Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»

Данная методическая разработка урока направлена на развитие коммуникативных и регулятивных компетенций педагогов. Урок-практикум проходил на школе молодого педагога в Курганском государственном колледже. Методическая разработка имеет практическую значимость, благодаря чему во время занятия педагоги могут познакомиться со значением коммуникативной компетенцией и каким  образом могут нарушения в общении могут сказаться на снижении профессиональной деятельности. Нехватка временных ресурсов может от...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»Методическая разработка урока практикума для педагогов
Тема: «Проблемы педагогического общения: Тайм - менеджмент»


Автор: Литвинова Юлия Владимировна,

педагог-психолог

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока направлена на развитие коммуникативных и регулятивных компетенций педагогов.

Урок-практикум проходил на школе молодого педагога в Курганском государственном колледже. Методическая разработка имеет практическую значимость, благодаря чему во время занятия педагоги могут познакомиться со значением коммуникативной компетенцией и каким образом могут нарушения в общении могут сказаться на снижении профессиональной деятельности. Нехватка временных ресурсов может отразиться на снижении коммуникативной культуры педагогов.

В отличие от просто урока-лекции на данном занятии педагоги не только могут, вспомнить теоретический материал, но и могут отработать практические навыки, которые пригодятся педагогам в их профессиональной деятельности.

В результате данной деятельности педагоги приобретают опыт и навыки по исправлению собственных ошибок.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу педагогам, свободного высказывания.

Представленные упражнения направлены на формирование культуры общения педагогов, формирование коммуникативных умений, умения слушать и слышать других, снижение психоэмоционального напряжения, формирование саморегуляции и контроля своей деятельности, обучения навыкам эффективного использования рабочего времени, формирование доброжелательного отношения к людям.

Цели занятия:

Обучающие: обучить педагогов навыкам эффективного общения со студентами, коллегами, обучить педагогов навыкам эффективного использования рабочего времени.

Воспитательные: формирование у педагогов самоорганизации деятельности, повышение психологической культуры педагогов.

Развивающие:

- развитие профессиональной компетенции по управлению временем и эффективное распределение временных ресурсов;

- повышение личной эффективность работы, позволяющей добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии;

- развитие умения у педагогов сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом;

- развитие у педагогов творческий характер общения, способствующий становлению коммуникативной компетентности (2 слайд).

Тип мероприятия: урок обучения умениям и навыкам.

Вид мероприятия: практическое занятие.

Форма организации: групповая, работа в микрогруппах, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

- повешение морально-психологического климата среди педагогов, создание атмосферы доверия и уважения;

- повышение уровня психологической комфортности педагогов колледжа;

- повышение уровня коммуникативной компетенции педагогов;

- снижение психоэмоционального напряжения педагогов колледжа;

- формирование навыков самоменеджмента, регулятивной компетенции педагогов;

- осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия;

- оптимизация эмоционального состояния и осознание внутренних и внешних ресурсов в профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Методы проведения занятия:

  1. Словесные методы (рассказ, интервью, беседа, свободные высказывания преподавателей).

  2. Наглядные методы (проектор, реквизиты).

  3. Практические методы: метод проекции, техника «Я-высказываний», проблемно-поисковый метод, рефлексия.

Условия обеспечения занятия:

Информационно-методическое обеспечение и раздаточные материалы:

- презентация к занятию;

- бланк методики «Насколько хорошо вы управляете временем и своей работой?» (приложение 1);

- памятка для педагогов «Принципы Тайм-менеджмента» (приложение 2);

- карточки с заданиями для педагогов по работе с техникой «Я-высказываний» (приложение 3);

- памятка для педагогов «Формирование конструктивных способов общения со студентами: использование техники «Я - высказываний» (приложение 4).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочая зона (стулья расставлены кругом).

Инструменты и материалы: веревочки длинной 40-60 см. на количество участвующих, грецкие орехи на количество участвующих, ручки.

Время проведения: 50 минут.

Структура занятия

№ п/п

Время

Этапы занятия

Методы и методические приемы

Формируемые компетенции

1

5 мин.

