Методическая разработка на темуФормирование профессиональной компетентности педагога

 Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Педагог  21 века  - это: -гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; -умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологи...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

составитель Капранова С. В.

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Педагог 21 века - это:

-гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

-умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-способный организовать рефлексивную деятельность;

-обладающий высокой степенью профессиональной компетентности;

-постоянно совершенствующий свои знания и умения;

- занимающийся самообразованием;

- обладающий многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как педагог - психолог, пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные приемы методической работы по самообразованию заведующего лаборатории «Природа и фантазия» Тарасовой Е.А., методиста лаборатории «Экология и охрана природы» Желтовой Ю. В., я, попыталась построить структуру её развития и применения в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

диагностическое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в МБОУ ДОД ДЭБЦ;

социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;

научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу.

психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педколлектива

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете (на сайте учреждения). Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на городском, региональном уровне. Педагоги МБОУ ДОД ДЭБЦ систематически принимают участие в городских, региональных конкурсах педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы. В дальнейшем, предлагается возможность разработать мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; руководители структурных подразделений и администрация способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МБОУ ДОД ДЭБЦ .

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста

- Самообразовательная работа над рефератом по теме

- Чтение методической, педагогической и предметной литературы

- Обзор в Интернете информации по теме

- Посещение семинаров, конференций, занятий коллег

- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег

- Изучение информационно-компьютерных технологий

- Общение с коллегами в МБОУ ДОД ДЭБЦ, городе и в Интернете

- Участие в конкурсах в Интернете

- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Получение новой информации помогут нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов помогает созданный на сайте учреждения информационно - методический блок "Школа успешного педагога", целью которого является повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов

Формы самообразования педагогов

индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МБОУ ДОД ДЭБЦ

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.

Результативность

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

"Школа успешного педагога" позволит быстрее найти ответы на сложные вопросы, быстрее достичь успеха в работе с детьми.




Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы

  • Определение целей и задач

  • Дата начала работы над темой

  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

  • Подбор источников самообразования

  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Анкета

Уважаемые педагоги!

Какие формы представления результатов самообразования для вас наиболее приемлемы?

  • Доклад

  • Защита исследовательской работы

  • Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

  • Брошюра,

  • листовка,

  • буклет

  • Открытое занятие

  • Проведение семинара

  • Обучения коллег новым методикам

  • Практикум (тренинг)

  • Лекция

  • Прохождение курсов повышения квалификации в сети Интернет.

Диагностика проблем педагога

1. При проведении, каких видов занятий вы испытываете трудности?

  • познавательное развитие

  • изобразительная деятельность

  • обучение грамоте

  • развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • материальные условия

  • большое количество детей в группе

  • отсутствие единых требований к ребенку со стороны педагога и родителей

  • недостаточная методическая помощь со стороны руководства

  • недостаток педагогического опыта

  • нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности воспитанников?

  • на занятиях

  • в игровой деятельности

  • в труде

  • в художественной деятельности

  • Какие трудности вы испытываете в организации работы по умственному воспитанию?

5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • знание особенностей эмоционального развития учащихся и умение его изучать

  • умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

  • умение изучать и развивать способности своих воспитанников

  • умение диагностировать волевое развитие ребенка

  • умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

  • умение анализировать опыт других педагогов с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_____________________________________________________________

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

  • в методических консультациях

  • просмотре открытых занятий у опытных педагогов

  • в знакомстве с передовым педагогическим опытом

Диагностика

«Показатели профессионального роста педагогов»

  1. Активное творческое начало педагогов;

  2. Стремление педагога к повышению квалификации;

  3. Потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;

  4. Готовность педагога разработать тему по самообразованию исследования до конечного результата, т. е. до авторской разработки.

5. Стремление педагога выступать на педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.

Карта самообразования педагога

Фамилия, имя, отчество педагога _______________________________________

__________________________________________________________________

По каким разделам программы хотел (а) бы повысить квалификацию

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Название темы________________________________________________________

Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?

Место

Название темы

Форма представления результата работы над темой

*Доклад

*Защита исследовательской работы

*Брошюра

*Листовка

* Буклет

*Проведение семинара

*Обучения коллег новым методикам

*Практикум

*Лекция

*Открытый урок

* другое


Карта

оценки уровня профессионального мастерства педагогов

Вопросы для изучения


Да

Нет

Частично

Итог наблюдения

1

Использование педагогами современных образовательных программ


2

Использование педагогами современных технологий


3

Использование педагогами разнообразных форм организации работы с детьми


4

Участие педагогов в методической работе МБОУ


5

Участие педагогов в открытых мероприятиях



План самообразования педагога


Учебный год

Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата


20 - 20




20 - 20




20 - 20




Дата заполнения «____» ___________________ 20 ____ год



© 2010-2022