Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»

Тема занятия: «Какой характер у других. Актуализация  представлений о хороших и плохих чертах характера» Цель  занятия: знакомство с основными чертами характера. Задачи: ·         (направленные на достижение личностных результатов обучения)            воспитание интереса к предмету, уважения к внутреннему миру, коммуникативных   качеств личности; ·         (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) развитие мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект контрольно-срезового занятия дополнительного образования

по предмету «Психологическая азбука», 1-ый год обучения.

Тема занятия: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»

Цель занятия: знакомство с основными чертами характера.

Задачи:

  • (направленные на достижение личностных результатов обучения)

воспитание интереса к предмету, уважения к внутреннему миру, коммуникативных качеств личности;

  • (направленные на достижение метапредметных результатов обучения)

развитие мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы;

  • (направленные на достижение предметных результатов обучения)

мотивирование на осознание черт собственного характера, актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера.

Тип занятия: занятие закрепления знаний.

Место в учебном плане: шестое занятие раздела: «Темперамент и характер». Учащиеся владеют определёнными знаниями о характере и темпераменте, получают содействие осознанию индивидуальных различий между людьми.

Формы работы: индивидуальная,

Оборудование: ноутбук, презентация, рабочие тетради, музыкальные записи для 3-х этюдов, цветные карандаши, система Moodle.

Ресурсы: Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 144 с. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Рабочая тетрадь 1 класс. Психологическая азбука. 2-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 60 с.: ил.

Планируемые результаты:

Личностные

принятие и освоение роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности;

формирование личностного смысла учения;

проявление самостоятельности в деятельности, оценивание деятельности и поступков;

понимание характера других людей и оценивание их, понимание оценки учителя своим и чужим поступкам.

Метапредметные

умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);

определение цели, формулировка проблемы;

планирование деятельности;

умение оценить степень успешности достижения цели.

развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;

развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

перенос навыков построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;.

Предметные

развитие рефлексивных способностей и способностей оценивать других,

овладение знаниями об основных чертах характера,

развитие самоанализа и рефлексии,

укрепление интереса к самопознанию.

Ход занятия

Содержание деятельности ученика

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  • мотивировать учащегося к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

(Слайд 1.)

Приветствие.

- Здравствуй Лёша! Я рада видеть тебя!

Сегодня 3 марта. Наше занятие «Психологическая азбука». Зайди на Moodle.

- Каким ты хочешь видеть занятие? (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

- Поэтому улыбнёмся другу другу. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Приветствует учителя, контролирует свою готовность к уроку, самостоятельно работает с компьютером и интернетом.

(Информационные компетенции)

Учится слушать и понимать речь других (Отвечая на вопрос, учится оформлять свои мысли, эмоции в устной форме; учится слушать и понимать речь других (коммуникативные компетенции).

II. Введение в тему занятия.

Цель:

  • актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия материала;

  • актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия: анализ, обобщение;

(Слайд 2.)

Проверка домашнего задания.

- Дома ты рисовал сказочного героя, похожего на тебя по характеру. Напиши на своём рисунке его имя.

- А теперь напиши здесь же черты характера, свойственные этому герою, опиши, какой он по характеру.

Учитель задаёт вопросы:

- Какие у тебя есть положительные черты характера? А какие отрицательные? Почему?

Отвечает на вопросы, строит свои высказывания, делает вывод на основе анализа;

(Общекультурные компетенции)

учится слышать, участвует в обсуждении

(Учебно-познавательные компетенции).

III.Работа по теме.

Цель:

  • организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются и укрепляются познания о характере,

  • развитие самоанализа и рефлексии.

(Слайд 3.)

Задание «У кого такой характер?».

- Сейчас я буду называть какую-нибудь черту характера, а тебе необходимо назвать тех сказочных героев, которым она свойственна. Сейчас посмотрим, какой из тебя Знаток характера!

Учитель называет черты характера из списка.

Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»

(Слайд 4.)

Игра «Сказочный художник»

- Мы уже играли в игру «Художник», и ты знаешь, что делает «художник»: он «рисует» словесный портрет какого-нибудь человека. В этой игре «сказочный художник» описывает черты характера сказочного героя, персонажа сказок или мультфильмов. После того как ты («художник») опишешь характер выбранного тобой персонажа, я попытаюсь угадать его. Имена сказочных героев, которых ты можешь загадывать, написаны на экране в презентации. Итак, «начнём.

Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»

(Слайд 5.)

Беседа-опрос «Хороший - плохой характер».

- Сегодня на занятии мы определяли, какой характер у персонажей сказок.

- Скажи:

• Что значит иметь хороший характер?

• А что означает плохой характер?

• На что мы опираемся, когда судим о характере человека, когда делаем вывод о том, хороший он или плохой?

(Слайд 6.)

Упражнение «Царевна - Несмеяна».

- Сегодня, Лёша, я буду Царевной-Несмеяной. Чтобы меня развеселить, поднять настроение, надо сказать мне добрые и искренние слова о том, какая я хорошая. Например: «Вы такая доброжелательная, умная, аккуратная...».

- Нон нельзя допускать обсуждения непривлекательных черт! Давай начнём!

Ребёнок подбирает черты характера для Царевны-Несмеяны.

