- Преподавателю
- Школьному психологу
- Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»
Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Литвинова Ю.В. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока практикума для педагогов
Тема: «Проблемы педагогического общения: Тайм - менеджмент»
Автор: Литвинова Юлия Владимировна,
педагог-психолог
Пояснительная записка
Данная методическая разработка урока направлена на развитие коммуникативных и регулятивных компетенций педагогов.
Урок-практикум проходил на школе молодого педагога в Курганском государственном колледже. Методическая разработка имеет практическую значимость, благодаря чему во время занятия педагоги могут познакомиться со значением коммуникативной компетенцией и каким образом могут нарушения в общении могут сказаться на снижении профессиональной деятельности. Нехватка временных ресурсов может отразиться на снижении коммуникативной культуры педагогов.
В отличие от просто урока-лекции на данном занятии педагоги не только могут, вспомнить теоретический материал, но и могут отработать практические навыки, которые пригодятся педагогам в их профессиональной деятельности.
В результате данной деятельности педагоги приобретают опыт и навыки по исправлению собственных ошибок.
Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу педагогам, свободного высказывания.
Представленные упражнения направлены на формирование культуры общения педагогов, формирование коммуникативных умений, умения слушать и слышать других, снижение психоэмоционального напряжения, формирование саморегуляции и контроля своей деятельности, обучения навыкам эффективного использования рабочего времени, формирование доброжелательного отношения к людям.
Цели занятия:
Обучающие: обучить педагогов навыкам эффективного общения со студентами, коллегами, обучить педагогов навыкам эффективного использования рабочего времени.
Воспитательные: формирование у педагогов самоорганизации деятельности, повышение психологической культуры педагогов.
Развивающие:
- развитие профессиональной компетенции по управлению временем и эффективное распределение временных ресурсов;
- повышение личной эффективность работы, позволяющей добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии;
- развитие умения у педагогов сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом;
- развитие у педагогов творческий характер общения, способствующий становлению коммуникативной компетентности (2 слайд).
Тип мероприятия: урок обучения умениям и навыкам.
Вид мероприятия: практическое занятие.
Форма организации: групповая, работа в микрогруппах, индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
- повешение морально-психологического климата среди педагогов, создание атмосферы доверия и уважения;
- повышение уровня психологической комфортности педагогов колледжа;
- повышение уровня коммуникативной компетенции педагогов;
- снижение психоэмоционального напряжения педагогов колледжа;
- формирование навыков самоменеджмента, регулятивной компетенции педагогов;
- осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия;
- оптимизация эмоционального состояния и осознание внутренних и внешних ресурсов в профилактике эмоционального выгорания педагогов.
Методы проведения занятия:
-
Словесные методы (рассказ, интервью, беседа, свободные высказывания преподавателей).
-
Наглядные методы (проектор, реквизиты).
-
Практические методы: метод проекции, техника «Я-высказываний», проблемно-поисковый метод, рефлексия.
Условия обеспечения занятия:
Информационно-методическое обеспечение и раздаточные материалы:
- презентация к занятию;
- бланк методики «Насколько хорошо вы управляете временем и своей работой?» (приложение 1);
- памятка для педагогов «Принципы Тайм-менеджмента» (приложение 2);
- карточки с заданиями для педагогов по работе с техникой «Я-высказываний» (приложение 3);
- памятка для педагогов «Формирование конструктивных способов общения со студентами: использование техники «Я - высказываний» (приложение 4).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочая зона (стулья расставлены кругом).
Инструменты и материалы: веревочки длинной 40-60 см. на количество участвующих, грецкие орехи на количество участвующих, ручки.
Время проведения: 50 минут.
Структура занятия
№ п/п
Время
Этапы занятия
Методы и методические приемы
Формируемые компетенции
1
5 мин.
1. Организационный этап
Сообщение темы, постановка цели и мотивация деятельности педагогов
Положительный настрой на работу
Организация рабочего места, развитие слуховой памяти. Восприятие цели.
