Дополнительная образовательная программа БОС-ЗДОРОВЬЕ

Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа БОС-ЗДОРОВЬЕ

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «БОС-Здоровье» составлена на основе авторской программы А.А. Сметанкина ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи» города Санкт-Петербурга (Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. Издательство «Питер». СПб.: 2005 - 160с.; ил. - (Серия «Исцели себя сам»).

Программа «БОС - Здоровье» представляет образовательную область научно-технической направленности.

Новизна программы «БОС-Здоровье» в том, что авторы программы на основе собственного опыта работы, своих разработок и публикаций, а так же изученной по данной теме литературы, предлагают практические методы и способы само - оздоровления, само - коррекции физического, психо - эмоционального состояния в условиях повседневной жизни.

Актуальность программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни воспитанников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.

Педагогическая целесообразность. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются занятия «БОС-Здоровье». Программа «Бос-Здоровье» предназначена для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни у воспитанников младшего возраста.

Цель программы: дать воспитаннику возмож­ность надежно выработать в себе навык диафрагмального дыхания с максимальной ДАС (дыхательной аритмии сердца).

Основные задачи программы:

- изучение состояния работы органов и системы воспитанников (диагностика состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, формирование банка данных при осуществлении мониторинга);

- использование резервных функций организма и стабилизация общего состояния каждого ребенка;

- обеспечение взаимодействия и слаженной работы физиологических систем организма, гармонии ребенка в отношениях с самим собой и с окружающим миром;

- профилактика заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем (снятие психоэмоционального напряжения; улучшение общего самочувствия - сна, работоспособности, настроения; развитие внимания, сосредоточенности, усидчивости, самоконтроля);

- восстановительное лечение после интенсивного лечения заболеваний органов дыхания;

- оздоровление детей группы риска;

- разъяснение специальных знаний по сохранению и укреплению здоровья среди педагогов, родителей.

Отличительные особенности. Здоровье сберегающая технология БОС является высокоэффективной, немедикаментозной, абсолютно безвредной методикой диагностики и восстановительного лечения, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозированно подбирать каждому ребёнку нагрузку и эффективно контролировать ее выполнение

Возраст детей. Набор в группы осуществляется на основании договора между родителями воспитанников и администрацией МБОУ «СШ №13». Программа «БОС-Здоровье» рассчитана на обучение детей 6,5-10 лет

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 15 часов. В течение учебного года в программе принимают участие обучающихся 1-х классов. Дети делятся на 8 групп по 12-15 человек в каждой.

Формы и режим занятий.

Групповая, индивидуальная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе.

Ожидаемые результаты обучения:

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором воспитанники обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Это весьма эффективный способ для контролирования уровня напряжения, достижения действительного расслабления и помощи в достижении личных целей. Страх, переедание, тревожность, и другие проблемы напрямую связаны со стрессом либо им усугубляются. Для некоторых стресс является стимулятором эффективной деятельности, но для большинства является барьером для самореализации. Секрет заключается в распознавании своей реакции на стресс и дальнейшем использовании этого знания в качестве трамплина для обретения полного контроля над своей жизнью, когда вы можете реализовать весь огромный потенциал своего мозга для достижения успеха в жизни и поддержания хорошего здоровья. БОС предлагает нам открытое окно, через которое воспитанники смогут рассмотреть, как наше собственное тело реагирует на стресс. БОС отслеживает и дает нам обратную связь, - каких успехов мы достигли в регулировании уровня стресса. БОС показывает нам, каким образом можно использовать наше сознание для непосредственного контроля над своим собственным телом. Когда мы используем приборы с биологической обратной связью, сигналы нашей нервной системы становятся нам доступны в осязаемой и измеримой форме. Таким образом, мы можем произвести соответствующие изменения для достижения необходимых нам результатов.

Здоровому ребенку БОС обеспечивает совершенную работу организма и защищает от болезней; ребенку с проблемами в состоянии здоровья дает инструмент раскрытия и использования резервов организма с лечебной целью. Приобретенный навык остается с человеком на всю последующую жизнь.

