Факультативное занятие. Тема: Мы выбираем дружбу

Факультативное занятие для 10 классов.Тема урока. "Мы выбираем дружбу".Цель: знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, сплочение коллектива.Актуальность. Подростковый возраст - это период  когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя стремление иметь друзей отмечается и более ранних возрастных периодах, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество -  и по содержанию, и по формам выр...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативное занятие для учащихся 10 классов


Тема. Мы выбираем дружбу

Цель: знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, сплочение коллектива.

1. Вводная часть

Упражнение "Приветствие"

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

2. Основная часть

Процедура знакомства

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если участники уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам.

  • Познакомиться с группой необходимо самому ведущему.

  • В ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге.

  • Знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге.

Время выполнения задания - 6-10 минут. После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко (полминуты-минута) представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.

Упражнение «Встреча взглядами»

Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача - встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило - кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение.

Возможна и противоположная постановка задачи - подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.

Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки общения, эмпатии, наблюдательности.

Обсуждение. На какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?

Упражнение «Поворот в прыжках»

Описание упражнения. Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90°, 180°, 240° или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь - добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения. Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение. Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы, соседей и сообщить им свой замысел. А как это сделать?

Упражнение «Карандаши»

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание:

разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5. Присесть, встать.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

От этого обсуждения делается переход к теме психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения - например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций пусть приведут сами подростки).

Конкретизация ожиданий от тренинга

Для того чтобы точнее определить интересы и запросы участников тренинга, полезно на первом же занятии провести небольшое анкетирование: предложить оценить, насколько они хотят заниматься теми или иными видами работ, беседовать на различные темы и т. п. Иногда такой опрос проводят открыто - задают вопросы, ответы каждого участника фиксируют на доске. Это не всегда целесообразно, поскольку ответы могут оказаться неискренними под влиянием мнения большинства, а подростки, «проявившие индивидуальность», порой становятся объектом насмешек.

Примерный перечень вопросов. Хочу ли я:

1. Лучше узнать самого себя?

2. Научиться более эффективно общаться?

3. Больше узнать про эмоции и чувства?

4. Узнать, почему возникают конфликты, и научиться достойно выходить из них?

3. Заключительная часть

Рефлексия. Упражнение «Мишень настроения»

Цель: подведение итогов

Заготавливается лист с названием техники и мишенью, которая имеет 3 круга. Внутренний круг мишени содержит самую положительную фразу, то есть настроение отличное. Фраза отражает мысль лучшего результата. Попасть в «десяточку», то есть в середину, считается лучшим результатом. Средний круг - это фраза промежуточного настроения, то есть настроение обычное, как всегда. Внешний круг - мне было не совсем комфортно либо настроение плохое. Рядом с мишенью наклеен карман, в который вложены картонные яблоки (по количеству опрашиваемых). Задача каждого участника опроса - взять яблоко и приклеить на ту фразу мишени, которая соответствует его настроению. Примечание. Опрашиваемый решает для себя сам, будет он подписывать яблоки или нет.


© 2010-2022