Урок в 7 классе «Человек и обстоятельства»

Человек создаётся не столько благодаря, сколько вопреки обстоятельствам М.Горький   Обстоятельства жизни — это условия, в которых живёт человек.  Материальное благополучие, культурные условия (книги, радио, телевидение, речь, музеи, театры, концерты)  форми­руют мысли, чувства, отношения, ха­рактер человека. Человек, погружаясь в определённые условия, приспосабли­вается к их требованиям, впитывает их, и его поведение начинает зависеть от окружающих его людей, предметов, со­бытий. Так происходит с каждым из нас. Но только ли от условий (обстоя­тельств) зависит, каким станет чело... Что творит человека: обстоятель­ства? Какие? Что творит добро: обстоятельства или человек? А что творит зло: человек или об­стоятельства? Объясните     высказывание М. Горького: «Человек создаётся не столько благодаря, сколько вопреки обстоятельствам». Рассказ первый «Закрыть амбразуру» Шла Великая Отечественная вой­на. Рота бойцов получила приказ — овла­деть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполне­ние приказа казалось невозможным. Тог­да один боец, подкравшись по-пластун­ски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совер­шался во время войны много раз. Вопрос: Кик объяснить героизм воинов?
Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Человек и обстоятельства


Человек создаётся не столько благодаря,

сколько вопреки обстоятельствам

М.Горький


Обстоятельства жизни - это условия, в которых живёт человек. Материальное благополучие, культурные условия (книги, радио, телевидение, речь, музеи, театры, концерты) форми­руют мысли, чувства, отношения, ха­рактер человека. Человек, погружаясь в определённые условия, приспосабли­вается к их требованиям, впитывает их, и его поведение начинает зависеть от окружающих его людей, предметов, со­бытий. Так происходит с каждым из нас. Но только ли от условий (обстоя­тельств) зависит, каким станет человек: добрым или злым, уверенным в себе или растерявшимся, трудолюбивым или лентяем, отзывчивым и чутким или замкнутым и ожесточённым?

Что творит человека: обстоятель­ства? Какие?

Что творит добро: обстоятельства или человек?

А что творит зло: человек или об­стоятельства?

Объясните высказывание М. Горького: «Человек создаётся не столько благодаря, сколько вопреки обстоятельствам».

Рассказ первый «Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная вой­на. Рота бойцов получила приказ - овла­деть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполне­ние приказа казалось невозможным. Тог­да один боец, подкравшись по-пластун­ски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совер­шался во время войны много раз.

Вопрос: Кик объяснить героизм воинов?

Рассказ второй «Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила под­вешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змей­ка огня, зловеще треща, ползла по кабе­лю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и... произойдёт непоправимое... Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!

«Отключить! - Сергей бежит к камере. - Ручку влево, до щелчка. Кор­пус ячейки наверняка под напряжени­ем. Там смерть. Мгновенная. В пепел... Там же шесть тысяч вольт!»

И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В. Титов. «Всем смертям назло...»)

Вопросы: Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансфор­матор? Побежал бы он, если бы знал, что лишится рук?

Рассказ третий «Преодоление»

В августе 1967 года шла очеред­ная тренировка космонавтов - прыж­ки с парашютом. Над побережьем Чёрного моря время от времени рас­цветали белые купола. С космонавтом Алексеем Леоновым случилось ЧП: когда купол заполнился воздухом, лямка парашюта зацепилась за метал­лическую спинку, крепящуюся за ран­цем, и обмотала ногу космонавта. Он завис вниз головой. Тщетно пытался он высвободить ногу. Тогда, напрягая все силы, он отогнул металлическую спинку и вытащил из-под неё лямку... На земле уже не один, а с помощью трёх других космонавтов А. Леонов пытался разогнуть металл, но не смог.

Вопросы: 1. Что спасло космонав­та в этих экстремальных обстоятель­ствах? 2. Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»?

Вывод: если человек вступает в борьбу с обстоятельствами, то он преодолевает их, влияет на них. Он может изменять их к лучшему и стать сильнее, умнее, стать героем, снискать признание и уважение лю­дей добром, принесённым им в дар.

Добро против зла

Чего в жизни больше: добра или зла? Добра. Оно побеждает зло. Так учат нас сказки, прочитанные в детст­ве, чтобы верили в светлую нравствен­ную силу, верили и надеялись па луч­шее. Ведь жить - это бороться со злом, несправедливостью, трудностями, не­благоприятными обстоятельствами.

