«Родительская книжка» как инструмент сотрудничества семьи и школы

            Воспитание – это многогранный, сложный, едва уловимый комплекс воздействий на человека.Нельзя определить грань, где начинается, а где заканчивается воспитание. Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Все, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в нем – в его мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям.Педагогическая система А. С. Макаренко прекрасно ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Родительская книжка» как инструмент сотрудничества семьи и школы



Родительское требование к себе,

родительское уважение к своей семье,

родительский контроль над каждым своим шагом-

вот первый и самый главный метод воспитания

А. С. Макаренко

Воспитание - это многогранный, сложный, едва уловимый комплекс воздействий на человека. Нельзя определить грань, где начинается, а где заканчивается воспитание. Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Все, что происходит вне человека, в той или иной мере отражается в нем - в его мыслях, взглядах, чувствах, отношениях к людям. Педагогическая система А. С. Макаренко прекрасно справлялась с подготовкой воспитанников к жизни, вооружая их всем необходимым для саморазвития, самосовершенствования и самообразования, превращая детей в субъект своего развития. Им была разработана концепция «проектирования личности», сущность которой заключается в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единстве со своим народом. Узловой пункт теории Макаренко - принцип параллельного действия, т.е. организованного единства воспитания и жизни, коллектива и общества, общества и личности. При параллельном действии обеспечивается свобода и самочувствие воспитанника как творца, а не объекта воздействия. Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе - общий и единый метод, обеспечивающий эффективность воспитания коллектива и личности.

Современная школа - это, прежде всего, пространство сотрудничества образовательных субъектов: учителя, школьника и их родителей.

«Родительская книжка» как инструмент сотрудничества семьи и школы

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придаёт этому направлению принципиально новую значимость, так как его ключевой идеей является общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Школа - пространство сотрудничества всех образовательных субъектов. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья - ячейка школьного коллектива. Именно в семье закладываются основы нравственной, эстетической культуры, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Знание воспитательного процесса в огромной мере облегчает родителям дело воспитания, но нельзя отрицать наличие особых трудностей, с которыми встречаются родители в процессе воспитания. Однако, данная работа не у всех одинаково успешна. Зависит это от многих причин и прежде всего от применения правильных методов воспитания. Поэтому школа, по мнению Макаренко, должна помочь родителям понять, что в семейном воспитании, несмотря на трудности, не должно быть никаких неудач, никакого брака. В связи с этим перед школой встает важнейшая задача - активно учить родителей искусству воспитания. Азбука правильного воспитания, должна дойти через школу до всех родителей.

Для обеспечения продуктивного сотрудничества, в условиях введения ФГОС НОО, в МБОУ «Гимназия» была разработана «Родительская книжка» - инструмент, позволяющий установить диалог между родителями и школой. (Приложение1).

Содержание «Родительской книжки» структурировано по четвертям и имеет четко определенные разделы:

  • Семейный альбом: фотографии, рисунки семьи, события, которыми хочется поделиться - эту страничку заполняет семья.

  • Реализация программы духовно-нравственного воспитания. В этом разделе мы указываем темы, вопросы, которые обсуждаются с детьми в определенное время. Для чего? В основе лежит принцип синхронизации образовательного процесса. Если мы изучаем тему «Я и мир природы», «Добрый ли я?», «Скажу ласково», «Мой любимый уголок природы», «Сотворим красоту», то эта мета-тема пройдет сквозной темой и на всех уроках, и внеурочных занятиях, а также и дома. Формы, содержание работы будут отражены в таблице «Наши дела», которая структурирована в соответствии с разделами программы и на «Страничке педагога», которая заполняется после каждой темы всеми педагогами, работающими в данном классе.

  • По такому же принципу идет работа и по реализации программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Страничка педагога-психолога позволит быть родителям в курсе того, как выстраивается индивидуальная траектория развития их ребенка.

  • Страничка радости-успехи ребенка, его достижения. Может заполняться всеми участниками образовательного процесса. Даже самим ребенком. Он, вместе с родителями может отметить свои достижения, которые считает значимыми.

