- Преподавателю
- Школьному психологу
- Модель создания школьной службы медиации
Модель создания школьной службы медиации
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исмагилова Л.И. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Исмагилова Л. И.
Организация этапов создания школьной службы медиации
Актуальность.
В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа - частица общества. Каково общество - такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».
«Стрелки» в подростковой среде выступают как форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также как форма самоутверждения. В то же время «стрелки» становятся способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.
Детский рэкет также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения (далее - ШСП).
1
2
3
4
5
6
Этап целеполагания
Задача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы школьной службы медиации:
-
работа школьного медиатора в центрах содействия;
-
создание службы при образовательном учреждении и подготовка кадров.
Определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении;
Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы по взаимодействию с другими структурами;
Определить этапы деятельности службы.
Цель: проработать модель создания школьной службы урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.
Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора службы со сторонами конфликта в образовательной системе;
Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта
проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
Провести работу по организации взаимодействия службы со всеми субъектами образования
Популяризация «Школьной медиации»
Способы организации целеполагания
-
Изучение документации по созданию школьной службы медиации
-
Изучение опыта других организаций
-
Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления степени полезности создания модели
-
Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе
-
Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации
Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся
Этап планирования
Первый этап - провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора.
Второй этап - организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении.
Третий этап - обеспечить потребности образовательного учреждения в работе профессионального школьного медиатора с целью достижения положительной и устойчивой динамики разрешения конфликтов. Разработать методическое пособие «Школьная медиация».
Алгоритм создания ШСП:
-
разработка и реализация проекта создания ШСП;
-
разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;
-
формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;
-
разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;
-
анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.
Структура и организация деятельности.
Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.
Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.
Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.
Результат этапа планирования: создание школьной службы медиации
Этап реализации
Примерный перечень документация ШСП:
приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий;план работы (на неделю).
Основная задача:
Создание модели школьной службы медиации
Возможные подходы
1.Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.
Основные формы работы
1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник - медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.
Результат этапа реализации: функционирующая модель школьной службы медиации
Этап рефлексии
Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью
Основная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью
Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога и сверстников
Способы организации этапа рефлексии
-
саморефлексия → коллективная рефлексия
Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности
(успешности, результативности)
Этап коррекции
Задача администрации:
содействие в определении способов коррекции
Основная задача:
сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки
Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним
Способы организации этапа коррекции
-
«банк идей»;
-
вопросы разного характера,
-
беседа,
-
и т.д.
Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели школьной службы медиации