45 мин.
2. Этап изучения и закрепления новых знаний
2
15 мин.
Упражнение 1. «Поглотители времени»
Словесный.
Самодиагностика «Насколько хорошо вы управляете временем и своей работой?»
Знание ценности времени как стратегического ресурса организации и человека
3
6 мин.
Упражнение 2. «Охота за сокровищем»
Интервью
Создание атмосферы доверия и уважения
4
6 мин.
Упражнение 3. «Орехи»
Метод проекции
Осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативной компетенции
5
6 мин.
Упражнение 4. «Пожарная команда или как не сгореть на работе…»
Метод проекции; проблемно-поисковый метод
Оптимизация эмоционального состояния и осознание внутренних и внешних ресурсов в профилактике эмоционального выгорания педагогов
6
7 мин.
Упражнение 5. «Я - высказывание»
Работа с техникой
«Я-высказывание»
Развитие навыков коммуникативной, навыков конфликтологической компетенций
7
5 мин.
3. Подведение итогов
Рефлексия
Навыки самоанализа
Ход урока
-
Организационный этап (5 минуты)
- Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня мы с Вами будем участниками занятия школы молодого педагога. Тема сегодняшнего занятия «Проблемы педагогического общения: Тайм-менеджмент».
- Вы уже знаете, что для успешной реализации профессиональных задач педагогу необходимо обладать развитой коммуникативной компетентностью, готовностью к сотрудничеству с воспитанниками, родителями, коллегами.
- А что же такое коммуникация, коммуникативный процесс? Коммуникация - это одно из важнейших условий объединения людей для любой совместной деятельности. И как раз для эффективного взаимодействия педагогу нужны качества, которые представляют собой интегративную связь ценностных ориентации, нравственных позиций и устремлений знаний, умений, профессиональной этики.
- Что представляет собой термин «компетентность»?
Компетентность - способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами. Другими словами, это результативные позитивные действия в различных ситуациях.
Таким образом, получаем, что коммуникативная компетентность - способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями, а также умение обосновать собственное высказывание и правильно воспринимать критику коллег.
Именно от коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем.
Развитие коммуникативной компетенции педагога рассматривается как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.
На формирование коммуникативной культуры педагога сказываются различные факторы, среди которых проявляются напряженные ситуации. Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
- Представьте, дорогие коллеги, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные, опасные.
Еще одно условие, когда деятельность преподавателя приобретает очертания напряженной ситуации для педагогов - нехватка временных ресурсов. Фактор времени является самым мощным стрессором. Педагогу хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Соответственно данный фактор негативно влияет на коммуникативную культуру педагогов.
- Вспомните в теме, нашего занятия прозвучало такое понятие, как «Тайм-менеджмент». Слово «менеджмент» означает «управление», можно управлять разного рода ресурсами: интеллектуальными, финансовыми и др. «Тайм-менеджмент» или самоменеджмент - это искусство управления временем, а если быть более точным - умение планировать свою собственную деятельность (3 слайд).
- Мы с Вами часто жалуемся на то, что постоянно ничего не успеваем, но …что мы делаем, чтобы все успевать? (4 слайд) Или «Что мы делаем, чтобы не успевать?» (5 слайд).
-
Этап изучения и закрепления новых знаний
Упражнение 1. «Поглотители времени» (15 мин.)
А сейчас мы с Вами проверим, насколько Вы хорошо умеете выстраивать свой день, свое рабочее время, свою деятельность (Приложение 1.) (6, 7 слайд)
Поставьте + рядом с номером ответа, если:
-
Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
-
Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
-
Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.
-
Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
-
Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
-
Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.
-
Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
-
В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
-
Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.
-
Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.
Анализ результатов (8 слайд):
-
0-2 баллов - вы не планируете, свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.
-
3-6 баллов - вы пытаетесь овладеть своим временем, но вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.
