- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа тренинга профессиональной зрелости
Программа тренинга профессиональной зрелости
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елисейкина Л.И. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
тренинга профессиональной зрелости.
Составитель: педагог-психолог Центра социально-психологической помощи детям и подросткам Елисейкина Л.И.
Цель программы: нахождение своего образа «Я»; приобретение умений, необходимых при выборе профессии; продвижение в своем процессе принятия решения о выборе профессии.
Задачи: дать возможность членам группы перейти с внешнего контроля за своим развитием и мыслями на внутренний; развитие профессиональной зрелости членов группы.
Участники: старшие подростки 14-18 лет.
Частота встреч: 1 раз в неделю по 2,5 часа.
Количество участников группы: 9-14 человек.
Программа занятий.
Занятие 1. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.
Цели: знакомство участников группы; введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения.
Задачи: познакомить с правилами ведения группы; ввести в проблему профессионального самоопределения; заполнить информационную карту- формирование первых умений по анализу необходимой информации.
Техники:
1. «Знакомство».
Цель: познакомить участников друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.
2. «Психологическая суть профессионального самоопределения»
Задачи: повысить ответственность в профессиональном самоопределении; дать понять, что профессиональное самоопределение- алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.
3. «Составление информационной карты».
Задачи: практически закрепить полученные знания; повысить активность участников в поиске необходимой информации.
4. «Невербальное общение».
Задачи: дать общее представление о роли невербального общения; использовать двигательную технику для поддержания интереса и внимания.
Занятие 2. Межличностное взаимодействие.
Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора.
Задачи: развитие умений по рефлексии.
Техника: «Совместное рисование».
Задача: реализация цели всего занятия.
Домашнее задание: проследить и проанализировать свои особенности в межличностном взаимодействии.
Занятие 3. Развитие умений по принятию решения.
Цель: освоить алгоритм принятия решения.
Техники:
-
«Корова»
Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения.
Задачи: дать возможность всей группе принять совместное единое решение; при анализе процесса принятия решения освоить алгоритм такого принятия.
-
«Плюс, минус, интересно».
Задача: использовать знания алгоритма принятия решения в собственной ситуации выбора профессии.
Домашнее задание: проанализировать хотя бы один случай принятия реального решения с точки зрения усвоенного алгоритма, найти ошибки и удачные моменты в решении.
Занятие 4. Эмоциональное отношение к выбору профессии.
Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.
Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, стандартные листы бумаги.
Техники:
-
«Проективный рисунок».
Задача: с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии.
-
«Шестое чувство»
Задача: дать возможность участникам проверить свою способность оценивать образ мышления группы людей.
Домашнее задание: проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоциональное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполнению домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).
Занятие 5. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии.
Цели: повышение интереса членов группы к самим себе; анализ способностей как одного из факторов выбора профессии.
Задачи:
-дать участникам алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон;
-показать им необходимость самоанализа при принятии серьезных решений.
Техники:
-
«Мои способности».
Задачи: опробирование на практике одной из эффективных техник самоанализа; обсуждение способностей как одного из факторов выбора профессии.
-
«Самоописание».
Задачи: оценка своих способностей и видов деятельности.
Домашнее задание: написать список конкретных шагов в достижении идеала.
Занятие 6. Роль жизненных ценностей при выборе профессии.
Цель: познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.
Задачи: актуализация ценностей; обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор; выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.
Техники:
-
«Отдел кадров».
Задачи: дать возможность участникам проанализировать свое поведение в роли начальника и потенциального работника.
-
«Мои ценности».
Задача: актуализация своих ценностей, закрепление полученных теоретических знаний на практике.
-
«Мои цели».
Задача: определение приоритетных целей каждого участника и сопоставления целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.
Занятие 7. Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии.
Цели: самооценка личности; повышения внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.
Задачи: закрепить алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон; дать характеристику зрелой личности.
Техника:
-
«Моя личность».
Задачи: осознание особенностей своей личности; определение пути развития для достижения характеристик зрелой личности.
-
«Самоописание».
Задача: самооценка особенностей своей личности и черт характера.
Домашнее задание: написать в рабочей тетради, какие профессии больше всего соответствуют чертам вашего характера.
Занятие 8. Планирование профессионального пути.
Цель: освоить навыки по планированию своего пути.
Задачи: дать необходимые знания по планированию профессионального пути; предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.
Оборудование: цветные карандаши, бумага.
Техники: Проективный рисунок «Я через 10 лет» и «Мой товарищ через 10 лет».
Задачи: сравнение представлений самого человека о своем будущем и представления о его будущем других; сравнение представлений о будущем человека его друзей, тех, кто его давно знает и любит, и людей, которые впервые встретились с ним в группе.
Занятие 9. Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии.
Цели: закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации; в ходе обсуждения предложенной ситуации активизировать размышления по поводу собственной ситуации выбора профессии.
Задачи: организация конструктивной дискуссии и самостоятельной работы группы; ликвидация пробелов в знаниях, усваивавшихся группой на предыдущих занятиях.
Техники:
1. «Ситуация по выбору профессии»
Задача: разбор ситуации по выбору профессии и актуализация на этом примере полученных знаний и навыков.
-
«Анализ собственного решения по выбору профессии».
Задача: выполнение письменной работы по выбору профессии на основе алгоритма принятия решения.
Занятие 10. Профессиональная зрелость.
Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии.
Задачи: проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что члены группы не до конца поняли; особо уделить внимание тому, что усвоенные навыки и знания пригодятся им в течение всей жизни.
Оборудование: тетради, ручки, листы с напечатанными на них вопросами, стандартные листы бумаги, карандаши.
Техники:
-
Проективный рисунок «Дорога в жизнь».
-
Эмоциональное отношение к выбору профессии.
Подведение итогов тренинга.
Вручение удостоверений о прохождении тренинга.