1. Организационный этап

Сообщение темы, постановка цели и мотивация деятельности педагогов

Положительный настрой на работу

Организация рабочего места, развитие слуховой памяти. Восприятие цели.

45 мин.

2. Этап изучения и закрепления новых знаний

2

15 мин.

Упражнение 1. «Поглотители времени»

Словесный.

Самодиагностика «Насколько хорошо вы управляете временем и своей работой?»

Знание ценности времени как стратегического ресурса организации и человека

3

6 мин.

Упражнение 2. «Охота за сокровищем»

Интервью

Создание атмосферы доверия и уважения

4

6 мин.

Упражнение 3. «Орехи»

Метод проекции

Осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативной компетенции

5

6 мин.

Упражнение 4. «Пожарная команда или как не сгореть на работе…»

Метод проекции; проблемно-поисковый метод

Оптимизация эмоционального состояния и осознание внутренних и внешних ресурсов в профилактике эмоционального выгорания педагогов

6

7 мин.

Упражнение 5. «Я - высказывание»

Работа с техникой

«Я-высказывание»

Развитие навыков коммуникативной, навыков конфликтологической компетенций

7

5 мин.

3. Подведение итогов

Рефлексия

Навыки самоанализа







































Ход урока

  1. Организационный этап (5 минуты)

- Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня мы с Вами будем участниками занятия школы молодого педагога. Тема сегодняшнего занятия «Проблемы педагогического общения: Тайм-менеджмент».

- Вы уже знаете, что для успешной реализации профессиональных задач педагогу необходимо обладать развитой коммуникативной компетентностью, готовностью к сотрудничеству с воспитанниками, родителями, коллегами.

- А что же такое коммуникация, коммуникативный процесс? Коммуникация - это одно из важнейших условий объединения людей для любой совместной деятельности. И как раз для эффективного взаимодействия педагогу нужны качества, которые представляют собой интегративную связь ценностных ориентации, нравственных позиций и устремлений знаний, умений, профессиональной этики.

- Что представляет собой термин «компетентность»?

Компетентность - способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами. Другими словами, это результативные позитивные действия в различных ситуациях.

Таким образом, получаем, что коммуникативная компетентность - способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями, а также умение обосновать собственное высказывание и правильно воспринимать критику коллег.

Именно от коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем.

Развитие коммуникативной компетенции педагога рассматривается как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.

На формирование коммуникативной культуры педагога сказываются различные факторы, среди которых проявляются напряженные ситуации. Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

- Представьте, дорогие коллеги, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются как трудные, сложные, опасные.

Еще одно условие, когда деятельность преподавателя приобретает очертания напряженной ситуации для педагогов - нехватка временных ресурсов. Фактор времени является самым мощным стрессором. Педагогу хронически не хватает времени не только на отдых, но и на труд. Соответственно данный фактор негативно влияет на коммуникативную культуру педагогов.

- Вспомните в теме, нашего занятия прозвучало такое понятие, как «Тайм-менеджмент». Слово «менеджмент» означает «управление», можно управлять разного рода ресурсами: интеллектуальными, финансовыми и др. «Тайм-менеджмент» или самоменеджмент - это искусство управления временем, а если быть более точным - умение планировать свою собственную деятельность (3 слайд).

- Мы с Вами часто жалуемся на то, что постоянно ничего не успеваем, но …что мы делаем, чтобы все успевать? (4 слайд) Или «Что мы делаем, чтобы не успевать?» (5 слайд).


  1. Этап изучения и закрепления новых знаний

Упражнение 1. «Поглотители времени» (15 мин.)

А сейчас мы с Вами проверим, насколько Вы хорошо умеете выстраивать свой день, свое рабочее время, свою деятельность (Приложение 1.) (6, 7 слайд)

Поставьте + рядом с номером ответа, если:

  1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.

  2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.

  3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.

  4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.

  5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.

  6. Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.

  7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.

  8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.

  9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.

  10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.


