Комплексный подход в обучении и воспитании обучающихся начальных классов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

В современной психологии личности проблема структуры и механизмов саморегуляции психической деятельности является одним из наиболее важных как теоретических, так и практически значимых вопросов,

которому посвящено немало работ .

Гиперактивность и дефицит внимания - одна из самых распространенных форм нарушений поведения в детском возрасте и одна из главных причин школьной дезадаптации, особенно в период обучения детей в начальной школе.

Проявляются эти нарушения в виде двигательной расторможенности, импульсивности поведения, расстройстве внимания, легкой недостаточности координации движений и мелкой моторики.[1, с.15]

А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:

- беспокойные движения в кистях и стопах;

- неумение сидеть на одном месте;

- легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- нетерпеливость;

- неумение доводить начатое до конца;

- очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;

- болтливость;

- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

- отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;

- спонтанность и необдуманность действий;

- суетливость;

- несформированность праксиса мелкой моторики;

- малая продолжительность сна и трудности при засыпании. [2, c. 60]

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно рассматривать как сложное психическое состояние ребенка, характеризующееся особым профилем познавательных функций, эмоционально-личностной сферы и поведения ребенка. В практической работе в образовательном учреждении специалисты и педагоги сталкиваются с детьми, имеющими на момент поступления в дошкольное или школьное учреждение поставленный психоневрологом диагноз - СДВГ, а также с детьми, страдающими от сходных состояний. Эти сходные состояния могут проявляться как изолированные симптомы гиперактивности, импульсивности, расторможенности или дефицита внимания, которые препятствуют адаптации ученика в классе и нарушают процесс его обучения[3, с. 48].

Процесс коррекции данного синдрома достаточно длительный и должен включать комплексный подход. Необходима согласованная работа образовательной организации и семьи. Ведущую роль в коррекции синдрома гиперактивности и дефицита внимания отводят поведенческой терапии, включающей обучение детей и их окружения - родителей и педагогов. Лишь эффективное взаимодействие: «ребенок - родитель - педагог - психолог» может дать положительный результат.

В качестве основных методов воспитания ребенка с СДВГ необходимо использовать поддержку и вознаграждение, так как к негативным методам воздействия дети невосприимчивы.

Психологическая коррекция СДВГ строится в следующих направлениях: обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, развитие функций внимания.

Параллельно с психологической коррекцией в домашних условиях необходимо организовать строгий распорядок дня ребенку, не использовать в общении с ребенком многозвеньевые инструкции. Необходимо поддерживать ровный позитивный эмоциональный фон.

Также необходимо организовывать специальным образом деятельность гиперактивных детей на уроках. В учебной деятельности необходимо использовать различного рода алгоритмы. Детям будет проще усваивать учебный материал, если у каждого урока будет определенная структура, которая будет повторяться из дня в день, из урока в урок.

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности - очень длительный и кропотливый процесс, но, только обеспечивая комплексную работу, можно добиться положительных результатов.

Список литературы:

  1. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ( с учетом их половых различий) Программа, методические рекомендации.-М.:УЦ «Перспектива», 2009. - 44с.

  2. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - СПб.:Речь, 2008. - 208 с.

  3. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Изд.5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 314с.





© 2010-2022