Статья на тему: Ошибки семейного воспитание

Статья на тему: «Ошибки семейного воспитания»В данной статье указывается, что мало уделенное время для детей внутри семьи  приводит к тому, что дети накапливают в себе отрицательный опыт. Берут негативное уличное воспитание, которое по их мнению, помогает найти себя в этой жизни. В статье показаны примеры негативного воздействия родителей на подростка, хотя в первый момент отрицательного поведения  не наблюдается. Как показала статистика родители поздно замечают свои ошибки воспитания. Цель стат...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ошибки семейного воспитания.


Горохова Т.И.


Какая бы у вас ответственная, Сложная, творческая работа не была на производстве, знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа - воспитание человека….

Надо понять каждому из нас, уважаемые отец и мать, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка - это- то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет он сам и принесет гибель людям.

В. А. Сухомлинский

Неблагоприятные условия семейного воспитания способствуют накоплению у детей отрицательного опыта, нежелательных навыков и привычек (упрямство, непослушание, капризность, лживость, эгоизм, нечестность, леность, драчливость иногда воровство), от которых не просто освободиться. Неслучайно В.А. Сухомлинский, придавая особое значение ранней диагностике детской педагогической запущенности, писал, что трудным становится ребенок в тот период когда главным фактором в воспитании выступает семья.

Ошибки допущенные в воспитание ребенка в раннем детстве, нередко накладывает отпечаток на всю жизнь. К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные проявления в поведение детей, а замечают дурные привычки, не придают им значение. Чаще всего считают, что ребенок еще мал, нечего не понимает. Подрастет - научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Педагогическая запущенность рассматривается как отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности, обусловленное недостатками воспитания. Педагогически запущенного ребенка обычно называют трудным, так как он с трудом поддаётся воспитательным воздействием. Нуждается в особом внимании.

Естественно, что глубина и стойкость отклонении в поведении подростка не одинаковы, а в процессе длительного и многократного повторения приобретают прочность, становится привычными и преодолеваются труднее, чем у детей помладше. Чем раньше у ребенка будет обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолеваться, тем вероятнее исправление недостатков в поведении.

Все, с чем ребенок соприкасается с рождения, оказывает влияние на формировании его личности. Не отрицая определенного влияния на формирования личности ребенка это наследственные задатки. Поэтому причины возникновения отклонений в поведении следует искать, прежде всего, в условиях его воспитания и среди пребывания.

Установить истинные причины педагогической запущенности бывает не легко, так как они не редко завуалированы, носят скрытый характер. Поэтому выявление их требует длительного времени, глубокого анализа.

В практике, родители часто недооценивают возможность выявление причины отклонений в поведении ребенка. Нередко родители видят причины трудности в самом ребенке, а не в условиях воспитания, в сущности взаимоотношений его с окружающим миром. На формировании личности ребенка прямое воздействие оказывает нравственная атмосфера семьи, весь ее уклад. Там, где складывается неправильное взаимоотношения между родителями, выливающиеся в постоянные оскорбления друг друга, где царит явно нездоровая нравственная атмосфера, на носится большой вред делу воспитания. Нередко в таких ситуациях родители вовлекают в личные отношения и детей, которые ввиду своего малого жизненного опыта не могут еще разобраться в причинах семейного конфликта, дать правильную оценку происходящего. Они занимают позицию либо отца. Либо матери, а чаще злоупотребляют отношениями родителей. Поэтому в результате сложившейся обстановки дети выходят из подчинение родителей, становятся лицемерными, лживыми, грубыми.

Здоровую нравственную атмосферу семьи А.С. Макаренко считал важнейшим условием правильного воспитания. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы , писал он если общий тон вашей жизни плох.

Особенно тяжелые последствия таить в себе аморальное поведение родителей, в частности пьянство. В таких семьях, как правило, создаются длительные конфликтные ситуации. Большой урон воспитанию наносит безотцовщина, уход отца без семьи, что чаще всего травмирует ребенка, отрицательно отражается на его последующие жизни. Ребенок, перенесший в детстве обиду, остро и болезненно воспринимает проявление несправедливости со стороны взрослых. Нередко он видит зло и несправедливость даже там, где их нет, противопоставляя настоящей и кажущейся несправедливости, обиде грубости, упрямстве, непослушании. Глубоко понимая детскую психику А.С. Макаренко отвечал, что в подавляющем большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем положение сирот.

Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, физическое наказание). Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношение с обществом. Неправильное воспитание объясняется низким уровнем педагогических знаний родителей, атак же неумением или не желанием применить имеющиеся знания в практике семейного воспитания. Несоблюдения единых требований к ребенку со стороны взрослых, отсутствие требовательности к нему, отрицательно влияют на формирование личности, однако в практике воспитания они не придают этому большого значения.

Большой вред таит в себе пренебрежительное отношение родителей к своим детям, грубое, жестокое обращение с ними. При таком отношение, как правило, нарушается выбор поощрения и наказания. Родители часто забывают о поощрении ребенка, например: похвале, подарке, результате чего не замечают, не поддерживают в нем ростки хорошего. Грубость, несправедливость родителей к детям, неумение или нежелание считаться с их личностью влечет за собой весьма печальные последствия. Ребенок утрачивает чувство уважения и любви к родителям, теряет веру в справедливость, добрые человеческие отношения, сердце его черствеет и грубеет. Атмосфера грубости, жестокости, несправедливости в семье является одно из главных первоначальных причин отхода ребенка от родителей, от семьи. Нарушаются взаимоотношения между родителями и детьми, растет отчуждения, недоверия, озлобленность не только к родителям но, и к окружающим.

Отрицательно сказывается на формировании личности и физическое наказание. Родитель не всегда осознает, каким пагубными последствиями чревата «педагогика плетки». Дети, которых наказывают физически, в большинстве своем лишены жизнерадостности, живут под страхом наказаний. Они чаще всего слабо учатся, равнодушны к близким, замкнуты, забиты, а иногда озлоблены и проявляют жестокость к другим.

Одной из причин отклонения в поведении выступает безрассудная родительская любовь. Без любви не мысленно воспитание. Однако любовь, не знающая меры, приобретает обратную силу, когда ребёнок становится объектом любования, преклонения, угождения. В таких условиях его оберегают от малейших трудностей, в такой атмосфере любви у детей воспитываются эгоистические чувства, формируется иждивенческая позиция. Они растут избалованными и не находят контактов в коллективе сверстников, не пользуются авторитетом, а когда встречают сопротивления со стороны взрослых, ровесников, они проявляют капризность, упрямство, иногда истеричность. Отрицательно сказывается также недостаточность надзора, а в некоторых случаях и полная безнадзорность. Причины этому различны.

Занятость родителей, безответственное или равнодушное отношение к воспитанию детей, нарушение структуры семьи, где отсутствует внимание родителей к ребёнку. Безнадзорность порождает безответственность, развязанность действиях, непослушание, леность. Дети представлены сами себе, не редко начинают курить, употреблять спиртное, заниматься азартными играми, вступают в раннюю половую связь. Контроль за поведением ребёнка нужен всегда, но не следует забывать, что с возрастом круг общения детей расширяется. Вот почему необходимо знать не только где ребёнок, ну и с кем общается, какими интересами живёт.

А.С. Макаренко обращаясь к родителям писал: «Многие случаи дурного поведения детей, а тем более многие явления детской распущенности не имели бы места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями этих товарищей, смотрели иногда на игру детей, даже принимали в ней участие, вместе с ними совершали бы прогулку, и т.д., для родителей нужно одно более или менее основательно знать что окружает вашего сына или дочь».

Жизнь детей в семье должна быть организована педагогически целесообразно, чтобы они изо дня в день накапливали положительный жизненный опыт, приобретали жизненный опыт, приобретали добрые качества личности. Нельзя проявить родителям черезменое внимание к материальному благополучию ребенка. В таких условиях дети привыкают к удовлетворению всех своих желаний, не задумываясь над тем, каким нужен приобретаются материальные блага семьи, не ценят трудовую и общительную деятельность радетелей. Л.Н. Толстой подчеркивал, что восстание детей сводится прежде всего к правильной жизни самих родителей. «Все трудности воспитания вытекают от того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотя не видеть эти недостатки в детях нельзя. В этом вся трудность и вся борьба с недостатками. Деть нравственно гораздо признательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не осознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худшие из недостатков - лицемерия родителей, и теряют к ним уважением и интерес ко всем их поручениям:

Стать добрым примером детям, родители могут при условии неустанного совершенствования себя как личности постоянном контроле за своим поведением, своими поступками.

Литература

1. «Семейно бытовая культура» доктор педагогических наук профессор

Д. И. Водзинского

2. «Семейные отношения в быту» Королькова А.А. 2006.

© 2010-2022