«Проблемы и опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»

Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов.      Появление термина «народная педагогика» в русской историко- педагогической литературе связывают закономерно с именем К.Д. Ушинского, считавшего его одним из источников педагогической науки. Заслуга великого русского ученого ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, культуры и науки РК



Проблемы и опыт

духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»




Подготовила: Эдгеева К.Х.,

учитель калмыцкого языка

МОУ СОШ №10



Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов.

Появление термина «народная педагогика» в русской историко- педагогической литературе связывают закономерно с именем К.Д. Ушинского, считавшего его одним из источников педагогической науки. Заслуга великого русского ученого состоит в том, что он выдвинул и обосновал тезис «Первый воспитатель- народ», доказал, что успех обучения и воспитания зависит от учета особенностей национальной психологии и опоры на народную мудрость. Для нас, учителей, важно различение определений «народная педагогика» и «этнопедагогика». Четкий водораздел между ними провел академик Волков Г.Н. « Если народная педагогика есть тысячелетний опыт народного семейного воспитания, то этнопедагогика - отрасль педагогической науки, изучающая опыт народного воспитания, выясняющая возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народов в современной практике, исследующая способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой. Она анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни, определяет их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания»( Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000г.) . Понятие этнопедагогики и ее функции:

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». В повседневной работе мы стремимся претворить в жизнь идеи этнопедагогической концепции академика Волкова Г.Н., в частности, о приоритетности родного языка в обучении и воспитании в национальных классах. В первую очередь через родной язык приобщаются к национально- культурным ценностям своего народа, к его нравственному кодексу, истории. В замечательной философско- лирической сказке, подаренной человечеству мудрым, мужественным и добрым человеком Антуаном де Сент- Экзюпери, есть диалог маленького принца с цветком. «А где люди»- вежливо спросил маленький принц._Люди! Их носит ветром. У них нет корней.» Как пронзительно звучат эти слова сейчас, когда распалась связь времен и уже успело вырасти несколько поколений, практически утративших связь со своей своей малой Родиной, родным краем, его культурой и судьбой. В семейной этнопедагогике калмыков четко выделяется традиция-формирование у детей знаний о своей родословной, знать историю своего народа, рода, семьи, чтобы она не порвалась, сберечь в чистоте имя своих прародителей, прославлять его добрыми делами. Когда-то калмыки знали свою родословную до 7-9 поколения, а сейчас многие его знают до второго поколения. Называют своих бабушек и дедушек не "аава-ээжа" а деда и баба. Калмыки говорят: тот человек, который знает свою родословную до седьмого поколения, тот счастливый человек.Знать , сберечь, сохранить в памяти, передавать как наследство- нет ничего лучше.

Аавин үлдәсн кишгиг

Альхн доран хадһлыч

Ахнр- дүүнр дотран

Арһта кевәр йович

Ээжин улдәсн кишгиг

Эркә доран дарыч

Эгчнр дүүнрән өсхлә

Энкрлж дотран саныч.

Именно поэтому нужно знать и чтить корни свои. Целью воспитания которого должны быть-восстановление высоконравственной личности на основе этнопедагогических принципов;

- востановление традиций и обычаев семейного воспитания;

- воспитание в детях любви и уважения к своим родителям, , к старшим по возрасту, родственникам.

Задачи-формирование у детей знаний своей родословной до 3-4 поколения.

- помочь детям понимать и впитывать в себя культурное наследие своего рода( этикет, традиции и обычаи рода) Знание своей родословной придает ребенку чувство защищенности, уверенности в жизни, устойчивости психики, что в свою очередь влияет на создание в группе благоприятного психологического климата и положительно сказывается на формирование высоконравственного поведения школьников. С первого класса учащиеся совместно с учителями, воспитателями и родителями приступают к созданию альбомов "Генеалогического древа". Это имело большое педагогическое значение, так как воспитывало не только чувство гордости за предков, но и стремление оставить свой заметный след родословной- дела, свершения, которыми могли бы гордиться потомки, т.е. воспитывалось чувство ответственности за свои дела и поступки перед предками и потомками. Это мудрость определяла уважительное отношение не только к далеким предкам, но и к старшим предкам, но и к старшим людям вообще. На этот счет есть поучительные калмыцкая пословица: «Күн ахта- девл захта»- «У человека есть старший, а у шубы воротник»