Анализ результатов (8 слайд):

  • 0-2 баллов - вы не планируете, свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

  • 3-6 баллов - вы пытаетесь овладеть своим временем, но вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.

  • 7-8 баллов - у вас хороший само- и тайм-менеджмент.

  • 9-10 баллов - вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально, расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям приобщиться к вашему опыту.

Вопрос для аудитории: на что уходит наше рабочее время? (обсуждение и анализ).

Вывод: главными пожирателями времени оказывается не внешние факторы, а наши личностные особенности (либо их отсутствие) и вредные привычки (9 слайд):

  1. Недостаток мотивации.

  2. Синдром откладывания.

  3. Болтовня на частные темы, излишняя коммуникабельность.

  4. Перерывы на чай.

  5. Отрывающие от дел личные телефонные звонки.

  6. Отсутствие самодисциплины, неумение довести дело до конца.

  7. Неспособность сказать «нет».

  8. Попытка слишком много сделать за один раз.

  9. Спешка, нетерпение.

  10. Нечеткая постановка цели.

  11. Плохое планирование трудового дня.

  12. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.

  13. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.

Если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени (принцип Парето) (10 слайд).

И для оптимизации своей работы и временных затрат предлагаю вам несколько несложных принципов «Тайм-менеджмента» (Приложение 2).

Первый принцип: раздели слона (11 слайд) (не прячься от проблемы, хочешь продвигаться - начинай двигаться, делая действия по выполнению большого дела).

  • Разделить слона «на кусочки»;

  • Убедитесь, что Вы каждый день «съедаете кусочек» в дополнение к Вашим другим рутинным задачам;

  • Убедитесь, что Вы «доели» слона;

  • Концентрируйтесь не более чем на 1-2 «делах-слонах» за 1 раз.

Второй принцип: съешь лягушку на завтрак (12 слайд) (не откладывай на завтра, делай все самое важное в начале).

Лягушка - это то, что у большинства людей вызывает неприятные ассоциации и чувство брезгливости. Поэтому, если съесть с утра на завтрак самую большую лягушку, то вероятнее всего, худшего вам уже испытать в этот день не придется. Лягушка - это та задача, для решения которой нам надо затрачивать максимум усилий, поэтому в отношении нее мы проявляем нерешительность и медлительность.

Есть известная поговорка: «Если вам надлежит съесть двух лягушек, первой съедайте самую гадкую из них». Когда вы съедите лягушку, то о брезгливости уже не вспомните.

Третий принцип: приручи лангольеров (13 слайд) (управляй своим временем).

Планируйте и расставляйте приоритеты. Правильно расставленные приоритеты - это уже 80% вашего успеха и эффективного использования своего времени. Составляя план на год, месяц, неделю или день, обязательно расставьте приоритеты - какие дела нужно выполнить в первую очередь, а какие - могут подождать.

Уделяй необходимое время отдых и сну. Контролируйте время.

Четвертый принцип: заведи календарик-пинарик (14 слайд) (записывай все необходимые дела, ставь отметку о выполнении и наслаждайся продвижением вперед!).

Календарик-пинарик представляет собой табличку, где дополнительно к дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рис.).

День недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Итого

за день

+

Итого

за день

-

Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота







Воскресенье













Итого за неделю

+

Итого за неделю

-

Идея инструмента: Календарик-пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать, сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное времяпрепровождение. Использование календарика-пинарика в работе показало, что количество потерянных часов сокращается.

После рассказа ведущий раздает памятки для педагогов принципы «Тайм-менеджмента» (приложение 2).

И самое главное, не забывайте: НИКОГДА НЕ ДОПУСКАЙТЕ ТОГО, ЧТОБЫ ВАЖНЫЕ ДЕЛА СТАНОВИЛИСЬ СРОЧНЫМИ! (15 слайд).

Упражнение 2. «Охота за сокровищем» (6 мин.) (16 слайд)

- А, сейчас мы с Вами поиграем, снимим напряжение накопившиеся за день. Вам необходимо свободно передвигаться по кабинету, здороваться и беседовать друг с другом. Ваша задача - найти одно сходство и одно различие с каждым, с кем поговорите. Чем больше Вы опросите друг друга, и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.

