Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении

Программа профилактической направленности по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни детей, оказания психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении, на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.казенное образовательное учреждение Омской области «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»











Программа

психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в развитии, адаптации, обучении и общении.





Составила: педагог - психолог

Пуссь Алена Анатольевна











Пояснительная записка.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это нормальное состояние организма человека, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой.

Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации - это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к ценности, основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, развитию генофонда, творчества и духовности человека.

Одной из самых уязвимых групп населения на фоне происходящих социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста. По официальным данным лишь десять процентов выпускников школ практически здоровы, 60 процентов школьников хронически больны и(или) страдают нервно-психическими расстройствами, у них отсутствует мотивация здорового образа жизни.

Программа профилактической направленности по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни детей, оказания психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении, на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 30.05.2011, утвержденного 07.06.2011 № ПР-1580 ГС,

Цель психологического сопровождения :

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.

Основные направления психологического сопровождения учащихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей «группы риска»:

  1. Диагностическое направление - заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

  2. Коррекционно-развивающее направление - предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся.

  3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление - обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

  4. Организационно-методическое направление - включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

НАПРАВЛЕНИЯ

ДИАГНОСТИКА

психол. особенности детско-родит. отношении, стиля сем. воспитания

I этап

Разработка тематического планирования с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных возможностей (с учетом патологии)

Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы

II этап

ЗАПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Журнал учета всех видов деятельности

III этап

Изучение анамнестических данных

Заполнение протоколов индивидуального обследования

Коррекционно-развив. работа

Групповая форма работы

Подгрупповая форма работы

Индивидуал. форма работы

Консультиров. педагогов

Консультиров. родителей

Коррекция комму-никативн. навыков

Развитие межлич- ностных взаимоотн.

Эмоционально-волевой сферы

Развитие познават. способ.

Консультации, семинары

Взаимопосещ. уроков

Межпредметн. интеграции

Родительские собрания

Консультаций

Участие в ШМО

Участие в педсоветах

Самообразование

Методическая работа

межличностные взаимоотношен.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Динамическое обследование

Углубленная диагност.

Первичная диагност.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКИ

изучение эмоц.-волевой сферы

личностные особенности

изучение познават. сферы

Итоговая диагностика

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

1 определение психологического статуса учащихся

2 разработка стратегии психолог. сопровожд. учщихся с учетом патологии

ШКОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ






Журнал индивидуальных форм работы

Журнал групповых форм работы



В диагностике используются следующие методы психологического обследования:

  1. Изучение документации;

  2. Метод беседы;

  3. Изучение результатов деятельности детей;

  4. Метод наблюдения;

  5. Метод тестирования;

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.









Диагностика осуществляется в двух формах



Групповая диагностика


Индивидуальная диагностика

-исследование уровня психоэмоционального развития детей;

-исследование межличностных особенностей в классе (группе)



Что исследуем

- углубленное исследование оценки состояний ребёнка и его особенностей

Выделение детей, которые по каким-либо характеристикам выпадают из всего контекста детей школы



Задачи

Исследование причин возникновения сложностей психоэмоционального развития ребенка

Начало, середина, конец учебного кода



Врем проведения диагностики

В течение учебного года

Работа по школьному плану



Причины проведения

Работа по запросам: - от педагогов

- от родителей

- анализ результата наблюдения психолога

- вводная (первичная)

- адаптация первых классов

- переход из младшего звена в среднее

- динамическая (по итогам середины и конца года)



Виды диагностики

- по запросу

- динамическая (по итогам середины и конца года)

- наблюдение

- изучение документации (анамнеза)

- тестирование



Методы диагностики

- психологический анамнез

- беседа (с родителями и ребенком)

- изучение результатов деятельности

- тестирование

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА



Цели коррекционно-развивающей деятельности



Определение, разработка и реализация эффективных мер и условий (развивающей среды) психолого-медико-педагогического воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами нарушении

Оказание психологической помощи детям, их родителям и педагогам при затруднениях, связанных с обучением и воспитанием, межличностными отношениями, а также с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей, которые проявляются в тревоге, что негативно влияет на психическое развитие

Коррекционно-развивающая деятельность включает в себя:





  • Системное сопровождение детей (развивающая деятельность) - ориентированно на создание социально-психологических условии для целостного развития школьников



  • Индивидуальное сопровождение детей (коррекционная деятельность) - ориентированно в процессе целостного развития школьников на решение конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Выработка рекомендации

Родительские собрания





Формы взаимодействия

Памятки для родителей

Индивидуальные консультации







ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Выработка рекомендации (на школьном консилиуме)

Педагогический совет





Формы взаимодействия

Памятки для педагогов

Индивидуальные консультации











Первый этап программы ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Основное содержание работы первого этапа:

  • - совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;

  • - развитие зрительной и слуховой памяти;

  • - развитие логического мышления, интеллектуальных операций: сравнения, анализа, синтеза, умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку;

  • - развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;

  • расширение общего кругозора;

  • - формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основное содержание работы:

  • - развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;

  • - формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;

  • - развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;

  • - коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.

Третий этап - развитие коммуникативных умений. Проблема общения становится актуальной и как ведущая деятельность общение потеснит учебу и другие виды деятельности.

Содержание работы:

  • - формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;

  • - развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;

  • - развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

  • - создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.

Четвертый этап - направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Необходимость проведения работы в данном направлении обусловлена состоянием здоровья современных школьников.

Основное содержание работы:

  • проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, обучение дыхательной гимнастике;

  • в ходе психофизиологического тренинга учащиеся обучаются навыкам эффективной саморегуляции, вырабатывая их под контролем изменения физиологических параметров (дыхательная аритмия сердца), отражающих общее состояние организма.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

© 2010-2022