Программа 11 класс. Основы психологии семейной жизни

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иркутская область

Боханский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Укырская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

заседании ШМО Замдиректора по УВР Директор школы

Протокол № __ Дардаева Е.Т. Л.Ш.Логинова

__. 08. 2014 _________________ ____________________

Руководитель ШМО «_____»________2014 «_____»________2014

_________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы психологии семейной жизни

Класс: 11



Тип программы

Автор

Название

Издательство, год



Авторская


Бабич. О.И.,

Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.

Программы общеобразовательных учреждений. "Основы психологии семейной жизни" (для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы)


Иркутск,

ИИПКРО,

2013







село Укыр



2014 год





Учителя


ФИО

стаж

категория

1

Маликова Э.Б.

4

-


























Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений. "Основы психологии семейной жизни" (для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы) авторы: Бабич. О.И.,Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.. Иркутск, ИИПКРО, 2013г.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематический план.

Рабочая программа по психологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ.

  2. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы основного общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013, учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр (в ред. от 01.04.2012 г. «Об образовании»)

  3. Учебный план МБОУ Укырская СОШ на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № _ от 1.09.2014 г.

  4. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11 «О рабочей программе».

  5. Образовательная программа, утвержденная приказом от 1.09.2014 г. № _

  6. Положение о рабочей программе.

















Общая характеристика учебного предмета


Семья единственная категория, которая не изменяла своего значения в жизни общества на протяжении многих веков. В условиях семьи человек формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял свои потребности, осуществлял присущие ему на том или ином этапе функции.

Характер семьи, ее духовное и нравственное здоровье во многом определяет характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества.

Необходимость введения образовательного курса «основы психологии семейной жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего, это кризисные явления в жизни современной российской семьи: разрушается традиционная структура семьи, изменяются старые общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье, отношение к воспитанию. Наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престиже семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия.

Аморфность системы ценностей, формирующейся в настоящее время в обществе, приводит к серьезным изменениям в целях и ценностях современной семьи. Традиционные семейные ценности теряют характер первостепенных нравственных ценностей. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения. Большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений. В этих условиях системе образования отводится особая роль по подготовке молодежи к семейной жизни.

Курс «Основы психологии семейной жизни» рассчитан на 34 часа в 11 классе.

Цель курса - формирование у юношей и девушек готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей на основе развития у них адекватных брачно-семейных представлений.

Программа курса составлена по принципу спиралевидного построения учебного материала, т.е. к одному и тому же содержанию педагог возвращается неоднократно, углубляя и расширяя представления учащихся о предмете изучения.

Программа включает следующие разделы: «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества», «Психология межличностных отношений юношества», «Искусство быть супругами».

В первом разделе курса «Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества» раскрывается зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества, рассматриваются основные функции семьи, нравственные норму брака и их влияние на прочность семьи.

Во втором разделе «Психология межличностных отношений юношества» рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений, особенности дружбы и любви в юношеском возрасте, многоаспектность понятия «готовность к браку».

Содержание следующего раздела «Искусство быть супругами» раскрывает психологические особенности молодой семьи; возможные трудности, характерные для периода адаптации молодых супругов; причины и пути профилактики семейных конфликтов.

Методика проведения занятий имеет вои особенности. В освоении учащимися содержания данного курса наряду с лекциями, диалогами, дискуссиями важная роль принадлежит практическим занятиям, проводимым с использованием активных методов обучения - это ролевые игры, «мозговой штурм», АКС (анализ конкретных ситуаций), тренинговые упражнения, тестирование с целью самопознания и др. Рекомендуется широкое применение технических средств, компьютерных технологий. Педагогу необходимо на каждом занятии стимулировать активное обсуждение рассматриваемой проблемы.









Содержание рабочей программы


Раздел 1. «Семья в свете духовно-нравственных и культурных

традиций общества»

Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака - 3 часа

Исторические изменения института семьи и брака. Зависимость семейного уклада жизни от социально-экономического уровня развития общества. Матриархат, патриархат, моногамия, полигамия. Институт семьи сквозь призму религий: семья в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве. Нравственные нормы брака. Модели семьи. Тенденции развития брачно-семейных отношений в современном обществе.

Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений -

3 часа.