Например (и я, Мария Ивановна живем в одном доме, но у меня есть собака, а у нее нет животных). Затем после проигрывания упражнения идет обсуждение.


Упражнение 3. «Орехи» (6 мин.)

(Ведущий раздает орехи каждому участнику). Теперь возьмите в руки орех. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, наличие впадин и выпуклостей, рисунок… Постарайтесь заметить все особенности этого ореха. Запомните его. Положите его в тарелку рядом с другими орехами. (В это время орехи перемешиваются)

А теперь постарайтесь среди других орехов найти «свой» - тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.

Вывод: нам предстоит работать с разными учащимися, каждый из которых - индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера… Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте это и развивайте в нем то скрытое, о чем он сам не подозревает.

Упражнение 4. «Пожарная команда или как не сгореть на работе… (6 мин.)

«Наша жизнь далеко не такая длинная, как может показаться (17 слайд). У нее есть начало и конец, как и у этой веревки (участникам раздаются веревочки). Кому-то достается жизнь длинная, кому-то - короткая. Кто-то ее проживает, наслаждаясь каждым моментом жизни, а кто-то прожигает…, или сгорает сам («сгорел на работе») (быстро провести по веревке и показать, что это больно и горячо). Но иногда мы сами укорачиваем свою жизнь неразумными переживаниями, обидами, невысказанными претензиями… Вспомните такие случаи и каждому из них завяжите узелок…(участники завязывают узлы, уменьшая длину веревки). Что стало с нашей жизнью - укоротилась…., мы укорачиваем ее сами наши непродуктивными, нерациональными эмоциями.

Подарите себе годы жизни и развяжите эти узелки прямо сейчас. Простите обиды другим, простите себя, позвольте себе быть собой…

- Какие у нас есть внешние ресурсы для снятия напряжения? (хобби, семья, баня, активный досуг и т.д.). Внутренние? Самопринятие, уверенность в себе на основе безусловного позитивного отношения и любви к своему Я (продемонстрировать приемы физической самостимуляции - похвалить себя, обнять себя, погладить по голове…). Это наша пожарная команда, которая поможет справиться с любым «пожаром» в самой тяжелой профессиональной ситуации, умение ее вызывать - это залог эмоционального благополучия и профессионального здоровья».

Упражнение 5. «Я - высказывание» (7 мин.) (18 слайд)

Но, наше Я развивается долго. Мы растем, ребенок становится взрослым, взрослый - родителем… И, вот интересно (вопрос аудитории): а куда вы дели своего ребенка? В какой детский сад Вы его отвели? А давно забирали?».

Наша личность включает три эго-состояния, 3 состояния Я - родитель, ребенок и взрослый (когда мы дурачимся или ленимся и не сдаем отчеты - себя проявляет наш внутренний Ребенок, когда критикуем, поучаем или боремся за справедливость, когда выгоднее промолчать - Родитель, а разгребать последствия того, что натворили эти двое, приходится Взрослому).

Э.Берн, автор этой структуры личности, сказал интересную фразу: «Когда говорят два человека, общаются минимум шестеро».

Мы не понимаем, обижаемся и ссоримся, потому что не умеем слышать и слушать, кто и с кем общается: игривый Ребенок с озорным Ребенком, или обиженный Ребенок с заботливым Родителем, или зрелый и адекватный Взрослый с критикующим Родителем.

В педагогическом общении важно уметь гибко использовать все состояния, уметь их слышать, и реагировать с позиции Я - высказывания, особенно, выражая критику или пожелания.

«Я» - высказывание =

искреннее выражение чувств

(я рад, я счастлив, мне обидно, меня унижает, мне приятно, я подавлен, я удивлен, мне интересно, мне любопытно, я благоговею, мне восхищен и т.д.)

+

выгодное обеим сторонам и конструктивное предложение.