-
7-8 баллов - у вас хороший само- и тайм-менеджмент.
-
9-10 баллов - вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально, расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям приобщиться к вашему опыту.
Вопрос для аудитории: на что уходит наше рабочее время? (обсуждение и анализ).
Вывод: главными пожирателями времени оказывается не внешние факторы, а наши личностные особенности (либо их отсутствие) и вредные привычки (9 слайд):
-
Недостаток мотивации.
-
Синдром откладывания.
-
Болтовня на частные темы, излишняя коммуникабельность.
-
Перерывы на чай.
-
Отрывающие от дел личные телефонные звонки.
-
Отсутствие самодисциплины, неумение довести дело до конца.
-
Неспособность сказать «нет».
-
Попытка слишком много сделать за один раз.
-
Спешка, нетерпение.
-
Нечеткая постановка цели.
-
Плохое планирование трудового дня.
-
Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.
-
Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
Если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени (принцип Парето) (10 слайд).
И для оптимизации своей работы и временных затрат предлагаю вам несколько несложных принципов «Тайм-менеджмента» (Приложение 2).
Первый принцип: раздели слона (11 слайд) (не прячься от проблемы, хочешь продвигаться - начинай двигаться, делая действия по выполнению большого дела).
-
Разделить слона «на кусочки»;
-
Убедитесь, что Вы каждый день «съедаете кусочек» в дополнение к Вашим другим рутинным задачам;
-
Убедитесь, что Вы «доели» слона;
-
Концентрируйтесь не более чем на 1-2 «делах-слонах» за 1 раз.
Второй принцип: съешь лягушку на завтрак (12 слайд) (не откладывай на завтра, делай все самое важное в начале).
Лягушка - это то, что у большинства людей вызывает неприятные ассоциации и чувство брезгливости. Поэтому, если съесть с утра на завтрак самую большую лягушку, то вероятнее всего, худшего вам уже испытать в этот день не придется. Лягушка - это та задача, для решения которой нам надо затрачивать максимум усилий, поэтому в отношении нее мы проявляем нерешительность и медлительность.
Есть известная поговорка: «Если вам надлежит съесть двух лягушек, первой съедайте самую гадкую из них». Когда вы съедите лягушку, то о брезгливости уже не вспомните.
Третий принцип: приручи лангольеров (13 слайд) (управляй своим временем).
Планируйте и расставляйте приоритеты. Правильно расставленные приоритеты - это уже 80% вашего успеха и эффективного использования своего времени. Составляя план на год, месяц, неделю или день, обязательно расставьте приоритеты - какие дела нужно выполнить в первую очередь, а какие - могут подождать.
Уделяй необходимое время отдых и сну. Контролируйте время.
Четвертый принцип: заведи календарик-пинарик (14 слайд) (записывай все необходимые дела, ставь отметку о выполнении и наслаждайся продвижением вперед!).
Календарик-пинарик представляет собой табличку, где дополнительно к дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рис.).
День недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Итого
за день
+
Итого
за день
-
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Итого за неделю
+
Итого за неделю
-
Идея инструмента: Календарик-пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать, сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное времяпрепровождение. Использование календарика-пинарика в работе показало, что количество потерянных часов сокращается.
После рассказа ведущий раздает памятки для педагогов принципы «Тайм-менеджмента» (приложение 2).
И самое главное, не забывайте: НИКОГДА НЕ ДОПУСКАЙТЕ ТОГО, ЧТОБЫ ВАЖНЫЕ ДЕЛА СТАНОВИЛИСЬ СРОЧНЫМИ! (15 слайд).
Упражнение 2. «Охота за сокровищем» (6 мин.) (16 слайд)
- А, сейчас мы с Вами поиграем, снимим напряжение накопившиеся за день. Вам необходимо свободно передвигаться по кабинету, здороваться и беседовать друг с другом. Ваша задача - найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем поговорите. Чем больше Вы опросите друг друга, и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.
