их более четко, крупно, рядом с написанными им буквами, предлагайте «сделать так же», но не настаивайте.

• Покажите, как пишется «его буква» - первая буква его имени. «Обживите» букву вместе с ребенком - украсьте ее и повесьте на самом видном месте, слепите из пластилина, испеките из теста и съешьте.

• Если есть интерес - продолжите, но предложите ребенку сокращенное имя, чтобы ему было легче освоить все буквы (Владимир - Вова).

• Вместе напишите на отдельных карточках каждую букву его имени. Если ребенок справляется с этой работой сам, пишите на карточках свое имя, имя других членов семьи. Разложите карточки, рассмотрите, найдите одинаковые буквы, буквы, которые есть только в его имени. Разложите карточки с буквами, сосчитайте, сколько их, сравните имена по количеству букв. Составляйте из букв другие слова - играйте буквами.

• Позволяйте ребенку вырезать буквы и слова из старых газет, журналов. Предоставьте удобное место для их хранения. Вместе подбирайте картинки с изображением предметов, в которых есть эта буква (слово начинается, заканчивается и пр.). Сделайте вместе лото из букв и картинок.

• «Охотьтесь» на буквы и цифры по пути в магазин, в комнате - предлагайте найти буквы, назвать их, придумать другие слова, которые бы имели такую букву.

• Старайтесь найти повод для того, чтобы писать короткие слова печатными буквами. Предлагайте ребенку (если он заинтересован в этом) копировать эти слова.Шпаргалки для родителей или советы педагога-психолога Выпуск №2



© 2010-2022