У учеников есть рейтинг самых страшных фраз (см. презентацию), у молодых учителей, оказывается, тоже - это то, что они так неприятно слушать от своих более опытных коллег. Многие из педагогов могут использовать неконструктивные фразы общения, обращения к учащимся: «Раз никто не хочет отвечать, открываем журнал и по списку», «А ты голову дома не забыл», «Для особо одаренных повторяю еще раз» и т.д. (19, 20, 21 слайд).

Сейчас мы с Вами разделимся на 2 группы: (22 слайд).

Карточки с заданиями для педагогов по работе с техникой «Я-высказываний» приложение 3.

Задание для 1 группы:

  1. Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).

  2. Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.

Фраза: «Это на Ваших уроках они постоянно разговаривают и ничего не делают, а на моих они делом заняты?»

Задание для 2 группы:

  1. Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).

  2. Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.

Фраза: «У Вас был не урок, а кошмар какой-то».

Вывод, обсуждение результатов: И действительно надо задуматься над тем как мы общаемся, взаимодействуем с нашими студентами. Иногда нам также неприятно слышать различного рода неконструктивные фразы и утверждения, мы злимся, порой не слышим, что нам говорят.

В конце обсуждения упражнения ведущий раздает памятки для педагогов Формирование конструктивных способов общения со студентами «Использование техники «Я - высказываний» (приложение 4).

3. Подведение итогов (5 мин.)

Рефлексия (самоанализ): (23 слайд)

- Наше занятие подходит к концу, дополните фразу «Молодой педагог: чему стоит учить и учиться?» (от каждого участника по одному слову-реплике).


Учите и учитесь:

Не бояться играть свою роль!

Убирать все лишнее!

Использовать ресурсы!

Просто улыбаться!

Спасибо за внимание! Творческих успехов! (24 слайд)

Литература

  1. Азарова, О.Тайм-менеджмент за 30 минут. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-160

  2. Архангельский, Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

  3. Бадьина, Н.П. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении: Электронный учебник / Н.П. Бадьина, Л.А. Дементьева. - Курган, 2008.

  4. Быкова, Е. Как все успеть. План-конспект занятия по теме «Управление собственным временем» // Школьный психолог. - 2013. - №6. - С. 48-51.

  5. Васильченко, Ю.Л. Самоучитель по тайм-менеджменту / Ю.Л. Васильченко, З.В. Тараченко, М.Н. Черныш. - СПб.: Питер, 2007.-256с.

  6. Добротворский, И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии: Практическое руководство для решения повседневных проблем. - М.: Приор-издат, 2006.-271с.

  7. Калинин, С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. - СПб.: Речь, 2006.-371с.

  8. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. - М., 1975.

  9. Овчарова, Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 187 с.

  10. Радюк, Л. Тайм- менеджмент. Программа тренинга для подростков 14-16 лет с признаками осложненного поведения // Школьный психолог. - 2012. - №6. - С. 28-34.

  11. Соснина, М.А. Личный тайм-менеджмент, или Как управлять своим временем. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-256с.

  12. Тайм-менеджмент по Брайану-Трейси: Как заставить время работать на вас / Брайан Трейси; Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-302 с.

  13. Теплицкая, А. Поглотители времени. Тайм-менеджмент для педагогов / Александра Теплицкая, Татьяна Меркулова // Школьный психолог. - 2012. - №2. - С. 41-45.

Интернет - ресурсы:

  1. ppt4web.ru/russkijj-jazyk/pravovoe-obespechenie-sistemy-upravlenija-personalom.html сайты презентации

  2. vk.com/event54039052

  3. psyhodic.ru/arc.php?page=4691

  4. pinarik.ru/ вебинар Литвак

  5. vitamarg.com/konsultacii/uspeh/3200-33-soveta-time-managment?limitstart=0

  6. ikeremina.ucoz.ru

  7. internatpscov.ucoz.ru

  8. images.yandex.ru


















Приложение 1.

Самодиагностика «Насколько хорошо вы управляете временем

и своей работой?

№ п/п

Утверждения:

Да

1.

Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.

2.

Я перепоручаю все, что может быть перепоручено

3.

Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации.

4.

Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.

5.

Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.

6.

Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.

7.

Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.

