- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка открытого урока по самопознанию Кто Я?
Разработка открытого урока по самопознанию Кто Я?
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Алибаева С.А. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования Костанайской области
Торгайский аграрно-технический колледж
Разработка урока:
Автор разработки:
Алибаева С.А.
г. Аркалык, 2015 г.
Пояснительная записка
Актуальность. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивая свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Предлагаемый один из уроков по самопознанию нацелен на развитие социальной компетентности учащихся, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Урок разработан для 6 уровня (8-9 классы) для детей подросткового возраста.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.
Подростковый возраст-период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. В подростковом возрасте происходят изменения, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Определяющей особенностью подростков является его ярко выраженный личностный характер. Для этого периода характерны:
-
стремление приобщиться к миру взрослых;
-
ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»;
-
временное представление о себе (образ Я в настоящем, прошлом и будущем)
Основная идея цикла уроков заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышения представления о собственной значимости, формирования мотивации самовоспитания и саморазвития.
Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Задачи:
-
Создать эмоционально комфортную образовательную среду;
-
Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
-
Способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного принятия решения
Форма проведения: ритуал приветствия, разминку, притчу, упражнения, ритуал прощания. В ходе работы можно использовать игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы вербального и рисуночного типов, а также психогимнастика и арт терапия.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Ожидаемый результат учащегося по окончании 8 класса (6 уровня):
-
уметь различать положительные и отрицательные черты характера, его действия и намерения;
-
уметь управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
-
осознавать ценность позитивного общения, уметь проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких.
Тема: «Кто Я?»
Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников. Развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.
Ход урока:
1
Организация начала урока
Ритуал приветствия
Продолжение знакомства -
упражнение «Перевоплощение»
2
Подготовка к основному этапу занятия
Упражнение:«Кто я»?
Притча «Ворона и павлин»
3
Усвоение новых знаний
Упражнения: «Ласковое слово», «Приятно сказать..», «Я»
4
Обобщение и систематизация. Вывод
Ритуал прощания
1.Ритуал приветствия
Цель: развитие чувства поддержки, создание доверительной атмосферы для работы.
Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.
2.Продолжение знакомства - упражнение «Перевоплощение»
Цель: преодоление барьеров контакта.
Дети группы сидят в кругу.
- Продолжим наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное и какое растение вы бы выбрали.
3. Упражнение «Кто я?»
У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1 -й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, они перемешиваются, затем каждый, не глядя, берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем листочки снова складываются на стол, и каждый забирает свой.
При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
-
повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
-
о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
-
насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
-
отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
-
совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;
-
из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т. д.
4. Притча «Ворона и павлин» (Носсрата Пезешкеяна)
В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение - что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я - все что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям...»
Обсуждение...
5. Упражнение «Ласковое слово».
Вспомните и запишите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.
Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?
Когда вам что-то требуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?
Или когда у вас хорошее настроение?
Часто ли вы делаете это?
Если нет, то почему?
Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к людям?
Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?
6. Упражнение «Приятно сказать...»
- Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине.
По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами.
Итак, давайте начнем. Раз, два, три... Теперь, соприкоснувшиеся руками, вы должны сказать друг другу ласковое слово.
7. Упражнение «Я».
- Наше Я - одна из самых больших загадок. Иногда это Я обладает большим здравым смыслом, иногда - в нем звучит голос обиды, иногда - проявление собственного самолюбия, иногда - это голос озарения и творческой фантазии. А бывает - это проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем вопреки своей воле.
Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается слоями, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек - внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть какое-то слово. Пожалуйста.
Другая веточка - Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка - Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка - ваше Я в кругу друзей и знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окружении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности. Пожалуйста.
Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней отображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изобразите в масштабе (будьте самокритичны!) ваши самобытные качества: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора - весь набор ваших фундаментальных качеств. Пожалуйста.
Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми'.. Если. веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.
А что скажут ваши друзья в шутку или всерьез?
8. Ритуал прощания
Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.
Рекомендуемая литература для педагогов
-
Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» М., 2003
-
Айдакова Л. «Уроки психологии в школе» М., 1993
-
Битянова М.Р.«Организация психологической работы в школе» М., 1997
-
Большаков Б.«Психотренинг» СПб., 1996
-
Гиппус С.«Гимнастика чувств» М., 1967
-
Григорьева Т.«Основы конструктивного общения» М., 1997
-
Данилова Л.«Как стать собой» М., 1994
-
Кле М.«Психология подростка» М., 1991
-
Козлов Н.«Лучшие психологические игры и упражнения» Е., 1997
Литература для учащихся
-
Уэбстер Дж. Создай свое будущее сам: Руководство по планировании будущего для подростков - Ростов на - Дону: Феникс, 2005
-
Тайм - менеджмент. Школьный психолог № 5 /2009
-
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. - Новосибирск, 1997
-
Холодова О. Юным ученикам и ученицам: задания на развитие творческих способностей (рабочая тетрадь) часть 1-2. М. Рост.книга, 2004
-
Хухлаева О.В. Тропинки к своему Я.-М., 2001
-
Битянова М.Р Беглова Т.В Учимся решать проблемы .М. 2005
-
Куликов Л.В. Психогигиена личности. СПб., 2004 (М.Степанова)
-
Тренинг жизненных навыков./ Под ред А.Ф. Шадуры СПб., 2005 (В. Родионов)
-
Родионов В., Ступницкая М., Прививка от стресса. Ярославль, 2006 (Т. Морозова)