Причины и последствия агрессивного поведения детей

Раздел Школьному психологу
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Агрессивные дети. Причины и последствия агрессии.

Цели родительского собрания: формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

Задачи родительского собрания: определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Участники: родители детей класса, учитель, школьный психолог.

Ход мероприятия

Часто учителя и родители обращаются за помощью к специалистам по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые ее сопровождают, поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам).

Упражнение "Ассоциации"

Психолог: Когда мы слышим слово "Агрессия", то, что приходит в этот момент нам в голову?

Обсуждение

- Что способствует агрессии? (ответы родителей)

- Какие возможные причины? (ответы родителей)

Тестовые задания

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии агрессивности

Ребёнок:

1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Мини-лекция "Понятие агрессии"

Очевидно, что подростку неизбежно присуща определенная агрессивность. Мы поэтому должны ожидать ее проявление и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком.

Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Разумеется, нам нужно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение. Нет сомнения, что агрессия обнаруживается очень рано. Каждый может убедиться в этом на собственном родительском опыте.

В отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что - то не позволяют или в чем-то отказывают, вот это и раздражает его. Из всех живых существ на земле дети, самые ранимые, их легче всего обидеть или обмануть. Их физиологические потребности проявляются с такой же силой, как и у самого крохотного живого существа. Однако должно пройти немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять их. Иными словами, младенчество и детство делятся довольно долго.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от нас, родителей, причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если наши заботы о нем совершенно непроизвольны (что, в целом, далеко не так), мы, взрослые, в силу целого ряда различных причин, порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Мы не в силах избежать подобных поступков, и мало проку от нашего намерения не делать этого. Мы стараемся по мере возможности помочь ребенку освоить в окружающем мире, но подросток все равно чувствует себя подавленным. Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и неумение контролировать их усложняют жизнь ребенка. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Одним словом, ребенку часто приходится страдать от огорчений. Нет такого дня, чтобы его порыв или какое-либо желание не были подавлены.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, и возникает при попытке подростка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально и, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, и другие проявления ухода от действительности.

В жизни немало ситуаций, которые вынуждают человека бороться. Нам нравятся люди, презирающие опасность, преодолевающие опасность, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Однако с агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилие и даже убийство. Вот почему речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничить и контролировать ее, а также поощрять ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке - проявлять к нему любовь. Нет подростка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно выраженная агрессивность отличает как раз тех людей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми, проявлениями уважения, послушания, привязанности, когда хотят получить прощение,- это их способ добиться любви.

Разумеется, каждый из нас убежден, что любит своего ребенка. И из этого заключает, что у детей вообще нет оснований быть агрессивными. Мы любим своих детей. Это верно, но далеко не все проявляют нашу любовь столь очевидно, чтобы дети почувствовали ее. Ребенок, например, не ощущает нашу нежность, когда мы энергично отмываем ему уши. Кроме того, столь же верно. Что он вызывает у нас не только любовь, но и досаду, раздражение, сожаление, нетерпение и даже отчаяние. Эти чувства мы бессознательно проявляем куда более драматично и убедительно, нежели нашу любовь,- для многих родителей это «стало правилом поведения. Вот почему. Если ребенок видит в нас «злыдней», которые более или менее регулярно подавляют его, мешают жить, препятствуют удовлетворению его желаний, он непременно делается злым и агрессивным.

Психологический практикум для родителей

Повсюду на планете бесчинствует агрессивная энергия. Каждый день эта энергия, неуловимая и бессмысленная, причиняет много горя. Каждый день уменьшаются права людей на физическую и психическую безопасность и выживание.

Кроме того, множество людей невольно направляют эту агрессию против самих себя, вызывая, по свидетельству медицины, сердечные заболевания, ожирение, ревматические заболевания. Та же агрессивная энергия, как оказывается, - один из определяющих факторов различных психических отклонений: отдельных форм депрессии, чувства вины, навязчивых и параноидных синдромов.

  • Родителям, дети которых относительно часто проявляют агрессивность в поведении, стоит серьезно задуматься над тем, что ожидает их детей в будущем. Бороться с проявлениями подростковой агрессии можно и нужно. Главное - не забывать, что это - совсем не тот случай, когда "клин клином вышибают". Поскольку доминирующим (осознанным или подсознательным) стремлением в поведении подростка является стремление к самоутверждению, к установлению позиции значимого собственного "я", наиболее продуктивным способом преодоления агрессивных тенденций в его поведении будет предоставление ему позитивной возможности самореализации. Прежде всего, следует проанализировать и пересмотреть, если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери. Этот момент - исключительно важный, несмотря на то, что является как бы подготовительным.

  • Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ", попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству - все это поможет вам "переключить" его энергию при условии ненавязчивого контроля.

  • Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то - творчество, искусство.

  • Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком", от которого ничего не зависит.

  • Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.

  • Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что".

  • В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.

  • Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности действовать назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.

  • Научите его состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.

  • Уважайте индивидуальность подростка.

  • Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека осуществляется в деятельности - об этом никогда не следует забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА

  1. Громко спеть любимую песню.

  2. Пометать дротики в мишень.

  3. Попрыгать на скакалке.

  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

  5. Подраться с братом или сестрой.

  6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

  7. Пускать мыльные пузыри.

  8. Устроить «бой» с боксерской грушей.

  9. Пробежать по коридору школы, детского сада.

  10. Полить цветы.

  11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

  12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.

  13. Погоняться за кошкой (собакой).

  14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

  15. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

  16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

  17. Постирать белье.

  18. Отжаться от пола максимальное количество раз.

  19. Сломать несколько игрушек.

  20. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

  21. Стучать карандашом по парте.

  22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

  23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

  24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.


© 2010-2022