8.

В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.

9.

Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.

10.

Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.


Количество баллов


Анализ результатов:

  • 0-2 баллов - вы не планируете, свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

  • 3-6 баллов - вы пытаетесь овладеть своим временем, но вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.

  • 7-8 баллов - у вас хороший само- и тайм-менеджмент.

  • 9-10 баллов - вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально, расходовать свое время. Позвольте окружающим вас людям приобщиться к вашему опыту.









Приложение 2.

Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»

  1. Раздели слона (не прячься от проблемы, хочешь продвигаться - начинай двигаться, делая действия по выполнению большого дела).

  • Внести в расписание дня, недели регулярные «откусывания» от слона;

  • Разделить слона «на кусочки»;

  • Убедитесь, что Вы каждый день «съедаете кусочек» в дополнение к Вашим другим рутинным задачам;

  • Убедитесь, что Вы «доели» слона;

  • Концентрируйтесь не более чем на 1-2 «делах-слонах».

Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»

2. Съешь лягушку на завтрак (не откладывай на завтра, делай все самое важное в начале).

Лягушка - это то, что у большинства людей вызывает неприятные ассоциации и чувство брезгливости. Поэтому, если съесть с утра на завтрак самую большую лягушку, то вероятнее всего, худшего вам уже испытать в этот день не придется.

Есть известная поговорка: «Если вам надлежит съесть двух лягушек, первой съедайте самую гадкую из них».

Когда вы съедите лягушку, то о брезгливости уже не вспомните.

3. Приручи лангольеров (управляй своим временем).

Планируйте и расставляйте приоритеты. Правильно расставленные приоритеты - это уже 80% вашего успеха и эффективного использования своего времени. Составляя план на год, месяц, неделю или день, обязательно расставьте приоритеты - какие дела нужно выполнить в первую очередь, а какие - могут подождать.

Уделяй необходимое время отдых и сну. Контролируй время.

4. Заведи календарик-пинарик

Календарик-пинарик представляет собой табличку, где дополнительно к датам и дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рис.).

Идея инструмента

Календарик-пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать, сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное времяпрепровождение. Использование календарика-пинарика в работе показало, что количество потерянных часов сокращается.

День недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Итого

за день

+

Итого

за день

-

Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота







Воскресенье













Итого за неделю

+

Итого за неделю

-

В результате:

  • Вы увидите, сколько времени потратили впустую, и это заставит вас задуматься, получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах;

  • отмечая потерянные часы цветом, это показывает, что именно от вас зависит количество потраченного впустую времени;

  • календарик постоянно находится перед глазами, в данной ситуации календарик выступает своеобразным инструментом контроля, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.

И главное, не забывайте: НИКОГДА НЕ ДОПУСКАЙТЕ ТОГО, ЧТОБЫ ВАЖНЫЕ ДЕЛА

СТАНОВИЛИСЬ СРОЧНЫМИ!























Приложение 3.


Приложение 3.


Карточки с заданиями для педагогов по работе с техникой «Я-высказываний»


1 группа


Задание для 1 группы:

  1. Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).

  2. Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.

Фраза: «Это на Ваших уроках они постоянно разговаривают и ничего не делают, а на моих они делом заняты?»






2 группа



Задание для 2 группы:

  1. Найти адекватную замену фразе (в виде «Я» - высказывания с позиции «Взрослого») (может быть несколько вариантов).

  2. Предложить достойный ответ (Я - высказывание с позиции «Взрослого») на высказывание.

Фраза: «У Вас был не урок, а кошмар какой-то».






















Приложение 4.



Методическая разработка урока практикума для педагогов «Проблемы педагогического общения: Тайм – менеджмент»


Формирование конструктивных способов общения со студентами

Использование техники «Я - высказываний»

«Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному пред мету без оценки.

НУЖНО:

1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

Формула Ситуация + Я - чувство + Объяснение (см. таблицу).



«Ты - высказывание»

«Я - высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время

разговариваешь параллельно

со мной?

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос - задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя

ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение.

Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу

берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

















16


© 2010-2022