Основные функции семьи: репродуктивная (генеративная), первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая, хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская. Семейные роли. Выбор способа ролевого взаимодействия. Трансформация ролевых отношений в семье. Основные роли. Распределение внутрисемейных ролей в традиционной и эгалитарной семьях.

Тема 1.3. Основные ценности семьи - 3 часа.

Основные семейные ценности: нравственный климат семьи, семейное воспитание, семейный досуг, потребности и бюджет семьи, эстетика быта. Связь функции семьи с основными ценностями. Терминальные и инструментальные ценности личности, учет индивидуальных ценностей в семейной системе.

Раздел 2. «Психология межличностных отношений юношества»

Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек - 2 часа

Понятие о межличностных отношениях. Межличностные отношения в обществе. Общая характеристика межличностных отношений. Психология симпатий. Черты характера, способствующие полноценному общению. Юность - пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. Межличностные отношения и общение юношества как школа подготовки к семейной жизни. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Эмоциональные отношения от симпатии до любви.

Тема 2.2. Дружба в юношестве - 2 часа

Товарищество и дружба как социальные ценности и основные виды межличностных отношений. Дружба как школа самовоспитания и любви. Юношеские представления о дружбе. Различия в ее проявлении у девушек и юношей. Идеал друга, формирующийся в юношеском возрасте. Различия между мальчиками и девочками по характеру и содержанию требований, предъявляемых к другу. Сила взаимного влияния в дружбе юноши и девушки. Отражение в юношеской дружбе противоречий возраста. Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.

Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте - 4 часа

Любовь, как высшее человеческое чувство. Любовь - сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить. Зависимость богатства любви от богатства внутреннего мира личности. Развития способность любить как выражение высшего уровня развития личности. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому. Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Первая любовь. Особенности юношеской любви. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность. Соотношение дружбы и любви. Любовь - основа брака, супружеской гармонии. Нравственные основы взаимоотношения влюбленных. Характерные черты поведения влюбленных. Знакомство юноши и девушки. Ухаживание. Взаимоотношения юноши и девушки и при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Предложения о вступлении в брак. Торжественная помолвка.

Тема 2.4. Готовность к браку - 4 часа

Понятие «готовность к браку». Брачный возраст. Многоаспектность готовности к вступлению в брак. Физическая зрелость вступающих в брак как важная предпосылка создания крепкой семьи. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Понимание правовой основы брака - одно из условий здоровой и счастливой семьи. Брачный контракт. Этико-психологическая готовность к браку - ключевая предпосылка гармонии супружества и прочности семьи. Взаимное чувство любви, уважения и доверия к избраннику - неотъемлемые признаки совместимости будущих супругов. Общность их взглядов на предназначение семьи. Социально-демографические характеристики вступающих в брак. Выбор спутника жизни. Мотивы вступления в брак. Низкая и высокая самооценки как психологическая проблема, приводящие к неправильному выбору партнера и деформации семейных отношений.

Раздел 3. «Искусство быть супругами»

Тема 3.1. Жизненный цикл семьи - 3 часа

Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения. Нормативные кризисы в развитии семьи и условия успешного разрешения.

Тема 3.2. Молодая семья - 3 часа

Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. Возникновение чувства «мы». Причины возможных трудностей в период адаптации молодых супругов. Организация семейного быта, семейная экономика. Семейные роли, их распределение. Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. Рождение ребенка и психологические проблемы, возникающие в этот период. Ребенок в молодой семье. Бюджет молодой семьи.

Тема 3.3. Психологически благополучная и неблагополучная семья - 2 часа

Типы неблагополучных семей. Отличия психологически благополучной и неблагополучной семьи. Зрелая и проблемная семья. Психологическое здоровье современной семьи. Основные критерии психологического здоровья семьи.

Тема 3.4. Семейные конфликты: причины и профилактика - 4 часа

Факторы риска в браке. Нарушения семейных отношений и их последствия. Конфликты в различных сферах супружеских отношений. Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье. Профилактика конфликтных отношений в семье.

Итоговый контроль - 1 час

Предполагаемый результат:

  • повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,

  • формирование ценностей семьи и личностного роста;

  • первичное самоопределение в семейной сфере;

  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.







