Модель создания школьной службы медиации

Актуальность. В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки». «Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исмагилова Л. И.

Организация этапов создания школьной службы медиации

Актуальность.

В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа - частица общества. Каково общество - такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».

«Стрелки» в подростковой среде выступают как форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также как форма самоутверждения. В то же время «стрелки» становятся способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.

Детский рэкет также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.

Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения (далее - ШСП).


1

2

3

4

5

6

Этап целеполагания

ЗМодель создания школьной службы медиацииадача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы школьной службы медиации:

  • работа школьного медиатора в центрах содействия;

  • создание службы при образовательном учреждении и подготовка кадров.

Определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении;

Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы по взаимодействию с другими структурами;

Определить этапы деятельности службы.


ЦМодель создания школьной службы медиацииель: проработать модель создания школьной службы урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.


Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора службы со сторонами конфликта в образовательной системе;

Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта

проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;

научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;

Провести работу по организации взаимодействия службы со всеми субъектами образования

Популяризация «Школьной медиации»

Модель создания школьной службы медиации

Способы организации целеполагания

  • Изучение документации по созданию школьной службы медиации

  • Изучение опыта других организаций

  • Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления степени полезности создания модели

  • Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе

  • Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации

Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся

Модель создания школьной службы медиации

Этап планирования

ПМодель создания школьной службы медиацииервый этап - провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора.

Второй этап - организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении.

Модель создания школьной службы медиации

Третий этап - обеспечить потребности образовательного учреждения в работе профессионального школьного медиатора с целью достижения положительной и устойчивой динамики разрешения конфликтов. Разработать методическое пособие «Школьная медиация».


Модель создания школьной службы медиации

Алгоритм создания ШСП:

  • разработка и реализация проекта создания ШСП;

  • разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;

  • формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;

  • разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;

  • анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.

Структура и организация деятельности.

Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.

Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.

Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.

Модель создания школьной службы медиации

Результат этапа планирования: создание школьной службы медиации

Модель создания школьной службы медиации

Этап реализации

Примерный перечень документация ШСП:

приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий;план работы (на неделю).


Модель создания школьной службы медиации

Основная задача:

СМодель создания школьной службы медиацииоздание модели школьной службы медиации

Модель создания школьной службы медиации

Возможные подходы

1.Профилактический подход. ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения, становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации.
2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.


Основные формы работы

1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник - медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.

2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.

Модель создания школьной службы медиации

Результат этапа реализации: функционирующая модель школьной службы медиации

Модель создания школьной службы медиации

Этап рефлексии

Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью

Модель создания школьной службы медиации

ОМодель создания школьной службы медиациисновная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью


Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога и сверстников

Модель создания школьной службы медиации

Способы организации этапа рефлексии

  • саморефлексия → коллективная рефлексия

Модель создания школьной службы медиации

Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности

(успешности, результативности)

Модель создания школьной службы медиации

Этап коррекции

ЗМодель создания школьной службы медиацииадача администрации:

содействие в определении способов коррекции


Основная задача:

сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки

Модель создания школьной службы медиации

Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним

Модель создания школьной службы медиации

Способы организации этапа коррекции

  • «банк идей»;

  • вопросы разного характера,

  • беседа,

  • и т.д.

Модель создания школьной службы медиации

Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели школьной службы медиации


© 2010-2022