Упражнение «Добро и Зло»

Придумать и объяснить слова с корнем «добро» и «зло». Примеры:

Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы полу­чили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас пре­дал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется ото­мстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённос­ти - страх как чувство одиночества, от­сутствия любви, ненужности. Вы ста­новитесь слабыми, ранимыми, обстоя­тельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

Упражнение «Выпустите пар»

«Выпустите пар» (остыньте, побо­рите агрессора, засевшего внутри вас). Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на вооб­ражаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что против­ник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени уд­линённого и задержанного вздоха. За­жмурьтесь так, как вы умеете, выдохни­те. После того как проделаете это уп­ражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Воз­можно, вы получите ответ «нет».

Упражнение «Рычите»

Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовеща­тель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало ды­хательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Про­рычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность сни­зится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять ре­шение.

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняй­тесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, за­думайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

  1. Потому что он плохо относится ко мне?

  2. Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?

  3. Может, он желал мне добра и не зна­ет, что, поступая так, делает мне только хуже?

  4. А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?

  5. А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Милосердие. Особый вид добро­ты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, лю­бовь к людям. Милосердие - не сла­бость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на по­мощь. Способность сострадать, сопере­живать - это признак духовной зрело­сти личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

К сожалению, есть среди людей и жестокосердие, жестокость, насилие. Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, уби­вает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления -творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жиз­ни - увеличивать добро в мире».

Мысли мудрых

  • Сопротивляйся трудностям, повер­нись к дурному спиной, и твоя внут­ренняя весна не обманет тебя (Лук­реций).

  • Не раздражайся, уступай в ссоре, чем и достигнешь умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело ула­дится само собой. Почти всегда прихо­дится жалеть, что ссора не была пре­кращена вначале (Л. Толстой).

  • Во многом можно убедить человека, если, начать говорить с ним па его язы­ке, на языке его души (М. Чехов).

  • Помни: «Злое слово песет беду ус­там, его сказавшим» (В. Шекспир).

  • Пусть будет добрым ум у вас и серд­це умным будет (С. Маршак).

  • Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны.

бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов).

  • Помните и знайте: безвыходных положений нет.

  • Из трудностей в одиночку не выйти.

  • Не уходите от трудностей лёгкими путями: они заведут в тупик.

  • Ко злу не добавляйте зла, можно погибнуть.

  • От всех бед лучшее лекарство - ухо­дить в работу, в любимое дело.

  • Просите помощи и совета - это де­лает вам честь (А. Кочетов).

  • Хороших людей больше, чем плохих. Но плохие заметнее. Зло агрессивно, добро молчаливо, оно не кричит. Вот почему кажется, что плохих людей больше, чем хороших (Д. Лихачёв).

Ситуация-проба «Плачущий незнакомец»

На скамейке сидит и горько пла­чет человек, а все идут мимо (другой вариант - человек лежит, распластав­шись). Здесь, конечно, действует эф­фект толпы: вероятность помощи чело­веку, попавшему в беду, находится в об­ратной зависимости от числа свидете­лей его трудностей (имеется в виду толпа, а не сплочённый коллектив). Но, может быть, все люди такие равно­душные и немилосердные?

Задание. Как вы поступите, если окажетесь рядом?

Социально-приемлемые пози­ции: • уважение к неприкосновенности личности другого человека • сострада­ние • сопереживание • желание по­мочь.

Ситуация-проба «Осталась одна»

Вот письмо вашей ровесницы. «Раньше я жило, как все, было много друзей, со всеми и во всём всегда согла­шалась, просто молчала. Даже если не верила, делала вид, что верю. Молча терпела обиды и унижения. Но посте­пенно начала понимать, что так даль­ше жить нельзя. Нужно иметь своий го­лос. И я начала говорить. Высказывать свое мнение, свою личную правду. До этого у меня было много друзей и по­друг. Теперь не осталось ни одного. Как же мне быть?»

Социально-приемлемые пози­ции: • не быть «белой вороном» • не унижаться • соблюдать меру конформ­ности • уметь находить хорошее в дру­гих • искать причину в себе.

Добро - та, - порядочность, - душие, - деятельность, - сердечность, - совестность, - желательность.

Зло - сть, - радство, - вредность, - деяние, - памятность, - язычие, - пыхательство.

© 2010-2022