Например (и я, Мария Ивановна живем в одном доме, но у меня есть собака, а у нее нет животных). Затем после проигрывания упражнения идет обсуждение.
Упражнение 3. «Орехи» (6 мин.)
(Ведущий раздает орехи каждому участнику). Теперь возьмите в руки орех. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, наличие впадин и выпуклостей, рисунок… Постарайтесь заметить все особенности этого ореха. Запомните его. Положите его в тарелку рядом с другими орехами. (В это время орехи перемешиваются)
А теперь постарайтесь среди других орехов найти «свой» - тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.
Вывод: нам предстоит работать с разными учащимися, каждый из которых - индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера… Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте это и развивайте в нем то скрытое, о чем он сам не подозревает.
Упражнение 4. «Пожарная команда или как не сгореть на работе… (6 мин.)
«Наша жизнь далеко не такая длинная, как может показаться (17 слайд). У нее есть начало и конец, как и у этой веревки (участникам раздаются веревочки). Кому-то достается жизнь длинная, кому-то - короткая. Кто-то ее проживает, наслаждаясь каждым моментом жизни, а кто-то прожигает…, или сгорает сам («сгорел на работе») (быстро провести по веревке и показать, что это больно и горячо). Но иногда мы сами укорачиваем свою жизнь неразумными переживаниями, обидами, невысказанными претензиями… Вспомните такие случаи и каждому из них завяжите узелок…(участники завязывают узлы, уменьшая длину веревки). Что стало с нашей жизнью - укоротилась…., мы укорачиваем ее сами наши непродуктивными, нерациональными эмоциями.
Подарите себе годы жизни и развяжите эти узелки прямо сейчас. Простите обиды другим, простите себя, позвольте себе быть собой…
- Какие у нас есть внешние ресурсы для снятия напряжения? (хобби, семья, баня, активный досуг и т.д.). Внутренние? Самопринятие, уверенность в себе на основе безусловного позитивного отношения и любви к своему Я (продемонстрировать приемы физической самостимуляции - похвалить себя, обнять себя, погладить по голове…). Это наша пожарная команда, которая поможет справиться с любым «пожаром» в самой тяжелой профессиональной ситуации, умение ее вызывать - это залог эмоционального благополучия и профессионального здоровья».
Упражнение 5. «Я - высказывание» (7 мин.) (18 слайд)
Но, наше Я развивается долго. Мы растем, ребенок становится взрослым, взрослый - родителем… И, вот интересно (вопрос аудитории): а куда вы дели своего ребенка? В какой детский сад Вы его отвели? А давно забирали?».
Наша личность включает три эго-состояния, 3 состояния Я - родитель, ребенок и взрослый (когда мы дурачимся или ленимся и не сдаем отчеты - себя проявляет наш внутренний Ребенок, когда критикуем, поучаем или боремся за справедливость, когда выгоднее промолчать - Родитель, а разгребать последствия того, что натворили эти двое, приходится Взрослому).
Э.Берн, автор этой структуры личности, сказал интересную фразу: «Когда говорят два человека, общаются минимум шестеро».
Мы не понимаем, обижаемся и ссоримся, потому что не умеем слышать и слушать, кто и с кем общается: игривый Ребенок с озорным Ребенком, или обиженный Ребенок с заботливым Родителем, или зрелый и адекватный Взрослый с критикующим Родителем.
В педагогическом общении важно уметь гибко использовать все состояния, уметь их слышать, и реагировать с позиции Я - высказывания, особенно, выражая критику или пожелания.
«Я» - высказывание =
искреннее выражение чувств
(я рад, я счастлив, мне обидно, меня унижает, мне приятно, я подавлен, я удивлен, мне интересно, мне любопытно, я благоговею, мне восхищен и т.д.)
+
выгодное обеим сторонам и конструктивное предложение.
