Тренинговое занятие для работников образовательного учреждения Коллектив-одна команда

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата проведения:26 января 2016

Руководитель : Шумилина И.А. - педагог-психолог

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Тренинг

«РАСКРЫТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЕКТИВА»

Введение.

Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к. от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.

Сплоченность коллектива - это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;

раскрытие творческого потенциала педагога;

активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;

повышение уровня самооценки педагога;

развитие эмоционального восприятия;

развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;

развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;

помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысить уверенность в себе.

(Рефле́ксия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.)

Материалы:

Ватман , цветные карандаши, бумага формата А4, мягкая игрушка , записи звуков природы, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Знакомство

Приветствие: Упражнение «Ладошки» (5-7 мин.)

Цель: «знакомство» участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя.

Материал: листы бумаги, карандаши, ножницы, маркеры, булавочки. Участники обводят на листах бумаг свои ладошки, а затем вырезают их. На «ладошках» каждый пишет своё имя. На каждом «пальчике» пишут свои качества, которые начинаются на первую букву их имени (каждый, соответственно, по пять качеств). Затем прикалывают свои «ладошки» - бейджики на одежду.

Рефлексия.

Партнеры представляются по имени, зачитывают свои качества и обсуждают

Этапы работы:

Вводное слово ведущего:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем с вами тренинг с громким название «коллектив - одна команда!»

И первый вопрос который я задаю: Что такое коллектив?

Дискуссия.

Делаем вывод, что

1.Человек - существо биосоциальное, поэтому неизбежно в течение своей жизни работает и живет в коллективе.

2. Коллективом называют группу людей, которые работают или обучаются вместе. Можно выделить: спортивные, трудовые, военные, учебные и множество других видов коллективов.

3. Особенностью всех видов коллективов является то, что их участники объединены общей целью, достигнуть которую они могут только сообща.

4. Кроме того, в коллективе формируются особые взаимоотношения, микроклимат.

У любого вида коллектива есть целый ряд признаков:

  • наличие лидера (формального или неформального);

  • внутриколлективные нормы и правила, которые формируются в нем с течением времени;

  • взаимопомощь;

  • взаимозаменяемость членов групп друг другом или новыми ее членами;

  • наличие дисциплины и многие другие признаки.

Этап - разогрев

Упражнение «Паровоз» (музыка)

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом.

Процедура: Участники становятся друг за другом. Стоящий впереди - локомотив (глаза у него открыты). Остальные - вагончики, (глаза у них закрыты).

Задание - двигаться за «локомотивом». Руки на плечах вреди стоящего, глаза закрыты. Условие - глаза открывать нельзя и расцепляться нельзя.

Обсуждение: каковы ваши ощущения? Цель упражнения? Испытывали ли вы страх?

Доверие? Что такое доверие в коллективе?

Доверие между руководителем и подчиненными способствует эффективной работе коллектива. Такое качество во взаимоотношениях особенно необходимо в тех видах деятельности, где результат зависит от сыгранности команды.

Итак, доверие позитивно влияет на общую эффективность командной работы.

Просмотр мультфильма (2 мин)

Игра «Молекулы» ( 5 минут) (музыка)

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Творческая разминка:

Упражнение «Придумать рифму слову» (по кругу)

Цель: снятие мышечное и эмоционального напряжения Время: 3-5 минут

Процедура: каждой подгруппе даётся по слову. Каждый участник по очереди придумывает к заданному слову рифму. Галка-палка-скакалка-мочалка….. Дом-ром-облом-космодром……

Упражнение «Применение предметов» Время: 5 минут

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепка для бумаг, карандаш

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для заданного предмета.

Рефлексия. Вопросы для обсуждения: Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам? Как можно применять ваш предмет? О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение "Пчелы и змеи" Время: 5 минут

Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; повысить групповую сплоченность

Процедура: две подгруппы выбирают, кто будет «пчёлами», кто «змеями». Каждая группа должна выбрать своего короля.

Правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Психолог прячет два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - (например, губку). А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - (например, карандаш). Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Во время игры нет права говорить.

Рефлексия.

Упражнение «Гости» Время проведения: 5 -10 мин.

Цель: научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.

Материал: карточки с заданиями

Процедура: каждому из «гостей» вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом, во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек и т.д. Рефлексия.

Обсуждение: группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.

Просмотр видиоролика (5 минут)

Упражнение «Рисунок в воздухе»

Цель: снятие напряжения, усталости; расслабление мышц.

Процедура: участники тренинга расслабляются, закрывают глаза (несколько секунд сидят в таком положении). Затем в том же положении, не открывая глаз (например, подбородком) «пишут» в воздухе своё имя

Завершение (5 - 10 мин.)

Заключительная рефлексия: «Анкета»

Цель: оценка эффективности тренинга педагогами.

1. Что Вы ожидали от тренинга?

2. Соответствовало ли то, что было на тренинге, Вашим ожиданиям?

3. Что Вам понравилось на тренинге?

4. Что Вам не понравилось на тренинге?

5. Как вам работалось в подгруппе?

6. Что было самым трудным?

7. Что помогало выполнению заданий?

8. Было ли скучно на тренинге? Когда?

9. Жалеете ли Вы о чем-то, что произошло во время тренинга?

10.Как Вы оцениваете собственное участие в тренинге?

11.Легче ли тебе стало общаться в коллективе?

12.Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на Вас?

13.Помог ли тренинг в решении поставленных задач?

14.Как Вы считаете, нужен ли еще один цикл тренингов?

15.Какие темы Вы бы хотели обсудить?

16.Что бы Вы хотели пожелать себе? Другим участникам тренинга? Ведущему?

Анализ результатов анкетирования поможет выявить членов коллектива, которым необходима дополнительная помощь в работе над собой (по отработке коммуникативных навыков, навыков эффективного общения, взаимодействия в системе «человек- человек»).

Ритуал прощания:

Упражнение «Бурные овации» Время проведения: 10-15 сек.

Цель: снятие эмоционального напряжения

Процедура: психолог предлагает устроить бурные овации. Все участники аплодируют друг другу.

Рефлексия. Каждый участник кратко описывает своё эмоциональное состояние

Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006.,

  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009.,

  3. Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,- 136 с.: илл. - (Инновационные стратегии управления).

  4. Самоукина Н.В. «Игры с которые играют».Психологический практикум .Дубна .Феникс.1996

  5. Шитова Е.В.Практические семинары и тренинги для педагогов .Выпуск 1 Волгоград 2008 г


© 2010-2022