Учится оформлять свои мысли в устной форме;

определяет и формулирует ответы, цель изменений, ищет способы достижения цели (Ценностно-смысловые компетенции).

Компетенции личностного совершенствования - на протяжении всего урока.

Учится оформлять свои мысли в устной форме.

(коммуникативные компетенции)

Отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

(Учебно-познавательные компетенции).



Строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

Сравнивает, анализирует, делает выводы.

(Учебно-познавательные компетенции).

IV. Физкультминутка.

Цель:

  • создать условия для снятия напряжения.

(Слайд 7.)

-Лёша, проследи глазками за полётом листочков! А теперь посмотри в окошко.

(Слайд 8.)

- Ещё раз. А теперь посмотри в сторону двери.

(Слайд 9.)

- Посмотри снова на экран. Спасибо.

Следит за листочками на слайдах с целью снятия напряжения.


V. Продолжение работы по теме.

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю, самооценке, самоанализу;

  • проверить умение применять составляющие Я-образа.

  • тренировать уважение к внутреннему миру.

- Продолжаем работу.

(Слайд 10.)

Разыгрывание этюдов «Сеня-Растеряшка», «Молчок», «Капитан».

- Сейчас нужно изобразить персонажей с разными чертами характера.

- Первый персонаж - Сеня-растеряшка. Он на все вопросы взрослого отвечает: «Яне знаю», - пожимает плечами, разводит руками, смотрит вопросительно.

- Я прочитаю стихотворение про него, а ты на каждый мой вопрос реагируй так, как реагировал бы Сеня-Растеряшка.

Учитель читает стихотворение, а ребёнок изображает Сеню-Растеряшку:

Сеня-Растеряшка, где твоя рубашка?

Может, серые коты унесли ее в кусты ?

Может, заяц приходил? Может, ежик утащил?

Может, плюшевый медведь захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять - взял и сунул под кровать.

Сеня-растеряшка, вот твоя рубашка!

- А теперь следующий персонаж - Молчок. Молчок первый день в новой школе. Он робеет, ему кажется, что учительница им недовольна, а ребята вот-вот обидят. Поэтому он робко сидит на кончике стула с опущенной головой, положив ладони на коленки. Ты внимательно слушаешь стихотворение и сразу же изображаешь, как ведет себя Молчок-новичок.

Учитель читает стихотворение, а ребёнок изображает Молчка:

В школу к нам пришел Молчок, очень робкий новичок.

Он сначала был несмел, с нами песенок не пел.

А потом глядим - привык: словно зайка - скок да прыг.

До чего же осмелел: даже песенку запел.

- Теперь представь себя капитаном-впередсмотрящим, который отвечает и за корабль, и за пассажиров. Капитан стоит на мостике корабля. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения. Встань со стула. Осанка гордая, взгляд устремлен вперед. Изобрази капитана.

Учитель включает музыку, ребёнок изображает Капитана.

(Слайд 11.)

Упражнение «Сказочные персонажи».

- Открой рабочую тетрадь на с. 44. Напиши имена и фамилии четверых одноклассников, которые нравятся тебе по характеру, а под ними - имена сказочных героев, у которых похожий характер.

(Слайд 12.)

Упражнение «Я и сказочные персонажи»

- А теперь напиши черты характера, которые тебе нравятся в себе, а под ними - сказочных персонажей, которым в наибольшей степени присущи эти черты.

- Теперь давай проанализируем результаты задания. С какими персонажами ты идентифицируешь себя?







Формирует оценку на основе критерия успешности в деятельности.

(Ценностно-смысловые компетенции)

Учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Ценностно-смысловые компетенции, коммуникативные компетенции).

Сравнивает, анализирует, делает выводы.

(Учебно-познавательные компетенции).









Строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

Сравнивает, анализирует, делает выводы.

(Учебно-познавательные компетенции)

VI. Домашнее задание

(Слайд 13.)

- Подумай и напиши, какие черты характера тебе хотелось бы иметь?

- Открой рабочие тетради на с. 45. Подумай, какие черты характера тебе присущи. Впиши их названия вокруг буквы «Я» на рисунке так: если у вас это качество проявляется очень часто, то пиши его совсем рядом с буквой «Я»; если качество проявляется реже, значит, и находиться оно должно дальше.

Слушает, анализирует, выбирает домашнее задание в соответствии с самооценкой (пословицы или поговорки)

(Познавательные, коммуникативные, ценностно-смысловые компетенции).

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

  • оценить результаты учебной деятельности;

  • сделать выводы и самоанализ работы.

(Слайд 14.)

- Что же нового мы узнали про характер?

- Что значит иметь хороший характер?

- Что значит иметь плохой характер?

- Лёша, ты хорошо поработал. А теперь оцени свою работу на уроке.

(Слайд 15.)

Я твоей работой на уроке очень довольна.

Учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Подводит итоги урока.

Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Коммуникативные,

ценностно-смысловые компетенции)

Приложение 1.




Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»








Приложение 2.

Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»



Приложение 3.


Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»


Приложение 4.


Урок программы Психологическая азбука. Тема: «Какой характер у других. Актуализация представлений о хороших и плохих чертах характера»

© 2010-2022