Статья «Общаться с ребенком? Как? Психологические аспекты общения»

Данная статья поможет родителям освоить психологические приемы «эффективного общения» со своим ребенком. "Общение - это процесс взаимодействия, способность вступать в контакт, вести разговор с собеседником, умение внимательно слушать, выражать свои мысли, осознавать свои особенности и особенности других людей и учитывать их в ходе общения. Если ребенок имеет потребность в общении, то взрослый обязан ее удовлетворить. И не просто удовлетворить, а сделать это правильно. Главным результатом таког...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья для родителей «Общаться с ребенком? Как?

Психологические аспекты общения»


МОУ «Морозовская СОШ» (дошкольные группы)

Л.А. Илатовская, педагог-психолог


В процессе исследований мира дети задают необычные вопросы. Часто, когда нашу семью постигают трудные времена, невинные вопросы детей затрагивают наши, запрятанные вглубь страхи, сомнения и печали.

Мы должны понимать, что детские вопросы - это показатель любопытства, пытливости ума и творческой активности ребенка. Задавая нам вопросы, наши дети показывают, что верят нам. То, как мы слушаем ребенка и какие именно ответы предлагаем, показывает, насколько мы ценим точку зрения нашего ребенка.

Дома, когда мы заняты стиркой, уборкой, а ребенок внезапно задает удививший нас вопрос, мы должны помнить: разговор с ребенком - это главное!

Для ребенка весь мир - загадка. Когда ребенок задает вопросы, он не просто черпает информацию о происходящих вокруг событиях, но и осознает их взаимосвязь с самим собой.

Отвечая на вопросы, мы должны вложить в ответ чувства: нашу боль, озабоченность, грусть или наоборот радость - знаки любви и внимания. Мы не должны терзать самих себя тем, что не знаем чего-то: наши дети нуждаются не в точности, не в философии, а в отражении в ответах наших повседневных забот, нашего опыта. Каждый раз, когда мы вместе с ребенком пытаемся найти ответ, мы укрепляем связующую нас нить в совместном путешествии к знанию!

Активное слушание углубляет связь родителя с ребенком. Оно внушает ребенку мысль, что он нужен, любим, воодушевляет его на самовыражение. Готовность родителей выслушать ребенка является огромной поддержкой в его развитии и личностном становлении. Дети нуждаются в нашей доброте и человечности, в нашем постоянном присутствии с ними. Они желают, чтобы мы были обычными людьми, со своими недостатками, со способностью любить, ненавидеть, злиться, ценить их радость и невинность, и в то же время, знающими этот мир. Они нуждаются в том, чтобы мы объясняли им то или иное явление жизни. Наши ответы на детские вопросы отражают понимание собственного ребенка. Попытки стать нейтральными в разговорах с детьми отгораживают нас от ребенка, создают «барьеры» во взаимоотношениях.

Для того чтобы внимательно выслушать и услышать ребенка: мы должны услышать и осознать свои собственные чувства, потребности и желания.

Поэтому, мы будем учиться слушать ребенка, вникать в истинный смысл заданного им вопроса. Что же для этого необходимо?

1. Показать свое полное внимание. Сосредоточьтесь на высказывании. Постарайтесь сфокусироваться на той ситуации, которую описывает ребенок. Старайтесь замечать в ребенке «язык» его телодвижений и выражение лица. Постарайтесь быть как бы «зеркалом», отражением его позы, жестов и мимики.

2. Помогите ребенку связать его вопрос с личным опытом. Не давайте готовый ответ, пусть ребенок осмысливает и найдет его сам.

3. Третья ступень - продвижение. Если вопросы возобновляются, то можно углубить ответ. Даже краткий обмен мнениями или рассказ на волнующую тему позволит ребенку понять, как сильно Вы цените его мнение и умение думать. Воодушевляя своего ребенка на обдумывание вопроса, позволяя ему самому принять решение и найти готовый ответ, вы поддерживаете в нем самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Всегда помните: Ваша первейшая задача - слушать! Не перебивайте и не опережайте ребенка своими догадками.

Для общения в семье можно выделить три основные цели: оказание поддержки ребенку, развитие взаимопонимания, целенаправленное воздействие. В соответствии с данными целями выделяются некоторые наиболее эффективные приемы.