У учеников есть рейтинг самых страшных фраз (см. презентацию), у молодых учителей, оказывается, тоже - это то, что они так неприятно слушать от своих более опытных коллег. Многие из педагогов могут использовать неконструктивные фразы общения, обращения к учащимся: «Раз никто не хочет отвечать, открываем журнал и по списку», «А ты голову дома не забыл», «Для особо одаренных повторяю еще раз» и т.д. (19, 20, 21 слайд).
Сейчас мы с Вами разделимся на 2 группы: (22 слайд).
Карточки с заданиями для педагогов по работе с техникой «Я-высказываний» приложение 3.
Задание для 1 группы:
-
Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).
-
Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.
Фраза: «Это на Ваших уроках они постоянно разговаривают и ничего не делают, а на моих они делом заняты?»
Задание для 2 группы:
-
Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).
-
Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.
Фраза: «У Вас был не урок, а кошмар какой-то».
Вывод, обсуждение результатов: И действительно надо задуматься над тем как мы общаемся, взаимодействуем с нашими студентами. Иногда нам также неприятно слышать различного рода неконструктивные фразы и утверждения, мы злимся, порой не слышим, что нам говорят.
В конце обсуждения упражнения ведущий раздает памятки для педагогов Формирование конструктивных способов общения со студентами «Использование техники «Я - высказываний» (приложение 4).
3. Подведение итогов (5 мин.)
Рефлексия (самоанализ): (23 слайд)
- Наше занятие подходит к концу, дополните фразу «Молодой педагог: чему стоит учить и учиться?» (от каждого участника по одному слову-реплике).
Учите и учитесь:
Не бояться играть свою роль!
Убирать все лишнее!
Использовать ресурсы!
Просто улыбаться!
Спасибо за внимание! Творческих успехов! (24 слайд)
Литература
-
Азарова, О.Тайм-менеджмент за 30 минут. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-160
-
Архангельский, Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.
-
Бадьина, Н.П. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении: Электронный учебник / Н.П. Бадьина, Л.А. Дементьева. - Курган, 2008.
-
Быкова, Е. Как все успеть. План-конспект занятия по теме «Управление собственным временем» // Школьный психолог. - 2013. - №6. - С. 48-51.
-
Васильченко, Ю.Л. Самоучитель по тайм-менеджменту / Ю.Л. Васильченко, З.В. Тараченко, М.Н. Черныш. - СПб.: Питер, 2007.-256с.
-
Добротворский, И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии: Практическое руководство для решения повседневных проблем. - М.: Приор-издат, 2006.-271с.
-
Калинин, С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. - СПб.: Речь, 2006.-371с.
-
Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. - М., 1975.
-
Овчарова, Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 187 с.
-
Радюк, Л. Тайм- менеджмент. Программа тренинга для подростков 14-16 лет с признаками осложненного поведения // Школьный психолог. - 2012. - №6. - С. 28-34.
-
Соснина, М.А. Личный тайм-менеджмент, или Как управлять своим временем. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256с.
-
Тайм-менеджмент по Брайану-Трейси: Как заставить время работать на вас / Брайан Трейси; Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-302 с.
-
Теплицкая, А. Поглотители времени. Тайм-менеджмент для педагогов / Александра Теплицкая, Татьяна Меркулова // Школьный психолог. - 2012. - №2. - С. 41-45.
Интернет - ресурсы:
-
ppt4web.ru/russkijj-jazyk/pravovoe-obespechenie-sistemy-upravlenija-personalom.html сайты презентации
-
vk.com/event54039052
-
psyhodic.ru/arc.php?page=4691
-
pinarik.ru/ вебинар Литвак
-
vitamarg.com/konsultacii/uspeh/3200-33-soveta-time-managment?limitstart=0
-
ikeremina.ucoz.ru
-
internatpscov.ucoz.ru
-
images.yandex.ru
Приложение 1.