Старшее поколение учило молодежь основным нормам поведения. Существовала целая система запретов, которая выражалась в словах «нельзя», «не следует» в понятой «хорошо», «плохо». Традиции эти, нормы национального этикета жили в каждой семье, в каждом человеке. Запреты носили самый разнообразный характер. Это и семейные, общественные, личные. Существовал также целый цикл всевозможных запретов, касающихся только повседневной жизни детей: к примеру, строго запрещалось закладывать руки за спину, складывать руки на груди, свистеть, хлопать дверью, петь лёжа, беспричинно плакать, вмешиваться в разговоры и

дела старших, проявлять излишнее любопытство и т.п. Положительное в запретах- это прежде всего то, что они строго регламентировали лучше всякого официального закона, не только поведение каждого члена семьи или общества, но и взаимоотношения, взаимодействия между самими взрослыми и детьми, между детьми. Ознакомление с системой запретов идёт на уроках, во внеурочное время с использованием наглядных пособий и дидактических игр.

На основе фольклорного материала можно преподнести детям общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе( добро, зло, честь, совесть, долг) как конкретно узнаваемые, В калмыцком фольклорном творчестве, имевшем огромное значение в воспитании подрастающих поколений можно выделить эпос «Джангар», поскольку он является выражением духовной жизни калмыцкого народа, формирует любовь к Родине, чувства справедливости и великодушия.

Пословицы и поговорки- это кладезь народной педагогики. Они способствовали выработке у детей необходимых норм поведения, воздействуя на чувства и сознание детей, пропагандировали здоровый образ жизни, стремление к Учению, Познанию. В калмыцких пословицах заложены мысли о высокой, непреходящей ценности знаний, профессионализма, о высокой нравственности, скромности. Пословицы учат этикету и соблюдению общепринятых правил поведения. Они воспитывают достойных представителей фамилии, рода, общества оберегают молодых людей от каких-либо контактов с нежелательным окружением, считая, что среда определяет развитие личности:

- Орчлң нарар гегәрдг, Күн эрдмәр гегәрдг.

( Вселенная освещается солнцем, человек- знанием)

Сущность этнопедагогических традиций определяется основополагающими характеристиками традиционной культуры воспитания.

Во-первых, этнопедагогика - это педагогика национального спасения. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи. Во- вторых, это полиэтнические традиции многостороннего диалога культур. В- третьих, - это воспитательные традиции всеобщей любви. Ведь воспитание- это пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть достигнуты все или почти все цели воспитания. В- четвёртых, этнопедагогика оказывается самой естественной и жизнеспособной среди наук о воспитании и образовании. В- пятых, этнопедагогика ориентирована на индивидуум, на личность. В- шестых, это живая душа системы народного образования.

Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но духовно они очень близки к друг другу.

Родной язык- основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребёнка, становления творческой личности, способный создавать культурные национальные ценности, Владение родным языком, родной речью является важным условием не только развития личности, но и эффективного изучения других языков.

Несмотря на то, что мой учительский опыт состоит из преподавания предмета младшего школьного возраста я могу отметить некоторые успехи в преподавании. Принимая во внимание практическую цель обучения родному языку, учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строится на вовлечение учащихся в устную( аудирование ,говорение) и письменную( чтение, письмо) коммуникацию, т.е. общение на изучаемом языке на протяжении всего курса, при этом очень важно, коммуникация должна быть личностно- ориентированной, когда главным становится «что сказал собеседник», а не «как он это сказал» , т.е. коммуникация на уровне смысла. Таким образом, активное общение учителя с учащимися, учащихся между собой является социально-психологическим фактором успешности процесса обучения, одновременно обеспечивая эффективность формирования познавательных действий и приёмом общения на родном языке.

В целях эффективности усвоения знаний и развития родной речи учащихся использую карточки, перфокарты, таблицы, схемы предметные (мнемосхемы), сюжетные картинки, кроссворды, дидактические игры, ролевые игры. Практикую составление диалогов для активного общения друг с другом, изучение пословиц, поговорок, загадок. Придаю своим урокам этнопедагогическую направленность.

Так как я работаю с детьми младшего школьного возраста, большое внимание я уделяю ролевым играм, насыщенности урока наглядным материалом, песням, стишкам, сценкам, пословицам. Подобная методика позволяет строить так, чтобы они превращались в интересное и увлекательное взаимодействие учителя и ученика.

Так как практическая цель обучения родному языку- коммуникативная направленность, моей основной задачей и проблемой, над которой я работаю, стала проблема достижения навыков говорения в монологической и диалогической речи на начальном этапе обучения.