Календарно-тематический план


Тема


Кол-во часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся


Тема практического занятия (ПЗ) или тренингового занятия (ТЗ)

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

1-3

Исторические изменения семьи и брака

3

1.Урок - лекция,

2.Урок - беседа,

3.Урок - лекция

Лекция об основных понятиях и существующих взглядах на брак и семью. Развитие семейного института с исторической точки зрения.

Погружение в предмет

4-6

Функционально-ролевая структура семейных отношений

3

1.Урок - лекция,

2.Урок - лекция

3.Урок - семинар

Структура семьи, классификации, основные черты семьи, нарушение структуры семьи, дисфункциональная структура.

ТЗ - фрагменты тренинга "Моя семья в настоящем и будущем

7-9

Основные ценности семьи

3

1.Урок - лекция,

2.Урок - беседа,

3.Урок - лекция

Стадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи.

Схемы, сравнительные таблицы, тест

Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества

10-11

Межличностные отношения юношей и девушек

2

1.Урок - лекция,

2.Урок - лекция

Роль, значение и особенности межличностного взаимодействия людей, умение строить свои взаимоотношения, самопознание.

Схемы, сравнительные таблицы

мультимедиа

12-13

Дружба в юношестве

2

1.Урок - лекция,

2.Урок - лекция

Высшие нравственные ценности - товарищество и дружба. Моральные требования, препятствия.

ПЗ - дискуссия "Мнения о любви"

14-17

Любовь в юношеском возрасте

4

1.Урок - лекция,

2.Урок - лекция

3.Урок - семинар

4.Урок-семинар

Любовь и влечение. Стороны чувства любви. Социальный характер любви. Стадии любви. Юношеская любовь.

ПЗ - дискуссия "Мнения о любви"

18-21

Готовность к браку

4

1.Урок - лекция,

2.Урок - лекция

3.Урок - семинар

4.Урок-семинар

Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.

ПЗ - исследование установок и ожиданий от брака (диагностика)

Раздел 3. Искусство быть супругами

22-24

Жизненный цикл семьи

3

1.Урок - лекция,

2.Урок - беседа,

3.Урок - лекция

Стадии развития семьи, переходные периоды, модель развития семьи вокруг ребенка, особенности российской семьи

Схемы, сравнительные таблицы

презентация

25-27

Молодая семья

3

1.Урок - лекция,

2.Урок - беседа,

3.Урок - лекция

Особенности молодой семьи, преодоление сложностей, умение правильно выстраивать взаимоотношения в семье.

Схемы, сравнительные таблицы

презентация

28-29

Психологически благополучная и неблагополучная семья

2

1.Урок - лекция

2.Урок - семинар

Правила, заданные социумом и культурой. Уникальные семейные правила. Семейные мифы

ПЗ - семейные ценности, традиции семьи.

30-33

Семейные конфликты: причины и профилактика

4

1.Урок - лекция,

2.Урок - лекция

3.Урок - семинар

4.Урок-семинар

Факторы и стрессоры, осложнения отношений: нарушение представлений о семье и ее членах, нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи

ТЗ - арт-терапия "Идеальная семья"

34

Итоговый контроль


Всего

1 час в неделю


34








































Литература и средства обучения

  1. "Основы психологии семейной жизни" (для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы) авторы: Бабич. О.И.,Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.. Иркутск, ИИПКРО, 2013г.

  2. Александрова Т.А. Родительский дом. - М., 2007.

  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007.-272 с.: ил.-(Серия «Эффективный тренинг»)

  4. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М., 2009.

  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна Д.И.. - М., 2008.

  6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 2008.

  7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. - М.,2010.

  8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2007.

  9. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 2008.

  10. Джайнотт Х. Родители и дети. - Л., 2008.

  11. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2009.

  12. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагоностика консультации, тренинг. - Ярославль.: 2002

  13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2007. - Т.2.

  14. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений - СПб.: Речь, 2008. 351 с.

  15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2010.

  16. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2009.

  17. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Л.А.Венгера. - М., 2011.

  18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2008.

  19. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф Пситхология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2007. 360 с.

  20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000

  21. Семейное воспитание: краткий словарь.. - М.: Политиздат, 1990.

  22. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2002.

  23. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии. 2000. №3.

  24. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 2010

  25. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1998.

  26. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2009.

  27. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - Москва, 2008. - 736 с.

  28. Шнейберг Л.Б. Психология семейных отношений. - М.,2000.

  29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000


© 2010-2022