  • Такие разделы, как совместные классные дела, родительские собрания, диалог родителей с педагогом также необходимы и отражены в нашей книжке.

Годовые темы обучения и воспитания в рамках введения ФГОС

1 класс - «Я и моя семья»

2 класс - «Мой дом - моя школа»

3 класс - «Моя малая родина»

4 класс - «Наша страна вся соседями населена»


МЕТА-ТЕМЫ недель 2013-2014 учебного года

1 класс - «Я и моя семья»

I полугодие


НЕДЕЛЯ

МЕТА-ТЕМА

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1 неделя

«Я и мир природы»

Я - ученик. Правила поведения на уроке. Наша школьная страна- школьные правила вежливости. Доброе слово, что ясный день.

2 неделя

«Я и мир природы»

Я- художник. Что такое красота? Где я вижу красоту? Не стесняйся доброты своей.

3 неделя

«Я и мир природы»

Красота вокруг меня. Прислушаюсь к природе. Осень в нашем городе. Я люблю этот многоцветный мир.

4 неделя

«Я и мир природы»

Добрый ли я? Скажу ласково. Мой любимый уголок природы. Сотворим красоту.

5 неделя

«Наша дружная семья»

Знакомство с семьей. Мои родные. Мои домашние животные. Наше солнце.)

6 неделя

«Наша дружная семья»

Моя мама. Сообщи радость. Спасибо. Я берегу.

7 неделя

«Наша дружная семья»

Мой папа. Сообщи радость. Спасибо. Я берегу.

8 неделя

«Наша дружная семья»

Кто я? Человек, сын (дочь), ученик, гражданин, часть природы. На кого я хочу быть похожим. Что мне доставило радость? Кому я доставил радость? Мы вместе

9 неделя

«Мои друзья»

Если с другом вышел в путь. Я- настоящий друг. Я дорожу дружбой. Мы вместе.

10 неделя

«Я и мои друзья»

Я- ученик. Мы- ученики. Что значит быть дисциплинированным.. Мы играем

11 неделя

«Радость в моем доме»

Посмотри вокруг-новый день. Моя семья дома. Наши любимые занятия. Наше солнце.

12-13 недели

«Радость в моем доме»

Традиции нашей семьи. Наши праздники. Я люблю свою семью. Я могу быть волшебником.

14-15 недели

«Чудесное в моем доме»

Чудеса вокруг нас. Зимние праздники. Зимние узоры. Сотворим красоту

16 неделя

«Чудесное в моем доме»

Новый год. Рождество. Подарок Зиме. Радость в мире и во мне.

При проектировании содержания «Родительской книжки» нами был взят за основу такой важный принцип, разработанный А. С. Макаренко, как «система перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость… Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Поэтому в «Родительской книжке» родителями, педагогами, учениками фиксируются только успехи, достижения, важные события в семейной и школьной жизни на страничках: «Семейный альбом», «Страничка радости», «Диалог».

ФГОС НОО включает новый компонент в структуру основной образовательной программы «Программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников», успешная реализация которой возможна благодаря изучению сквозных мета-тем, представленных в «Родительской книжке» и направленных на усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа России. Важно, что работа в данном направлении будет проводиться не только в школе, но и дома при условии грамотной консультативно-просветительской работы классного руководителя. И тогда использование такого инструмента, как «Родительская книжка», будет способствовать определению правильной позиции родителей в воспитании и обучении своего ребенка! Очень важно, чтобы родители были нашими союзниками, единомышленниками, помощниками. По мнению А. С. Макаренко «Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Лучшая школа - это любимая школа. В нее с радостью идет ребенок, в ней с радостью работает учитель, ее любят родители. Родители активные, неравнодушные, открытые к общению, способные оценить эффективность и необходимость внедряемых инноваций в образовании, поделиться своими мыслями, предложить конструктивные решения возникающих проблем. Главное, что мы вместе!

Список литературы:

1. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

2. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ. статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

3. Штурн Е. В. «Взаимодействие школы с родительской общественностью в рамках реализации ФГОС» / Е.В. Штурн . Режим доступа:[mu-imc.ru/p52aa1.html]

© 2010-2022