Эффект проводимого курса лечения:

Нормализуется взаимодействие дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Одновременно снимается психоэмоциональное напряжение, улучшаются общее самочувствие, сон, работоспособность, настроение, происходит оздоровление организма в целом





Способы определения результативности:

Контроль за приобретением и выработкой навыка диафрагмально-релаксационного дыхания осуществляется проведением и сравнением результатов входной и итоговой ди­агностики теоретико-практических уроков БОС-Здоровье. Сопоставляя данные начала года и конца, определяется динамика формирования навыка диафрагмально-релаксацион­ного дыхания у воспитанников.

Критерии выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС:

- увеличение ДАС ((дыхательной аритмии сердца);

- снижение числа дыханий (до 7-12 дыханий в минуту);

- снижение числа сердечных сокращений на выдохе;

- ровная стабильная пульсограмма;

- повышение оценки.

На каждого воспитанника заполняется электронная и бумажная версия «Паспорта здоровья», где отслеживается динамика усвоения дыхательной гимнастики, ДАС (дыхательной аритмии сердца) (Приложение 1).

Программа «Дыхание 2.1» разработана таким образом, что после каждого проведенного занятия на тренажере «БОС-Дыхание» компьютер выводит результат на экран монитора в виде:

- оценки;

- среднего показателя величины ДАС за урок «БОС-Здоровье»;

- графика изменения пульса и частоты дыхания во время урока.

Эти данные записываются в память компьютера под именем данного воспитанника. Завтра этот воспитанник снова придет заниматься, значит и следующий урок попадает в память на хранение.

Оценка за здоровье является необходимым атрибутом образовательного процесса. По окончании занятия «БОС-Здоровье» у воспитанника фиксируется среднее значе­ние ДАС. Далее компьютерная программа, учитывая возраст и показатель ДАС ученика, выставляет оценку за здоровье.

Низкая оценка за занятие не показатель плохих знаний ребенка, а показатель уровня его здоровья, который будет повышаться по мере проведения уроков «БОС-Здоровье»: ребенок пока не владеет навыком правильного дыхания и ему необходимо продол­жить уроки «БОС-Здоровье».

Повышение оценки за урок говорит о том, что ребенок начал овладевать навы­ком и что его здоровье стало укрепляться. Если оценка упорно не желает расти, значит, следует пока­зать ребенка врачу для проведения широкого обследования и выяснения причин его нездоровья.


Требования к уровню усвоения планируемых результатов:

Основные характеристики диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС

  1. Смещение активности дыхательных движений в область диафрагмы и мышц живота.

  2. Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей школьного возраста до 5 - 8 дыханий в ми­нуту.

  3. Увеличение показателя ДАС преимущественно за счет понижения минимальных значе­ний числа сердечных сокращений (приблизительно в 1,5-2 и более раза по сравне­нию с фоновыми) в каждом дыхательном цикле.

  4. Соответствие средних значений числа сердечных сокращений возрастной норме.

  5. Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении.

  6. Повышение или нормализация периферической температуры пальцев.

  7. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

  8. Положительная динамика со стороны высших психических функций (восприятия, внима­ния, памяти, мышления).

  9. Активизация волевых качеств личности пациента (активности, сознательности, целеуст­ремленности, усидчивости, работоспособности).

  10. Расширение резервных и адаптационных способностей организма. Улучшение вегетатив­ных функций организма.

11. Воспроизведение навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без биологической обратной связи (в периоды отдыха).

12. Умение пациента применять навык диафрагмально-релаксационного дыхания для устранения избыточного функционального, психоэмоционального и мышечного напряжения в окружающей социальной среде.









Календарно-тематическое планирование


Тип урока

Тема урока

Количество часов

План

(дата)

Факт

(дата)

Теоретический курс

Вводный.

Теоретический

Инструктаж по правилам поведения детей в компьютерном классе.