Чтобы учить родному языку как средству общения, я стараюсь на своих уроках дать детям возможность овладевать навыками выражения своих мыслей на языке. Следовательно, я планирую свои уроки таким образом чтобы вовлечь детей в устную коммуникацию. Преподавание родного языка непрерывно связано с развитием речи учащихся. Преподавание калмыцкого языка сопряжено с таким трудностями, как поверхностное знание языка, не выходящее за рамки обиходно- разговорной речи, в некоторых же семьях совершенное отсутствие языковой среды. И поэтому приходится работать, буквально, с элементарного. На всех своих уроках уделяю большое внимание расширению и обогащению словарного запаса учащихся и поэтому на уроках пять- семь минут отвожу на формирование навыка построения предложении- ответов на вопросы: «какая сегодня погода», «какой день недели», «какой праздник приближается» и т.д.

«Нет языка- нет народа»-этот постулат известен всем. Одной из центральных проблем в педагогике всех народов была проблема родного языка. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского и гениальных продолжателей его дела- К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Для Макаренко родной язык- проблема не только и не столько дидактическая, сколько политическая, общекультурная, морально-этическая, педагогическая, эстетическая…, естественная потребность любого человека. В духовной культуре народа родной язык - одно из самых ценных сокровищ. И изучение его, согласно этнопедагогики автором которого является Г.Н.Волков возможно через средства воспитания ( считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки ит.д. Материнский язык- основа основ развивающейся личности.

Тема моей работы «Устное народное творчество на уроках родного языка». Эту тему я выбрала неслучайно, так как за несколько лет работы в национальной системе я столкнулась с некоторыми затруднениями, решение которых отражены в данной работе и в соответствии с которыми поставлены следующие задачи:

- это расширение лексического запаса слов детей на уроках родного языка;

- использование методов и приёмов, способствующих развитию мыслительных способностей детей;

- внедрение малых жанров устного народного творчества;

- дальнейшее совершенствование работы с учетом возрастных особенностей детей.

Планирование ориентировано на постепенное и поэтапное обогащение словарного запаса детей путем усложнения изучаемого материала и освоение различных жанров устного народного творчества. В целях результативности усвоения материала используются эффективные педагогические технологии:

- Аудио- визуальная методика А.Ш.Кичикова

-Мнемотехнические приёмы( мнемотаблицы)

- средства активизации словаря по методу интенсивного обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской (ассоциация, ритмизация, пропевка). Тема над которой я работаю « Устное народное творчество на уроках родного языка» заставила меня обратиться к наглядному английскому языку для начальных классов.

В комплекте представлен широкий спектр различных наглядных пособий помогающих организовать групповую и коллективную работу по калмыцкому языку в начальных классах. Использование данного комплекта существенно сокращает время подготовки учителя к уроку. Наглядность- изобразительная и языковая -способна делать уроки калмыцкого языка более разнообразными, доступными и развивающими как по форме,так и по содержанию. Естественно, предложение готовых наглядных средств не означает уменьшение внимания к авторским работам учащихся: рисунки, рефераты, поделки и т.д. Осуществляются разнообразные межпредметные связи. Комплекс средств лучше осознавать связь родного и английского языков. Предложенные в методических рекомендациях, специальные формы работы ( игры, соревнования, конкурсы) помогут разнообразить процесс формирования языковых и речевых умений в разговоре, чтении и письме.

Каждая единица данного комплекта сопровождается подробным комментарием, в котором после тематического описания характеризуются заключенные в пособии возможности развития младшего школьника. Они раскрываются в следующей последовательности:

1.Монологическая речь

2. Диалогическая устная речь

3. Грамматические умения

4. Словарный запас

5.Примерные задания

Различные виды работ помогут создать на уроке атмосферу взаимодействия и сотрудничества, развить индивидуальные способности учащихся в процессе коллективного общения. Это, в свою очередь является обязательным условием развития самостоятельности, умения работать в паре. Работа по наглядному калмыцкому языку подразделяется на лексику, включающую такие темы:

1.Семья.

2.Я дома.

3.Что можно делать дома.

4.Части тела.

5.Времена года.

6.Городские здания.

7.Игрушки.

8.Транспорт.

9.Мебель.

10. Продукты.

11.Фрукты-Овощи.

12. Животные.

13. Цвета.

14. Антонимы.

Все эти темы включают раздаточный материал с вопросами и заданиями, лексический минимум, устное народное творчество, игры, диалоги, а также мнемосхемы по устному народному творчеству. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа.

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности. И все же большая, здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовывать свои творческие возможности, познавать мир и со-вершенствовать его. Для этого нужны мир и содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

И поэтому в процессе работы с детьми каждый учитель должен постоянно помнить: цель воспитания- счастье человека, а средство воспитания- радость.



© 2010-2022