Первая цель - поддержка ребенка

Основные функции поддержки: формирования уверенности и основы конструктивного взаимодействия с людьми.

Можно использовать вербальные (словесные) и невербальные способы поддержки: рукопожатие, взгляд, прикосновение, жест, мимику, объятия.

Основные алгоритмы оказания поддержки подразделяются на два основных типа. Это: поддержка - воздействие и поддержка - реакция.

Поддержка - воздействие

Поддержка - реакция

Цель

Помощь в конкретной ситуации

Цель

Эмоциональная поддержка

Алгоритм

1. Описание ситуации или действия ребенка

2. Описание результата этих действий

3. Описание собственных чувств

4. Высказывание предложений по поводу дальнейших действий ребенка

Алгоритм

1. Сообщение о том, что вы разделяете чувства ребенка

2. Присоединение к модели мира ребенка

3. Описание ситуации на языке чувств

4. Вопрос об уместности помощи

5. Уточнение характера и масштаба помощи

Попробуйте использовать данные типы поддержки в ситуациях взаимодействия с ребенком. Главный залог успеха - ваше неравнодушие, ваша активная позиция!

Вторая цель - развитие взаимопонимания

Общение, направленное на развитие взаимопонимания - основа установления открытых доверительных взаимоотношений.

Главные условия реализации общения, направленного на развитие взаимопонимания следующие: ориентация на систему ценностей, картину мира ребенка; наличие понимающего безоценочного принятия личности ребенка; наличие собственной открытой позиции без стремления закрыться «маской силы и ума».

Основными техниками «понимающего общения» являются:

- Вербализация, или пересказ сообщения ребенка («Правильно ли я понял, что с тобой случилось…»);

- Отражение эмоций, предположение об эмоциональном состоянии ребенка («Мне кажется, тебе сейчас грустно…»);

- Угу - слушание, то есть включенность в рассказ ребенка различными речевыми знаками (Ага, угу, да-да, о-о…»).

Попробуйте использовать данные техники в общении с ребенком. Настройтесь на своего ребенка и будьте внимательны к его высказываниям.

Третья цель - целенаправленное воздействие

Выделяют два вида воздействия: авторитарный и неавторитарный.

Авторитарный метод воздействия является неэффективным, так как подавляет личность ребенка. Авторитарность - это «позиция сверху», это постоянные окрики, угрозы, наказания и ограничения.

Неавторитарные средства воздействия - это просьба, предложение и убеждение.

- Просьба («Не мог бы ты это сделать…») - содействует повышению у ребенка собственной значимости.

- Предложение («Может быть, имеет смысл поступить так…») - предоставление возможности обсудить варианты решения проблемы, содействует повышению осознанности и ответственности ребенка в выборе собственной модели поведения.

- Убеждение - обращение к имеющимся у ребенка установкам и ценностям для доказательства собственной правоты, содействует формированию у детей внутренней положительной мотивации.

Неавторитарные методы воздействия являются наиболее эффективными, они помогают достигнуть сотрудничества, откровенности и доверия друг к другу, дружбы, любви и взаимной поддержки.

Итак, мы рассмотрели достаточно важные вопросы, касающиеся эффективного общения в семье. Возвращаясь, время от времени к предложенным техникам взаимодействия с детьми, можно постепенно стать квалифицированными в использовании «безвластных» методов воспитания, научиться общаться на «языке доверия».

Используя знания о полноценном общении, вы сможете строить и сохранять отношения, приносящие удовлетворение вам самим и тем, кто рядом!

Пробуйте, дерзайте, не бойтесь ошибок! У вас есть право сделать свой лучший выбор и отвечать за его последствия! Я желаю вам общения - грамотного, приятного и успешного!

Литература

1. Баркан А. И. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. - М.: АО «Столетие», 1996.

2. Васильев Н. Н., Васильева Е. А. Технологии профессионального общения. Рабочая тетрадь практического психолога. - Вологда: ВИРО, 1996.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: «ЧеРо», 2004.

4. Рахматшаева В. А. Грамматика общения. Школа для родителей. - М.: «Семья и школа», 1995.

5. Фитцпатрик Д. Г. Диалог с ребенком.- М.: Аквариум, 1996.

4



© 2010-2022