«Путешествие в страну Здоровейка»

1


    Теоретический

    «Путешествие в увлекательный мир дыхания»

    1


      Теоретический

      «Путешествие в мир здоровья»

      1


        Теоретико-практический курс


          Занятие №1

          Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

          1


            Занятие №2

            Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

            1


              Занятие №3

              Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

              1


                Занятие №4

                Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                1


                  Занятие №5

                  Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                  1


                    Занятие №6

                    Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                    1


                      Занятие №7

                      Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                      1


                        Занятие №8

                        Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                        1


                          Занятие №9

                          Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                          1


                            Занятие №10

                            Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС.

                            1


                              Занятие №11

                              Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

                              1


                                Занятие №12

                                Закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.

                                1

                                Итого количество часов

                                15
























                                Содержание изучаемого курса.

                                Курс состоит из 3 теоретических и 12 теоретико-практических занятий.

                                Цель теоретических занятий:

                                - формирование понятия дыхания как процесса газообмена кислорода и углекислого газа.

                                На этих занятиях формируется понимание того, что дыхание - неразрывный процесс работы сердца и дыхательной системы.

                                Цель теоретико-практических занятий:

                                - закрепление и систематизация знаний о дыхании как неразрывном процессе работы сердца и дыхательной системы;

                                - формирование понятия здорового образа жизни.

                                На этих занятиях формируется умение работать с тренажером БОС. Дети обучаются навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

                                Для организации учебного процесса класс делится на две группы, обучение одной группы проводится в течение одного полугодия.

                                Описание уроков.

                                Теоретические уроки.

                                Обучение начинается с теоретических занятий, на которых обучающиеся знакомятся с понятиями «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», получают первоначальные сведения о правильном дыхании.

                                Для проведения последующих занятий с максимальным эффектом в оптимально короткие сроки обучающиеся проходят следующие этапы тренировок:

                                Этап 1. Освоение принципов дыхания животом. Проводится без
                                применения прибора (не более одного занятия теоретического курса).

                                Теоретико - практические уроки:

                                Этап 2. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

                                Этап 3. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС. Этап 4. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контро­лем ДАС-БОС.

                                Этап 5. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релакса­ционного дыхания.

                                Этот навык можно воспроизводить в любой обстановке, опираясь лишь на собственные внутренние ощущения и уверенность в правильности выполнения дыхания животом:

                                - оценки периода отдыха растут, приближаясь и со­впадая с оценками периода работы, что означает, что сформирован­ным навыком ученик начинает пользоваться уже без сигналов обратной связи.

                                Теоретические уроки - 3 ч

                                1. «Путешествие в страну «Здоровейка»

                                Выявление уровня знаний детей о здоровье и его составляющих. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровом образе жизни. Знакомство с дыханием как основой жизни. Выявление взаимосвязи в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма человека. Развитие психических процессов (мышления, памяти). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания и убеждение в необходимости укрепления своего здоровья.

                                1. «Путешествие в увлекательный мир дыхания»

                                Закрепление знаний воспитанников о здоровом образе жизни. Знакомство с дыхательной, сердечно-сосудистой системой человека и выявление взаимосвязи в их работе. Знакомство с понятием «стресс» и его влиянием на организм человека. Знакомство с диафрагмальным типом дыхания.

                                1. «Правильное дыхание»

                                Закрепление понятий сердце, легкие, датчики, Ознакомить воспитанников с расслаблением и научить расслабляться. Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания и отработка длительного речевого выдоха.

                                Теоретико - практические уроки - 12 ч

                                1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания - 2 ч.

                                Воспитанники осваивают процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания, учатся делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.

                                1. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС - 4ч.

                                Внимание детей акцентируется на запоминании ощущений, возникающих во время правильного выполнения диафрагмального вдоха-выдоха. Ребята осваивают и закрепляют навык дыхания диафрагмой, учатся уверенно снижать пульс на выдохе.

                                1. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем ДАС-БОС - 4 ч.Воспитанники применяют выработанные ранее приёмы дыхания, достигают гармонии работы дыхания и работы сердца, снижают частоту дыхания, учатся использовать приобретённый навык дыхания без сигналов обратной связи.

                                2. Закрепление полученного навыка диафрагмально-релакса­ционного дыхания - 2 ч.

                                Ребята закрепляют полученный навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания, воспроизводят полученный навык без приборов БОС.

