Программа тренинга профессиональной зрелости

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа

тренинга профессиональной зрелости.


Составитель: педагог-психолог Центра социально-психологической помощи детям и подросткам Елисейкина Л.И.

Цель программы: нахождение своего образа «Я»; приобретение умений, необходимых при выборе профессии; продвижение в своем процессе принятия решения о выборе профессии.

Задачи: дать возможность членам группы перейти с внешнего контроля за своим развитием и мыслями на внутренний; развитие профессиональной зрелости членов группы.

Участники: старшие подростки 14-18 лет.

Частота встреч: 1 раз в неделю по 2,5 часа.

Количество участников группы: 9-14 человек.

Программа занятий.

Занятие 1. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

Цели: знакомство участников группы; введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения.

Задачи: познакомить с правилами ведения группы; ввести в проблему профессионального самоопределения; заполнить информационную карту- формирование первых умений по анализу необходимой информации.

Техники:

1. «Знакомство».

Цель: познакомить участников друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.

2. «Психологическая суть профессионального самоопределения»

Задачи: повысить ответственность в профессиональном самоопределении; дать понять, что профессиональное самоопределение- алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.

3. «Составление информационной карты».

Задачи: практически закрепить полученные знания; повысить активность участников в поиске необходимой информации.

4. «Невербальное общение».

Задачи: дать общее представление о роли невербального общения; использовать двигательную технику для поддержания интереса и внимания.

Занятие 2. Межличностное взаимодействие.

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.

Задачи: развитие умений по рефлексии.

Техника: «Совместное рисование».

Задача: реализация цели всего занятия.

Домашнее задание: проследить и проанализировать свои особенности в межличностном взаимодействии.

Занятие 3. Развитие умений по принятию решения.

Цель: освоить алгоритм принятия решения.

Техники:

  1. «Корова»

Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения.

Задачи: дать возможность всей группе принять совместное единое решение; при анализе процесса принятия решения освоить алгоритм такого принятия.

  1. «Плюс, минус, интересно».

Задача: использовать знания алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.

Домашнее задание: проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.

Занятие 4. Эмоциональное отношение к выбору профессии.

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.

Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, стандартные листы бумаги.

Техники:

  1. «Проективный рисунок».

Задача: с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии.

  1. «Шестое чувство»

Задача: дать возможность участникам проверить свою способность оценивать образ мышления группы людей.

Домашнее задание: проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоциональное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполнению домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).

Занятие 5. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии.

Цели: повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии.

Задачи:

-дать участникам алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;

-показать им необходимость самоанализа при принятии серьезных решений.

Техники:

  1. «Мои способности».

Задачи: опробирование на практике одной из эффективных техник самоанализа; обсуждение способностей как одного из факторов выбора профессии.

  1. «Самоописание».

Задачи: оценка своих способностей и видов деятельности.

Домашнее задание: написать список конкретных шагов в достижении идеала.

Занятие 6. Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

Цель: познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.

Задачи: актуализация ценностей; обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор; выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.

Техники:

  1. «Отдел кадров».

Задачи: дать возможность участникам проанализировать свое поведение в роли начальника и потенциального работника.

  1. «Мои ценности».

Задача: актуализация своих ценностей, закрепление полученных теоретических знаний на практике.

  1. «Мои цели».

Задача: определение приоритетных целей каждого участника и сопоставления целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.

Занятие 7. Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии.

Цели: самооценка личности; повышения внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.

Задачи: закрепить алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон; дать характеристику зрелой личности.

Техника:

  1. «Моя личность».

Задачи: осознание особенностей своей личности; определение пути развития для достижения характеристик зрелой личности.

  1. «Самоописание».

Задача: самооценка особенностей своей личности и черт характера.

Домашнее задание: написать в рабочей тетради, какие профессии больше всего соответствуют чертам вашего характера.

Занятие 8. Планирование профессионального пути.

Цель: освоить навыки по планированию своего пути.

Задачи: дать необходимые знания по планированию профессионального пути; предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.

Оборудование: цветные карандаши, бумага.

Техники: Проективный рисунок «Я через 10 лет» и «Мой товарищ через 10 лет».

Задачи: сравнение представлений самого человека о своем будущем и представления о его будущем других; сравнение представлений о будущем человека его друзей, тех, кто его давно знает и любит, и людей, которые впервые встретились с ним в группе.

Занятие 9. Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии.

Цели: закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации; в ходе обсуждения предложенной ситуации активизировать размышления по поводу собственной ситуации выбора профессии.

Задачи: организация конструктивной дискуссии и самостоятельной работы группы; ликвидация пробелов в знаниях, усваивавшихся группой на предыдущих занятиях.

Техники:

1. «Ситуация по выбору профессии»

Задача: разбор ситуации по выбору профессии и актуализация на этом примере полученных знаний и навыков.

  1. «Анализ собственного решения по выбору профессии».

Задача: выполнение письменной работы по выбору профессии на основе алгоритма принятия решения.

Занятие 10. Профессиональная зрелость.

Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.

Задачи: проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что члены группы не до конца поняли; особо уделить внимание тому, что усвоенные навыки и знания пригодятся им в течение всей жизни.

Оборудование: тетради, ручки, листы с напечатанными на них вопросами, стандартные листы бумаги, карандаши.

Техники:

  1. Проективный рисунок «Дорога в жизнь».

  2. Эмоциональное отношение к выбору профессии.

Подведение итогов тренинга.

Вручение удостоверений о прохождении тренинга.


© 2010-2022