Самодиагностика «Насколько хорошо вы управляете временем
и своей работой?
№ п/п
Утверждения:
Да
1.
Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
2.
Я перепоручаю все, что может быть перепоручено
3.
Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.
4.
Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
5.
Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
6.
Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.
7.
Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
8.
В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
9.
Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.
10.
Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.
Количество баллов
Анализ результатов:
-
0-2 баллов - вы не планируете, свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.
-
3-6 баллов - вы пытаетесь овладеть своим временем, но вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.
-
7-8 баллов - у вас хороший само- и тайм-менеджмент.
-
9-10 баллов - вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально, расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям приобщиться к вашему опыту.
Приложение 2.
-
Раздели слона (не прячься от проблемы, хочешь продвигаться - начинай двигаться, делая действия по выполнению большого дела).
-
Внести в расписание дня, недели регулярные «откусывания» от слона;
-
Разделить слона «на кусочки»;
-
Убедитесь, что Вы каждый день «съедаете кусочек» в дополнение к Вашим другим рутинным задачам;
-
Убедитесь, что Вы «доели» слона;
-
Концентрируйтесь не более чем на 1-2 «делах-слонах».
2. Съешь лягушку на завтрак (не откладывай на завтра, делай все самое важное в начале).
Лягушка - это то, что у большинства людей вызывает неприятные ассоциации и чувство брезгливости. Поэтому, если съесть с утра на завтрак самую большую лягушку, то вероятнее всего, худшего вам уже испытать в этот день не придется.
Есть известная поговорка: «Если вам надлежит съесть двух лягушек, первой съедайте самую гадкую из них».
Когда вы съедите лягушку, то о брезгливости уже не вспомните.
3. Приручи лангольеров (управляй своим временем).
Планируйте и расставляйте приоритеты. Правильно расставленные приоритеты - это уже 80% вашего успеха и эффективного использования своего времени. Составляя план на год, месяц, неделю или день, обязательно расставьте приоритеты - какие дела нужно выполнить в первую очередь, а какие - могут подождать.
Уделяй необходимое время отдых и сну. Контролируй время.
4. Заведи календарик-пинарик
Календарик-пинарик представляет собой табличку, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рис.).
Идея инструмента
Календарик-пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать, сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное времяпрепровождение. Использование календарика-пинарика в работе показало, что количество потерянных часов сокращается.
День недели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Итого
за день
+
Итого
за день
-
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Итого за неделю
+
Итого за неделю
-
В результате:
-
Вы увидите, сколько времени потратили впустую, и это заставит вас задуматься, получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах;
-
отмечая потерянные часы цветом, это показывает, что именно от вас зависит количество потраченного впустую времени;
-
календарик постоянно находится перед глазами, в данной ситуации календарик выступает своеобразным инструментом контроля, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.
И главное, не забывайте: НИКОГДА НЕ ДОПУСКАЙТЕ ТОГО, ЧТОБЫ ВАЖНЫЕ ДЕЛА
СТАНОВИЛИСЬ СРОЧНЫМИ!
Приложение 3.
Приложение 3.
Карточки с заданиями для педагогов по работе с техникой «Я-высказываний»
1 группа
Задание для 1 группы:
-
Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).
-
Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.
Фраза: «Это на Ваших уроках они постоянно разговаривают и ничего не делают, а на моих они делом заняты?»
2 группа
Задание для 2 группы:
-
Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).
-
Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.
Фраза: «У Вас был не урок, а кошмар какой-то».
Приложение 4.
Формирование конструктивных способов общения со студентами
Использование техники «Я - высказываний»
«Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному пред мету без оценки.
НУЖНО:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула Ситуация + Я - чувство + Объяснение (см. таблицу).
«Ты - высказывание»
«Я - высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь!
Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Что ты все время
разговариваешь параллельно
со мной?
Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь!
Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя
ведешь!
В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение.
Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда без спросу
берешь журнал со стола!
Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
16