Работа педагога-психолога с родителями в адаптивной школе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соколова Елена Юрьевна

педагог-психолог, учитель психологии

КОУ «Адаптивная школа № 18»

Омская область

Слайд 1

Работа педагога - психолога с родителями в КОУ «Адаптивная школа»

«Семья - школа подлинной, человеческой любви, любви доверчивой и строгой, нежной и требовательной» В. А. Сухомлинский

Слайд 2

Детство, самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет, красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное…

Но, для некоторых детей оно - трудное, и прежде всего по вине окружающих взрослых.


- Как построить нормальные отношения с ребенком?

- Как заставить его слушаться?

- Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны - случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, - привел ученых к выводу: причина - неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Я на своих встречах с родителями, не устаю повторять: «Детских проблем не бывает, бывают ошибки взрослых, которые их окружают»!!!

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Социологические исследования последних лет показывают, что все факторы снижения уровня жизни ведут к нарастанию кризисных явлений в семье. Рождение ребенка с ОВЗ ведет к новым трудностям: семья либо распадается, либо живет в постоянном стрессовом ритме. Особенностью семейных взаимоотношений часто становится глобальное непонимание сторон, приводящее к отстраненности и взаимным обвинениям. Помочь родителям услышать друг друга и наладить эффективное сотрудничество со школой, учителями, порой может только психолог. Несомненно, сотрудничество учителя-дефектолога, педагога-психолога, родителя - единственный путь, способствующий развитию способностей ребенка.
Семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества.
Если в семье появляется ребенок с ОВЗ на помощь таким родителям приходят специалисты коррекционных школ.

В КОУ «Адаптивная школа №18» вся работа построена по модели разработок (М.Р. Битяновой, В.Г.Петровой, М.Н. и Н.Я. Семаго, Г.С. Абрамовой и др. специалистов) в области коррекционной педагогики и нейропсихологии, и направлена на максимально возможную адаптацию и развитие детей с ОВЗ.

Цитата из М.Р. Битяновой «Организация психологической работы в школе» стр. 57

«Общая цель различных форм деятельности педагога по отношению к родителям - и просвещения, и консультирования - видится нам в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего родителей) к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию» М.Р. Битянова.

Слайд 3

Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.

Деформируются:


  • сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;


  • система отношений членов семьи с окружающим социумом;


  • особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Вследствие того что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность родителей, а в основном матерей может претерпевать значительные изменения (В. А. Вишневский, 1987). Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию.


Слайд 4

Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Поэтому целью психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком. Достижение этой цели требует выявления и развития сильных, ресурсных зон функционирования таких семей, опираясь на которые они могут "повернуться лицом" к миру без чувства вины, стыда и отверженности. Таким образом, задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов этих семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей.
Как правило, чаще всего, педагоги используют традиционный метод работы с родителями - метод нравоучений или «лекционный». Многолетняя практика показывает, что такие методы весьма не эффективны. Поэтому сейчас, как никогда встала необходимость расширения форм взаимодействия школы с семьей.

Формы работы психолога с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

1. Участие психолога в классных, общешкольных родительских собраниях.

2. Индивидуальные консультации родителей.

3. Лекции.

4. Посещение семьи.

1. Родительские тренинги.

2. Дискуссии.

3. Психологические разминки.

4. Круглые столы.

5. Устные журналы.

6. Практикумы.

7. Родительские вечера.

8. Родительские чтения.

9. Родительские ринги.

10. Родительские собрания в активных формах.

11. Выпуск информационных бюллетеней, буклетов, памяток

Демонстрация материала для памяток в классных комнатах от педагога-психолога «Узелки на память» из книги «Ваш ребенок» под редакцией И.И. Гребешеновой

  • Идем в школу;

  • Разве на нужен режим?;

  • В доме телевизор;

  • Девушке и юноше о личной гигиене;

  • «Юношеские» угри и другие болезни кожи;

Н

Слайд 5

Работа школьного психолога с родителями включает несколько направлений:

  • создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка (ситуация сотрудничества с учетом соблюдения принципа невмешательства в семейную ситуацию);

  • просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, встречи);

  • консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;

  • психологическая поддержка родителей.

В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей.

Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.

Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться.

В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны. Вот примерные вопросы, которые следует задавать:

- когда возникают проблемы в семье, в какой обстановке вы их решаете или обсуждаете;

- каково отношение к имеющимся проблемам Ваших родителей, других детей ( в семье);

- каковы ожидания самих родителей от детей, как они видят будущее детей с ОВЗ.

В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем и только тогда простаивать коммуникации. Можно предложить родителям заполнить анкету по изучению развития ребенка.

Длительное изучение проблем, возникающих в семьях воспитанников нашей школы, и наблюдение за их разрешением позволяют мне выделить еще одну особенность, характеризующую социальную позицию значительной части родителей в отношении воспитания, развития и преодоления проблем больного ребенка. Эту позицию можно назвать иждивенческой или безынициативной.

Родители считают, что преодолением проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники учреждения, в которых этих детей воспитывают, обучают или продолжительно лечат и живут (если дети уезжают в санатории или оздоровительные лагеря).



Слайд 6

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей и воспитателей. На таких собраниях-тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы. Несомненно, психологическая работа, ориентированная на гуманизацию отношений психолога и родителя, построенная на принципах партнерства, открывает перед участниками широкое поле возможностей.
На таких собраниях-тренингах используются элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериала.
Благодаря различным формам взаимодействия между родителями, педагогами, специалистами, можно создать родительское сообщество, которое может стать соучастником коррекционно-развивающего учебного процесса.

Слайд 7



Слайд 8









Форма работы

Условия проведения

Срок

Предполагаемый результат

1. Консультативная деятельность

1.1. Индивидуальные консультации по итогам диагностических исследований

наличие заключений по результатам диагностических исследований

в течение года

оптимизация воспитательного процесса в семье

1.2. Индивидуальные консультации по запросам родителей

наличие запросов

в течение года

оптимизация воспитательного процесса в семье

2. Психопрофилактическая и просветительская деятельность

2.1. Тематические консультации-папки (информационные листы) по актуальным для родителей темам:

«Как быть требовательным родителем»;
«Как взаимодействовать с агрессивным ребенком»;
«Если Ваш ребенок невнимателен»;
«Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком»;
«Компьютер: друг или враг»;
«Тревожный ребенок: как с ним общаться»;
«Детские страхи»;
«Телевизор - его влияние на ребенка»;
«Безусловное принятие - что это такое»;
«Как слушать ребенка. Что такое активное слушание»;
«12 помех на пути активного слушания» и др.

оформление папок-консультаций

в течение года

повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаниях


2.2. Выступления на родительских собраниях:
а) сообщения о возрастных особенностях детей;
б) сообщения на актуальную тему

по согласованию с воспитателем

два раза в год

повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Слайд 9

Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизировать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.
Гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации.

Слайд 10

Психолого-педагогической лекторий «Семейная академия» для родителей (общешкольный и классный):

  • «Особенности адаптации в 1 классе»;

  • «Особенности адаптации в 5 классе»;

  • «Ошибки в воспитании»;

  • «Трудовое воспитание детей»;

  • «Поощрения и наказания в семье»;

  • «Особенности воспитания и развития детей с ОВЗ»;

  • «Тренинг родительской любви»;





Притча

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену.

Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


12


© 2010-2022