                                Новизна заключается в распределении часов на изучение тем с учетом уровня подготовки класса.

                                Формы и средства контроля.

                                По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки: за работу и отдых, которые автоматически выставляет компьютер. Сравнивая оценки периода работы и периода отдыха, можно легко увидеть, насколько эффективно происходит выработка правильного типа дыхания.

                                Оценки позволяют быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья. По таблице Сметанкина, ориентируясь на значение ДАС, ученик знакомится с биологическим возрастом, то есть с уровнем физиологического состояния клеток, тканей, органов и систем организма на данный период.

                                Для оценивания промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6-8 дых./мин).

                                Вся информация по сеансам "БОС" проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются в программе "Журнал здоровья 2.0", позволяющей получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курса оздоровительных уроков.

                                По паспортам здоровья учитель анализирует изменение уровня здоровья каждого учащегося, составляет сравнительный анализ эффективности работы класса БОС "Здоровье", прослеживает уровень влияния занятий на состояние успеваемости и коррекцию речи учащихся.

                                Планируемые результаты освоения курса.

                                Личностные УУД- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

                                Регулятивные УУД - умения организовывать свою деятельность, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

                                Познавательные УУД - умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

                                Коммуникативные УУД - умение общаться, взаимодействовать с людьми, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

                                По окончании сеансов обучающиеся должны:

                                знать

                                • о дыхательной системе человека, газообмене;

                                • способы дыхания по методу БОС,

                                • показания и противопоказания к применению метода БОС;

                                • способы расслабления;

                                • технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания;

                                • ТБ при работе с компьютером

                                уметь

                                • расслабляться,

                                • дышать диафрагмой (животом),

                                • снижать пульс на выдохе,

                                • снижать частоту дыхания,

                                • использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи,

                                • заполнять дневники здоровья,

                                • анализировать результаты, проведенного сеанса.





                                Методическое обеспечение.

                                Дополнительная программа ориентирована на использование кабинета БОС - Здоровье (класса - комплекта на 12 персональных компьютеров для системы образова­ния.

                                Одним из наиболее широко применяемых методов является беседа. Она позволяет педагогу при изложении материала опираться на жизненный опыт воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. В процессе межличностного общения в цепи « педагог-ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

                                Для реализации дополнительной образовательной программы «БОС-Здоровье» применяются такие методические приёмы как:

                                - игровой момент(для заинтересованности)

                                -рассказ,беседа

                                -физминутка, гимнастика для глаз

                                -индивидуальный подход

                                -итог занятия(коллективное обсуждение)

                                Основным видом занятий является практическое. Время на нём распределяется примерно так:

                                -вводный инструктаж-10% учебного времени

                                -сообщение познавательных сведений-20%

                                -практическая работа- 40%

                                -подведение итогов,-20%

                                уборка рабочих мест-10%

                                В качестве наглядного пособия используются:

                                • рисунки детей на тему « Что такое Здоровье?»

                                • плакат « Пирамида Здоровья"

                                видеоматериалы : (слайды):

                                • Путешествие в страну Здоровейка

                                • Занятия Здоровья

                                • Занятие в начальной школе

                                • Есть такой школьный предмет - Здоровье

                                • Россия - подари себе здоровье

                                • Презентация кабинета Здоровье

                                • Организация и методика проведения теоретических и практических занятий «БОС-Здоровье»

                                Электронные источники:

                                Список литературы:

                                Учебно-методическая литература:

                                1. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровья» под об­щей редакцией А.А.Сметанкина. НОУ «Институт биологической обратной связи». - СПб.: Питер. 2009. - 63с.

                                2. А.А.Сметанкин. Открытый урок здоровья. Издательство «Питер». СПб.: 2010. - 160с.; ил. - (Серия «Исцели себя сам»)

                                Учебная литература для учащихся:

                                1. А.А Сметанкин. Будь здоров, малыш! - СПб.: Питер. 2008. - 28с.

                                2. А.А Сметанкин. Открытый урок здоровья. Издательство «Питер». СПб.: 2011. - 160с.; ил. - (Серия «Исцели себя сам»)

                                12


                                © 2010-2022